Организация цифрового образования
в МАОУ «Платошинская средняя школа»
Из опыта работы учителя математики и информатики
Мелехина Галина Васильевна
21 век – век цифровой революции. Мы с удовольствием пользуемся плодами цифровизации – информационной доступностью, цифровыми сервисами и услугами, социальными сетями и различными цифровыми приложениями в разных областях своей жизнедеятельности. Цифровизация большими темпами проникает в производство и сферу услуг, что вызывает кадровый дефицит. Умение учиться, обучаться, переучиваться – одна из самых главных компетенций современного специалиста. Вторая, не менее важная, компетенция – умение использовать современные информационные технологии. Опираясь на вызовы нового времени, считаю, приоритетным направлением в своей работе - формирование умений: самостоятельно учиться, используя современные информационные технологии; ориентироваться в информационном пространстве, выделяя полезную и актуальную информацию; систематизировать и структурировать информацию; составлять алгоритмы действий; применять на практике.
Как учитель информатики работаю над темами: «Цифровая грамотность педагога»; «Информационная безопасность»; «Формирование информационных компетенций учащихся с помощью современных информационных технологий». Последние три года развиваю методическую тему: «Реализация цифрового образования в школе».
Под цифровым образованием1 следует понимать процесс организации взаимодействия между обучающими и обучающимися при движении от цели к результату в цифровой образовательной среде, основными средствами которой являются цифровые технологии, цифровые инструменты и цифровые следы как результаты учебной и профессиональной деятельности в цифровом формате.
Развиваю цифровое образование в четырех направлениях:
??????
Цифровой учитель
Несколько лет назад учителя осваивали ресурсы Интернета и компьютерные программы по мере своих возможностей. Ситуация в мире стремительно меняется: развитие информационных технологий, распространение коронавирусной инфекции, переход на дистанционное обучение, все это привело к тому, что цифровые навыки из желательных становятся обязательными.
Вместе с педагогическим коллективом работаю над вопросами: «Что такое – цифровая грамотность?»; «Какие цифровые навыки (digital-компетенции) необходимы современному учителю?»; «Какие цифровые инструменты использовать для качественного обучения?»; «Где пройти профессиональную подготовку?»
Для формирования цифровой грамотности педагогов мною проведена следующая работа:
Для анкетирования был выбран тест «Цифровые компетенции педагога» (https://education.yandex.ru/uchitel/intensiv2/test/start-1/).
Результат тестирования: самые высокие результаты цифровых компетенций показали молодые специалисты: преподаватели начальной школы; иностранных языков; педагоги дополнительного образования.
О рганизовано ежегодное участие педагогического коллектива во Всероссийском проекте «Школа цифрового века» (https://ds.1sept.ru/) .
С 2012 г. являюсь школьным администратором проекта. В проекте школа участвует 11 лет. «Школа цифрового века» (ШЦВ) — уникальный проект, позволяющий педагогам получать методическую поддержку по всем сферам школьной жизни.
Статистика использования ресурсов проекта |
Ресурсы | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 | 2019-2020 | 2020-2021 | 2021-2022 |
Вебинары | Х | Х | Х | Х | Х | 82 | 63 | 12 | 74 | 30 | 70 |
Курсы 6 часов | Х | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 8 | 1 | 4 | 4 | 5 |
Курсы 36 часов | Х | Х | Х | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 |
Курсы 72 часа | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | 3 |
Библиотека методических изданий | 33 | 257 | 234 | 173 | 103 | 143 | 115 | 78 | 19 | 4 | 1 |
Публикация | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | 0 | 0 | 0 |
Электронные учебники | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х |
Х – ресурс не доступен в подписке (Подписки: стандарт, минимальный, стандарт+, максимальный)
Из таблицы видно, что наибольшей популярностью пользуются такие ресурсы, как вебинары и методические издания.
С 2019 года являюсь администратором платформы, оказываю методическую помощь коллегам в освоении цифровых технологий, успешно внедряю инновационный онлайн-ресурс «ЯКласс» в образовательный процесс школы и системно помогаю учителям и их родителям в условиях дистанционного обучения.
Результаты работы:
С 2019 года являюсь администратором платформы. Участники платформы: ученики 1-9 классов (100 %) и ученики 10-11 классов - по желанию.
Участники проекта: ученики 10 класса (базовая группа, учебная практика), педагоги школы.
Цель проекта: помочь учителям освоить современные информационные технологии.
В рамках учебной практики, для учеников 10-го класса были поставлены задачи: выбрать и изучить цифровой образовательный ресурс, разработать инструкции по использованию ресурса, создать свой продукт в выбранном ресурсе, провести мастер-класс для учителей.
