СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация гражданско-патриотического воспитания обучающихся в ОО средствами учебных предметов истории и обществознания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация гражданско-патриотического воспитания обучающихся в ОО средствами учебных предметов истории и обществознания»»

«Организация гражданско-патриотического воспитания обучающихся в ОО средствами учебных предметов истории и обществознания»

Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и образования, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. (слайд №2)

Уроки истории и обществознания всегда и во все времена были призваны способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма.

(СЛАЙД№3) Задача гражданского образования заключается, прежде всего, в воздействии на самосознание обучающихся путём передачи им определенной системы знаний: развития чувства любви к Родине, интереса к истории своего народа, к законам государства; воспитания у них чувства ответственности за свои поступки, за судьбу страны; воспитания гражданской активности. Гражданин должен обладать знаниями о правах человека, о государстве, выборах, должен уметь критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми, обладать ценностями (уважением к правам других, толерантностью, компромиссностью), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни.

Чувство патриотизма всегда сопряжено с позицией гражданственности. (слайд №4)Воспитывать его необходимо на уроках истории, обществознания, краеведения через патриотическое мировосприятие, которое обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа.

(слайд№5) В Отечественной истории много тем для гражданско-патриотического воспитания, помогающие привить чувство любви к Родине, ее героическому прошлому.

Наиболее подходящим материалом для формирования патриотической компетенции служат такие темы, как «Борьба с монголо-татарским нашествием», «Невская битва», Ледовое побоище», «Освободительная борьба против польских и шведских интервентов», «Северная война», «Отечественная война 1812 г.», «Русско-турецкие войны», «Гражданская война», «Великая Отечественная война» и т.д.

Изучение этих тем-благодатная почва при воспитании чувства патриотизма. Для этого я на уроках создаю определенный эмоциональный настрой, используя видео- и фонохрестоматию, иллюстративный материал, документальные хроники, слайд-презентации и т.д.

 Например, при изучении темы «Борьба Руси с западноевропейской агрессией в 13 в» начинаю урок с простых вопросов: что вам известно о времени, в котором довелось жить князю Александру? Как вы понимаете слова Николая Михайловича Карамзина: «В дни общих бедствий родилась слава Александра Невского»? Далее говорю о том, что слава великого полководца вдохновила композитора Сергея Сергеевича Прокофьева написать патриотическую кантату «Александр Невский» (прослушиваем отрывок из кантаты «Вставайте люди русские»). Затем следует рассказ о Невской битве 1240 года, где раскрываю ее причины, ход, итоги, а значение прошу ребят определить самим. Как правило, ответ ребят закономерен.

В некоторых случаях провожу заочную экскурсию в мир искусства. Например, событие 1242 года, когда в новгородские земли вступили немцы, и вновь Александр спас Отечество, разбив неприятеля в битве на льду Чудского озера, нашло отображение в художественной литературе. Проявленные мужество русских воинов и полководческий талант Александра Невского вдохновили Константина Симонова написать поэтическое произведение «Ледовое побоище», в котором полнее предстает перед нами образ великого полководца. После прочтения отрывка из поэмы Константина Михайловича Симонова «Ледовое побоище» идет обсуждение: в чем проявилось полководческое искусство Александра Невского? Заключаем вывод: германцы получили потрясающий урок.

Далее делаю акцент на том, что на примере Александра Невского учились военному искусству русские полководцы и военачальники, проявившие свой талант в годы суровых испытаний. В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, в борьбе с фашистской Германией был учрежден боевой советский орден Александра Невского, которым награждались офицеры и генералы, командиры от взводов до дивизий за успешно проведенные боевые операции, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.

Урок завершаем решению проблемной задачей: «Английский историк Джон Фенел, характеризуя победы русских над шведами на Неве в 1240 году и над немецкими рыцарями в 1242 году на льду Чудского озера, назвал их как две относительно мелкие победы, малозначительные столкновения». Обучающимся предлагаю ответить на следующие вопросы: согласны ли вы с этой позицией? Обоснуйте свое мнение. В чем состоит значение Невской битвы и Ледового побоища?

