СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орфографические, лексические, грамматические нормы речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен материал для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Орфографические, лексические, грамматические нормы речи»

Русский язык  11 класс Орфоэпические, лексические, грамматические нормы речи

Русский язык 11 класс

Орфоэпические, лексические, грамматические нормы речи

Орфоэпические нормы речи Самое важное искусство речи: во – первых, произнесение, во – вторых, произнесение, в - третьих, произнесение . Демосфен   Задания № 4 ЕРЭ - 2022 ФеномЕн - ФенОмен КухОнный – Кухонный ЗакупОрить - ЗакУпорить

Орфоэпические нормы речи

  • Самое важное искусство речи: во – первых, произнесение, во – вторых, произнесение,
  • в - третьих, произнесение . Демосфен

  • Задания № 4 ЕРЭ - 2022
  • ФеномЕн - ФенОмен
  • КухОнный – Кухонный
  • ЗакупОрить - ЗакУпорить
Повторяем орфоэпические нормы ЕРЭ - 2022   задание 4 И.П. Цыбулько   В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения. НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. ОтозвалАсь красИвее начАвший  (многие)сИроты слИвовый

Повторяем орфоэпические нормы ЕРЭ - 2022 задание 4 И.П. Цыбулько

В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения. НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  • ОтозвалАсь
  • красИвее
  • начАвший
  • (многие)сИроты
  • слИвовый
Правильно говорим  Укажите неверное произношение слова  задание 4 И.П..Цыбулько   кремЕнь Оптовый окружИт отбылА дОнизу

Правильно говорим Укажите неверное произношение слова задание 4 И.П..Цыбулько

  • кремЕнь
  • Оптовый
  • окружИт
  • отбылА
  • дОнизу
Отгадай и запомни слово Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный____________________

Отгадай и запомни слово

  • Чтоб скорей в библиотеке
  • Отыскать ты книгу смог,
  • В ней бывает картотека,
  • Специальный____________________
Профессиональные варианты ударения Мы говорим не шт О рмы, а шторм А -  Слова выходят коротки и смачны:  Ветр А - не в Е тры - сводят нас с ума,  Из палуб выкорчевывая мачты.   Мы на приметы наложили вето -  Мы чтим чутье комп А сов и носов.  Упругие тугие мышцы ветра  Натягивают кожу парусов.  В ВЫСОЦКИЙ

Профессиональные варианты ударения

  • Мы говорим не шт О рмы, а шторм А - Слова выходят коротки и смачны: Ветр А - не в Е тры - сводят нас с ума, Из палуб выкорчевывая мачты. Мы на приметы наложили вето - Мы чтим чутье комп А сов и носов. Упругие тугие мышцы ветра Натягивают кожу парусов.
  • В ВЫСОЦКИЙ
Закрепляем орфоэпические нормы КЗ Поставьте ударение в словах: Жалюзи, обеспечение, торты, вероисповедание, гражданство,  водопровод, намерение, приданое, дозвонится.

Закрепляем орфоэпические нормы КЗ

  • Поставьте ударение в словах:
  • Жалюзи, обеспечение, торты, вероисповедание, гражданство,  водопровод, намерение,
  • приданое, дозвонится.
Орфоэпические словари

Орфоэпические словари

Лексические нормы речи еРЭ - 2022 Умен ты или глуп, Велик ты или мал, Не знаем мы, пока Ты слово не сказал! Саади – персидский мыслитель(ХIII век)

Лексические нормы речи еРЭ - 2022

  • Умен ты или глуп,
  • Велик ты или мал,
  • Не знаем мы, пока
  • Ты слово не сказал!
  • Саади – персидский
  • мыслитель(ХIII век)
Лексические Нормы речи Паронимы  – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению. Плеоназмы  - словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого. Лексическая сочетаемость слов  – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости. Алоги́зм — нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила логики, либо факт, который не укладывается в рамки логического мышления. Задание 5  ИСКУССТВЕННЫМ   - искусным Задание 6  Главная суть , благодаря дождю

Лексические Нормы речи

Паронимы  – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению.

Плеоназмы  - словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.

Лексическая сочетаемость слов  – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.

Алоги́зм — нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила логики, либо факт, который не укладывается в рамки логического мышления.

