Русский язык 11 класс
Орфоэпические, лексические, грамматические нормы речи
Орфоэпические нормы речи
- Самое важное искусство речи: во – первых, произнесение, во – вторых, произнесение,
- в - третьих, произнесение . Демосфен
- Задания № 4 ЕРЭ - 2022
- ФеномЕн - ФенОмен
- КухОнный – Кухонный
- ЗакупОрить - ЗакУпорить
Повторяем орфоэпические нормы ЕРЭ - 2022 задание 4 И.П. Цыбулько
В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения. НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
- ОтозвалАсь
- красИвее
- начАвший
- (многие)сИроты
- слИвовый
Правильно говорим Укажите неверное произношение слова задание 4 И.П..Цыбулько
- кремЕнь
- Оптовый
- окружИт
- отбылА
- дОнизу
Отгадай и запомни слово
- Чтоб скорей в библиотеке
- Отыскать ты книгу смог,
- В ней бывает картотека,
- Специальный____________________
Профессиональные варианты ударения
- Мы говорим не шт О рмы, а шторм А - Слова выходят коротки и смачны: Ветр А - не в Е тры - сводят нас с ума, Из палуб выкорчевывая мачты. Мы на приметы наложили вето - Мы чтим чутье комп А сов и носов. Упругие тугие мышцы ветра Натягивают кожу парусов.
- В ВЫСОЦКИЙ
Закрепляем орфоэпические нормы КЗ
- Поставьте ударение в словах:
- Жалюзи, обеспечение, торты, вероисповедание, гражданство, водопровод, намерение,
- приданое, дозвонится.
Орфоэпические словари
Лексические нормы речи еРЭ - 2022
- Умен ты или глуп,
- Велик ты или мал,
- Не знаем мы, пока
- Ты слово не сказал!
- Саади – персидский
- мыслитель(ХIII век)
Лексические Нормы речи
Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению.
Плеоназмы - словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.
Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.
Алоги́зм — нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила логики, либо факт, который не укладывается в рамки логического мышления.
- Задание 5 ИСКУССТВЕННЫМ - искусным
- Задание 6 Главная суть , благодаря дождю
Повторяем лексические нормы паронимы. Задание № 5
Абонемент - право пользования чем-либо (или документ, предоставляющий это право) на определённый срок: абонемент в бассейн. (Межбиблиотечный абонемент, абонемент в бассейн, в музей, концертный абонемент) Абонент - лицо или учреждение , имеющее абонемент: абонент телефонной сети. (Абонент московской телефонной сети, жалобы от абонентов, ответ абонента)
Работаем с паронимами №5
- Бедный- бедственный
- Безответный - безответственный
- Болотистый- болотный
- Благодарный - благодарственный
- Благотворительный - благотворный
- Вековой - вечный
Задание № 5. ЕрЭ - 2022
- В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подберите выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
- Снег образуется высоко в атмосфере, когда МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ капли воды в облаках соединяются с частичками пыли и превращаются в кристаллы льда.
- Несмотря на очевидное смешение стилей, интерьер дома казался очень ГАРМОНИЧНЫМ .
- Изображенный на портрете человек был ПРОСВЕЩЕННЫМ деятелем своей эпохи.
- Власти города проводят тщательную проверку ЖИЛЫХ условий граждан..
Закрепляем понятие «Паронимы» КЗ
- Задание: составить словосочетания с паронимами.
- Враждебный - вражеский
- Великий - величественный
Повторяем лексические нормы плеоназмы. Задание «5
- Май месяц , период времени , коллеги по работе , хронометраж времени , прейскурант цен , библиотека кни г, биография жизни , основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества.
Тренировочные упражнения. Плеоназмы. ЕГЭ №5
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
- 1. Изучением необычных загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную творческую лабораторию «Инверсор».
- 2. Отказ Льва Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году стал внезапной неожиданностью для всей общественности, однако добавил еще одну важную строчку в биографию великого писателя.
- 3. Уже больше месяца весь дом жил в страхе перед угрозами, содержащимися в письмах неизвестного анонима, которые странным образом попадали по утрам в гостиную.
