СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению правила правописания суффиксов -ик, -ек, -ок, -онок в именах существительных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрены некоторые технологии, методы и приёмы работы в современной школе. Раскрывается вопрос современной системы образования, а именно формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Просмотр содержимого документа
«Организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению правила правописания суффиксов -ик, -ек, -ок, -онок в именах существительных.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


ФИО студента

Чиркова А.В.

Тема урока

Правописание суффиксов

Класс

4 А класс МБОУ ООШ № 4

Цель урока

Организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению правила правописания суффиксов -ик, -ек, -ок, -онок в именах существительных.

Задачи урока Дидактические

Обеспечить усвоение и первичное закрепление знаний о правиле правописания суффиксов -ик, -ек, -ок, -онок в именах существительных; формирование умения устанавливать наличие в словах орфограмм. применять правила правописания изученных орфограмм, обосновывать написание слов, контролировать правильность написания текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

Развивающие

Развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать и формулировать выводы; орфографическую зоркость, умения проверять орфограммы в процессе решения учебной задачи; культуру общения, речь, навыки контрольно-оценочной деятельности.

Воспитательные

Содействовать воспитанию культуры поведения на уроке, ответственности за результаты учебного труда, пониманию его значимости; уважения к противоположному мнению, уважительного отношения к одноклассникам при парной; аккуратности и дисциплины труда.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации уч.деят. (Ф, И, П, Г)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-позн., Р – регул.,

К – коммун.)

Личностные

I. Организационно-мотивационный :

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне..


  • Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, улыбнитесь мне. Желаю всем хорошего настроения и хорошей работы на уроке.

  • Откройте тетради, запишите число, классная работа

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку. Проверяют правильность положения тетради, посадки при письме. Оформляют записи в тетради.


Ф

И

Слайд 1. Изображение учеников.

Слайд 2. Оформление вида работы.



Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.


II. Постановка учебной задачи

1.Актуализация опорных знаний

Актуализировать знания, умения, и навыки, связанные с темой урока.

Беседа, упражнение

- Посмотрите на слова, представленные на слайде.

глупость

мудрость

хитрость

храбрость

- Посовещайтесь в парах и определите, какие части слова можно выделить в этих словах?

-Чья пара готова ответить?

-Какие части слова вы выделили в этих словах? Назовите их.

-Что вы знаете о приставке?

-Посмотрите на суффиксы в данных словах, что вы можете о них сказать?

-Что вы знаете о суффиксах?

-Какие суффиксы вы ещё знаете?

-Посмотрите на данные слова (в словах выделены суффиксы).

сухарик бельчонок

замочек рысёнок

-Знакомы ли вы с данными суффиксами?

-Что вы можете сказать о суффиксах в словах справа? Слева?

-Чем они похожи? Чем отличаются?

-Можете ли вы объяснить, от чего зависит написание данных суффиксов?

-Прочитайте тему урока. Кто прочитает вслух?







Выполняют задание


Отвечают на вопросы






















Читают тему урока


Ф

И

Слайд 3-4.

Упражнение.


Слайд 5. Тема урока.


Систематизировать знания учащихся об орфограммах, связанных с мягким знаком.

П: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, модельной; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; доказывать, делать выводы.

Р: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. К:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.


2.Формулировка учебной задачи

Формулировка задач урока в соответствии с темой и индивидуальными учебными потребностями.

Постановка учебно-познавательной задачи

  • Сформулируем вопросы по теме урока.

  • Что могу узнать о правописании суффиксов?

  • Чему буду учиться?

  • Какие действия будем выполнять для решения поставленных задач?

  • Что поможет нам решить учебные задачи?

Формулируют вопросы по теме урока.

Формулируют учебные задачи:

1.Узнаю, как правильно писать суффиксы -ик, -ек, -ок, -онок, -ёнок;

2. Учусь писать суффиксы -ик, -ек, -ок, -онок, -ёнок.

Составляют план решения учебной задачи:

1) Исследование.

2) Гипотеза.

3) Проверка гипотезы.

4) Составление схемы.

