Проект на тему:
«Организация предметно-пространственной среды учебного класса для развития исследовательской деятельности младших школьников»
Учитель начальных классов
Гурьянова Любовь Евгеньевна
.
Аннотация
Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.
Образование в целом находится на новом этапе развития. Этому способствуют социально-экономические перемены, которые ставят образовательные учреждения перед множеством сложных проблем. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения говорят о том, что школа должна разработать образовательную программу таким образом, чтобы создавались условия для раскрытия внутреннего потенциала каждого ребенка, учитывались его склонности, чтобы ребенок мог успешно адаптироваться в сегодняшнем реальном мире: на создание условий для воспитания детей с высокими моральными, эстетическими и духовными качествами; на создание условий для решения проблем ЗОЖ ученика и его здоровья.
Итак, методологическая основа стандартов второго поколения сводится к следующей модели:
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Актуальность проекта.
В настоящее время одним из актуальных вопросов является – организация предметно-пространственной среды учебного класса в начальной школе. Это обусловлено тем, что федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает в себя требования к образовательной среде школы, в которую и входит предметно пространственная среда учебного класса. Основной проблемой учителей является создание такой предметно пространственной среды, которая будет способствовать гармоничному развитию обучающихся с помощью возможности организации в данной среде игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, учебной, творческой деятельности.
При создании предметно-пространственной среды необходимо помнить, что она должна учитывать возрастные особенности младших школьников, способствовать развитию их способностей в процессе самостоятельной и групповой деятельности, обеспечивать возможность двигательной активности, возможность для уединения и благоприятно влиять на эмоциональное состояние младших школьников. При этом стоит помнить, что данная среда должна быть безопасной, содержательно-насыщенной, вариативной, трансформируемой, доступной. Соблюдая все вышесказанное, педагогам необходимо продумать и создать развивающую среду учебного класса.
Реализация предметно-пространственной среды в начальной школе позволит обеспечить качество образования в соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
SWOT АНАЛИЗ (опрос, экспертные оценки) 1. Позитивные факторы внешнего порядка (задаваемые из вне школы) - высокий внешний статус и имидж школы; - возможность участия школьников в окружных, городских, российских и международных мероприятиях; - повышение интереса родителей и детей к получению качественного образования; - возможности использования Интернет- ресурсов для образования; - возможность участия учителей в профессиональных конкурсах. 2. Негативные факторы внешнего порядка (угрозы школе из вне): - невысокий социальный статус учителя в обществе, низкая зарплата учителей; - негативное отношение СМИ к учителю и к школе; - низкий уровень культуры некоторых родителей, их равнодушие к проблемам школы; - отсутствие в микрорайоне крупных культурных центров;
3. Позитивные внутренние факторы (преимущества и сильные стороны самой школы): - энтузиазм коллектива и администрации, вера в будущее школы; успехи учащихся; - высококвалифицированный, творческий педагогический коллектив, постоянный состав; - дружественная обстановка в ОУ, взаимопонимание и взаимовыручка коллег; - высокий нравственный и культурный уровень педагогического коллектива; - постоянное повышение квалификации; - сложившаяся система учебной и воспитательной работы, опыт и традиции школы. 4. Негативные внутренние факторы (слабые стороны школы и проблемы): - недостаточная материально-техническая база; - снижение общего уровня развития и культуры поступающих в школу детей; - расхождение в оценке ценностей взрослых и детей.
Субъект : учителя и обучающиеся начальной школы
Объект: процесс развития исследовательской деятельности у младших школьников
Предмет: организация предметно-пространственной среды учебного класса как условия развития исследовательских деятельности у младших школьников.
МАОУ «Школа № 187» г. Н. Новгород.
Обучающиеся 4Г класса
Проблема проекта : отсутствие в учебных классах начальной школы предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие исследовательской деятельности младших школьников.
Заказчик: руководитель методического объединения учителей начальных классов.
Объект и предмет исследования
Цель исследования: создание предметно-пространственной среды учебного класса для развития исследовательской деятельности младших школьников
Задачи исследования:
- Изучить научную литературу по проблеме организации предметно-пространственной среды учебного класса для развития исследовательской деятельности младших школьников, проанализировать предъявляемые к ней требования, выявить её специфику, осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по развитию исследовательской деятельности;
- Разработать модель предметно-пространственной среды учебного класса, обеспечивающей развитие исследовательской деятельности младших школьников;
- Подготовить необходимое оборудование, программно-методического обеспечение для развития исследовательской деятельности младших школьников.
