СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация практической работы на местности

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даны требования к организации практической работы на местности

Просмотр содержимого документа
«Организация практической работы на местности»

Липина Христина Григорьевна,

учитель географии высшей категории

Формирование исследовательской культуры обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.


Исследование – один из основных видов деятельности (мыследеятельности) наравне с проектированием, конструированием, управлением.

Исследовательский метод – метод привлечения обучающихся к самостоятельным непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений, делают выводы, познают закономерности. Итогом систематического использования данного метода станет выпускник, владеющий исследовательской культурой.

Исследовательская культура  включает в себя знания о закономерностях исследования и приемах исследовательской деятельности. Она выражается в исследовательской деятельности, характеризуется активной поисковой потребностью, совокупностью общепредметных знаний, умений, исследовательских способностей.

Исследовательский метод обеспечивает:

  • Глубинное понимание, а не просто знание материала;

  • Овладение методами научного познания;

  • Наличие творческой деятельности;

  • Мотивацию, активизацию всех участников процесса.

Выработка этапов работы является показателем исследовательской культуры. Можно выделить следующие этапы учебно- исследовательской деятельности:

-Прогностический этап (подготовка к проведению исследовательской работы);

-Технологический этап (проведение учебного исследования);

-Рефлексивный этап (анализ проведенной работы);

-Итоговый этап (защита результатов исследования).

В современной педагогике выделяется три уровня реализации исследовательского обучения:

  • педагог ставит проблему, намечает стратегию и тактику ее решения, учащийся ищет решение самостоятельно;

  • педагог ставит проблему – метод ее решения ищет учащийся самостоятельно (коллективный поиск);

  • высший уровень – постановка проблемы, поиск методов ее решения определяет учащийся самостоятельно (педагог – координатор).

«Плюсы» исследовательской деятельности:

1.Размышление над общественными проблемами, социально- значимая деятельность;

2.Развитие интеллектуальных умений (аналитические навыки, наблюдательность, конструктивность, критичность мышления)

3.Формирование значимых качеств личности (познавательный интерес, самостоятельность, коммуникабельность).

4.Совместное творчество и сотрудничество педагога и детей.

Виды учебного исследования:

  • Экспресс- исследование:

  • предполагает массовое участие детей (разного уровня способностей);

  • кратковременные оперативные исследования (эмпирические, теоретические, фантастические);

  • возникающая проблема - поиск источников информации.

  • Микроисследование:

- разработка анкет, интервью, проведение опросов, анализ полученных данных.

  • Долговременные исследования:

- наличие проблемы, этапов, защиты результатов исследования.

Педагогу, желающему заниматься исследовательской практикой, необходимо знать следующее:

  • исследовательская работа традиционно рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей и аналитических навыков;

  • учебные исследования зарекомендовали себя в работе не только с одаренными, но и хорошо смотивированными детьми;

  • форма организации исследования предполагает не только индивидуальное, но и групповое (массовое) участие детей;

  • исследовательская деятельность применима в обучении не только старшеклассников и подростков, но и младших школьников, обладающих любознательностью, жаждой новых впечатлений и желанием экспериментировать.

Известный специалист в области исследовательского обучения Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила:

  • Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

  • На основе наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.

  • Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

  • Научитесь не торопиться с вынесением суждения.

  • Научите детей прослеживать межпредметные связи.

  • Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

  • Подходите ко всему творчески. [7]

Использование исследовательского метода развивает познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные умения учащихся. Если это не эпизодическое применение данного метода, то в итоге у обучающихся вырабатывается исследовательская культура.

Значительным потенциалом формирования исследовательской культуры обладают практические работы на местности на уроках географии. Вот некоторые особенности организации и проведения практических работ на местности.