5) Упражнение.

6) Проверяю себя.

7) Оцениваю себя.

Ф

И

Слайд6. Учебные задачи.


Слайд 7. План решения учебной задачи



2.Планирование учебной деятельности

Выбор способа деятельности и средств реализации учебной задачи.

Планирование

  • Какие действия будем выполнять для решения поставленных задач?

  • Какую задачу будем решать на этом этапе?

  • Что поможет нам решить учебные задачи?

Изучают план решения учебной задачи.

Определяют действия и их учебные задачи.

Выбирают средство обучения.

Ф


Слайд 7. План решения учебной задачи.



III. Учебное действие

  1. Анализ языкового материала

(-онок-, -ёнок-)


Выполнение учебных действий в устной и письменной речи. существенных признаков изучаемых языковых фактов.

Частично поисковый, языковой анализ, беседа, моделирование

.

  • Начинаем с первого этапа. Какие задачи нужно выполнить на этом этапе?

  • Что буду исследовать?

  • Зачем?

  • Давайте определим, когда пишется суффикс -ёнок-, а когда – -онок-.

  • Посмотрите на данные слова.

лосёнок медвежонок

телёнок мышонок

лисёнок галчонок

тигрёнок бельчонок

  • Что вы может сказать о написании данных суффиксов?

  • Обратите внимание на звуки перед суффиксами.

  • После мягких согласных пишется -ёнок-. После твёрдых согласных и [чʼ] пишется -онок-.

Формулируют задачу этапа: узнаю, как правильно писать суффиксы -ок, -онок, -ёнок.



Выполняют упражнение вместе с учителем.


Ф

И

Слайд 7. План решения учебной задачи.


Слайд 8.



П: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, модельной; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы.

К участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать позиции разных участников коммуникации; задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения; осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования; владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия в учебной деятельности; сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; планировать собственную учебную в соответствии с поставленной целью; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.




П:

объяснять изученные орфограммы.

Познавательные: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, модельной; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы.

К: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать позиции разных участников коммуникации; задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения; осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования; владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия в учебной деятельности; сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; планировать собственную учебную в соответствии с поставленной целью; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.


Физминутка



Выполняют упражнения с учителем.

Ф

Слайд 9. Физминутка



2. Обобщение признаков правописания суффиксов в именах существительных

Систематизировать наблюдения за особенностями….

Беседа, языковой анализ

  • На каком этапе мы с вами находимся?

  • Что исследовали?

  • Что выяснили?

  • Посмотрите на план. Какую задачу нужно выполнить на второй ступени?

  • Составим схему «Правописание суффиксов»

Формулируют существенные признаки правописания суффиксов в именах существительных.

Ф


Слайд10. План решения учебной задачи.

Слайд 11. Схема.



3. Выдвижение гипотезы.

Самостоятельное формирование представления о понятии.

Беседа


  • Попробуем сформулировать правило правописания суффиксов -ёнок-, -онок-.

  • После мягких согласных, кроме [чʼ] пишется суффикс -ёнок-. После твёрдых согласных и [чʼ] пишется суффикс -онок-. / Суффиксы -ок-, -онок- пишутся после шипящих под ударением.

Высказывают предположения, формулируют правило правописания суффиксов в именах существительных.


Ф

И

Слайд12. Схема


Слайд 13. Правило



4. Проверка гипотезы. Работа с учебным текстом.


Поиск нужной информации в учебном тесте.

Работа с текстом определения ,

беседа

  • Мы сформулировали гипотезу, переходим на следующий этап. Какую задачу нужно выполнить на этом этапе?

  • Как можно проверить гипотезу?

  • Найдем правило в виде схемы в учебнике на странице 62.

  • Прочитайте для себя.

  • Кто прочитает вслух?

  • Что мы узнали?

  • Подтвердилась ли наша гипотеза?

  • Докажите словами определения.

  • Правильно ли составили правила правописания данных суффиксов?

  • Чем мы можем дополнить нашу схему, используя схему в учебнике?

  • Посмотрите на план. На какой ступени находимся?

