СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные подходы в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовила: Учитель коррекционного обучения ГБОУ ЛНР «АСШ №12 » Сухорукова Елена Анатольевна г. Алчевск, 2023г.

Подготовила:

Учитель коррекционного обучения

ГБОУ ЛНР «АСШ №12 »

Сухорукова Елена Анатольевна

г. Алчевск, 2023г.

Исходя из этого определены задачи: Выявить причины и условия проявления недостатков в развитии и отклонений в поведении учащихся класса. Учитывать современные подходы в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении обучающихся. Разработать совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического взаимодействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Создать условия для формирования у школьников потребности в здоровом образе жизни. Включать родителей как полноправных партнеров в коррекционно-педагогическую деятельность.

Исходя из этого определены задачи:

  • Выявить причины и условия проявления недостатков в развитии и отклонений в поведении учащихся класса.
  • Учитывать современные подходы в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении обучающихся.
  • Разработать совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического взаимодействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.
  • Создать условия для формирования у школьников потребности в здоровом образе жизни.
  • Включать родителей как полноправных партнеров в коррекционно-педагогическую деятельность.
Законом Конституцией РФ РФ «Об образовании» Декларацией Генеральной Ассамблеи ООН. О правах умственно-отсталых детей» от 20.12.1971г. Постановлением правительства РФ № 288 от 12.03.1977 г. «Об учреждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» Положением о специальных (коррекционных классах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ГОУ ЛНР «УВК «Восхождение»
  • Законом Конституцией РФ
  • РФ «Об образовании»
  • Декларацией Генеральной Ассамблеи ООН. О правах умственно-отсталых детей» от 20.12.1971г.
  • Постановлением правительства РФ № 288 от 12.03.1977 г. «Об учреждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
  • Положением о специальных (коррекционных классах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ГОУ ЛНР «УВК «Восхождение»
Комплексный подход в коррекционной работе:  Психологический – коррекция сенсорной недостаточности пространственной и временной ориентировки. Коррекция познавательных процессов, произвольного внимания, памяти, ощущений, восприятия, мышления. Социальная среда – «Я и дети», «Я и взрослые», «Я и семья», «Я и окружающий мир». Медицинский аспект – наблюдения невропатолога, лора, педиатра. Педагогический аспект – игра и учебная деятельность – обучение грамоте, словарь, грамматический строй, пересказ, рассказ, выводы, фонематический слух. Фонематический анализ и синтез, артикуляционный аппарат, речевые звуки (гласные, согласные).

Комплексный подход в коррекционной работе:

  • Психологический – коррекция сенсорной недостаточности пространственной и временной ориентировки. Коррекция познавательных процессов, произвольного внимания, памяти, ощущений, восприятия, мышления.
  • Социальная среда – «Я и дети», «Я и взрослые», «Я и семья», «Я и окружающий мир».
  • Медицинский аспект – наблюдения невропатолога, лора, педиатра.
  • Педагогический аспект – игра и учебная деятельность – обучение грамоте, словарь, грамматический строй, пересказ, рассказ, выводы, фонематический слух. Фонематический анализ и синтез, артикуляционный аппарат, речевые звуки (гласные, согласные).
  • 1 . Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
  • - развитие мелкой моторики и пальцев рук
  • - развитие навыков каллиграфии
  • -развитие артикуляционной моторики
  • 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
  • -развитие зрительного восприятия и узнавания
  • -развитие зрительной памяти и внимания
  • -формирование обобщённых представлений о свойствах предметов
  • -развитие пространственных представлений и ориентации
  • -развитие представлений о времени
  • -развитие слухового внимания и памяти
  • -формирование звукового анализа
  • 3. Развитие основных мыслительных операций:
  • -навыков соотносительного анализа
  • -группировка и квалификация
  • -умение работать со словесной инструкциями
  • -умение планировать деятельность
  • -развитие комбинаторных способностей
  • 4. Развитие различных видов мышления:
  • -развитие наглядно-логического мышления
  • 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
  • -упражнения для мимики лица
  • -драматизация, чтение по ролям
  • 6. Развитие речи. Овладение технической речи.
  • 7. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря.
  • 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Рисование геометрических фигур и узоров. Обведение по контуру геометрических фигур. Вырезывание фигур из бумаги Раскрашивание и штриховка. Рисование, лепка, аппликация. Конструирование, работа с мозаикой. Выкладывание фигур из спичек и палочек. Выполнение фигур из пальцев Освоение ремёсел (шитьё, вышивка, вязание, плетение) Крупная моторика (сила, движений) Игры с мячом Игры, копирование движений ведущего. Игры на попадание в цель. Физминутки Занятия ритмикой
  • Рисование геометрических фигур и узоров.
  • Обведение по контуру геометрических фигур.
  • Вырезывание фигур из бумаги
  • Раскрашивание и штриховка.
  • Рисование, лепка, аппликация.
  • Конструирование, работа с мозаикой.
  • Выкладывание фигур из спичек и палочек.
  • Выполнение фигур из пальцев
  • Освоение ремёсел (шитьё, вышивка, вязание, плетение)
  • Крупная моторика (сила, движений)
  • Игры с мячом
  • Игры, копирование движений ведущего.
  • Игры на попадание в цель.
  • Физминутки
  • Занятия ритмикой
1. Разучивание стихотворений 2. пересказ и рассказ, прослушивание грам. записей  -скороговорки 3.игры в слова и со словами. 4.Назвать слова противоположные по значению. 5.Составить слова из набора букв  А,к, с, о, и, м, р, т  М, ш, а, н, и, ы, г, р  6. Подобрать в рифму слово к слову по сюжетной картинке  7. Перевёрнутые слова  Маиз-зима  8.Составление слов из слогов  9.Составление слов по конструкции  -о-ь м-- -- 10. Составление палиндромов  Анна, шалаш, казак, наган.  Лёша на полке клопа нашёл  11. За 3 минуты написать больше слов, состоящих из 3 букв, 2 слогов….
  • 1. Разучивание стихотворений
  • 2. пересказ и рассказ, прослушивание грам. записей

