Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Познавательная активность - это качество деятельности школьника, глубина и осознанность которого зависит от познавательного интереса. Проблемное обучение способствует развитию интереса, так как даёт возможность учащимся определить собственный личностный смысл и ценность отношений, возможность творчески осваивать новый опыт; поиск и развитие критического мышления, опыт и инструментарий учебно-исследовательской деятельности, ролевое и имитационное моделирования. Таким образом, ведущая педагогическая идея заключается в создании психолого-педагогических условий, направленных на формирование познавательной активности школьников через проблемное обучение, и как следствие – развитие личности.
Мой практический опыт работы в школе показывает, что большинство учеников, особенно на II ступени обучения, имеет слабую мотивацию к обучению, которая с каждым классом падает.
Теоретическая база сформулирована на идеях: М.И. Выготской, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Махмутова Л.С., Леонтьева А.Н., Амонашвили Ш., Т.И.Шамовой, Колеченко А.К., Талызина Н.Ф.
Известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений.
Теория активизации процесса обучения разработана Шамовой Т.И.. Она считает, что «в процессе собственной деятельности формируются такие стержневые качества личности, как познавательная активность и познавательная самостоятельность» [14, 109].
Все существующие теории развивающего обучения направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся. На широком использовании активных методов строится современная теория проблемного обучения, разработанная М.И. Махмутовым. С его точки зрения, «проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных, включая и творческие способности в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций». [8, 205]
По Л.С. Выготскому, преподаватель должен быть организатором социальной воспитательной среды, регулятором и контролёром её взаимодействия с каждым учащимся. Ш. Амонашвили же пришёл к выводу, что «пробуждать жажду знаний у учеников, вырабатывать у них положительное отношение к учению, формировать целостную личность – всё это возможно только при таком обучении, которое основано на гуманистических началах». [5,82]
Таким образом, в рамках моей работы познавательной активность – это стремление и умение учащегося без посторонней помощи овладевать знаниями и способами деятельности, решить познавательные задачи с целью дальнейшего преобразования и совершенствования окружающего мира. Проблемное обучение является «пусковым механизмом» данного процесса, который обязательно приводит к достижениям в учебно-познавательном процессе и развитию личности школьника.
Я работаю учителем биологии в муниципальном образовательном учреждении Таганской средней общеобразовательной школе имени Героя Советского Союза Петра Григорьевича Яценко с 1991 года. Преподаю биологию с 5 по 11 класс. Основным средством обучения является учебник. В кабинете биологии имеется компьютер, мультимедийный проектор, таблицы, муляжи, микроскопы, различные коллекции растений и животных, гербарный материал. Набор авторских инструктивных карточек, тестовых заданий .
Наша школа находится на берегу озера Чаны, что позволяет вместе с детьми вести исследовательскую работу экологического направления, при проведении экскурсий и исследовательской работы привлекаем родителей. Занимаемся с учениками 5-6 класса в международном сетевом научно-исследовательском Интернет-проекте « Глобальная школьная лаборатория», где совместно с детьми в течение года выполняли естественнонаучную работу по исследованию природы родного края, составляли отчеты о проделанной работе, провели четыре исследования в природе, делали фотографии, делились своими результатами с единомышленниками, размещая все на сайте «Глобаллаб» в Интернете. (http://www.globallab.ru) Поддерживаю тесную связь с экологическим кружком в СДК, совместно проводим библиотечные уроки на экологическую тему с сельской библиотекой1. Постоянно повышаю свой профессиональный уровень, занимаюсь самообразованием по теме: «Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся», выступаю на заседаниях школьного методического объединения. На районном августовском совещании выступала с темой :«Проектно исследовательская работа на уроках биологии и внеурочное время». Проблемную организацию образовательного процесса основываю на возникновении внутренних противоречий. Учащиеся должны испытывать необходимость в преодолении посильных трудностей, чтобы у них возникала постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Кроме этого полноценное обучение возможно при кооперации учащихся между собой, без прямого вмешательства преподавателя. Следовательно, необходимо сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения, так как восприятие учебной информации может происходить и при фронтальных занятиях, а вот усвоение знаний, овладение учащимися учебными умениями и навыками – лишь при собственной деятельности учащегося. Использование проблемного подхода в обучении биологии позволяет развивать в каждом ребенке мыслительную активность, вести его от репродуктивного обучения к активному. Не отрицая значения иллюстративно-объяснительного метода, на уроках биологии отдаю предпочтение
методам:
частично-поисковым: эвристическая беседа, практические занятия, поисковые задания, проблемные семинары, сбор материала.