Определяют задачу этапа.

Работают с учебным текстом.

Сравнивают гипотезу с определением.

Проверяют правильность предложенных правил.

Ф

И

Слайд 14.

План решения учебной задачи.


Слайд 15.

Схема.



5. Составление алгоритма.


Определение ориентировочной основы деятельности

Беседа, моделирование

  • Проверим, все ли задачи мы выполнили?

  • Перейдем на следующий этап и составим алгоритм «Правописание суффиксов -ёнок-, -онок-»

  • Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании данных суффиксов?

  • Сколько действий нужно выполнить?

  • Какой шаг должен быть первым?

  • Что буду делать на втором этапе?


Алгоритм (-онок-, -ёнок-)

Чтобы не ошибаться в написании суффиксов -онок- и -ёнок- нужно действовать так:
1) выделить корень;
2) определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом;
3) если это твёрдый согласный или шипящие [ш], [ж], [ч’], пишем суффикс -онок-, если нет, пишем суффикс -ёнок-.

Составляют алгоритм под руководством учителя.

Ф

И

Слайд 16. Учебные задачи.


Слайд 17. Алгоритм



6. Конкретизация способа на новом материале.

Усвоение нового способа действия

Коммент ированное управление, упражнение

  • Посмотрите на план. Можем ли перейти на следующий этап работы? Почему?

  • Чему нужно учиться на этом этапе?

  • Посмотрите на упражнение, представленное на слайде.

Упражнение. Запиши буквами.
стри[жо]нок, бель[ч’о]нок, цып[л’о]нок, сло[н’о]нок, ли[с’о]нок, мы[шо]нок, ре[б’о]нок, у[т’о]нок, лягу[шо]нок

  • Прочитаем задание.

  • Кто прочитает вслух?

  • Кто выйдет к доске и запишет первое слово?

  • Что поможет нам не допустить ошибку

  • Воспользуемся алгоритмом.

  • Выделим в словах корни и определим, какой согласный звук стоит перед суффиксом.

  • Все ли задания выполнены?

  • С какой целью выполняли упражнение?

  • Чему учились?

  • Кто не допустил ни одной ошибки?

  • Какие трудности возникли при выполнении работы?

  • Как помочь себе?

Определяют этап решения учебной задачи, задачи этапа.

Определяют количество заданий, составляют план выполнения упражнения. Выполняют упражнение по плану.

Один учащийся записывает слово на доске с комментированием изученных орфограмм.


Ф

И

Слайд 18.

План решения учебной задачи.


Слайд 19. Упражнение.


Слайд 20. Алгоритм



1. Анализ языкового материала

(-ик-, -ек)

Выполнение учебных действий в устной и письменной речи. существенных признаков изучаемых языковых фактов.

Частично поисковый, языковой анализ, беседа, моделирование

.

  • Давайте определим, когда пишется суффикс -ик-, а когда – -ек-

  • Посмотрите на данные слова.

домик внучек

топорик молоточек

  • Эти суффиксы очень похожи. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а вот пишутся по-разному.

Есть арбуз[ик] Нет арбуз[ик]а – арбузик

Есть бант[ик] Нет бант[ик]а – бантик

Есть билет[ик] Нет билет[ик]а - билетик

Есть горош[ик] Нет горош[к]а – горошек

Есть кармаш[ик] Нет кармаш[к]а - кармашек

  • Суффикс -ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе сохраняется. Суффикс -ек- пишется, если при изменении слова гласный звук не сохраняется, исчезает.


узнаю, как правильно писать суффиксы -ик, -ек



Выполняют упражнение вместе с учителем.


Ф

И

Слайд 21. План решения учебной задачи.


Слайд 22-23.




2. Обобщение признаков правописания суффиксов в именах существительных

Систематизировать наблюдения за особенностями….

Беседа, языковой анализ

  • На каком этапе мы с вами находимся?

  • Что исследовали?

  • Что выяснили?

  • Посмотрите на план. Какую задачу нужно выполнить на второй ступени?

