СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектной деятельности на уроках технологии с целью выявления и развития одаренных детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья передает накопленный мною опыт по организации проектной деятельности на уроках технологии у девочек и в начальных классах.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности на уроках технологии с целью выявления и развития одаренных детей»

Л.В. Еремеева

учитель технологии

МОУ "Мочалищенская СОШ"

Звениговского района

Рееспублики Марий Эл


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ


СЛАЙД 1

Сегодня я хочу рассказать вам о том, как я использую проектную технологию на своих уроках для развития способностей учащихся.

СЛАЙД 2

Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова Сеймур Пейперта.

"Все люди одинаково успешно могут овладеть необходимыми областями знаний.

Дело не в способностях, а в организации процесса обучения"

Сеймур Пейперт.

Почему? Попытаюсь объяснить.

СЛАЙД 3

Для того чтобы понять чем я руководствовалась в выборе технологии для построения образовательного процесса нельзя не сказать о нашей школе и ее условиях. Школа небольшая 167 учащихся. Все друг друга хорошо знают. Все хотят получить хорошие знания при чем не затратные для семьи. Мы понимаем, что на уроках технологии у девочек необходимо достачно много различных материалов и инструментов для пошива изделий. Это первое.

На уроки технологии в школе отводится очень мало часов, а 9 классе их нет вовсе. Это второе.

Ну и третье, так как я работаю с небольшим количеством девушек, конечно, хотелось бы научить их чему либо, но в столь сжатые сроки это бывает трудно.

Итак, мне необходимо в краткие сроки и не очень дорого для учащихся, чему - либо их научить. Конечно, хотелось бы, чтобы этот процесс был им интересен, полезен и развивал их способности. Поэтому в 5-8 классах я, стараюсь выполнять программу по возможности, присматриваясь к способностям учащихся. А 10-11 классах, проанализировав способности девочек, продумываю различные программы освоения материала, пытаясь заинтересовать и мотивировать их на обучение.

Вы скажите, не нарушаю ли я закон. На слайде вы видите стать ФЗ в которой мне предоставляется право на свободу выбора форм обучения, методов воспитания.


Ст.3п.7 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является «свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая представление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитании».

СЛАЙД 4

Кроме этого хочу обратить ваше внимание на ФГОС. Ознакомившись с миссией школы, я стала, уверена в том что, выбранная мною технология будет способствовать развитию той личности, которая сможет себя найти в нашем обществе.

Федеральный государственный стандарт второго поколения гласит:

Миссия школы – воспитание гражданина России:

высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.

СЛАЙД 5

Задача современного образования – формирование таких качеств личности, как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.

СЛАЙД 6

Я думаю, вам знакомы компетенции образовательного учреждения, в которых говорится о том, что будут выпускники получать оценки за проектную деятельность.

К компетенции образовательного учреждения относится: описание организации и содержания: а) промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; б) итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся; в) оценки проектной деятельности обучающихся.

СЛАЙД 7

Поэтому, считаю одной из эффективных технологий по достижению качества образования и развития личности ребенка это проектная технология.

Проектная деятельность привлекательна тем, что учитывает индивидуальность ребенка – его интересы, темп работы, уровень обученности, позволяет выбирать партнеров в работе, источники и способы получения информации, методы исследования и формы предоставления результатов.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

1.Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания, пользуясь разными источниками информации.

2.Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных, творческих и практических задач.

3.Развивают коммуникативные умения, работать в группах.

4.Развивают у себя исследовательские умения (умение выявлять проблемы, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент и выдвигать гипотезу).

5.Развивают системное мышление.

Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного времени.

Понимание важности применения данной технологии подтвердилось после посещения семинара в МАРГу, Всероссийской НПК в «Красноярской СОШ». Доценты и профессора различных кафедр г. Казани и г. Йошкар-Ола сообщают о том, что 70% изучаемого материала студенты должны изучать самостоятельно.

СЛАЙД 8

В соответствии с учебным планом ( инвариантной частью базисного учебного плана) в нашей школе на уроки технологии у девочек отводиться 1 час в 5,6 классах, 2 часа в 7 классе и 0,5 часа в 8, 10-11 классах. А программа по технологии рассчитана в каждом классе на 68 часов в год, т.е. по 2 часа в неделю. То есть в 5-6 классах вместо 68 часов проводиться 34 часа технологии, а в 8,10-11 классах всего 17 часов.

Поэтому возникает проблема, как дать такой большой по объему материал в сжатые сроки и чтобы он был качественно и осознанно усвоен учащимися.

СЛАЙД 9

На мой взгляд, решить её помогает проектная технология в обучении.

Хотя проблема освоения программного материала особенно остро стоит в 10-11 классах, но знакомство с проектной деятельностью начинается уже с 5 класса. В 5-6 классах учебники соответствуют ФГОС. Девочки участвуют в создании проектов по предложенной стандартами программе.

СЛАЙД10

В остальных классах использую такие виды проектов:

- творческий (продукт - изделие) 5 класс – фартук, 6 класс – ночная сорочка, 7 класс – халат, 8 класс – вышивка;

СЛАЙД11


-практико-ориентированный (в каждом классе по теме «Кулинария»)

СЛАЙД12-13

-исследовательский (участие в НПКУ);

ТАБЛИЦА№1

Год обучения

название работы

ФИО ученика

класс

Название НПКУ результат

2010-2011

«Русский народный костюм»

Волжанина А.

8

«Восхождение» 2 место

2011-2012

«Волшебная лента»

Сергеева А.

Аксюбина А.

5

«Восхождение» 2 место

2012-2013

«Праздничное платье»

Волжанина А.

