СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орфограммы в корнях слов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Орфограммы в корнях слов»



Урок 5. Орфограмма. Повторение.  

Цель урока: знать, что такое орфограмма. 

Формирование умения находить орфограммы в различных морфемах. 

I. Проверка домашнего задания.

 II. Запись в «Словарь корней». 

-див- (-дивл-):диво (сущ.), дивный (прил.), удивление (сущ.), удивительный (прил.), удивиться (гл.), удивительно (нар.). 

(Внимание учащихся обращается на то, что во всех записанных словах обязательным является выделение корня и указание на принадлежность слова к части речи.) 

Указываем на чередование вл//в. С некоторыми из записанных в словарь слов устно составляются предложения. 

Вопросы классу: 

— Как называются слова с одним и тем же корнем? 

— Что надо учитывать при подборе однокоренных слов? 

— Являются ли однокоренными слова горе, гора


III.Изучения новой темы дом — дома́. В корне слова дом буква о стоит под ударением, поэтому в написании гласной в корне этого слова нет выбора букв. В корне же слова дома́есть выбор букв (а или о), потому что гласная корня стоит в безударном положении. То есть в корне данного слова есть буква, написание которой определяется правилом. Такие буквы называются орфограммами. 

Итак, в слове дом в корне нет орфограммы, в слове дома — орфограмма в корне — буква о (проверочное слово — дом). 

Запись на доске: орфограмма (греч.), орфос — правильный, грамма — письмо. 

 

IV. Работа с теоретическим материалом § 6 на с. 11-13. 

— Что такое орфограмма? 

— Как вы понимаете выражения «орфограмма в корне», «орфограмма в окончании»? 

Учитель дает образец графического обозначения (объяснения) орфограммы: указывается часть речи, затем выделяется часть слова, в которой есть орфограмма. Одной чертой подчеркивается та буква, написание которой следует проверить, двумя — та, которой определяется ее выбор. 

Запись образцов обозначения (объяснения) орфограмм в различных морфемах:  

 

V.Запись слов — по два примера — с орфограммой в корне и окончании. 

Трава – травы, гора – горы, сторона – стороны, сторонка.

 

VI.На доске записаны слова удивить, скрип, глядеть, загадать, жалеть, загадка, жалко, скрипучий, стрелка, взгляд. Учащиеся должны вначале прочитать только те, в корнях которых нет орфограммы, затем те, в корнях которых она есть. (Упражнение направлено на отработку умения «видеть» орфограмму в слове, то есть «видеть» те места, где можно допустить ошибку в написании слова.) 

Затем слова, в которых нет орфограмм в корне, стираются с доски. Оставшиеся слова учащиеся записывают и графически объясняют выбор гласной в корне. 

При подборе однокоренных слов желательно использовать два способа: 

1) изменение формы слова; 2) подбор однокоренного проверочного слова. Запись лучше делать в два столбика. 

Вывод: безударная гласная в корне может быть проверена: 

1) изменением формы слова; 2) подбором однокоренного проверочного слова. 

 

VII. Упр. 25, 26 (частично). 

 

VIII. Объяснительный диктант (при записи предложений безударные гласные в корнях выделенных слов объясняются графически). 

 

Я возвращался к себе в деревню. Тропинка проходила по просеке в сосновом лесу. Все вокруг было покрыто пахучими травами. На поляне около опушки я разглядел синие цветы. Полянки с ними были похожи на малюсенькие озера с синей водой. Я сорвал цветок. Когда я встряхнул его, в нем прогромыхали созревшие семена. 

(По К. Паустовскому) 

 

Домашнее задание: § 6, упр. 27; повторить слова, записанные в «Словарь трудных слов», составить с ними предложения (устно).

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!