На данном примере я показала что, для меня важно формировать патриотические и гражданские чувства у обучающихся через изучение героических страниц истории Отечества. Я излагаю детальные факты, носящие воспитательный характер; включаю дополнительные тексты для анализа; применяю комплекс приемов, которые усиливают воспитательное воздействие на студентов, использую интегративные связи истории с литературой, музыкой.

Таким образом, патриотизм воспитывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа, потому что это его основа.

Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих соотечественников – участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом, который они совершили для защиты своей Родины.

В своей работе по патриотическому воспитанию  использую и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: это изучение истории своей семьи, это знания о своей малой Родине, которые способствуют формированию любви к малой родине, бережному отношению ко всему, что наследовалось от предшествующих поколений.

Поэтому  я стараюсь по возможности водить детей на экскурсии в музей города, в районную библиотеку, в которой собран большой материал по краеведению, чтобы обучающиеся  познакомились  с  неизвестными  историческими  фактами, раскрыли  для  себя  много  нового  интересного  из  истории  города, района и области.

(слайд №6) Воспитывать гражданина нужно не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей в том числе,  на событиях из истории своего города, края. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.

История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому использование краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Например,  темы «Столыпинская аграрная реформа», «Гражданская война», «Коллективизация», «Сельскохозяйственная политика Хрущева», «Аграрные реформы 1965 г., 1987 г., 1990-х годов» дополняются краеведческим материалом. Учащиеся анализируют  документы и материалы краеведческого музея, проводят социологические исследования, а о результатах сообщают на уроке.

При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» ребята делают сообщения о земляках, участвующих в операциях ВОВ и их мужестве, о земляках-героях Советского Союза, о ратном труде зауральцев в тылу, об эвакогоспитале. Изучение героических страниц военной истории России – это ли не благодатный материал для воспитания патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения!

Особый интерес у студентов вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива. Например: «Мой прадед погиб под Москвой…», «Моя семья в годы коллективизации», «Пионерское детство моих родителей», «История моей семьи в истории моей страны» и т.п.

Таким образом, изучение истории родного края помогает осмыслить процесс неразрывной связи с историей страны, а в результате понять проблемы современности, выработать собственную гражданскую позицию.

(слайд №7) Большую роль в воспитании гражданственности и патриотизма также выполняет научно-исследовательская деятельность учащихся. Ребята получают гражданский опыт, учатся понимать многие процессы, происходящие в современном обществе.

По изучению истории края были созданы такие исследовательские работы, как «Эвакогоспиталь на земле Макушинской», «Улицы моего города», «История становления и развития г. Макушино», « Казаркинская волость. Село Казаркино», « Гордость земли Макушинской - Николай Александрович Зайцев».

Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, города, своей семьи идет осознание обучающимися себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. В исследовательской работе обучающийся полностью отходит от зубрежки, он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей.

(слайд №8)Немаловажное значение в гражданском воспитании имеет воспитание толерантности в человеческих отношениях. Это актуально для образования XXI века. Толерантность - это, прежде всего, отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей других культур.

При изучении тем по истории культуры  России изучаем фольклор, обычаи, традиции, знакомимся с кухней народов, проживающих на территории Зауралья, а также прибывших к нам ребят из различных регионов России и республик СНГ. Через уроки мы, учителя, должны кропотливо, ненавязчиво, доказательно говорить ребятам об уважительном отношении к культурам разных народов, тем более, что Россия-одно из самых многонациональных государств.

(слайд №9) Таким образом, каждый урок истории России – это урок патриотизма, урок любви к своей Родине. История – это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота и Гражданина.

(слайд №10) Широкие возможности для формирования личности, становления гражданской позиции также имеет дисциплина «обществознание».

Обществознание способствует развитию личности, ее духовно нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации. Воспитывает общероссийскую идентичность, гражданскую ответственность, правовое самосознание, толерантность, уважение к социальным нормам, приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.

Именно на уроках обществознания мы изучаем Конституцию. Усвоение ее положений помогает студентам осознать конкретные реалии общественной жизни. Анализируя ее содержание, ребята имеют возможность познать сущность таких объемных понятий, как конституционализм, федерализм, парламентаризм, им яснее становится смысл демократии как политического режима и тех сложностей, которые встречаются в процессе его укрепления. Важной и непростой задачей является воспитание уважения к Конституции как правовому акту, обладающему высшей юридической силой, определяющему основы правового регулирования общественной жизни, являющемуся ориентиром для иных юридических документов.

