СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация самостоятельной работы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассмотрены основные направления и методы самостоятельной работы обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Организация самостоятельной работы»

УДК 37.091.313

Хаирова А.Н.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Аннотация. В данной статье рассмотрены основные направления и методы самостоятельной работы обучающихся.

Ключевые слова: самостоятельная работа, анализ, цели, формы, методы, формирование компетентности.


A.N. Khairova

SOCIALIZED INSTVUCTION

Annotation: This article is aimed at revealinq main directions and independent student seatwovk, analysis, puvposes, types, methods, the competence concept.

Key words: independent seatwovk, analysis, puvposes, types, methods, the competence concept.


«Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие,

обучая слишком многому.

Возбудите только любопытство.

Открывайте своим слушателям глаза,

но не перегружайте мозг.

Достаточно заронить в него искру.

Огонь сам разгорится там, где для него есть пища».

Анатоль Франс


В совремeнных условиях динамично меняющегося рынка труда все большую значимость приобретает непрерывное профессиональное образование. Сeгодня подготовка квалифицированных кадров и специалистов срeднего звена нацелена на выпускников, способных к самообразованию, саморазвитию, что становится в условиях информационного общества главным фактором его эффективной профессионализации, делового успеха, а также карьерного роста. Анализ содержания срeднего профессионального образования, которое определяется на основе федеральных государственных образовательных стандартов, свидетeльствует о смещении акцента в обучении с преподавания на учeние, более того, все большее значение приобретает вопрос относительно организации самостоятельной работы обучающихся, которая является составным элементом основных профессиональных образовательных программ в среднем профессиональном образовании и предусматривает развитиe способности обучающихся к самообразованию, саморазвитию, что напрямую связано с формированием общих (ключевых) компетенций выпускников профессиональных образовательных организаций.

Теперь важным является не использование ранее приобретенных знаний, а генерация и применение новых идей. Это приводит к появлению новых требований к подготовкe кадров в среднем профессиональном образовании: обладание высокой компетентностью, умение постоянно пополнять свое образование, творчески мыслить, практически освоить инновации. Поэтому познавательная самостоятельность обучающихся являeтся одной из решающих предпосылок улучшения качества подготовки спeциалистов в современных условиях.

Программа среднего профессионального образования исходит из того, что должен знать и уметь обучающийся, а преподаватель базируется на реальной ситуации, на том, что действительно знают и умеют обучающиеся. Следовательно, перед нами двуединая, но противоречивая по своей сути задача – с одной стороны, использовать все имеющиеся в нашем распоряжении возможности, чтобы развить познавательные интересы обучаемого, вывести его на новый уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным материал, который опирается на фундаментальные знания. Как же разрешить данное противоречие?

Одной из форм, помогающих решить проблему, являются продуманные и систематизированные, логически и целенаправленно разработанные задания и упражнения для самостоятельной работы обучающихся, в которых перед ними последовательно выдвигаются познавательные задачи, решая которые они осознанно и активно усваивают знания и учатся творчески применять их в новых условиях.

Это, в свою очередь, диктует структуру материала для самостоятельной работы, которая преследует следующие цели:

1. Формирование умений и навыков выявлять общее и частное;

2. Формирование умений определять существенные признаки, сравнивать их и на этой основе делать обобщения;

3. Сопоставлять, отмечая общие и отличительные черты;

4.Строить доказательства на основе существенных признаков.

Материал для самостоятельной работы бучающихся должен конструироваться преподавателем по следующим принципам:

1. Необходим предварительный разносторонний анализ изучаемого материала с ответом на вопросы: Что дано? Как дано? Зачем дано? Почему именно так, а не иначе? Что и как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть использовано в преобразованном виде.

2. Определить способы логической и методической обработки материала.

3. Уточнить место темы в системе курса и общей системе обучения.

4. Выявить трудности для обучаемых, сопряжённые с индивидуальными особенностями, уровнем знаний и познавательной деятельности.