  • Задание 5 ИСКУССТВЕННЫМ   - искусным
  • Задание 6 Главная суть , благодаря дождю
Повторяем лексические нормы  паронимы. Задание № 5 Абонемент - право пользования чем-либо (или документ, предоставляющий это право) на определённый срок: абонемент в бассейн. (Межбиблиотечный абонемент, абонемент в бассейн, в музей, концертный абонемент)   Абонент - лицо или учреждение , имеющее абонемент: абонент телефонной сети. (Абонент московской телефонной сети, жалобы от абонентов, ответ абонента)

Повторяем лексические нормы паронимы. Задание № 5

Абонемент - право пользования чем-либо (или документ, предоставляющий это право) на определённый срок: абонемент в бассейн. (Межбиблиотечный абонемент, абонемент в бассейн, в музей, концертный абонемент) Абонент - лицо или учреждение , имеющее абонемент: абонент телефонной сети. (Абонент московской телефонной сети, жалобы от абонентов, ответ абонента)

Работаем с паронимами №5 Бедный- бедственный Безответный - безответственный Болотистый- болотный Благодарный - благодарственный Благотворительный - благотворный Вековой - вечный

Работаем с паронимами №5

  • Бедный- бедственный
  • Безответный - безответственный
  • Болотистый- болотный
  • Благодарный - благодарственный
  • Благотворительный - благотворный
  • Вековой - вечный
Задание № 5. ЕрЭ - 2022 В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подберите выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Снег образуется высоко в атмосфере, когда МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ капли воды в облаках соединяются с частичками пыли и превращаются в кристаллы льда. Несмотря на очевидное смешение стилей, интерьер дома казался очень ГАРМОНИЧНЫМ . Изображенный на портрете человек был ПРОСВЕЩЕННЫМ деятелем своей эпохи. Власти города проводят тщательную проверку ЖИЛЫХ условий граждан..

Задание № 5. ЕрЭ - 2022

  • В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подберите выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
  • Снег образуется высоко в атмосфере, когда МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ капли воды в облаках соединяются с частичками пыли и превращаются в кристаллы льда.
  • Несмотря на очевидное смешение стилей, интерьер дома казался очень ГАРМОНИЧНЫМ .
  • Изображенный на портрете человек был ПРОСВЕЩЕННЫМ деятелем своей эпохи.
  • Власти города проводят тщательную проверку ЖИЛЫХ условий граждан..
Закрепляем понятие «Паронимы» КЗ Задание: составить словосочетания с паронимами. Враждебный - вражеский Великий - величественный

Закрепляем понятие «Паронимы» КЗ

  • Задание: составить словосочетания с паронимами.
  • Враждебный - вражеский
  • Великий - величественный
Повторяем лексические нормы плеоназмы. Задание «5 Май месяц , период времени , коллеги по работе , хронометраж времени , прейскурант цен , библиотека кни г, биография жизни , основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества.

Повторяем лексические нормы плеоназмы. Задание «5

  • Май месяц , период времени , коллеги по работе , хронометраж времени , прейскурант цен , библиотека кни г, биография жизни , основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества.
 Тренировочные упражнения. Плеоназмы. ЕГЭ №5    Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. 1. Изучением необычных загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную творческую лабораторию «Инверсор». 2. Отказ Льва Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году стал внезапной неожиданностью для всей общественности, однако добавил еще одну важную строчку в биографию великого писателя. 3. Уже больше месяца весь дом жил в страхе перед угрозами, содержащимися в письмах неизвестного анонима, которые странным образом попадали по утрам в гостиную.

Тренировочные упражнения. Плеоназмы. ЕГЭ №5

  • Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
  • 1. Изучением необычных загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную творческую лабораторию «Инверсор».
  • 2. Отказ Льва Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году стал внезапной неожиданностью для всей общественности, однако добавил еще одну важную строчку в биографию великого писателя.
  • 3. Уже больше месяца весь дом жил в страхе перед угрозами, содержащимися в письмах неизвестного анонима, которые странным образом попадали по утрам в гостиную.
Закрепляем  понятие »Плеоназмы» КЗ Задание: редактируем словосочетания(убери лишнее слово) своя автобиография,  первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены.