1.Выбор местности участка для практических работ. Учителю необходимо учесть не только природные, но и хозяйственные объекты, расположенные вблизи исследуемой территории или в пределах её. (Слайд 15) Выявить влияние хозяйственной деятельности человека на природу, установить природоохранные меры, принимаемые в этой местности, и определить конкретную посильную помощь учащихся по охране природы. [5]

2.Высокая эффективность географических образов в развитии мышления. В процессе работы на местности учитель обращает внимание учащихся на научную, практическую, эстетическую и т.д. ценность объектов природы и культурного наследия, (творческие задания: сфотографировать местность, зарисовать…)

3.Использование научной информации, для актуализации знаний. Для анализа можно дать любую научную информацию, например о растениях, которые постоянно выделяют фитонциды, чтобы «очистить» воздух от микробов. Очищая воздух от бактерий, фитонциды тем самым способствуют профилактике заболеваний. Однако их обеззараживающие свойства проявляются не только в этом. Летучие фитонциды некоторых растений отпугивают грызунов и насекомых, которые являются переносчиками болезнетворных микроорганизмов. [7]

4.Возможность развития чувства сопричастности к делу охраны природы. Наиболее доступным является картографирование памятников природы. Учитель до учащихся доводит информацию о памятниках природы ( или дает опережающее задание, в зависимости от уровня обученности класса):

Задание: Определить на территории населенного пункта объекты, которые можно отнести к памятникам природы, нанести их на топографический план местности. Собранную информацию довести до населения

Можно создать проект по памятникам природы, выпустить газету, развесить информационный материал в наиболее посещаемых населением местах.

6.Приближение учебной исследовательской работы к научному. Например при изучение малых рек, учитель знакомит, что контроль над процессом очищения донного грунта от белкового загрязнения можно вести путем изучения активности протеолитических ферментов в илах по аппликациям на рентгеновской пленке [4].

7.Возможность поделиться собранным материалом. С результатами исследований можно поделиться на школьной научно- практической конференции, или организовать выставку. Например, после изучения геологических особенностей местности мы в школе проводим открытие «мини-минералогического музея».

8.Применение самодельных приборов. Разнообразные приборы, сделанные своими руками учащимися, добавляют интерес к исследованию, способствуют формированию значимости труда, доступности исследовательских методов (например, нивелир).

Используя приемы учебно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности, расширяются возможности глубокого использования не только потенциала школьного педагога, но преподавателей разных уровней. Наиболее приемлемым для учащихся сельских школ являются ежегодные летние лагеря. Очень продуктивной для учащихся нашей школы были: ежегодная республиканская эколого-краеведческая исследовательская экспедиция «Лето наших открытий 2016» и межрайонный лагерь «Меридиан». Здесь ребята получили возможность вести исследования под руководством тьюторов.

Ученые указывают на физиологические предпосылки успешного развития самостоятельной исследовательской деятельности, в частности ориентировочно-исследовательский рефлекс, и подчеркивают, что исследовательское поведение выполняет важнейшую функцию – функцию развития и является естественным и необходимым для детей.

Исследовательская культура учащихся определяется как интегральное качество личности, выражающееся в готовности и способности к самостоятельной деятельности по решению исследовательских задач и творческому преобразованию действительности на основе совокупности личностно-осмысленных знаний, умений, навыков, ценностных отношений. Цель  учителя не упустить момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью. Тогда мы почти наверняка спасем их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам.

Литература

  1. Войлошников В.Д. Полевая практика по геологии. М.: Просвещение, 1984.29с.

  2. Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. 10(11) класс: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Н.М. Черновой «Основы экологии.10 (11) класс». М.: Дрофа 2001.123с.

  3. Использование типовых планов в обучении географии. Ижевск: межвузовская типография, 1988.12с.

  4. Ихер Т.П. Изучаем малые реки: Пособие по комплексному исследованию экологического состояния малых рек. Тула, 1999.24с.

  5. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. М.: Просвещение, 2001.9с.

  6. Край удмуртский/ Сборник статей, очерков, рассказов о проблемах охраны природы. Ижевск: Удмуртия, 1984. 22с.

  7. Руководство к познанию природы и населения Удмуртии: учебно- методические материалы/ Отв. Ред. В.В.Туганаев. Ижевск: Удмуртский госуниверситет, 1993.

  8. Попова Т.А. Экология в школе: мониторинг природной среды. М.: ТЦ Сфера, 2005. 25с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!