СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орфограммы в корнях слов. правила обозначения буквами согласных звуков

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке формируется понятие об орфограммах согласных корня (проверяемых – непроверяемых, непроизносимых, удвоенных), идет овладение способом определения написания согласного, отрабатывается умение безошибочно писать согласные в корнях слов.

Просмотр содержимого документа
«Урок 20.ОРФОГРАММЫ В КОРНЯХ СЛОВ. ПРАВИЛА ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ»

Русский язык. 5 класс. / М. М. Разумовская, В. И. Капинос / Письмо. Орфография. Урок 4


ТЕМА: ОРФОГРАММЫ В КОРНЯХ СЛОВ. Урок 20

ПРАВИЛА ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ



Смолина Лариса Николаевнаучитель русского языка и литературы



Цели:

1. Научить различать согласные в корнях слов: проверяемые произношением и не проверяемые произношением, а также непроизносимые и удвоенные согласные.

2. Сформировать умение безошибочно писать согласные в корнях слов.

Оборудование: пример алгоритма «Распознавание орфограмм – согласных букв по опознавательным признакам»; карточки-задания (индивидуальные).

Методическое обоснование: на данном уроке формируется понятие об орфограммах согласных корня (проверяемых – непроверяемых, непроизносимых, удвоенных), идет овладение способом определения написания согласного, отрабатывается умение безошибочно писать согласные в корнях слов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение правила обозначения буквами гласных звуков.

1. Беседа по вопросам:

– Какие написания в словах являются орфограммами?

– Как называются приметы в словах, по которым мы можем найти орфограммы?

– По какому опознавательному признаку мы находим в словах орфограмму «Проверяемая безударная гласная в корне слова»?

2. Практические задания:

1) Учащиеся списывают с доски слова и обозначают знаком v опознавательный признак орфограммы – гласной буквы.

Земля, звезда, деревья, тропа, снопы, поля, гроза.

2) Учащиеся списывают с доски словосочетания, находят по опознавательному признаку (безударности гласного) орфограмму – гласную букву и подчеркивают соответствующую ей букву.

Зеленые поля, садовые цветы, ночной стороне, чистая роса, тяжелые колосья.

III. Изучение нового материала.

1. Объяснительно-иллюстративная беседа.

Учитель. У орфограмм – согласных букв существует свой перечень опознавательных признаков.

Сегодня мы рассмотрим некоторые из них, повторим уже известное об орфограмме «Согласные буквы в корне слова». Давайте проанализируем слова, записанные на доске:

хлеб, луг, косьба, грядка.

Подумайте, какие места в данных словах вызывают орфографические затруднения. Почему?

(При написании первых двух слов («хлеб», «луг») затруднение вызовет конец слова, так как и звонкие и глухие согласные в этой позиции произносятся как глухие. В двух следующих словах («косьба», «грядка») произношение согласных, стоящих перед другими согласными буквами, тоже расходится с написанием и, следовательно, место согласного перед другим согласным является «опасным» с орфографической точки зрения.)

Учитель на основании ответов учащихся делает вывод: выявленные места в данных словах – это конец и стечение согласных – самые яркие приметы повторяемой орфограммы, или опознавательные признаки орфограммы – согласной буквы.

2. Чтение и запоминание основного теоретического материала на с.30 (28).

3. Выполнение упражнения 65 (65) на с.30 (28).

4. Повторение орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слов» по заданиям:

1) Записать слова, выделяя в них корни, в два столбика:

-cm-

-сн-

Властный, устный, гласный, запасной, опасный, доблестный, вкусный, словесный, чудесный, хлестнуть, блеснут.

2) Найти «лишнее» слово (устно).

Капустный, ужасный, хрустнуть, грустный.

Известный, участник, вкусный, яростный.

5. Ознакомление с алгоритмом распознавания орфограмм согласных.

Распознавание орфограмм – согласных букв по опознавательным признакам

1) Определи, заканчивается ли слово на согласный, парный по глухости-звонкости.





Да.

Нет.





Вывод: это орфограмма –
согласная буква.

2) Установи, есть ли в слове
стечение согласных букв.





Да.

Нет.





Вывод: это орфограмма –
согласная буква.

3) Проверь, есть ли н в конце
слова перед гласным.





Да.

Нет.





Вывод: это орфограмма –
согласная буква.

Вывод: в этом слове нет
орфограмм – согласных букв.

IV. Закрепление полученных сведений.

1. Запишите в четыре столбика слова, в которых:

1) происходит изменение согласного в конце слова;

2) происходит изменение согласного в середине слова;

3) есть непроизносимые согласные;

4) есть удвоенные согласные:

кадка, несчастный, рожь, молодежь, перевозка, группа, капустный, ошибка, коллекция, овраг, лестничный, вокзал, круг, хоккей, улыбка, яростный, теннис.

2. Запишите под диктовку, графически объясните написание согласной в корне.

Звездное небо, шествовать по дороге, участвовать в соревновании, шефствовать над малышами, опасный переход, честное признание, напрасные усилия, грустная мелодия, хвастливый заяц, громоздкий узел, долго здравствовать, тростниковые заросли, страстный призыв, блеснуть на солнце, просьба отца.

3. Выполнение упражнений 67–68 (67–68) на с.31-32 (29).

V. Итог урока.

Выполнение задания на индивидуальных карточках, которые учащиеся сразу сдают для проверки учителю.

