Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации уч.деят. (Ф, И, П, Г) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П-позн., Р – регул., К – коммун.) | Личностные |
I. Организационно-мотивационный : | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.. | | Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, улыбнитесь мне. Желаю всем хорошего настроения и хорошей работы на уроке. Откройте тетради, запишите число, классная работа | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Проверяют правильность положения тетради, посадки при письме. Оформляют записи в тетради. | Ф И | Слайд 1. Изображение учеников. Слайд 2. Оформление вида работы. | | | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию. |
II. Постановка учебной задачи 1.Актуализация опорных знаний | Актуализировать знания, умения, и навыки, связанные с темой урока. | Беседа, упражнение | - Посмотрите на слова, представленные на слайде. глупость мудрость хитрость храбрость - Посовещайтесь в парах и определите, какие части слова можно выделить в этих словах? -Чья пара готова ответить? -Какие части слова вы выделили в этих словах? Назовите их. -Что вы знаете о приставке? -Посмотрите на суффиксы в данных словах, что вы можете о них сказать? -Что вы знаете о суффиксах? -Какие суффиксы вы ещё знаете? -Посмотрите на данные слова (в словах выделены суффиксы). сухарик бельчонок замочек рысёнок -Знакомы ли вы с данными суффиксами? -Что вы можете сказать о суффиксах в словах справа? Слева? -Чем они похожи? Чем отличаются? -Можете ли вы объяснить, от чего зависит написание данных суффиксов? -Прочитайте тему урока. Кто прочитает вслух? | Выполняют задание Отвечают на вопросы Читают тему урока | Ф И | Слайд 3-4. Упражнение. Слайд 5. Тема урока. | Систематизировать знания учащихся об орфограммах, связанных с мягким знаком. | П: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, модельной; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; доказывать, делать выводы. Р: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. К: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач. | |
2.Формулировка учебной задачи | Формулировка задач урока в соответствии с темой и индивидуальными учебными потребностями. | Постановка учебно-познавательной задачи | Сформулируем вопросы по теме урока. Что могу узнать о правописании суффиксов? Чему буду учиться? Какие действия будем выполнять для решения поставленных задач? Что поможет нам решить учебные задачи? | Формулируют вопросы по теме урока. Формулируют учебные задачи: 1.Узнаю, как правильно писать суффиксы -ик, -ек, -ок, -онок, -ёнок; 2. Учусь писать суффиксы -ик, -ек, -ок, -онок, -ёнок. Составляют план решения учебной задачи: 1) Исследование. 2) Гипотеза. 3) Проверка гипотезы. 4) Составление схемы. 5) Упражнение. 6) Проверяю себя. 7) Оцениваю себя. | Ф И | Слайд6. Учебные задачи. Слайд 7. План решения учебной задачи | | |
2.Планирование учебной деятельности | Выбор способа деятельности и средств реализации учебной задачи. | Планирование | Какие действия будем выполнять для решения поставленных задач? Какую задачу будем решать на этом этапе? Что поможет нам решить учебные задачи? | Изучают план решения учебной задачи. Определяют действия и их учебные задачи. Выбирают средство обучения. | Ф | Слайд 7. План решения учебной задачи. | | |
III. Учебное действие Анализ языкового материала (-онок-, -ёнок-) | Выполнение учебных действий в устной и письменной речи. существенных признаков изучаемых языковых фактов. | Частично поисковый, языковой анализ, беседа, моделирование . | Начинаем с первого этапа. Какие задачи нужно выполнить на этом этапе? Что буду исследовать? Зачем? Давайте определим, когда пишется суффикс -ёнок-, а когда – -онок-. Посмотрите на данные слова. лосёнок медвежонок телёнок мышонок лисёнок галчонок тигрёнок бельчонок Что вы может сказать о написании данных суффиксов? Обратите внимание на звуки перед суффиксами. После мягких согласных пишется -ёнок-. После твёрдых согласных и [чʼ] пишется -онок-. | Формулируют задачу этапа: узнаю, как правильно писать суффиксы -ок, -онок, -ёнок. Выполняют упражнение вместе с учителем. | Ф И | Слайд 7. План решения учебной задачи. Слайд 8. | | П: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, модельной; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы. К участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать