СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация проектной деятельности в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Организация проектной деятельности на уроках в начальной школе»

Цель мастер-класса: познакомить с опытом организации проектной деятельности на уроках в начальной школе.

Задачи мастер-класса:

  • создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;
  • систематизировать знания о проектной деятельности;
  • отработать методические подходы и некоторые приемы проектной деятельности;
  • провести рефлексию.

Просмотр содержимого документа
««Организация проектной деятельности в начальной школе»»











Мастер – класс:

«Организация проектной деятельности в начальной школе»























Подготовила: Тарасова Мария Александровна,

учитель начальных классов,

1 квалификациооной категории.











МАОУ «СОШ п.Красный Текстильщик»

Февраль 2021 год

Тема «Организация проектной деятельности на уроках в начальной школе»

Цель мастер-класса: познакомить с опытом организации проектной деятельности на уроках в начальной школе.

Задачи мастер-класса:

  • создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;

  • систематизировать знания о проектной деятельности;

  • отработать методические подходы и некоторые приемы проектной деятельности;

  • провести рефлексию.

Аудитория: учителя

Ход мастер-класса:

- Добрый день, коллеги!

- Работу предлагаю начать с высказывания Карла Роджерса:

«Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим».

- Тема мастер-класса «Организация проектной деятельности на уроках в начальной школе».

Теоретическая часть.

Что же такое «Проект»? Можно сказать, что «проект - это пять «П»:

1. Проблема.

2. Проектирование / Планирование

3. Поиск информации.

4. Продукт.

5. Презентация проектного Продукта.

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог;

  • координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

3. Формирование социально адекватных способов поведения.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Сами того не подозревая, мы, каждый день становимся участниками и руководителями разных проектов. Не верите?

Вы каждый день думаете над тем, что бы приготовить на завтрак, ужин, а потом воплощаете идеи в жизнь – это проект! Вы решаете, какую программу провести на свой День рождения, а потом воплощаете задуманное – это тоже проект!

Чтобы освоить метод проектов я предлагаю вам решить такой пример:

  • Загадайте число.

  • Прибавьте столько же.

  • Прибавьте 10.

  • Разделите на два.

  • Отнимите задуманное.

(В результате у всех должно получиться число 5.)

Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Так происходит и в проектной деятельности учащихся. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность учащихся.

Мы сегодня попытаемся обобщить материал, который всем известен о проектной деятельности. А поможет нам в этом ряд заданий, которые вам предстоит выполнить, чтобы получить конкретный результат.

Типология проектов

По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированная,

исследовательская, информационная, творческая, ролевая, прикладная.

Практико - ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает актуальность темы, задачи исследования, выдвижение гипотезы с проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.

Классификация проектов по продолжительности.

- Мини - проекты.

- Краткосрочные проекты.

- Недельные проекты.

- Годичные проекты.

Презентация - завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника от того, что они доставили радость людям.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - РЕБЕНОК УЧИТСЯ УЧИТЬСЯ.

Практическая часть

Я предлагаю Вам сегодня принять участие в проектной деятельности по теме «Зима».

Считаю, что тема актуальна сейчас в наши дни, т.к. за окном соответствующее время года.

Предлагаю вам разделиться на 3 группы. (на листочках написано название группы).

1 группа: проект по «Технологии»

Сегодня я предлагаю вам стать участниками проектной деятельности на тему: «Зимнее окно».  В зимний период на окнах появляются разнообразные узоры.

Ежегодно, в преддверии новогодних праздников, помещение класса наряжается в праздничное убранство. А почему бы не побывать в роли Мороза и не украсить окна?

Для этого вам потребуется картон – макет окна, белая бумага, салфетки, вата, клей, ножницы и ваше воображение.

2 группа: проект по «Окружающему миру»- журнал.

Страница 1. «Животные зимой»

Выбери необходимую информацию и расположи ее рядом с животным.

Зимой холодно. Глубокий снег укрывает землю и деревья. Животным трудно найти корм.

Зимой не увидишь насекомых. Они боятся мороза и на зиму прячутся в укрытия.

Большинство птиц осенью улетают в тёплые края. Но сороки, вороны, воробьи, синицы, дятлы, клесты остаются зимовать.

У зимующих птиц тёплое оперенье, и им не страшны морозы. Питаются птицы семенами и ягодами. А клесты в самые морозы выводят птенцов и кормят их еловыми и сосновыми семенами.

Звери тоже готовятся к зиме. Некоторые из них (белки, мыши, бобры) ещё осенью делают на зиму запасы.

Шерсть у зверей зимой становится гуще и теплее, а у зайца-беляка зимой она меняет цвет и становится белой. На белом снегу его заметить трудно.

