СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация профессиональной ориентации обучающихся в школе в 2023 - 2024 учебном году

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профминимум - это универсальный набор практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации учащихся. Профориентационный минимум включает три уровня реализации.

Просмотр содержимого документа
«Организация профессиональной ориентации обучающихся в школе в 2023 - 2024 учебном году»

Доклад на тему: "Организация профессиональной ориентации

обучающихся в школе".

С 1 сентября 2023 года в школах вводится единая модель профессиональной ориентации. 

Минпросвещения представило Единую модель профориентационной ориентации. Она предоставляет школьникам 6–11 классов, включая детей с ОВЗ, необходимые знания и навыки для осознанного выбора профессионального пути. Новая модель внедряется в учебные планы и строится на принципах, определенных в письме Минпросвещения .

Уже с сентября нынешнего года вступает в силу унифицированная система профессиональной ориентации. Профминимум - это универсальный набор практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации учащихся. Профориентационный минимум включает три уровня реализации:

  • Базовый (рекомендуемая нагрузка - не менее 40 часов в год);

  • Основной (не менее 60 часов в год);

  • Продвинутый (не менее 80 часов в год).

Занятия по профориентации в школе осуществляются в следующих форматах:

  1. Урочная деятельность: интеграция профориентационного материала в предметы общеобразовательного цикла, включая "Технологию".

  2. Внеурочная деятельность: онлайн-диагностика склонностей, уроки профориентации, проектная деятельность, программы, классные часы, беседы, мастер-классы, консультации и другие мероприятия.

  3. Воспитательная работа: экскурсии, посещение лекций, участие в выставках, ярмарках, классных часах и конкурсах.

  4. Дополнительное образование: выбор занятий с учетом склонностей и потребностей.

  5. Профессиональное обучение: выбор и обучение по программам профессиональной компетенции.

  6. Взаимодействие с родителями: информирование, собрания, рассылки, курсы и участие во встречах с представителями профессий.

  7. Профильные предпрофессиональные классы: форматы работы и партнерства с образовательными организациями. Это могут быть: инженерные, медицинские, космические, информационно-технологические (IT), педагогические, предпринимательские и другие классы.

МО Республики Мордовия приказом от 10 июля текущего года определило уровни реализации профессионального минимума для образовательных организаций Республики Мордовия. Наша школа вошла в список школ, реализующих профминимум на базовом уровне.

На базовом уровене профориентационного минимума в школе следует обеспечить следующие организационные и методические условия:

  1. Назначить ответственного за профориентацию, который может быть заместителем директора по разным функциональным областям.

  2. Выбрать специалистов, включая педагогов-предметников, классных руководителей и педагогов-психологов, для организации профориентационной работы.

  3. Обучить специалистов методам проведения профориентационной деятельности (не менее 6 академических часов).

  4. Сформировать учебные группы, определить количество участников из 6-11 классов и разработать план профориентационной работы.

Все четыре пункта, я думаю, будут выполнены в Игнатовской школе, мы же в наших структурных подразделениях эту работу будем осуществлять через классных руководителей и учителей-предметников.

Вообще, Программа профориентационной работы на базовом уровне включает следующие форматы:

1) Урочная деятельность (рекомендованное время – от 2 часов):

  • Уроки общеобразовательного цикла, в том числе рассматривающие важность предметов для будущей профессиональной деятельности.

  • Уроки с профориентационной направленностью в предмете "Технология".

2) Внеурочная деятельность (рекомендованное время – 34 часа):

  • Онлайн-диагностика склонностей (1 час).

  • Урок, посвященный анализу результатов профориентационной диагностики (1 час).

  • Разнообразные мероприятия на выбор: проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, беседы, дискуссии, мастер-классы, игры, консультации педагогов и психологов, моделирование профессиональных ситуаций в онлайн-формате и другие.

3) Воспитательная работа (рекомендованное время – от 2 часов):

  • Включает в себя разнообразные мероприятия, такие как экскурсии на предприятия, посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО, а также участие в конкурсах профориентационной направленности

4) Дополнительное образование (рекомендованное время – от 1 часа):

  • Предполагает возможность выбора и посещения занятий в рамках дополнительного образования, учитывая индивидуальные склонности и образовательные потребности.

5) Взаимодействие с родителями/законными представителями (рекомендованное время – от 1 часа):

  • Предполагает проведение родительских собраний, как ознакомительных, так и итоговых, с целью информирования родителей о процессе профориентации и выбора будущей профессии.

__________________________________

Те учителя, которые, как и я, работают в школе более 30 лет, согласятся сейчас со мной, что все это мы уже проходили. Профориентационная работа была одним из самых важных направлений в советской школе. Классные часы на тему «Все работы хороши – выбирай на вкус» проводились не только в выпускных классах. Ежемесячные концерты школьной агитбригады на животноводческих фермах включали в себя не только концерт, но и обязательное знакомство с работой доярок, телятниц, кормоцеха, механиков и пр. На уроках физики рассказывали о профессиях физиков-ядерщиков, о строителях атомоходов, космонавтах. И так далее по каждому предмету. Правда для организации такой работы не назначался специальный человек, все это входило в обязанности пионерских вожатых и организаторов внеклассной работы как один из аспектов деятельности. В конце 90-х, начале 21 века в школах был введен так называемый ПИР - профессионально-информационный классный час для 9-классников. Ответственность за проведение этого часа ложилась на классного руководителя. В помощь был уже интернет, при помощи которого можно было знакомить детей с самыми разными профессиями. Интернет был далеко не везде, классные руководители не всегда ответственно относились к ПИРу, ЕГЭ в самом начале своего существования вдруг всем, даже «троечникам», открыл путь в вузы, и мода на рабочие специальности снизошла на нет. Все поступали исключительно в вузы, любые, куда хватало баллов.

Многие выпускники школ, окончив вузы, пришли к выводу, что специальность, полученная ими, им самим же и не нравится. Получив, чаще всего, платное образование, они далеко не все получили хорошие знания, чтобы быть первоклассным юристом, талантливым педагогом или трудягой-агрономом. Начала расти армия продавцов с дипломом о высшем образовании в кармане. А стране все больше требуются строители, инженеры, механики, слесари, сантехники,  газовые сварщики, электромонтеры, автомеханники и т.д.

Вопрос о возрождении профориентационной работы в школе снова встал на повестку дня.

Важно, чтобы каждый из нас: учитель-предметник, классный руководитель, воспитатель - понимали, что именно в школе ребенок должен понять, чем во взрослой жизни он хочет заниматься, в какой профессии жить, чтобы получить то профессиональное образование, которое обеспечит ему и достойную зарплату, и желание идти на работу.



Всем вам, дорогие коллеги, желаю, чтобы каждый новый день приносил вам радость от встречи с учениками, удовлетворение от проведенного урока, уверенность в своих знаниях и возможностях!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!