Этапы проекта:
1.Выбор тем:
№ | Тема | Учащийся | Сроки |
1 | Интерактивные рабочие листы на онлайн-сервисе LIVEWORKSHEETS. | Плешкова Екатерина | 15 января |
2 | Интерактивная презентация Сервис Peardeck. | Бригадных Дарина | 22 января |
3 | Kahoot - инструмент для быстрого создания всего интерактивного, что можно представить: викторин, опросов и обсуждений. | Лялина Кристина | 29 января |
4 | QR – коды в образовании. | Коновалова Екатерина | 5 февраля |
5 | Canva - онлайн сервис графического дизайна. | Ермакова Аня | 12 февраля |
6 | Pixton — инструмент для создания комиксов. | Бердникова Вероника | 19 февраля |
7 | Book Creator — простой способ создания красивых электронных книг. | Абрамова Лина | 26 февраля |
8 | Конструктор сайтов Tilda в работе преподавателя. | Патракеева Анастасия | 5 марта |
9 | Что такое сторителлинг? | Юркина Ангелина | 12 марта |
10 | Образовательные мультимедийные лонгриды: разработка и применение. | Овцина Юлия | 19 марта |
2. Алгоритм работы:
Составить теоретическую часть: пошаговая инструкция по работе с сервисом с иллюстрациями.
Сделать свой продукт в данном сервисе. Провести мастер-класс: показать на своем примере, как работать синструкцией и сервисом.
Оформить работу в текстовом редакторе: титульный лист; содержание; введение (актуальность, гипотеза, цель, задачи); Глава 1 - Теоретическая часть; Глава 2 - Практическая часть; заключение; информационные источники.
Требования к оформлению: шрифт Times New Roman 14, выравнивание текста – по ширине, межстрочный интервал – 1,5, красная строка в каждом абзаце, содержание – автоматическое.
Создать презентацию для защиты проекта: не более 10 слайдов. Презентация должна иллюстрировать главные мысли вашего выступления.
Защитить проект. Провести мастер-класс с учителями.
3. Результаты реализации учебной практики:
№ | Ф.И. | Тема | Содержание | Оформление проекта (текстовый документ) | Презентация для защиты проекта | Мастер-класс (обучение учителей) | Рекомендации | Итог |
Теория (создание инструкции) | Практика (наличие собственного продукта) |
1 | Ермакова Анна | Canva – лучшая платформа для красочных уроков! | хорошо мало иллюстраций | отлично | хорошо | отлично | отлично | | 5 |
2 | Юркина Ангелина | Что такое Сторителлинг? Создание цифровой книги. | отлично | хорошо | хорошо | отлично | отлично | | 5 |
3 | Лялина Кристина | Kahoot –инструмент для создания интерактивных игр и викторин. | отлично | отлично | хорошо | отлично | хорошо | Сделать памятку для учителей | 5 |
4 | Коновалова Екатерина | QR-коды в образовании | хорошо | хорошо | хорошо | отлично | отлично | | 5 |
5 | Плешкова Катерина | Интерактивные рабочие карточки на сервисе LIVEWORKSHEETS | отлично | отлично | хорошо | отлично | отлично | | 5 |
6 | Абрамова Лина | BookCreator — простой способ создания красивых электронных книг | «3» Нет инструкции | хорошо | хорошо | отлично | отлично | | 4 |
7 | Бердникова Вероника | Pixton — инструмент для создания комиксов | «3» Нет инструкции | Нет практики Нет своего продукта | плохо | плохо | - | | 3 |
8 | Бригадных Дарина | Интерактивная презентация с сервисом Peardeck | «3» Нет инструкции | Нет практики Нет своего продукта | плохо | нет | - | | 3 |
9 | Патракеева Анастасия | Конструктор сайтов Tilda в работе преподавателя | хорошо | хорошо | хорошо | хорошо | хорошо | | 4 |
10 | Овцина Юлия | Образовательные мультимедийные лонгриды: разработка и применение. | удовлетвор | нет | удовлетвор | хорошо | - | | 3 |
4. Создание сообщества «Цифровая мастерская» в социальной сети «Вконтакте».
Правила сообщества:1) Все материалы направлены на развитие цифровых педагогических навыков; 2) Каждая запись в сообществе - Один цифровой ресурс. Запись должна содержать: обучающий материал (видеоролик, презентация, пример готового продукта, алгоритм действий); 3) В комментариях можно выкладывать свои цифровые продукты, выполненные в данном цифровом ресурсе; 4) Автором контента может быть любой участник образовательного процесса Платошинской школы и филиалов.
Сообщество было создано по итогам работы учебной практики 10-го класса (2020-2021 уч/г). Дата создания сообщества - 07.11.2021. На данный момент мастерская содержит 7 мастер-классов:
Продукт проекта «Цифровая мастерская»: действующее сообщество учителей-единомышленников, активно развивающих свои цифровые компетенции, путем взаимопомощи и взаимообучения.
1 Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика», 2018г. №3
6