- Внедрить модель предметно-пространственной среды учебного класса по развитию в исследовательской деятельности младших школьников образовательной практике.
- Провести экспертизу созданной пространственно-предметной среды учебного класса, её потенциал для развития исследовательской деятельности младших школьников.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня мотивации у детей к участию в исследовательской деятельности, развития активной, самостоятельной, творческой личности.
2. Создание предметно-пространственной среды учебного класса.
3. Обобщение педагогического опыт, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по организации исследовательской деятельности
Кадровые ресурсы проекта:
- классный руководитель , отвечающий за организацию условий, при которых ребенок может осваивать учебное и внеучебное пространство как пространство взаимоотношений и взаимодействия между людьми, осуществляющего индивидуальное или групповое педагогическое сопровождение образовательного процесса;
- психолог , помогающего педагогу выявлять условия, необходимые для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;
- социальный педагог , обеспечивающий условия, снижающие негативное влияние среды на ребенка;
- педагог-организатор , отвечающего за организацию внеучебных видов деятельности младших школьников во внеурочное время.
- Работа педагогов, участвующих в реализации проекта будет поощряться из бюджетных средств за счет стимулирующих выплат.
Этапы проекта.
Первый этап – подготовительный: -изучение научной литературы по проблеме организации предметно-пространственной среды учебного класса для развития исследовательской деятельности младших школьников, проанализировать предъявляемые к ней требования, выявить её специфику, осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по развитию исследовательской деятельности; -разработка модели предметно-пространственной среды учебного класса, обеспечивающей развитие исследовательской деятельности младших школьников; -подготовка необходимого оборудования, программно-методического обеспечение для развития исследовательской деятельности младших школьников. -повышение квалификации сотрудников ОУ, участвующих в реализации данного проекта; -разработка программы деятельности сотрудников ОУ, направленной на реализацию целей и задач проекта по организации образовательной среды в начальной школе. Второй этап – проектировочный: -внедрение модели предметно-пространственной среды учебного класса по развитию в исследовательской деятельности младших школьников образовательной практике. -определение влияния новой организации предметно-пространственной среды в начальной школе на результативность образовательной деятельности лицея; -мониторинг проектной деятельности; -анализ промежуточных итогов проекта. Третий этап – аналитический: -оценка, обработка и анализ результатов проектной деятельности; -оценка эффективности разработанного диагностического инструментария; -проведение экспертизы созданной пространственно-предметной среды учебного класса, её потенциал для развития исследовательской деятельности младших школьников -распространение опыта лицея по использованию основных методов и механизмов организации предметно-пространственной среды в начальной школе, обеспечивающей успешную реализацию новых ФГОС.
Материально-техническое обеспечение реализации проекта:
Зоны
Материалы и оборудование
Учебная
Парты, учительский стол, шкафы, компьютер, доска меловая, интерактивная, книги для чтения, рабочие тетради, учебники, принадлежности для уроков, папки для технологии и ИЗО, глобус, дидактический материал
Игровая
Мягкая мебель, игрушки, настольные игры, журналы
Зеленая
Декоративные растения, информационные карты о растениях и животных, аквариум
Информационная
Плакаты, стенды(с информацией для родителей, о родном крае, дне именинника, дежурстве и т. п.)
Санитарно-гигиеническая
Раковина, мыло, полотенце, вода, стаканы
Учебная зона - расположены парты - их легко переставить, объединять или отодвигать; стулья трехуровневые регулируются в соответствии с ростом учащихся; учительский стол; учебные доски: меловая, интерактивная, компьютер, мобильный телевизор и видеомагнитофон; шкафы, они будут отделять учебное пространство от игрового. В них будут помещены книги для чтения во внеурочное время, игрушки, рабочие тетради, принадлежности для уроков ИЗО и технологии. Пространство должно сочетать строгость и комфорт, которые обеспечиваются определенным расположением предметов и подбором цветовых предпочтений
Информационная зона - располагается по периметру кабинета и представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, города, класса, информации для родителей. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией. На стендах размещаются детские творческие работы.
В игровой зоне - расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников, здесь нужно ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребёнка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.
Зеленая зона:
-многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте;
-информационные карты о цветах (название цветка, семейство и т.д.).
Если в классе много цветов, это позволяет воспитывать трудолюбие детей, ухаживающих за ними, любовь и уважение к природе. Кроме того, позволяет усилить созданное уютное и комфортное учебное пространство.