Закрепляем понятие »Плеоназмы» КЗ
- Задание: редактируем словосочетания(убери лишнее слово)
- своя автобиография, первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены.
Работаем с понятием «лексическая сочетаемость»
- сделать решение
- роман дал автору славу
- делать поступки
- в поле внимания
- приобрести уважение окружающих
Лексическая сочетаемость ЕГЭ №6
- Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком, старик Хоттабыч помогает ему, ведь джин поклялся своему юному спасителю в верности.
- Если искусство не должно ограничиваться отвлечением человека от злой жизни, а должно улучшать саму эту злую жизнь, то эта великая цель не может быть решена простым воспроизведением действительности.
- В Московском театре русской драмы случилось событие, к которому стоит отнестись как явлению в театральной жизни России: впервые осуществлена постановка прозы выдающегося русского писателя И. С. Шмелева.
Закрепляем понятие »лексическая сочетаемость»
- Задание: исправь лексическую ошибку в предложениях.
- Для того, чтобы оказать заботу, не так уж много нужно: слово ободрения, когда у кого- то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал.
- Чтение и обсуждение вместе с родителями энциклопедических статей, в которых рассказывается обо всем на свете, поможет обогатить речь и повысить кругозор.
Лексические нормы. алогизмы
- Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде).
Закрепляем понятие «Алогизм» КЗ
- В восстановлении разрушенного хозяйства больших успехов добились рабочие фабрик, заводов и промышленных предприятий.
Вывод
- «Неправильное употребление слов
- ведет за собой ошибки
- в области мысли и
- потом в практике
- жизни»
- Русский публицист, литературный критик
Повторяем морфологические нормами речи ЕГЭ№7
- В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку
- любимые ПРОФЕССОРА
- НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил
- в ДВУХСТАХ метрах
- на ИХ территории
- ОБГРЫЗАННОЕ яблоко
Работаем с Заданием №7 ЕГЭ
- несколько НОЖНИЦ
- умелые ПОВАРА
- быстро ВЫЗДОРОВИТ
- в ПОЛУТОРА часах
- ПЯТЬ барышень
Закрепляем КЗ
- Находим ошибку в образовании формы слова. Исправляем.
- ИХ письма
- в ОБОИХ руках
- ДО ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ПЯТОГО года
- уважаемые ДИРЕКТОРА
- НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ способ.
Словари
Грамматические нормы Несогласованные приложения
- Роман (какой?) «Война и мир» - о романе «Война и мир».
- Фабрика (какая?) «Заря» - о фабрике «Заря».
- Конфеты (какие?) «Красная шапочка» - конфетам (какими?) «Красная шапочка».
- говорили о «Капитанской дочке» А.С.Пушкина», написано в «Известиях»,
- наслаждались «Лебединым озером».
Закрепляем Несогласованное приложение КЗ
- В основе сюжета романа «Отцов и детей» - конфликт между старшим и младшим поколением.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
- Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
- Подъезжая к городу, начался сильный ветер.
- Приехав в Москву, мне стало грустно. Сдав экзамены, я был принят в вуз.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
- ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. 2. Кресло-качалка отремонтирована. 3. [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]
Неправильное построение предложения с косвенной речью
- Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю.
Ошибки в построении предложения с однородными членами
- Раскольников придумал и восхищается своей теорией.
Натянуть и выстрелить из лука непросто. 3. Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные.
4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
Ошибки в построении сложного предложения
- [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский)
- 2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание).
Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без
- Вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств благодаря (кого? чего? Р.п.) старания По окончанию срока По истечению срока По прибытию поезда По приезду 2. с города
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, нарушение управления
-
- Сестра читает книгу и пересказала ее брату.
- Он всегда уделял внимание на свое здоровье. Он оплатил за проезд по железной дороге.
М. В. Ломоносов о грамматике
- Тупа оратория, косноязычна
- поэзия, неосновательна
- Философия, неприятна
- история, сомнительна
- юриспруденция без
- грамматики.
В. А. Сухомлинский О Слове
- "Слово - тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи… Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку - и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие".
Помним слова И. С. Тургенева