  • Составим схему «Правописание суффиксов»

Формулируют существенные признаки правописания суффиксов в именах существительных.

Ф


Слайд 24. План решения учебной задачи.


Слайд 25. Схема.



3. Выдвижение гипотезы.

Самостоятельное формирование представления о понятии.

Беседа


  • Попробуем сформулировать правило правописания суффиксов -ик-, -ек-.

  • Суффикс -ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе сохраняется. Суффикс -ек- пишется, если при изменении слова гласный звук не сохраняется, исчезает.

Высказывают предположения, формулируют правило правописания суффиксов в именах существительных.


Ф

И

Слайд25. Схема


Слайд 26. Правило



4. Проверка гипотезы. Работа с учебным текстом.


Поиск нужной информации в учебном тесте.

Работа с текстом определения ,

беседа

  • Мы сформулировали гипотезу, переходим на следующий этап. Какую задачу нужно выполнить на этом этапе?

  • Как можно проверить гипотезу?

  • Найдем правило в виде схемы в учебнике на странице 62.

  • Прочитайте для себя.

  • Кто прочитает вслух?

  • Что мы узнали?

  • Подтвердилась ли наша гипотеза?

  • Докажите словами определения.

  • Правильно ли составили правила правописания данных суффиксов?

  • Посмотрите на план. На какой ступени находимся?

Определяют задачу этапа.

Работают с учебным текстом.

Сравнивают гипотезу с определением.

Проверяют правильность предложенных правил.

Ф

И

Слайд 27.

План решения учебной задачи.


Слайд 28.

Схема.



5. Составление алгоритма.


Определение ориентировочной основы деятельности

Беседа, моделирование

  • Проверим, все ли задачи мы выполнили?

  • Перейдем на следующий этап и составим алгоритм «Правописание суффиксов -ик-, -ек»

  • Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании данных суффиксов?

  • Сколько действий нужно выполнить?

  • Какой шаг должен быть первым?

  • Что буду делать на втором этапе?


Алгоритм (-ик-, -ек-)

1. Выделим корень слова. Если слышим после корня [ик], сразу слово не пишем, ведь суффиксы -ик- и -ек- без ударения звучат одинаково: [ик].

2. Изменяем форму слова, подставляя к нему слова нет, много. Проверяем, остался гласный звук или исчез.

3. Если гласный звук остался, пишем суффикс -ик-; если гласный звук исчез, пишем суффикс -ек-.

Составляют алгоритм под руководством учителя.

Ф

И

Слайд 29. Учебные задачи.


Слайд 30. Алгоритм



6. Конкретизация способа на новом материале.

Усвоение нового способа действия

Коммент ированное управление, упражнение

  • Посмотрите на план. Можем ли перейти на следующий этап работы? Почему?

  • Чему нужно учиться на этом этапе?

  • Посмотрите на упражнение, представленное на слайде.

Упражнение. Замени звуковую запись буквенной
дожд[ик], комоч[ик], корабл[ик], винт[ик], сыноч[ик], годоч[ик], гвозд[ик], топор[ик].

  • Прочитаем задание.

  • Кто прочитает вслух?

  • Кто выйдет к доске и запишет первое слово?

  • Что поможет нам не допустить ошибку

  • Воспользуемся алгоритмом.

  • Изменяем форму слова, подставляя к нему слова нет, много. Проверяем, остался гласный звук или исчез.

  • Все ли задания выполнены?

  • С какой целью выполняли упражнение?

  • Чему учились?

  • Кто не допустил ни одной ошибки?

  • Какие трудности возникли при выполнении работы?

  • Как помочь себе?


Определяют этап решения учебной задачи, задачи этапа.

Определяют количество заданий, составляют план выполнения упражнения. Выполняют упражнение по плану.

Один учащийся записывает слово на доске с комментированием изученных орфограмм.


Ф

И

Слайд 31.

План решения учебной задачи.


Слайд 32. Упражнение.


Слайд 33. Алгоритм




7. Применение правила при решении частных задач

Формирование умений и навыков


  • Выполним упражнение 104 на странице 63.

  • Прочитаем задания к этому упражнению.

