СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики через внедрение в образовательный процесс технологии дифференцированного обучения»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики через внедрение в образовательный процесс технологии дифференцированного обучения»»


Тема моего опыта «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики через внедрение в образовательный процесс технологии дифференцированного обучения»

«Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаёшь,

и любить тех, кому преподаёшь».

В.О.Ключевский


Современное общество предъявляет высокие требования к выпускнику школы. В наше время выпускники должны обладать не только знаниями, но и такими качествами, как мобильность, коммуникабельность, ответственность, уметь оперативно решать проблемы, самостоятельно овладевать новыми знаниями. Все это достижимо, если обучающийся желает и умеет учиться. В Орловское СУВУ прибывают на обучение и воспитание подростки девиантного поведения, имеющие большое количество пропусков уроков, сниженную социальную активность, некоторые из них при поступлении с трудом умеют считать и писать. Большинство прибывших ребят испытывают трудности при изучении математики, а это - как следствие, низкая мотивация к получению новых знаний и нежелание учиться.

В начале учебного года провожу диагностику мотивации обучения и вычислительных навыков.

(Слайд)

В 2018 году сформирован 6 класс 8 вида, в котором большая часть ребят – новички. Анализ проведенной диагностики показал низкую познавательную активность учеников на уроках математики.


По итогам мониторинга на конец 2018 – 2020 учебного года, вычислительные навыки составили 31,4 %.


Чтобы определить уровень познавательной активности обучающихся я провела диагностику, использовав опросник Пашнева. Результат показал большой процент низкого уровня познавательной активности.


Результат диагностик говорит об актуальности проблемы формирования познавательных интересов школьников, для построения учебного процесса. А, именно, необходимо прививать обучающимся стремление к постоянному пополнению знаний с помощью самообразования, расширять кругозор, видеть значимость учебного труда, для того, чтобы стать интеллектуальным, конкурентоспособным человеком.

В процессе организации работы по активизации познавательной деятельности обучающихся я столкнулась с противоречием: с одной стороны необходимостью дать детям качественные знания и практические навыки на уроках математики, а с другой стороны – низкий уровень учебных навыков и низкая мотивация к получению знаний обучающихся Орловского СУВУ.

(Слайд)

Учитывая вышеобозначенное, я определила проблему: необходимость активизации познавательной активности обучающихся на уроках математика в целях повышения качества обучения.

Объект исследования – образовательный процесс.

Предмет – уровень познавательной активности обучающихся.

Таким образом, предполагаю, что уровень познавательной активности обучающихся повысится, если внедрить в образовательный процесс технологию дифференцированного обучения.

Цель исследования: создание условий для активизации познавательной деятельности обучающихся через внедрение в образовательный процесс технологии дифференцированного обучения.

(Слайд)


Задачи:

  1. Проанализировать учебно-методическую литературу с целью определения влияния технологии дифференцированного обучения на активизацию познавательной активности обучающихся, а, следовательно, и на качество обучения.

  2. Сформировать кейс технологии дифференцированного обучения и внедрить его в образовательный процесс.

  3. Выявить динамику активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики в результате внедрения технологии дифференцированного обучения в образовательный процесс.

Следовательно, повышение познавательной активности обучающихся является одной из главных задач в обучении математике, так как в школе математика является опорным предметом для изучения смежных дисциплин: физики, информатики, химии и др. Древние греки говорили, математика – это ключ к другим наукам.

Особенности современного образования таковы, что учитель не может обучать и воспитывать своих учеников, не добиваясь от них интереса, активности, творческого подхода к деятельности.

(Слайд)



А. Дистервег полагал, что ценность имеют только те знания и навыки, которые приобретены самостоятельным путём. По его мнению «плохой учитель сообщает истину, хороший учит её находить».