-скороговорки

  • 3.игры в слова и со словами.
  • 4.Назвать слова противоположные по значению.
  • 5.Составить слова из набора букв

А,к, с, о, и, м, р, т

М, ш, а, н, и, ы, г, р

  • 6. Подобрать в рифму слово к слову по сюжетной картинке
  • 7. Перевёрнутые слова

Маиз-зима

  • 8.Составление слов из слогов
  • 9.Составление слов по конструкции

-о-ь м-- --

  • 10. Составление палиндромов

Анна, шалаш, казак, наган.

Лёша на полке клопа нашёл

  • 11. За 3 минуты написать больше слов, состоящих из 3 букв, 2 слогов….
Словарный диктант с комментированием Обнаружение ошибок в тексте Корректурные задания. Вычеркнуть определённую букву в печатном тексте за 5 мин. Правила усложняются – одновременно отыскиваются 2 буквы. Одна зачёркивается, другая подчёркивается или на одной строке обводиться кружком, на другой отмечается палочкой. Чтение текста до заданного выражения. Воспроизведение какого-либо образца (геометрического рисунка) Найди слова (В слове отыскать другое слово» Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, дорога, олень и т.д. «Перепутанные линии» «Найди отличия» Запоминание числа порядка предметов (число увеличивается» «Залить всё» (перечислить предметы, их последовательность, цвет)
  • Словарный диктант с комментированием
  • Обнаружение ошибок в тексте
  • Корректурные задания. Вычеркнуть определённую букву в печатном тексте за 5 мин. Правила усложняются – одновременно отыскиваются 2 буквы. Одна зачёркивается, другая подчёркивается или на одной строке обводиться кружком, на другой отмечается палочкой.
  • Чтение текста до заданного выражения.
  • Воспроизведение какого-либо образца (геометрического рисунка)
  • Найди слова (В слове отыскать другое слово»
  • Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, дорога, олень и т.д.
  • «Перепутанные линии»
  • «Найди отличия»
  • Запоминание числа порядка предметов (число увеличивается»
  • «Залить всё» (перечислить предметы, их последовательность, цвет)
1.Скаким настроением ты идёшь в школу? с радостью – 7ч. с привычным равнодушием- с предчувствием неприятностей – скорей бы всё это кончилось- 2.Бывают ли у тебя в школе неприятности? часто-1 редко-5 никогда-1 3.Если бывают, то от кого они исходят? от учителей- от кл.руководителя-1 от учеников-6 4. Бывают ли конфликты с кл. руководителями? часто- редко- никогда-3 5.Какую роль, по-твоему, исполняет в классе твой кл. руководитель? контроль за успеваемостью и дисциплиной -5 вторая мама- организатор досуга- помощник в трудных делах-1 старший товарищ другое-1
  • 1.Скаким настроением ты идёшь в школу?
  • с радостью – 7ч.
  • с привычным равнодушием-
  • с предчувствием неприятностей –
  • скорей бы всё это кончилось-
  • 2.Бывают ли у тебя в школе неприятности?
  • часто-1
  • редко-5
  • никогда-1
  • 3.Если бывают, то от кого они исходят?
  • от учителей-
  • от кл.руководителя-1
  • от учеников-6
  • 4. Бывают ли конфликты с кл. руководителями?
  • часто-
  • редко-
  • никогда-3
  • 5.Какую роль, по-твоему, исполняет в классе твой кл. руководитель?
  • контроль за успеваемостью и дисциплиной -5
  • вторая мама-
  • организатор досуга-
  • помощник в трудных делах-1
  • старший товарищ
  • другое-1
6.Что присуще кл. руководителю по отношению к тебе? хвалить-6 подбадривать-1 делать замечания- ругать- жаловаться родителям- быть вечно недовольным- другое- 7.Какое чувство ты испытываешь к кл. руководителю ? люблю-2 уважаю-5 8.Тебе хотелось бы от него перенять: великодушный характер – 5 манеру поведения – 5 умение хорошо выглядеть -1 разносторонние знания -6 другое- 9.Что посоветовал бы ты своему кл. руководителю? (счастья, не грустить, долгих лет жизни.) 10.Ты считаешь, что твой класс сплочён и дружен – 6 разбит на группы – 1 каждый живёт сам по себе – 11.Какие классные мероприятия тебе понравились? День именинника Классные часы, диспут. 12.Что ты знаешь о своём кл. руководителе? (учитель хороший, не ругается, ставит хорошие оценки) 13.Можешь ли ты сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе? повезло – 7.
  • 6.Что присуще кл. руководителю по отношению к тебе?