  • Сколько дано заданий к этому упражнению?

  • Прочитайте 1 задание. 2 задание.

  • Кто прочитает задания вслух?

  • Составим план выполнения упражнения. С чего начнем работу?

  • Начинаем с первого задания. Что нужно сделать?

  • Кто запишет первое слово на доске, объясняя изученные орфограммы?

  • Что поможет нам не допустить ошибок при выполнении задания?

  • Кто понял, как работать по алгоритму, и покажет нам образец работы?

  • Все ли задания выполнены?

  • Посмотрите на план. Все ли задания выполнены?

  • Кто не допустил ни одной ошибки?

  • Какие трудности возникли при выполнении работы?

  • Как помочь себе?

Определяют этап решения учебной задачи, задачи этапа.

Определяют количество заданий, составляют план выполнения упражнения. Выполняют упражнение по плану.

Один учащийся записывает слово на доске с комментированием изученных орфограмм.


Ф

И

Слайд 34. План выполнения упр. 104.


Слайд 35. Упр. 104.


Слайд 36-37. Алгоритмы.





IV. Действие оценки и самооценки

1. Промежуточный контроль

Определение соответствия учебной деятельности условиям учебной задачи.

Беседа, упражнение,

Дидактическая игра

  • Посмотрим на план решения учебной задачи. На каком этапе находимся?

  • Переходим на следующий этап. Какую задачу будем выполнять на этом этапе?

  • Что буду проверять?

  • Чтобы это проверить я предлагаю вам сыграть в небольшую игру.

Дидактическая игра «Собери жёлуди»: распределить жёлуди по двум корзинкам в зависимости от того с каким суффиксом будет слово на нём . (1. -ик-, -ек-; 2. -онок-, -ёнок-)

  • Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

− Какие задачи выполнены?

− Проверю себя в паре, знаю ли я ответы на поставленные вопросы. Договоритесь, кто в паре будет первым, кто – вторым.

  • Проверю себя, знаю ли алгоритм правописания суффиксов -онок-, -ёнок- / -ик- -ек-.

− Сначала на вопросы урока отвечает первый, второй знаками «+», «-» оценивает правильность ответа товарища, потом отвечает второй, первый оценивает правильность ответа.

− Проконтролируем правильность ответа. Кто проверит себя?

  • Проверю себя, знаю ли алгоритм правописания суффиксов -онок-, -ёнок- / -ик- -ек-.


  • Проверим правильность ответа.

  • Кто доволен тем, как товарищ понял тему урока?

Повторяют тему, учебные задачи.

Определяют показатели оценки:

1) Проверяю, знаю ли я, когда пишется суффикс -онок-, а когда пишется суффикс -ёнок- / -ик-, -ек-.

2) Проверяю, умею ли писать суффиксы в именах существительных.

3)

Проговаривают изученное на уроке.














Проверяют правильность ответа по эталону


И

Ф

Слайд 38. учебные задачи.


Слайд 39. Дидактическая игра «Собери жёлуди».



Слайд 40. Учебные задачи.

Формирование умений применения знаний.

Р: осуществлять пошаговый контроль по результату УД.

К:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач; владеть способами внутригруппового взаимодействия в учебной деятельности;


Способность к самооценке.

  1. Рефлексия

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Беседа, «облако тегов»

− Переходим на последний этап. Для того чтобы оценить свою работу на уроке, выберите одно предложение и продолжите его.

− Что было трудно?

− В чем причина трудностей?

− Как себе помочь?

Оценивают степень решения поставленных задач на основе высказываний

- Я доволен своей работой, потому что…

- Я не доволен своей работой, потому что…

- Мне было трудно….

Определяют трудности, пути их устранения.

И

Ф

Слайд 41-42. План решения учебной задачи с

высказываниями для самооценки.




Домашнее задание.



  • Дома выполните упражнение … на странице … . Прочитайте, что нужно сделать в этом упражнении.

  • Запишите домашнее задание.

Изучают задания к упражнению. Формулируют вопросы по выполнению упражнения.


Слайд 43. запись домашнего задания.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!