позиции разных участников коммуникации; задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения; осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования; владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия в учебной деятельности; сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; планировать собственную учебную в соответствии с поставленной целью; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. П: объяснять изученные орфограммы. Познавательные: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, модельной; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы. К: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать позиции разных участников коммуникации; задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения; осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования; владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия в учебной деятельности; сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; планировать собственную учебную в соответствии с поставленной целью; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. | |
Физминутка | | | | Выполняют упражнения с учителем. | Ф | Слайд 9. Физминутка | | |
2. Обобщение признаков правописания суффиксов в именах существительных | Систематизировать наблюдения за особенностями…. | Беседа, языковой анализ | На каком этапе мы с вами находимся? Что исследовали? Что выяснили? Посмотрите на план. Какую задачу нужно выполнить на второй ступени? Составим схему «Правописание суффиксов» | Формулируют существенные признаки правописания суффиксов в именах существительных. | Ф | Слайд10. План решения учебной задачи. Слайд 11. Схема. | | |
3. Выдвижение гипотезы. | Самостоятельное формирование представления о понятии. | Беседа | Попробуем сформулировать правило правописания суффиксов -ёнок-, -онок-. После мягких согласных, кроме [чʼ] пишется суффикс -ёнок-. После твёрдых согласных и [чʼ] пишется суффикс -онок-. / Суффиксы -ок-, -онок- пишутся после шипящих под ударением. | Высказывают предположения, формулируют правило правописания суффиксов в именах существительных. | Ф И | Слайд12. Схема Слайд 13. Правило | | |
4. Проверка гипотезы. Работа с учебным текстом. | Поиск нужной информации в учебном тесте. | Работа с текстом определения , беседа | Мы сформулировали гипотезу, переходим на следующий этап. Какую задачу нужно выполнить на этом этапе? Как можно проверить гипотезу? Найдем правило в виде схемы в учебнике на странице 62. Прочитайте для себя. Кто прочитает вслух? Что мы узнали? Подтвердилась ли наша гипотеза? Докажите словами определения. Правильно ли составили правила правописания данных суффиксов? Чем мы можем дополнить нашу схему, используя схему в учебнике? Посмотрите на план. На какой ступени находимся? | Определяют задачу этапа. Работают с учебным текстом. Сравнивают гипотезу с определением. Проверяют правильность предложенных правил. | Ф И | Слайд 14. План решения учебной задачи. Слайд 15. Схема. | | |
5. Составление алгоритма. | Определение ориентировочной основы деятельности | Беседа, моделирование | Проверим, все ли задачи мы выполнили? Перейдем на следующий этап и составим алгоритм «Правописание суффиксов -ёнок-, -онок-» Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании данных суффиксов? Сколько действий нужно выполнить? Алгоритм (-онок-, -ёнок-) Чтобы не ошибаться в написании суффиксов -онок- и -ёнок- нужно действовать так: 1) выделить корень; 2) определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом; 3) если это твёрдый согласный или шипящие [ш], [ж], [ч’], пишем суффикс -онок-, если нет, пишем суффикс -ёнок-. | Составляют алгоритм под руководством учителя. | Ф И | Слайд 16. Учебные задачи. Слайд 17. Алгоритм | | |
6. Конкретизация способа на новом материале. | Усвоение нового способа действия | Коммент ированное управление, упражнение | Посмотрите на план. Можем ли перейти на следующий этап работы? Почему? Чему нужно учиться на этом этапе? Посмотрите на упражнение, представленное на слайде. Упражнение. Запиши буквами. стри[жо]нок, бель[ч’о]нок, цып[л’о]нок, сло[н’о]нок, ли[с’о]нок, мы[шо]нок, ре[б’о]нок, у[т’о]нок, лягу[шо]нок Прочитаем задание. Кто прочитает вслух? Кто выйдет к доске и запишет первое слово? Что поможет нам не допустить ошибку Воспользуемся алгоритмом. Выделим в словах корни и определим, какой согласный звук стоит перед суффиксом. Все ли задания выполнены? С какой целью выполняли упражнение? Чему учились? Кто не допустил ни одной ошибки? Какие трудности возникли при выполнении работы? | Определяют этап решения учебной задачи, задачи этапа. Определяют количество заданий, составляют план выполнения упражнения. Выполняют упражнение по плану. Один учащийся записывает слово на доске с комментированием изученных орфограмм. | Ф И | Слайд 18. План решения учебной задачи. Слайд 19. Упражнение. Слайд 20. Алгоритм | | |