5. Подготовиться для решения следующих задач:

  • формирование умений отделять понятное от непонятного, вычленять непонятное;

  • формирование умений выделять внутренние связи между элементами явления;

  • формирование умений вычленять главное.

6. При подборе и разработке заданий, упражнений исходить прежде всего из сравнительного анализа, придавая вопросам чёткое целевое направление, определяя предполагаемые ответы обучаемых.

7. Структура материала в целом должна чётко соблюдать принцип – от простого к сложному, от частного к общему.

Потребности побуждают личность искать пути их удовлетворения. Формирование у обучающихся познавательной потребности – одна из важных задач преподавателя СПО. Систематическое усложнение заданий для самостоятельной работы стимулирует познавательный интерес, способствует активизации и развитию мыслительных процессов, формированию научного мировоззрения и коммуникативных умений.

Методы самостоятельной работы обучающихся:

  • наблюдение за единичными объектами (ребёнком, педагогом);

  • сравнительно-аналитические наблюдения;

  • учебное конструирование (урока, занятия);

  • решение учебных и профессиональных задач;

  • работа с различными источниками информации»

  • исследовательская деятельность.

Наблюдение за единичными объектами подразумевает более или менее длительное восприятие с целью выяснить отличительные признаки объектов.

Сравнительно-аналитические наблюдения стимулируют развитие произвольного внимания у обучающихся, углубление в учебную деятельность.

Конструирование заставляет глубже проникнуть в сущность учебной дисциплины, найти взаимосвязи в учебном материале, выстроить их в нужной логической последовательности, сделать после изучения темы достоверные выводы.

Решение задач способствует запоминанию, углублению и проверке усвоения знаний обучающихся, формированию отвлечённого мышления, которое обеспечивает осознанное и прочное усвоение изучаемых основ.

Работа с источниками информации способствует приобретению важных умений и навыков, а именно: выделять главное, устанавливать логическую связь, создавать алгоритм и работать по нему, самостоятельно добывать знания, систематизировать их и обобщать.

Исследовательская деятельность – венец самостоятельной работы обучающегося. Такой вид деятельности подразумевает высокий уровень мотивации обучаемого.

Таким образом, компетентностный подход, направленный на формирование общих и профессиональных компетенций, способствует оптимизации самостоятельной работы обучающихся, в процессе которой у них проявляется инициатива, умения решать нестандартные задачи, планировать и прогнозировать самостоятельные действия, формируется самостоятельная активная жизненная позиция, повышающая их познавательную, социальную и профессиональную мобильность.

Потребность в самообразовании побуждает обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирует их познавательный интерес, способствует развитию у них умения приобретать профессиональные, научные и другие необходимые знания в процессе личного поиска необходимой информации, а также осознанно, ответственно и творчески подходить как к учебной, так и к своей предстоящей профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Аристархова, Т.В. Адаптивная система обучения как средство организации самостоятельной работы студентов [Текст] / монография / Т.В. Аристархова. Новокузнецк: РИО НГПИ.

2. Барбарошие, В.Г. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов / В.Г. Барбарошие // Высшее образование в России. – 2015.

3. Башаровский, А.В. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс]//Режим доступаhttp://festival. 1september.ru/articles/574903/.

4. Фѐдоровский Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся [Электронный ресурс] // Режим доступа http://likhachev.lfond.spb.ru/Lesson/ilushina.doc.

5. Зеленский, Ю. Образовательная среда и развитие личности [Электронный ресурс]. / Ю. Зеленский, С. Зоричев // http://www.znanieorg/gurnal/nlO 1/obraz sreda.html.

6. Капичникова, Е.Л. Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях колледжа [Текст] / Е.Л. Капичникова// Среднее профессиональное образование. 2014.

7. Кирдяев. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. – 2016. Терновская Т.С. Использование новых образовательных технологий (case-study) в обучении [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.ci.ru/inform12_99/р_27 2.htm.L/i Ю


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!