Закрепляем понятие »Плеоназмы» КЗ

  • Задание: редактируем словосочетания(убери лишнее слово)
  • своя автобиография,  первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены.
Работаем с понятием «лексическая сочетаемость» сделать решение  роман дал автору славу делать поступки в поле внимания приобрести уважение окружающих

Работаем с понятием «лексическая сочетаемость»

  • сделать решение
  • роман дал автору славу
  • делать поступки
  • в поле внимания
  • приобрести уважение окружающих
Лексическая сочетаемость  ЕГЭ  №6 Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком, старик Хоттабыч помогает ему, ведь джин поклялся своему юному спасителю в верности. Если искусство не должно ограничиваться отвлечением человека от злой жизни, а должно улучшать саму эту злую жизнь, то эта великая цель не может быть решена простым воспроизведением действительности. В Московском театре русской драмы случилось событие, к которому стоит отнестись как явлению в театральной жизни России: впервые осуществлена постановка прозы выдающегося русского писателя И. С. Шмелева.

Лексическая сочетаемость ЕГЭ №6

  • Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком, старик Хоттабыч помогает ему, ведь джин поклялся своему юному спасителю в верности.
  • Если искусство не должно ограничиваться отвлечением человека от злой жизни, а должно улучшать саму эту злую жизнь, то эта великая цель не может быть решена простым воспроизведением действительности.
  • В Московском театре русской драмы случилось событие, к которому стоит отнестись как явлению в театральной жизни России: впервые осуществлена постановка прозы выдающегося русского писателя И. С. Шмелева.
Закрепляем понятие »лексическая сочетаемость» Задание: исправь лексическую ошибку в предложениях. Для того, чтобы оказать заботу, не так уж много нужно: слово ободрения, когда у кого- то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал.    Чтение и обсуждение вместе с родителями энциклопедических статей, в которых рассказывается обо всем на свете, поможет обогатить речь и повысить кругозор.  

Закрепляем понятие »лексическая сочетаемость»

  • Задание: исправь лексическую ошибку в предложениях.
  • Для того, чтобы оказать заботу, не так уж много нужно: слово ободрения, когда у кого- то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал.   
  • Чтение и обсуждение вместе с родителями энциклопедических статей, в которых рассказывается обо всем на свете, поможет обогатить речь и повысить кругозор.  
Лексические нормы. алогизмы Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде).

Лексические нормы. алогизмы

  • Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде).
Закрепляем понятие «Алогизм» КЗ В восстановлении разрушенного хозяйства больших успехов добились рабочие фабрик, заводов и промышленных предприятий.

Закрепляем понятие «Алогизм» КЗ

  • В восстановлении разрушенного хозяйства больших успехов добились рабочие фабрик, заводов и промышленных предприятий.
Вывод «Неправильное употребление слов  ведет за собой ошибки в области мысли и  потом в практике жизни»  Русский публицист, литературный критик

Вывод

  • «Неправильное употребление слов
  • ведет за собой ошибки
  • в области мысли и
  • потом в практике
  • жизни»
  • Русский публицист, литературный критик
Повторяем морфологические нормами речи ЕГЭ№7 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку лю­би­мые ПРО­ФЕС­СО­РА НАИ­БО­ЛЕЕ РЕ­ШИ­ТЕЛЬ­НО по­сту­пил в ДВУХ­СТАХ мет­рах на ИХ тер­ри­то­рии ОБ­ГРЫ­ЗАН­НОЕ яб­ло­ко

Повторяем морфологические нормами речи ЕГЭ№7

  • В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку
  • лю­би­мые ПРО­ФЕС­СО­РА
  • НАИ­БО­ЛЕЕ РЕ­ШИ­ТЕЛЬ­НО по­сту­пил
  • в ДВУХ­СТАХ мет­рах
  • на ИХ тер­ри­то­рии
  • ОБ­ГРЫ­ЗАН­НОЕ яб­ло­ко
Работаем с Заданием №7 ЕГЭ не­сколь­ко НОЖ­НИЦ уме­лые ПО­ВА­РА быст­ро ВЫ­ЗДО­РО­ВИТ в ПО­ЛУ­ТО­РА часах ПЯТЬ ба­ры­шень

Работаем с Заданием №7 ЕГЭ

  • не­сколь­ко НОЖ­НИЦ
  • уме­лые ПО­ВА­РА
  • быст­ро ВЫ­ЗДО­РО­ВИТ
  • в ПО­ЛУ­ТО­РА часах
  • ПЯТЬ ба­ры­шень
Закрепляем КЗ Находим ошибку в образовании формы слова. Исправляем. ИХ пись­ма в ОБОИХ руках ДО ТЫ­СЯ­ЧА ДЕ­ВЯТЬ­СОТ ПЯ­ТО­ГО года ува­жа­е­мые ДИ­РЕК­ТО­РА НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ способ.