1. Анализ языкового материала (-ик-, -ек) | Выполнение учебных действий в устной и письменной речи. существенных признаков изучаемых языковых фактов. | Частично поисковый, языковой анализ, беседа, моделирование . | Давайте определим, когда пишется суффикс -ик-, а когда – -ек- Посмотрите на данные слова. домик внучек топорик молоточек Эти суффиксы очень похожи. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а вот пишутся по-разному. Есть арбуз[ик] Нет арбуз[ик]а – арбузик Есть бант[ик] Нет бант[ик]а – бантик Есть билет[ик] Нет билет[ик]а - билетик Есть горош[ик] Нет горош[к]а – горошек Есть кармаш[ик] Нет кармаш[к]а - кармашек Суффикс -ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе сохраняется. Суффикс -ек- пишется, если при изменении слова гласный звук не сохраняется, исчезает. | узнаю, как правильно писать суффиксы -ик, -ек Выполняют упражнение вместе с учителем. | Ф И | Слайд 21. План решения учебной задачи. Слайд 22-23. | | |
2. Обобщение признаков правописания суффиксов в именах существительных | Систематизировать наблюдения за особенностями…. | Беседа, языковой анализ | На каком этапе мы с вами находимся? Что исследовали? Что выяснили? Посмотрите на план. Какую задачу нужно выполнить на второй ступени? Составим схему «Правописание суффиксов» | Формулируют существенные признаки правописания суффиксов в именах существительных. | Ф | Слайд 24. План решения учебной задачи. Слайд 25. Схема. | | |
3. Выдвижение гипотезы. | Самостоятельное формирование представления о понятии. | Беседа | Попробуем сформулировать правило правописания суффиксов -ик-, -ек-. Суффикс -ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе сохраняется. Суффикс -ек- пишется, если при изменении слова гласный звук не сохраняется, исчезает. | Высказывают предположения, формулируют правило правописания суффиксов в именах существительных. | Ф И | Слайд25. Схема Слайд 26. Правило | | |
4. Проверка гипотезы. Работа с учебным текстом. | Поиск нужной информации в учебном тесте. | Работа с текстом определения , беседа | Мы сформулировали гипотезу, переходим на следующий этап. Какую задачу нужно выполнить на этом этапе? Как можно проверить гипотезу? Найдем правило в виде схемы в учебнике на странице 62. Прочитайте для себя. Кто прочитает вслух? Что мы узнали? Подтвердилась ли наша гипотеза? Докажите словами определения. Правильно ли составили правила правописания данных суффиксов? | Определяют задачу этапа. Работают с учебным текстом. Сравнивают гипотезу с определением. Проверяют правильность предложенных правил. | Ф И | Слайд 27. План решения учебной задачи. Слайд 28. Схема. | | |
5. Составление алгоритма. | Определение ориентировочной основы деятельности | Беседа, моделирование | Проверим, все ли задачи мы выполнили? Перейдем на следующий этап и составим алгоритм «Правописание суффиксов -ик-, -ек» Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании данных суффиксов? Сколько действий нужно выполнить? Алгоритм (-ик-, -ек-) 1. Выделим корень слова. Если слышим после корня [ик], сразу слово не пишем, ведь суффиксы -ик- и -ек- без ударения звучат одинаково: [ик]. 2. Изменяем форму слова, подставляя к нему слова нет, много. Проверяем, остался гласный звук или исчез. 3. Если гласный звук остался, пишем суффикс -ик-; если гласный звук исчез, пишем суффикс -ек-. | Составляют алгоритм под руководством учителя. | Ф И | Слайд 29. Учебные задачи. Слайд 30. Алгоритм | | |