поисково-исследовательским: лабораторные работы, экскурсии, эксперимент, проект.
практическим: тестирование.
проблемным: ответ на проблемный вопрос, выступления, решение биологических задач.
информационно-развивающим: диалоги, дискуссии.
игровым.
Использую приёмы:
Опора на жизненный опыт.
Учет вектора познавательного интереса.
Побуждение к поиску альтернативных решений.
Выполнение творческих заданий (по желанию).
Предъявление заданий на смекалку.
«Мозговая атака».
Создание ситуаций успеха.
Стимулирующее оценивание.
В рамках образовательного процесса я практикую с учащимися 8 классов обобщающие уроки, направленные на формирование понятия "здоровья" как главной ценности:"Здоровье человека и общества", "Первая помощь при кровотечениях", "Гигиена воздуха", "Первая помощь при нарушениях дыхания", "Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний", "Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения". Активно веду пропаганду "Здорового образа жизни" через конкурсы с разнообразной тематикой: "Брось сигарету!", "Чистые легкие", "Выключи сотовый в школе!", "Жевательная резинка - или здоровый желудок:", выпускаются газеты, плакаты, листовки. Практикуем прогулки и экскурсии в природу, следим за чистотой пришкольного участка и прилегающей территории, за чистотой своей речи, культурой поведения и общения.
В качестве форм организации образовательного процесса я использую наряду с традиционным уроком, уроки-конференции, уроки-дискуссии, уроки-ассоциации, ролевые игры, уроки сказки. На уроках часто звучат стихи, поговорки, пословицы, загадки, сказки, тексты из художественных произведений
Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в рамках работы экологического кружка и участие в Интернет проекте ГлобалЛаб
Дети выполняют исследовательские и творческие работы, занимаемся разведением цветочно-декоративных растений на школьном цветнике.
Два раза в год с ребятами экологического кружка очищаем берег озера Чаны от мусора. К тому же в нашей школе дети в летнее время на учебно-опытном участке применяют свои знания на практике: проводят различные опыты, наблюдают за фенологией растений, занимаются посадкой, выращиванием растений и сбором урожая.
Использование проблемного подхода в обучении биологии, позволяет мне достигать определенных результатов:
проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к биологии;
возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.
Конечно, много еще и не решенных проблем, над которыми нужно работать.
Для этого необходимо:
- перевести образовательный процесс на современный более
качественный уровень
-разработать методику организации и подготовки учащихся к
итоговой аттестации по биологии в форме ЕГЭ и ГИА;
-создать коллекцию мультимедийных презентаций по биологии.
Литература
Библиографический список:
Бояринцева Н.Н. Развивающее обучение // Биология в школе.-1999 №3
Бурнашев С.И. Исследовательский метод // Биология (приложение к Первому сентября) 2002.
3. Лернер И. Л. Проблемное обучение.- М., 1974
4. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе., М., 1977.
5. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.:
Просвещение, 1975
Мельникова Е. Л. Технология проблемного обучения// Школа 2010.
Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М., Просвещение, 1987.
8. Петрушин О.В. Методы проблемного обучения на уроках биологии
//Образование в современной школе. 2003 г.- № 6
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов:2 кн. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999.
Спиркин А.Г.В мире мудрых мыслей. М.: Госполитиздат , 1961.
11. Якиманской И.С. «Личностно-ориентированное обучение в современной
школе» – М., 1996.
Издательский дом "Первое сентября" E-mail: festival@1september.ru
http://www.abitu.ru/start/about.esp (программа «Юниор – старт в науку»);
http://www.step-into-the-future.ru/ (программа «Шаг в будущее);
http://www.iteach.ru (программа Intel – «Обучение для будущего»).
1
5