Закрепляем КЗ

  • Находим ошибку в образовании формы слова. Исправляем.
  • ИХ пись­ма
  • в ОБОИХ руках
  • ДО ТЫ­СЯ­ЧА ДЕ­ВЯТЬ­СОТ ПЯ­ТО­ГО года
  • ува­жа­е­мые ДИ­РЕК­ТО­РА
  • НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ способ.
Словари

Словари

Грамматические нормы  Несогласованные приложения Роман (какой?) «Война и мир» -  о романе  «Война и мир». Фабрика (какая?) «Заря» - о фабрике «Заря». Конфеты (какие?) «Красная шапочка» - конфетам (какими?) «Красная шапочка». говорили о «Капитанской дочке» А.С.Пушкина», написано в «Известиях»,  наслаждались «Лебединым озером».

Грамматические нормы Несогласованные приложения

  • Роман (какой?) «Война и мир» -  о романе  «Война и мир».
  • Фабрика (какая?) «Заря» - о фабрике «Заря».
  • Конфеты (какие?) «Красная шапочка» - конфетам (какими?) «Красная шапочка».
  • говорили о «Капитанской дочке» А.С.Пушкина», написано в «Известиях»,
  • наслаждались «Лебединым озером».
Закрепляем Несогласованное приложение КЗ В основе сюжета  романа «Отцов и детей»  - конфликт между старшим и младшим поколением.

Закрепляем Несогласованное приложение КЗ

  • В основе сюжета  романа «Отцов и детей»  - конфликт между старшим и младшим поколением.
   Нарушение в построении предложения с причастным оборотом   Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду  Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.  Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

  Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

  • Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.
Неправильное построение  предложения с деепричастным оборотом     Подъезжая к городу, начался сильный ветер.  Приехав в Москву, мне стало грустно.  Сдав экзамены, я был принят в вуз.

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

  •   Подъезжая к городу, начался сильный ветер.
  • Приехав в Москву, мне стало грустно. Сдав экзамены, я был принят в вуз.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым     ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.  2. Кресло-качалка отремонтирована.  3. [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым  

  • ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. 2. Кресло-качалка отремонтирована. 3. [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]
Неправильное построение предложения с косвенной речью   Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю.

Неправильное построение предложения с косвенной речью

  • Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю.
   Ошибки в построении предложения с однородными членами    Раскольников придумал и восхищается своей теорией.  Натянуть и выстрелить из лука непросто.  3. Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные. 4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

Ошибки в построении предложения с однородными членами

  • Раскольников придумал и восхищается своей теорией.

Натянуть и выстрелить из лука непросто. 3. Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные.

4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

  Ошибки в построении сложного предложения    [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский) 2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание).

Ошибки в построении сложного предложения

  • [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский)
  • 2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание).
 Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без   Вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств  благодаря (кого? чего? Р.п.) старания  По окончанию срока  По истечению срока  По прибытию поезда  По приезду  2. с города

Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без

  • Вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств благодаря (кого? чего? Р.п.) старания По окончанию срока По истечению срока По прибытию поезда По приезду 2. с города
   Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, нарушение управления      Сестра читает книгу и пересказала ее брату. Он всегда уделял внимание на свое здоровье.  Он оплатил за проезд по железной дороге.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, нарушение управления

  •  
  • Сестра читает книгу и пересказала ее брату.
  • Он всегда уделял внимание на свое здоровье. Он оплатил за проезд по железной дороге.
М. В. Ломоносов о грамматике Тупа оратория, косноязычна  поэзия, неосновательна Философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без  грамматики.

М. В. Ломоносов о грамматике

  • Тупа оратория, косноязычна
  • поэзия, неосновательна
  • Философия, неприятна
  • история, сомнительна
  • юриспруденция без
  • грамматики.
В. А. Сухомлинский  О Слове

В. А. Сухомлинский О Слове

  • "Слово - тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи… Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку - и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие".
Помним слова И. С. Тургенева

Помним слова И. С. Тургенева


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!