СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.Успех исследования во многом зависит от того, как его организует педагог.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектно-исследовательской деятельности в начальных классах»

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальных классах”

Не все дети гениальны, но абсолютно все талантливы.
И А. Аршавский

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от того, как его организует педагог. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными и интересными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и самостоятельно под контролем взрослых.

Считаю, что приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности в начальных классах, позволяет наиболее полно выявлять, направлять детей ко взрослой деятельности, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей в последующих этапах их развития.

Как говорил И.А.Аршавский «Не все дети гениальны, но абсолютно все талантливы».

Прежде чем, где-то выступить с проектом мы, учителя начальных классов в первую очередь выявляем способных детей, которые могут на городском уровне смогли выступить и защитить свой проект. Обращаем внимание на выразительность речи, умение себя преподнести обществу.

Ну, конечно же во время урока готовим их. Выявляем, развиваем(выразительность речи, умение выступать перед аудиторией).

При этом следует обратить внимание на то, что исследовательская деятельность не предполагает создания учащимися какого-либо заранее планируемого объекта, что существенно отличает его от проектной деятельности. “Исследование - один из видов познавательной деятельности человека”. Элементы исследовательской деятельности, должны формироваться постепенно и переходить от самого простого к более сложной проектной деятельности. 

На примере рассмотрим, как можно вовлекать детей к проектной деятельности. Во время урока окружающего мира Кира заинтересовалась улитками. Решила из яйца вырастить гигантскую улитку. Постепенно ее интерес перешел в исследовательскую деятельность. В данной деятельности интерес Киры подхватил учитель и направил ее к более серьезной научно-практической деятельности.

Первая наша задача, как учителя – организовать такие педагогические условия, которые способствовали бы развитию у учеников самостоятельности мышления и творческого подхода к делу.

Сегодня я предлагаю вам один из вариантов ведения исследовательской работы в начальных классах. Каждый новый этап исследовательской деятельности соответствует классу, в котором учатся дети.

Ученики первого класса постепенно учатся задавать вопросы, проговаривать свои предположения, наблюдать, составлять предметы. Они проделывают маленькие творческие работы, такие как “Мое любимое животное”, “Мое любимое число ”, “Подарок на новый год”.

Следующий этап – это второй класс. Уже во втором классе формируются навыки новых представлений об особенностях деятельности исследователя. Второклассники способны работать по плану, вносить результаты исследования в виде таблиц, схем, чертежей . Традиционно проводим исследования: “Тайна моего имени”, “Моя семья”, “Родословное древо семьи” На этом этапе осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам.

Третий этап- 3 класс. На этом этапе увеличивается сложность учебно-исследовательских задач. Здесь учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. В третьем классе активность намного выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности. Учащиеся самостоятельно могут работать над проектом. Проводят опросы, анкетирования, простые опыты (под руководством учителя).

К концу года часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план исследования, определить одну-две задачи, найти материал, представить доклад с показом.

В IV классе В четвёртом классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. В результате учащиеся способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований, оформить готовый проект самостоятельно.

Основные этапы выполнения научно-исследовательских работ учащихся являются:

• Мотивация;

• Выбор направлений исследований;



• Постановка задачи;

• Фиксация и предварительная обработка данных;

• Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;

• Оформление результатов работы;

• Грамотное представление исследовательской работы.

Очень важно заинтересовать ученика в выполнении данной работы, выбрать тему, которая действительно его увлечёт и будет связана непосредственно с его интересами. Выбирая тему работы, важно осознавать её практическую значимость и задаться вопросом: зачем данное исследование? В какой области и для чего можно использовать данное исследование? Вместе со мной ученик составляет план работы по выбранной теме Следующий этап- ознакомительный. Ученик должен прочитать как можно больше статей, брошюр, книг по выбранной теме, чтобы знать, какой аспект темы хорошо изучен, а какие проблемы ещё не решены и можно сказать своё слово в этом направлении. На этом этапе выдвигается гипотеза, которая после исследования должна либо быть подтверждена, либо опровергнута. Самым трудным и важным этапом работы является сбор материала. Чем больше материала для исследования, тем шире диапазон изучаемого явления, тем научнее и весомее будут выводы.

Собранный материал тщательно анализируется. Классифицируется. Используются различные методы и способы исследования: наблюдение, сопоставление фактов, составление диаграмм, графиков и таблиц. проводится опрос и анкетирование людей разного возраста и социальных групп. В ходе исследования делаются сначала промежуточные выводы, а затем окончательные. Ученик, возвращаясь к началу своей работы, анализирует выполнение поставленных целей и задач. Когда исследование завершено, начинается этап оформления. Работа должна быть не только интересна, но и ярко, наглядно оформлена. Для этого делается презентация, в которую включаются фотоснимки, архивные материалы, графики и диаграммы, рисунки учащихся и т.д. У учеников есть замечательная возможность представить свою собственную работу на разных уровнях научно-исследовательских конференций: школьном, городском, краевом, федеральном, международном. Рассмотрим несколько наиболее интересных, на мой взгляд, исследовательских работ.

Проектно-исследовательская деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя. Работая над своими проектами, проводя исследования, ученики приобретают не только умение работать с литературой, материалами из музеев, архивными материалами, обобщать, систематизировать, делать выводы, анализировать, сравнивать, брать интервью, выступать перед классом, перед большой аудиторией. Они становятся уверенными в себе, раскрепощёнными, это помогает им быть лидерами, активными участниками школьной общественной жизни. Выступая на городских и краевых конференциях, дети учатся общаться со сверстниками, приобретают новых друзей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!