Ключевой материал Основного Закона – о правах и свободах человека и гражданина дополняется изучением обязанностей гражданина. Это дает возможность понять, что нет прав без обязанностей. Студенты, изучая права гражданина, объясняют, каким образом данные права накладывают соответствующие обязанности. Так право на создание семьи влечет за собой ответственность обеспечивать её, заботиться о каждом ее члене. Именно с заботы о ближнем начинается формирование гражданской позиции студента. Право на социальную помощь со стороны государства обязывает нас платить налоги и т.д.

Использование на уроках обществознания учебно-деловых и ролевых игр: «Заседание государственной думы», «Выборы президента»- являются эффективным методом для обучения студентов избирательному процессу и избирательному праву.

В ходе подготовки и проведения игр « Выборы президента», « Я голосую за тебя» организовываются встречи с кандидатами и доверенными лицами, из числа обучающихся выпускается газета, где освещается ход предвыборной кампании, выпускаются листовки в защиту своего кандидата, готовятся документация и оборудование для проведения выборов, кандидаты разрабатывают свою программу.

Ролевая игра: «Заседание государственной думы» дает возможность понять механизм обсуждения и принятия закона. Обучающиеся, играя роль депутата Государственной Думы, обсуждают вопросы о внесении дополнений в законопроект « Об уставе колледжа» . При обсуждении они объединяются в группы, представляющие депутатские фракции от определенных политических сил, при этом заранее знакомятся с основными политическими партиями и с их краткой характеристикой с основными направлениями их деятельности.

Учебно-ролевая игра «Совет министров» дает возможность не только запомнить состав Совета министров, назвать вопросы, которые решают важнейшие министерства, но и попробовать себя в роли «министра», которого назначает преподаватель, и уже в составе своего министерства разработать план действий. Затем предложенные планы выносятся на общее обсуждения (пример из плана обучающихся 11 класса: Министр образования: «Если бы я был министром образования, то не разрешил бы курить в школе, ввел бы зачетную систему и отпуска школьникам, разделил бы школы по уровню развития детей. Я бы провел проверку квалификации педагогов, разрешил бы школе самостоятельно устанавливать экзамены, ввел высшее образование платное для всех, но не дорого» и т.д.)

Игра, похожая на действительность, является средством не только изучения сложного материала, но дает возможность ребятам проявить творчество, раскрыть в себе организаторские способности. Проведение подобных игр способствует воспитанию активной гражданской позиции у подрастающего поколения.

Большое значение уделяю таким важным темам, как «Социальные взаимодействия», «Социальные нормы и отклоняющееся поведение», «Семья и быт», «Социальное развитие и молодежь». Данные уроки не только дают знания о социальных явлениях, но и дают возможность студентам научиться объяснять социальные аспекты труда, значение культуры труда, анализировать отдельные социальные группы людей с позиции их уровня жизни и причин, подталкивающих людей к порогу бедности. Анализировать семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций.

На уроках, посвященных темам «Семья в современном мире», я провожу тренинги «Идеальная жена», «Женщина в современном мире» , «Роль мужчины в современном обществе», ролевую игру «Счастливые и несчастливые семьи», которые дают возможность ребятам не только составить портрет идеальной жены, определить важнейшие социальные роли мужчины, но и получить информацию о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной в семье, проанализировать эволюцию форм семьи, причины и мотивы разводов - и надеюсь, что в будущем это поможет им создать благополучную семью.

Эффективность гражданского воспитания подтверждает сокращение случаев девиантного поведения студентов, их возросшей социальной активности, формирования компетенций, которые необходимы для будущей успешной профессиональной деятельности.

На мой взгляд, особенно важно в воспитании гражданской позиции наличие данной позиции у самого преподавателя. Равнодушному учителю этого не осилить, даже применяя самые совершенные методики и технологии.

Роль личности педагога в становлении будущего гражданина Отечества исключительна. Неподкупная любовь к детям, житейская мудрость, уважительное отношение к его «Я», профессиональная компетентность, личный пример служения родной стране – вот те качества педагогических работников, которые позволяют воспитывать в наших учениках лучшие человеческие черты, любовь к родному Отечеству.

 




















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!