СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы рисования нетрадиционной техникой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рисование имеет большое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития ребенка, играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Художественное творчество является важнейшим средством познания окружающей действительности и положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка, так как именно рисование связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью детей.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы рисования нетрадиционной техникой.»

Современные исследования показывают, что базис развития и таланта и одаренности закладывается в дошкольном возрасте. Каждый ребенок талантлив, но добьется ли он успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность.

Дошкольное детство – это период не только приобщения ребенка к познанию окружающего мира и его начальной социализации. Дошкольный возраст – это время, когда интенсивно формируются художественно-творческие способности, составляя основу для становления всех сторон личности подрастающего человека.

Возраст с 3 до 7 лет является наиболее благоприятным для развития творческих способностей, так как детям доступны почти все виды художественно-творческой деятельности, одним из которых является рисование.

Рисование имеет большое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития ребенка, играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Художественное творчество является важнейшим средством познания окружающей действительности и положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка, так как именно рисование связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью детей.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение близкое по замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию, позволят стать работам детей более выразительными, яркими и оригинальными.

Этой проблемой занимались многие отечественные педагоги и психологи, такие как Выготский Л. С, Груздева О. В., Давыдова Г. Н., Лыкова И. А.

Изучив методическую литературу, я пришла к выводу, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора к созданию нового, оригинального, «нешаблонного» продукта.

Цель проекта: развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

Развивающие:

Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности

Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.


Оздоровительные:

Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровьесберегающие технологий, благотворно влиять с помощью нетрадиционной технике рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.


Работая с детьми дошкольного возраста, я отметила желание детей рисовать. Но при рисовании дети часто копируют предложенный образец, в работах детей отсутствует творческий подход. Проанализировав работы детей, я решила облегчить навыки рисования, применив в работе с дошкольниками нетрадиционные изобразительные техники.

Нетрадиционные техники рисования - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создалось шаблона.

На занятиях по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник ребенок учится обдумывать свою работу, подбирает необходимый материал, продумывает оформление и прием изготовления. Ребенок начинает анализировать свою деятельность, сравнивать, выделять главное, обобщать.

Использование в художественном творчестве нетрадиционных изобразительных техник оказывает большое влияние на развитие ребенка:

  • активно развивает ориентировочно-исследовательскую деятельность, способность к экспериментированию и изобретательству;

  • развивает у детей уверенность в собственных силах;

  • учит детей свободно выражать свой замысел (самостоятельность, инициатива);

  • побуждает детей к творческим поискам и решениям поставленной цели;

  • развивает навыки ориентации на листе бумаги;

  • учит детей работать с разнообразным традиционным и нетрадиционным материалами и инструментами;

  • развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, фантазию, эстетический вкус;

  • оказывает влияние на развитие психических функций ребенка – развивается память, внимание, логическое и образное мышление, воображение;

  • развивает тактильную чувствительность дошкольников;

  • не утомляет дошкольников, повышает их работоспособность;

  • способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации;

  • развивает творческие способности детей.


Модель деятельности

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого.

Первый – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена и самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное же ее решение определяется самим ребенком. Чем старше дети и чем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.

Второй этап – процесс создания изображения детьми. Изображение по теме, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, помогая направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует изобразительное решение. Значительно большие возможности возникают тогда, когда создается изображение по замыслу детей, когда задается лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования.

Третий этап – анализ результатов. Он тесно связан с двумя предыдущими этапами, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданного детьми должны осуществляться при максимальной активности, что позволяет детям полнее осмыслить результат деятельности.





Основные принципы развития детского творчества:

  • Принцип поэтапности (от простого к сложному)

  • Принцип динамичности (техника понятна и освоена в совершенстве)

  • Принцип сравнений (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов)

  • Принцип выбора (творческое взаимодействие взрослого и ребёнка)


Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке системы на основе ФГОС по созданию условий для нетрадиционной изобразительной деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования.

Для реализации своей педагогической идеи, систематизации знаний детей и развития их творческого потенциала я поставила следующие задачи:

  • учить детей использовать в своей продуктивной деятельности разные материалы и сочетать их с нетрадиционными изобразительными техниками рисования;

  • развивать творческие способности детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования;

  • развивать зрительно-моторную координацию;

  • развивать умения детей сочетать традиционные и нетрадиционные изобразительные техники рисования;

  • развивать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с различным изобразительным материалом для получения более выразительного образа.


Формы работы с детьми.

  • Дидактические игры. Для развития воображения и фантазии.

  • Чтение загадок.

  • Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.

  • Чтение художественной литературы.

  • Тестовые задания (дорисовывание кругов).

  • Беседы.

  • Занятия с использованием нетрадиционной и не стандартной изо технологии.

Виды и техники нетрадиционного рисования

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Печать от руки

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

Рисование по трафарету тампоном.

Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

Рисование методом тычка.

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.

Кляксография.

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.

Набрызг.

Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Рисование мятой бумагой.

Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.

Восковые мелки + гуашь.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + гуашь.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.

Рисунок свечой остается белым. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества

Поролоновые рисунки.

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда. На помощь может прийти поролон. Мы сделали из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепили их тонкой проволокой к палочке. Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать фигуры. А затем предложите сделать из них картины: «зимний пейзаж», «букет для любимой мамы».

Разрисовка маленьких камешков.

Роспись морских камешек очень интересна и забавна. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать. Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок или клубничка. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками.


Учимся делать фон.

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.


Ожидаемый результат

Посредством данного опыта педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

  • развитию мелкой моторики рук;

  • обострению тактильного восприятия;

  • улучшению цветовосприятия;

  • концентрации внимания;

  • повышению уровня воображения и самооценки.

  • расширение и обогащение художественного опыта.

  • формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

  • сформируются навыки трудовой деятельности

  • активность и самостоятельность детей изо деятельности;

  • умение находить новые способы для художественного изображения;

  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства



Теоретическая база опыта:

Теоретическая база данного опыта основана на исследованиях, посвященных проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие творческих способностей, которой в свое время занимались Н.П.Сакулина, Н.Б.Холезова, ряд исследователей под руководством Н.А.Ветлугиной ( Т.Г.Казакова, В.А.Езикеева в области рисунка), А.В.Бакушинский, Д.Б.Богоявленская, А.А.Венгер. Авторами исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей. Я использовала идеи данных авторов в своей практической деятельности. Мною были тщательно изучены следующие методические пособия:

  1. Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С.Выготский

  2. «Воспитание и развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Л.В.Васильченко

  3. Переемственность в формировании художественного творчества» Т.С.Комарова, О.Ю.Зырянова

  4. «Развивайте у дошкольников творчество» Т.Г.Козакова

  5. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7лет» К.К.Утробин, Г.Ф.Ветлугин

  6. Художественное творчество в детском возрасте» Н.А.Ветлугина

  7. «Цветные ладошки - программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» И.А.Лыкова

Указанные авторы придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!