10

«Восхождение» 1 место

«Шаг в науку» 3 место

2013-2014

«Цветочная поляна»

Сергеева Анна

7

«Восхождение» 3 место

«Шаг в науку» 2 место

2017-2018

Пляжная сумка "Звезда"

Герасимова Диана

8

«Восхождение» 1 место


СЛАЙД 14

-информационный (в виде презентации или реферативной форме);

В 10-11 классах в начале учебного года сразу же на первом уроке знакомлю с тематическим планированием на весь год. Предлагаю девочкам на выбор 2 темы для разработки в проект. Конечно так, чтобы все темы в планировании были освещены. Продумываем, какие проекты можно разработать группой, какие требуют индивидуального подхода. После чего учащиеся на уроках с помощью персонального компьютера и выхода в интернет, совещаясь со мной, создают проект. Проект может быть различным по типу и по форме.

СЛАЙД 15

По временным рамкам:

-мини-проект (в рамках 1 урока – в рамках урока в 7 классе «Волосы – ваше украшение» девочки, работая в парах, выполняют прическу с помощью различных косичек, в 5 классе «История матрешки» роспись деревянной игольницы матрешки);

СЛАЙД16-17

-кратковременный (в течение 2 недель – конкурсные проекты – запись видеоролика на районный конкурс «Я и моя мама» - 2 место);

СЛАЙД 18

-долгосрочный (1 год - исследовательский, защита происходит на предметной олимпиаде и НПКУ см. ТАБЛИЦУ№1);

СЛАЙД19

По численности учащихся:

-индивидуальный (пошив изделий, подбор профессий, бюджет семьи);

-парный (проекты по «Кулинарии», роспись матрешек);

-групповой (запись видеороликов, распределены у каждого в группе свои обязанности).

СЛАЙД 20-22

Защита назначается в конце полугодий в виде презентации и выступления.

Моя задача как учителя - выполнять консультирующую, координирующую роль, при создании проектной работы.

СЛАЙД 23

На открытом уроке технологии в 6 классе по теме «Дизайн комнаты девочки-подростка» (эта тема есть в планировании) использовала сразу несколько видов проектов: индивидуальный, кратковременный, творческий и мини-проект. Учащиеся были ознакомлены с программой Outline ЗD (Offline), версия 6.0 по созданию интерьера комнаты мебельной кампании «Лером», учились создавать планировку комнаты подростка с помощью ПК. Сейчас придя в любой крупный мебельный магазин, при заказе кухни или гостиной предложат ЗD проект вашей будущей комнаты. Поэтому научить девочек создавать такой проект, на мой взгляд, очень актуально. Может кому-нибудь из них пригодится и при выборе будущей профессии.

Программа для отслеживания результатов теста может быть использована учителем, если есть в школе компьютерная сеть, WI FI и у каждого учащегося смартфон. Предлагаю использовать приложение с сайта КАХОТ.


СЛАЙД 24

Теперь поговорим о том, как я работаю над созданием проектов в начальной школе. Мы учимся по программе «Школа России». В ней запланированы проекты по предметам; математика, русский язык, окружающий мир. Они распределены по темам. Их немного. Но вы ведь представляете дети 6-7 лет, им еще необходимо научиться читать, писать, считать, а тут проекты. Это не просто не только им, но и родителям и мне, так как я давно не работала с малышами. Для себя я поставила цель - научить создавать проекты. Поэтому пришлось поискать методическую литературу, которая бы помогла детям без особых трудностей освоить проектную деятельность.

Нашла очень интересные рабочие тетради из серии «Юным умникам и умницам» под названием «Учусь создавать проект» в 2 частях. К ним есть методичка. Стала использовать разработанные занятия на кружке «Юный проектант». Конечно, лучше если бы эти тетради были у каждого ученика. Приходится много распечатывать различных упражнений. Вот второй год пользуюсь этими методическими материалами. Провела в 1 классе два родительских собрания, на которых объяснила, что значит проект, проектная деятельность. На мой взгляд, большинство ребят стали понимать, что такое проект, как его создавать, что от них мы требуем.

Конечно, есть трудности! Не все родители понимают, как организовать работу с детьми по созданию проекта, не все хотят. И поэтому не все ребята в классе смогли создать проект на классную конференцию. Я считаю, что без родительского понимания важности этой работы, без их активности в этом направлении в 1-2 классах дети не смогут научиться созданию проектов.

Но есть и успехи уже два года подряд мы проводим в классе защиту проектов. Я и члены жюри их оцениваем работы, награждаем грамотами. Лучшие работы отправляем на районную НПКУ «Восхождение». Есть у нас и достижения. Второй раз Иванова Аглая становится победителем среди учащихся 1-2 классов. В этом году еще и Маша Шабалина заняла 3 место. В этом большая заслуга их родителей, моя функция дать по необходимости консультацию и проконтролировать выполнение работы.

Кроме этого предметные проекты мы заслушиваем на уроках окружающего мира, литературного чтения и математики. Думаю, что слово проект детей не пугает. Они очень активно включаются в работу. Хотя есть, как в любом классе, ребята, которые ленятся и не хотят дополнительно что-либо делать. С помощью проектной деятельности мы выявляем способных детей и стараемся их развивать.

Список используемой литературы:

  • М.М.Поташник «Как подготовить проект на получение грантов» Москва, 2005г.;

  • Е.А. Якушкина, Т.Г.Попова, Е.В. Трахина, Т.И. Типикина «Биология 5-9 классы. Проектная деятельность учащихся» Волгоград, Учитель, 2009 г.

  • Е.А. Киселева, О.В.Павлова, Г.П.Попова, Е.А. Иванова, Н.Г.Кравченко «Технология 5-11 классы. Развернутое тематическое планирование по программе В.Д.Симоненко» (вариант для девочек) Волгоград, Учитель, 2011г.

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Омега – Л, 2013г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!