  • хвалить-6
  • подбадривать-1
  • делать замечания-
  • ругать-
  • жаловаться родителям-
  • быть вечно недовольным-
  • другое-
  • 7.Какое чувство ты испытываешь к кл. руководителю ?
  • люблю-2
  • уважаю-5
  • 8.Тебе хотелось бы от него перенять:
  • великодушный характер – 5
  • манеру поведения – 5
  • умение хорошо выглядеть -1
  • разносторонние знания -6
  • другое-
  • 9.Что посоветовал бы ты своему кл. руководителю?
  • (счастья, не грустить, долгих лет жизни.)
  • 10.Ты считаешь, что твой класс
  • сплочён и дружен – 6
  • разбит на группы – 1
  • каждый живёт сам по себе –
  • 11.Какие классные мероприятия тебе понравились?
  • День именинника
  • Классные часы, диспут.
  • 12.Что ты знаешь о своём кл. руководителе?
  • (учитель хороший, не ругается, ставит хорошие оценки)
  • 13.Можешь ли ты сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе?
  • повезло – 7.
                                                  С.Г. Шевченко «Коррекционно-развивающее обучение» Москва «Владос» 2001г. М.К. Акимова «Психологическая коррекция умственного развития школьников» Москва «Академия»2000г. С.М. Соколова «Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательной школы» Иркутск. 2011г. Л.Ф. Афанасьева «Особенности образовательного процесса в классах коррекции» Волгоград «Учитель».2010г. Коррекционная педагогика Б.П. Пузанова. Москва «Академия» 1999г. Т.В. Власова «О детях с отклонениями в развитии». Москва «Просвещение» 1973г. В.Б. Кащенко «Педагогическая коррекция» Москва «Просвещение» 1994г. Ж. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 6 2003г. Н.М. Гончарова « Внеклассные мероприятия в коррекционных классах» Волгоград «Учитель» 2007г. И.Г. Савельева «Коррекционно-развивающее обучение». Волгоград «Учитель» 2009г. Презентабельная, представительная внешность человека. Р.п. Карлина. Волгоград «Учитель» 2012г. «Система воспитательной работы в коррекционном учреждении». Н. П. Вайзман «Психотерапия в дефектологии». Москва «Просвещение» 1992г.
                                                  • С.Г. Шевченко «Коррекционно-развивающее обучение» Москва «Владос» 2001г.
                                                  • М.К. Акимова «Психологическая коррекция умственного развития школьников» Москва «Академия»2000г.
                                                  • С.М. Соколова «Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательной школы» Иркутск. 2011г.
                                                  • Л.Ф. Афанасьева «Особенности образовательного процесса в классах коррекции» Волгоград «Учитель».2010г.
                                                  • Коррекционная педагогика Б.П. Пузанова. Москва «Академия» 1999г.
                                                  • Т.В. Власова «О детях с отклонениями в развитии». Москва «Просвещение» 1973г.
                                                  • В.Б. Кащенко «Педагогическая коррекция» Москва «Просвещение» 1994г.
                                                  • Ж. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 6 2003г.
                                                  • Н.М. Гончарова « Внеклассные мероприятия в коррекционных классах» Волгоград «Учитель» 2007г.
                                                  • И.Г. Савельева «Коррекционно-развивающее обучение». Волгоград «Учитель» 2009г.
                                                  • Презентабельная, представительная внешность человека. Р.п. Карлина. Волгоград «Учитель» 2012г. «Система воспитательной работы в коррекционном учреждении».
                                                  • Н. П. Вайзман «Психотерапия в дефектологии». Москва «Просвещение» 1992г.


                                                  Скачать

                                                  Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

                                                  Вебинар для учителей

                                                  Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!