СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация исследовательской деятельности в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская деятельность в начальной школе одно из самых необходимых навыков. Мое выступление посвящено тому, как я учила своих учеников и родителей подходить к работе над проектами. Существует 3 этапа исследовательской работы. 1 класс - учащиеся учатся искать несложную информацию, 2класс, 3-4 классы.

Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской деятельности в начальной школе.»

Организация исследовательской деятельности в начальной школе.

Для успешности в жизни человек должен всё больше внимания уделять самообразованию и саморазвитию. Нынешнее образование ориентировано на развитие личности, а именно развитие в учениках умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения. Исследование как вид деятельности должно приводить к устойчивому осознанному и желаемому результату. Чем раньше начинается исследовательская деятельность, тем она будет эффективнее.

Исследовательская деятельность – это один из способов развития школьников. Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремленность – вот тот неполный перечень качеств, которые может развивать в себе ребенок, вовлеченный в исследовательскую деятельность.

Следовательно, организация исследовательской деятельности младших школьников является сегодня актуальной.

Объект исследования – процесс организации исследовательской деятельности младших школьников.

Предмет исследования – исследовательские задания как средство развития исследовательской деятельности младших школьников.

Цель исследования – теоретически определить и экспериментально проверить возможность организации исследовательской деятельности, способствующей формированию творчески и нестандартно мыслящей личности младших школьников.

Работа по формированию исследовательской деятельности в начальной школе предполагает 4 этапа:

1 этап – 1 класс. Ребята учатся искать несложную информацию по теме, пословицы, загадки. Дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

2. этап - 2 класс. Учимся собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, могут оформлять некоторые записи самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя.

3 этап - 3 – 4 классы. В 3 классе дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники). Устную информацию самостоятельно преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

В 4 классе работа выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить исследование самостоятельно.

Мною был организован кружок «Мой первый проект». Главная задача кружка – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и интересов. При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учеников – личный интерес и желание.

К сожалению, в МОУ «СОШ № 23» мне не удалось отследить все эти 4 этапа. Мне достался 4 класс, при чем класс с очень низкой учебной мотивацией. Поначалу я попыталась привлечь к научной деятельности ребят, используя только личные убеждения. Но можно сказать, что ничего не удалось. На занятия моего кружка «Мой первый проект» ребята ходили неохотно.

Тогда опираясь на свой предыдущий опыт работы с учениками, я решила воздействовать на ребят при помощи родителей. Это был очень ответственный момент, потому что родители моих учеников, также были мало заинтересованы в научной деятельности своих детей. Чтобы увлечь родителей я подготовила презентацию с выступлениями моих бывших учеников и их победами на научно-практических конференциях районного и городского уровня. После этого родителям были розданы анкеты, где с помощью вопросов выявлялись семейные хобби, исторические корни, желания и возможности работы над проектами ни одного ребенка, а всей семьи.

После родительского собрания на кружок «Мой первый проект» начало ходить 13 ребят. Было решено воспользоваться учебно-методическим комплектом Сизовой Р.И и Селиовой Р. Ф. «Учусь создавать проект».

Когда класс разделился на 2 группы, мне стало интересно посмотреть, будет ли какая-то разница между теми ребятами, которые ходили на мой кружок и теми которые ходить оказались.

Эксперимент длился год: с октября по апрель. Была проведена диагностика, которая на начальном уровне показала низкие результаты: у большинства ребят отсутствовало желание не только что-то исследовать, но и вообще учиться.

Конечно больших результатов ждать не приходилось. Но тут один из моих учеников решил поработать над темой «След войны в моей семье». Это был

рассказ о дедушке – труженике тыла, начавшем трудиться в 15 лет и всю жизнь проработавшем на энгельском заводе. Изюминкой нашей работы стала газета, которую дедушка купил 8 мая 1945 года и сохранил ее для потомков. С этой работой мы выступали в школе, заняли первое место. Мне было приятно, что мой ученик решил продолжить работу над этой темой и в 5м классе. Его новое исследование будет посвящено теме детей – тружеников тыла. Этот успех оказался заразительным для всех, ребят посещавших мой кружок.

К концу года ребята охотнее стали готовиться ко всем урокам. Начали искать дополнительную, большую, чем того требует школьная программа информацию. Ребята стали грамотнее излагать свои мысли, более правильно приводили доводы и аргументировано отстаивали свою точку зрения на разные проблемные ситуации на уроках.



















При организации исследования предлагаю учащимся следующий план работы:

Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование?

Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?

Цель. Что я хочу исследовать?

Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование?

Задачи исследования.

Дата и место проведения моего исследования.

Методика работы. Каким образом я проводил исследование?

Описание работы. Мои результаты исследования.

Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.

Использованная литература.

Приложение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!