Медведи зимой впадают в спячку. Они готовят себе берлогу — яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева. Ложатся головой к лазу и спят. В это время медведи пищи не употребляют, а живут за счёт накопленного жира.

Многие звери (волки, лисы, зайцы, лоси) запасов себе не делают, на зиму не засыпают. Им приходится постоянно искать себе корм.

Страница 2.

«Жизнь растений в зимний период».

Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды. Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями.

Зима не прекращает рост растений, она только задерживает его. Зимой происходит «дозревание» почек. Весной на ветках появляются новые листочки. Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница. Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.

Для деревьев опасны зимой оттепели, когда снег на дереве тает, трещины коры  заполняются водой. Если вслед за оттепелью будет мороз, то вода, замерзая. Разрушит кору. На ней появляются глубокие трещины-морозобоины. Чтобы избежать повреждения коры, стволы плодовых деревьев белят. Белый цвет отражает солнечные лучи и верхние слои слабо  нагреваются.    

Страница 3. «Жизнь птиц зимой»

Сезонные перелеты птиц – миграции связаны с изменением корма для птиц. По типу сезонной миграции птиц можно разделить на три группы:

  • Зимующие (оседлые) – птицы, которые не совершают перелетов, а зимуют на месте гнездования.

  • Кочующие – птицы, которые совершают вынужденные не длительные перелеты в поисках корма

  • Перелетные – большинство насекомоядных и водоплавающих птиц, совершающие длительные перелеты.

Снегирь

Снегирь - распространен по всей полосе хвойных и смешанных лесов Европы, во время кочевок появляется в садах и парках сел и городов. Окраска оперения самца красива; верх головы, крылья и хвост черные. Задняя часть шеи и спина светло-серые. Надхвостье и подхвостье чисто-белые. Нижняя часть тела красная. У самки красный цвет замещен буровато-серым.

Большая синица

Большая синица самая большая из всех синицевых: её длинна 14 см, масса 20г. Окраска пёстрая: чёрная голова с жёлтыми щеками и чёрная продольная полоса на жёлтой груди. Молодые птицы окрашены бледнее, их щёки желтоватые. Голоса больших синиц разнообразны, они могут издавать около 200 различных звуков и имитировать самых разных птиц.

Населяет большая синица разные районы, обитает почти везде, где растут деревья,

Сорока
.  По бокам птицы перья белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом. В природе сороку можно безошибочно определить по голосу с типичным звучанием "ча, ча, ча". Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса.

3 группа: проект по «Литературному чтению»- стенгазета.

Задание 1. Я предлагаю вам почитать стихотворения о зиме. Но строчки этих стихотворений у меня случайно рассыпались. Давайте соберём из них стихотворения. Чтобы они получились у вас правильными, помните о стихотворной рифме, созвучии поэтических строк. Найдите у себя в файлах вот такое разрезное стихотворение,  соберите его и наклейте. Оформите работу.

Снег летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.


Всюду снег, в снегу дома –
Привезла его зима.
К нам спешила поскорей,
Привезла нам снегирей.


Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

Задание 2. Собери поговорки о зиме и помести в проект.

В декабре зима стелет холсты,

зиме середина.

Январь – году начало,

спрашивает, как обутый.

Февраль месяц лютый:

а мороз наводит мосты.


Задание 3. Вспомните и напишите продолжение примет о зиме и помести в проект.

Ранний снег к (ранней зиме).

Мало снегу зимой – (лето с редкими дождями).

-Тёплая зима – (к холодному лету).

-Обильные снегопады в начале зимы – (к сильным дождям в начале лета).


Задание 4 . Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, но и художников, и композиторов. Перед вами репродукции картин И.Саврасова, А. Пластова, К. Юона, И.Левитана, На этих картинах каждый художник показывает снег в разные месяцы зимы. У И. Саврасова изображена русская зима с обилием снега, мягкого, пушистого, Аркадия Пластова – первый снег воздушный, нежный, пахнущий свежестью арбуза. У И.Левитана изображен снег уходящий, начинающий таять, мартовский. У К. Юона русская снежная зима.
Я предлагаю вам почувствовать себя художниками и украсить страничку своими зимними рисунками.

И. Левитан К. Юон И. Саврасов А. Пластов

Посмотрим, что у вас получилось. Представители каждой группы демонстрируют отчет о проделанной работе. У вас получился продукт совместной деятельности. В его создании участвовал каждый член группы и внес свой вклад чтобы получить конкретный результат.

- И в заключении хочу поблагодарить всех за активное и творческое участие в проведении мастер класса, пожелать всем творческих идей, успехов в нашей работе.

Своё выступление хотела бы завершить словами» «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!