СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы с детьми-инофонами на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Последние десятилетия характеризуются активизацией процессов миграции в Россию из стран Ближнего Зарубежья. Как правило, это трудовая миграция: в связи с безработицей и низким уровнем жизни в родной стране, многие семьи с детьми вынуждены мигрировать в Россию. В настоящее время в школах, по данным статистики, дети мигранты составляют около 30 процентов от общего числа учеников.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с детьми-инофонами на уроках биологии»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2 г.Талдома













Методическая разработка

«Организация работы с детьми-инофонами на уроках биологии»











Автор:

Глинина Н.И

Учитель биологии













г.Талдом

2023





Последние десятилетия характеризуются активизацией процессов миграции в Россию из стран Ближнего Зарубежья. Как правило, это трудовая миграция: в связи с безработицей и низким уровнем жизни в родной стране, многие семьи с детьми вынуждены мигрировать в Россию. В настоящее время в школах, по данным статистики, дети мигранты составляют около 30 процентов от общего числа учеников.

Во-первых дети мигранты находятся в трудных условиях: и они отличаются от среды своего нового местожительства по своей культуре, социально не защищены, часто испытывают трудности в общении с одноклассниками. У младших школьников недостаточно развиты коммуникативные навыки, не умеют знакомиться со сверстниками, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать. Кроме того, навыки взаимодействия, с которыми приходят в школу дети мигранты, часто оказываются неадекватными в новой социальной среде. Приезжие дети могут считать оскорбительными слова и выражения, которые не являются таковыми в местной детской культуре. Культурно обусловленные различия в способах невербальной коммуникации, нормах отношений, ценностях, стандартах и ритуалах поведения многочисленны, и они часто становятся причиной неприятных недоразумений при взаимодействии детей разных национальностей. К тому же многие дети-мигранты не очень хорошо владеют русским языком, что создает дополнительные трудности для общения и взаимопонимания.

Во-вторых, детям-мигрантам зачастую тяжело дается школьная программа. У многих детей к моменту поступления в начальную школу, наблюдается признаки педагогической запущенности, что снижает их самооценку, негативно сказывается на отношениях с окружающими, почти автоматически снижает социальный статус ребенка среди одноклассников, что создает проблемы в обучении.

Особенностями ситуации развития этих детей является двуязычие (билингвизм), у них отмечаются академические трудности в усвоении учебного материала - плохое знание русского языка и слабая дошкольная подготовка. Они не всегда понимают объяснения учителя, не умеют выразить свою мысль. В результате совместного действия этих факторов многие дети-мигранты уже в свои семь-восемь лет начинают воспринимать социум, в котором они вынуждены находиться, как отвергающий, унижающий и дискриминирующий.

В социальном плане  адаптация детей мигрантов предполагает приспособление их к новым социальным условиям, общественным явлениям. В психологическом -налаживание контакта с ближайшим окружением, нахождение своего места в нем, выработка умений действовать исходя из ценностей и норм, свойственных для той культуры, в которой они оказались. Миграция для этих детей сложна тем, что сопровождается тяжелыми внутриличностными переживаниями, связанными с приспособлением детей мигрантов  к совершенно новым условиям и обстоятельствам жизни, к событиям, о которых ранее они не имели  ни малейшего представления, трудности в общении и взаимодействии с одноклассниками.

Показателем адаптивного обучения является наличие в его структуре различных этапов поисковой деятельности, то естественно, что они представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока: возникновение проблемной ситуации и постановки проблемы, выдвижение предположений и обоснование гипотезы; проверка правильности  решения проблемы. Но на своих уроках я делаю акцент на детей мигрантов, так как в рамках нашей школы отводится пристальное внимание к развитию умений и навыков различных видов речевой деятельности: чтения, письма, аудирования и говорения. Поэтому значительное место занимают задания, развивающие умения вести диалог на различные темы, используя реплики переспроса, согласия, отрицания, утверждения и др. Также как вы понимаете для успешного осуществления речевой коммуникации необходимо также научить детей мигрантов правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими приёмами, правильно образовывать формы слов, правильно и уместно употреблять слова, фразеологизмы, предложения разных типов.

Для осуществления таких приёмов на детях мигрантах на уроках ведется либо групповая работа, либо работа в парах, либо «урок вдвоём», где ребёнок мигрант получает помощь от своих одноклассников и учителя. Если в классе у нас присутствует, допустим, 6 детей мигрантов, то я стараюсь класс разбить на группы, и чтобы в каждой группе было по одному ребенку мигранту. При опросе групп, больше спрашиваю детей мигрантов для развития у них коммуникативных и регулятивных качеств. Бывают случаи, что дети мигранты лучше справляются с заданиями, чем остальные дети, тогда я прошу их, чтобы они объяснили материал всем остальным. То есть, работа с детьми мигрантами отличается тем, что мы их постоянно выводим на коммуникации, на сравнение объектов, на дискуссию, чтобы они могли себя в дальнейшем реализовать.

Приведу несколько примеров заданий, используемых на своих уроках.В результате длительных наблюдений выяснилось, что многие виды рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих в условиях неволи живут гораздо дольше, чем в дикой природе. Как можно объяснить этот факт? Как можно определить возраст представителей перечисленных выше систематических групп животных? Какие причины могут привести к появлению «исключений из правила», т.е. к ситуации, когда животное в неволе погибает быстрее, чем в дикой природе? Приведите конкретные примеры.

В 7-8 классах по теме “Тип Членистоногие” необходимо отследить причинно-следственные связи: функция – строение –среда. Задача.

1. Планария имеет сильно уплощенное тело толщиной 0,06 см.

2. Рак и беззубка имеют жабры.

3. У пауков и насекомых есть трахеи, благодаря чему воздух поступает прямо к тканям.

А. О каком физическом процессе, происходящем в живых организмах, можно судить по приведенным данным?
Б*. Какой должна быть дыхательная поверхность, для того, чтобы диффузия могла происходить? 

4) 7-8 класс. Тема: Тип Хордовые. Класс Млекопитающие.

Задача.

Самое маленькое млекопитающее – землеройка съедает за день пищу, превосходящую по массе в 2-4 раза ее собственную массу. А тигр, имеющий массу 250-300 кг, довольствуется 10-12 кг мяса в сутки. Объясните такое несоответствие.

5) Египетская царица устроила пир в честь римского полководца Марка Антония. Среди сокровищ сказочно богатой Клеопатры особо славились серьги с огромными жемчужинами, массу которых современники оценивали в 40,2 грамма. Желая поразить гостя, Клеопатра растворила одну из жемчужин в кубке с вином и выпила за здоровье Антония, чем сильно поразила присутствующих. Нужно объяснить, почему не отравилась Клеопатра.

И в заключении хотелось бы отметить, что проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями.

Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету, а это всё постепенно как клубочек ведёт к организации исследовательской деятельности.

Список литературы

Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 32 с.

Базовый учебник: предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы. Биология 7 класс Разнообразие живых организмов.Авторы Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко. Москва «Просвещение» 2014г.

И.Г.Коноваленко. Создание проблемных ситуаций на уроках биологии. “Биология в школе”, 1971 г., №2.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб.для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2008.

Разумная Е. В. Использование элементов проблемного обучения на уроках биологии [Текст] / Е. В. Разумная // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 175-177.

Сивоглазов В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб.для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред. акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова. – М.: Дрофа, 2008, с.104-105.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!