6. Конкретизация способа на новом материале. | Усвоение нового способа действия | Коммент ированное управление, упражнение | Посмотрите на план. Можем ли перейти на следующий этап работы? Почему? Чему нужно учиться на этом этапе? Посмотрите на упражнение, представленное на слайде. Упражнение. Замени звуковую запись буквенной дожд[ик], комоч[ик], корабл[ик], винт[ик], сыноч[ик], годоч[ик], гвозд[ик], топор[ик]. Прочитаем задание. Кто прочитает вслух? Кто выйдет к доске и запишет первое слово? Что поможет нам не допустить ошибку Воспользуемся алгоритмом. Изменяем форму слова, подставляя к нему слова нет, много. Проверяем, остался гласный звук или исчез. Все ли задания выполнены? С какой целью выполняли упражнение? Чему учились? Кто не допустил ни одной ошибки? Какие трудности возникли при выполнении работы? | Определяют этап решения учебной задачи, задачи этапа. Определяют количество заданий, составляют план выполнения упражнения. Выполняют упражнение по плану. Один учащийся записывает слово на доске с комментированием изученных орфограмм. | Ф И | Слайд 31. План решения учебной задачи. Слайд 32. Упражнение. Слайд 33. Алгоритм | | | |
7. Применение правила при решении частных задач | Формирование умений и навыков | | Прочитаем задания к этому упражнению. Сколько дано заданий к этому упражнению? Прочитайте 1 задание. 2 задание. Кто прочитает задания вслух? Составим план выполнения упражнения. С чего начнем работу? Начинаем с первого задания. Что нужно сделать? Кто запишет первое слово на доске, объясняя изученные орфограммы? Что поможет нам не допустить ошибок при выполнении задания? Кто понял, как работать по алгоритму, и покажет нам образец работы? Все ли задания выполнены? Посмотрите на план. Все ли задания выполнены? Кто не допустил ни одной ошибки? Какие трудности возникли при выполнении работы? | Определяют этап решения учебной задачи, задачи этапа. Определяют количество заданий, составляют план выполнения упражнения. Выполняют упражнение по плану. Один учащийся записывает слово на доске с комментированием изученных орфограмм. | Ф И | Слайд 34. План выполнения упр. 104. Слайд 35. Упр. 104. Слайд 36-37. Алгоритмы. | | | |
IV. Действие оценки и самооценки 1. Промежуточный контроль | Определение соответствия учебной деятельности условиям учебной задачи. | Беседа, упражнение, Дидактическая игра | Посмотрим на план решения учебной задачи. На каком этапе находимся? Переходим на следующий этап. Какую задачу будем выполнять на этом этапе? Что буду проверять? Чтобы это проверить я предлагаю вам сыграть в небольшую игру. Дидактическая игра «Собери жёлуди»: распределить жёлуди по двум корзинкам в зависимости от того с каким суффиксом будет слово на нём . (1. -ик-, -ек-; 2. -онок-, -ёнок-) − Какие задачи выполнены? − Проверю себя в паре, знаю ли я ответы на поставленные вопросы. Договоритесь, кто в паре будет первым, кто – вторым. Проверю себя, знаю ли алгоритм правописания суффиксов -онок-, -ёнок- / -ик- -ек-. − Сначала на вопросы урока отвечает первый, второй знаками «+», «-» оценивает правильность ответа товарища, потом отвечает второй, первый оценивает правильность ответа. − Проконтролируем правильность ответа. Кто проверит себя? Проверю себя, знаю ли алгоритм правописания суффиксов -онок-, -ёнок- / -ик- -ек-. Проверим правильность ответа. Кто доволен тем, как товарищ понял тему урока? | Повторяют тему, учебные задачи. Определяют показатели оценки: 1) Проверяю, знаю ли я, когда пишется суффикс -онок-, а когда пишется суффикс -ёнок- / -ик-, -ек-. 2) Проверяю, умею ли писать суффиксы в именах существительных. 3) Проговаривают изученное на уроке. Проверяют правильность ответа по эталону | И Ф | Слайд 38. учебные задачи. Слайд 39. Дидактическая игра «Собери жёлуди». Слайд 40. Учебные задачи. | Формирование умений применения знаний. | Р: осуществлять пошаговый контроль по результату УД. К: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач; владеть способами внутригруппового взаимодействия в учебной деятельности; | Способность к самооценке. |
Рефлексия | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Беседа, «облако тегов» | − Переходим на последний этап. Для того чтобы оценить свою работу на уроке, выберите одно предложение и продолжите его. − Что было трудно? − В чем причина трудностей? − Как себе помочь? | Оценивают степень решения поставленных задач на основе высказываний - Я доволен своей работой, потому что… - Я не доволен своей работой, потому что… - Мне было трудно…. Определяют трудности, пути их устранения. | И Ф | Слайд 41-42. План решения учебной задачи с высказываниями для самооценки. | | | |
Домашнее задание. | | | Дома выполните упражнение … на странице … . Прочитайте, что нужно сделать в этом упражнении. Запишите домашнее задание. | Изучают задания к упражнению. Формулируют вопросы по выполнению упражнения. | | Слайд 43. запись домашнего задания. | | | |