Здесь так же мы поместим аквариум. Для релаксации детей, а так же он научит детей ухаживать за животными.
Материальные ресурсы
Финансирование за счет спонсоров, грандов, финансирования государством.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня мотивации у детей к участию в исследовательской деятельности, развития активной, самостоятельной, творческой личности.
2. Создание предметно-пространственной среды учебного класса.
3. Обобщение педагогического опыт, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по организации исследовательской деятельности- результаты мониторинговых исследований (по разным направлениям эксперимента);
Показатели эффективности проекта
- результаты внутреннего и внешнего аудита качества образования;
- степень удовлетворенности участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей);
- изменение инфраструктуры организации образовательного процесса в начальной школе;
- возрастающее желание родительских, педагогических объединений, организации благотворительной деятельности и попечительства активно участвовать в жизнедеятельности школы;
- успешность учащихся при обучении в выпускном классе начальной школы и 5-ом классе основной школы;
- успешность педагогического коллектива;
- разнообразие и эффективность применения учителями начальной школы и учителями – предметниками образовательных технологий;
- разнообразие и эффективность применения технологий управления образовательным учреждением;
- рост имиджа школы в образовательной сети муниципального округа и района как образовательного учреждения, предоставляющего качественное доступное образование;
- степень подготовленности педагогического коллектива (на основе результатов повышения квалификации, в т.ч., внутрифирменного);
- степень востребованности инновационного опыта
- результаты участия в инновационных образовательных проектах и программах, конкурсной и грантовой деятельности
Средства анализа качества результатов проекта .
- Публичные отчеты (промежуточный, итоговый)
- Выступления сотрудников школ на конференциях и семинарах (доклады, тезисы)
- Статьи в периодических изданиях
- Методические рекомендации для руководителей по организации предметно-пространственной среды в образовательном учреждении
Анализ
В классе был выполнен ремонт, приобретены эл. доски, оформлены уголки природной зоны (пополнились комнатными растениями, стойками, средствами по уходу за растениями) , приобрели познавательные уголки, с патриотическим направлением, были повешены пробковые доски, для детского творчества. Определили игровую зону, которая пополнилась картотекой игр , настольными играми для детей; был основан уголок чтения, в котором обучающиеся познают новые литературные произведения. Были приобретены стеллажи для хранения материала по ИЗО и технологии, как для уроков, так и для внеурочной деятельности, согласно Сан-Пину, в классах соблюдается питьевой режим.
На основе вышесказанного мы видим, что правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Создаваемая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к образовательному учреждению, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей. Конечно данный проект имеет только свое начало, но уже сейчас мы видим заинтересованность детей, замотивированность в школе, по опросу обучающихся мы поняли- детям интересно, они стали более активны, общительны, отзывчивы, дети стали чувствовать себя более комфортно.
Дальнейшее развитие проекта заключается в продолжении развития и достижении поставленных задач. Дальнейшее использование разработанной модели в организации образовательной среды во всех классах начальных классах №187 , в целях создания единого образовательного пространства школы.
Глоссарий
Образовательная среда – совокупность образовательных технологий, форм организации учебной и вне учебной деятельности, материально-технических условий, социальных компонентов, межличностных отношений – получает развитие через интенсификацию информационных процессов на основе информационных технологий и интеграции ИКТ
Пространство – это освоенная среда (природная, культурная, информационная), приспособленная для решения образовательных, воспитательных и иных задач.
Предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Список литературы. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М. 2011. 2. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", - М, 2013. 3. Базуева Е.В., Воронова, К.А. Роль педагога в преодолении гендерных стереотипов//Гендерное образование в подготовке учителя: Мат. Всерос. конф. – Томск: Изд.Томского гос. пед. ун-та, 2006. – С. 34–39 4. Коломийченко Л.В., Олейниченко Е.Ф., Метечко А.А. Организация предметно‑развивающей среды по «Программе социального развития» Л.В. Коломийченко: Метод. реком. – Пермь, 2003. 5. Человек, предмет, среда. – М., 2009. 6. Чумичева О.М. Ребенок в мире культуры. – М., 1992. 7. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. – М., 1997. с. 87–129. 8. https://docviewer.yandex.ru 9. http://fb.ru/article/173355/chto-takoe-predmetno-razvivayuschayasreda . https://infourok.ru/proekt-predmetno-razvivayuschaya-sreda