Примеры карточек-заданий.

1. Найти и подчеркнуть место применения орфографического правила в корне слова по опознавательным признакам орфограмм – гласных и орфограмм – согласных букв; обозначить опознавательные признаки орфограмм (подчеркнуть места применения орфографических правил).

Снег, вода, земля, голубь, молотьба, морской, косьба, сторож.

2. В корнях каких слов содержится несколько опознавательных признаков? Выделить эти слова и места применения орфографических правил в них.

3. Обозначить опознавательные признаки орфограмм – согласных букв и подчеркнуть места применения орфографических правил.

1) Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

2) … Остров на море лежит,

Град на острове стоит.

3) Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный.

А. С. Пушкин

Домашнее задание: параграф 14, упражнения 69–71 (69–71) на с.32 (29–30).

3


Просмотр содержимого документа
«Урок 20.карточка ОРФОГРАММЫ В КОРНЯХ СЛОВ. ПРАВИЛА ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ»

3. Найти и подчеркнуть место применения орфографического правила в корне слова по опознавательным признакам орфограмм – гласных и орфограмм – согласных букв; обозначить опознавательные признаки орфограмм (подчеркнуть места применения орфографических правил).

Снег, вода, земля, голубь, молотьба, морской, косьба, сторож.

4. В корнях каких слов содержится несколько опознавательных признаков? Выписать эти слова и выделить места применения орфографических правил в них.

5. Обозначить опознавательные признаки орфограмм – согласных букв и подчеркнуть места применения орфографических правил.

1) Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

2) … Остров на море лежит,

Град на острове стоит.

3) Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный.

А. С. Пушкин

1. Орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слов» по заданиям:

1) Записать слова, выделяя в них корни, в два столбика:

-cm-

-cн-

Властный, устный, гласный, запасной, опасный, доблестный, вкусный, словесный, чудесный, хлестнуть, блеснут.

2) Найти «лишнее» слово (устно).

Капустный, ужасный, хрустнуть, грустный.

Известный, участник, вкусный, яростный.

2. Запишите в четыре столбика слова, в которых:

1) происходит изменение согласного в конце слова;

2) происходит изменение согласного в середине слова;

3) есть непроизносимые согласные;

4) есть удвоенные согласные:

кадка, несчастный, рожь, молодежь, перевозка, группа, капустный, ошибка, коллекция, овраг, лестничный, вокзал, круг, хоккей, улыбка, яростный, теннис.



3. Найти и подчеркнуть место применения орфографического правила в корне слова по опознавательным признакам орфограмм – гласных и орфограмм – согласных букв; обозначить опознавательные признаки орфограмм (подчеркнуть места применения орфографических правил).

Снег, вода, земля, голубь, молотьба, морской, косьба, сторож.

4. В корнях каких слов содержится несколько опознавательных признаков? Выписать эти слова и выделить места применения орфографических правил в них.

5. Обозначить опознавательные признаки орфограмм – согласных букв и подчеркнуть места применения орфографических правил.

1) Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

2) … Остров на море лежит,

Град на острове стоит.

3) Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный.

А. С. Пушкин

1. Орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слов» по заданиям:

1) Записать слова, выделяя в них корни, в два столбика:

-cm-

-cн-

Властный, устный, гласный, запасной, опасный, доблестный, вкусный, словесный, чудесный, хлестнуть, блеснут.

2) Найти «лишнее» слово (устно).

Капустный, ужасный, хрустнуть, грустный.

Известный, участник, вкусный, яростный.

2. Запишите в четыре столбика слова, в которых:

1) происходит изменение согласного в конце слова;

2) происходит изменение согласного в середине слова;

3) есть непроизносимые согласные;

4) есть удвоенные согласные:

кадка, несчастный, рожь, молодежь, перевозка, группа, капустный, ошибка, коллекция, овраг, лестничный, вокзал, круг, хоккей, улыбка, яростный, теннис.



3. Найти и подчеркнуть место применения орфографического правила в корне слова по опознавательным признакам орфограмм – гласных и орфограмм – согласных букв; обозначить опознавательные признаки орфограмм (подчеркнуть места применения орфографических правил).

Снег, вода, земля, голубь, молотьба, морской, косьба, сторож.

4. В корнях каких слов содержится несколько опознавательных признаков? Выписать эти слова и выделить места применения орфографических правил в них.

5. Обозначить опознавательные признаки орфограмм – согласных букв и подчеркнуть места применения орфографических правил.

1) Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

2) … Остров на море лежит,

Град на острове стоит.

3) Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный.

А. С. Пушкин

1. Орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слов» по заданиям:

1) Записать слова, выделяя в них корни, в два столбика:

-cm-

-cн-

Властный, устный, гласный, запасной, опасный, доблестный, вкусный, словесный, чудесный, хлестнуть, блеснут.

2) Найти «лишнее» слово (устно).

Капустный, ужасный, хрустнуть, грустный.

Известный, участник, вкусный, яростный.

2. Запишите в четыре столбика слова, в которых:

1) происходит изменение согласного в конце слова;

2) происходит изменение согласного в середине слова;

3) есть непроизносимые согласные;

4) есть удвоенные согласные:

кадка, несчастный, рожь, молодежь, перевозка, группа, капустный, ошибка, коллекция, овраг, лестничный, вокзал, круг, хоккей, улыбка, яростный, теннис.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!