Проблема низкой мотивации обучающихся - нежелание познавать новое, поставлена еще в 40-50-е гг. Лембер Р.Г., Каировым И.А., Даниловым М.А. В последующие годы к ней было привлечено внимание ведущих методистов нашей страны (Усова А.В., Разумовский В.Г., Хижнякова Л.С. и др.).

Разные подходы к повышению познавательной активности учащихся мы видим в работах Окунева А.А., Есипова Б.П., Лебедева Б.П., Занкова Л.В., например, Есипов Б.П. считает, что активизация познавательной деятельности – сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками.

Лебедев Г.М.: «познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении».

Таким образом, педагоги, психологи и учителя непрестанно ведут поиск путей активизации познавательной деятельности обучающихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности.

На сегодняшний день актуальным является путь, который основывается на личностной позиции обучающегося в учебной деятельности, что предполагает поиск эффективных педагогических технологий и методов обучения.

Почему я обратилась именно к технологии дифференцированного обучения?

(Слайд)


Дифференцированное обучение предполагает создание условий для включения каждого обучающегося в познавательную деятельность, в зоне своего ближайшего развития, способствует развитию творческого мышления, индивидуальных способностей, лучшему усвоению знаний обучающимися. Класс разделен на группы по Воронковой, обучающиеся получают разноуровневые задания, которые помогают организовать занятия в классе для каждого обучающегося и позволяют продвигаться в обучении в соответствии с их возможностями. Обучающиеся постоянно заняты трудом, Например, при изучении темы «Периметр прямоугольника» я даю задание по группам: первой - начертить и заполнить таблицу по данным учебника, второй - заполнить таблицу, третьей группе – найти периметр одного помещения.

Применяя дифференцированный подход в учебном процессе есть возможность помочь слабоуспевающему, уделить больше внимание сильному при решении сложных задач. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации у каждого из них.

На уроке « Умножение на 10, 100, 1000 » в 7 классе, уровневая дифференциация дает обучающемуся право оценить свой образовательный уровень и использовать право выбора тех заданий, которые соответствуют его уровню знаний, например, обучающиеся 1 группы самостоятельно решают тест, второй – выполняют задание с инструкцией и образцами примеров, 3 группы – выполняют задание у доски вместе с учителем.

Для правильной организации работы, правильного определения обучающимися своего уровня, работу по данной технологии начинаю с мониторинга знаний обучающихся, определения общеучебных умений и навыков, учу детей давать адекватную оценку своих знаний через самоконтроль и взаимоконтроль. Дифференцированные задания могут быть в виде игры, отгадывания ребусов, кроссвордов, решения проблемных заданий с применением ИКТ.

(Слайд)


На уроке обобщения, обучающиеся самостоятельно делают выводы, выясняют, на сколько успешно владеют знаниями и умениями по данной теме и что необходимо доработать, нуждаются ли в помощи одноклассников или учителя. Здесь ярко прослеживаются элементы технологии личностно – ориентированного обучения.

При выборе методов, способов, приемов обучения предполагается продуктивный результат. От обучающегося требуется не просто понять, запомнить и уметь воспроизвести приобретенные знания, но и правильно их применять на практике, уметь ими оперировать, развивать свои знания. Продуктивность обучения напрямую зависит от уровня познавательной активности учащегося.


В процессе своей работы использую следующие принципы

Принципы активизации познавательной деятельности.

  1. принцип проблемности.

Создаем на уроке проблемную ситуацию, для решения которой у учащегося недостаточно знаний и он вынужден искать новые знания, основываясь на логике, своем или чужом опыте, т.е. получает знания не с помощью готовых формулировок учителя, а в результате активной познавательной деятельности.

  1. принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач.

Необходимо, чтобы познавательная деятельность обучающихся максимально приближалась к реальным задачам, что обеспечит практическое осмысление новых знаний.

  1. Принцип взаимообучения.

В процессе обучения обучающиеся могут обмениваться знаниями, анализируя и обобщая полученную информацию, творчески подходить к использованию новых знаний, находить свои и чужие ошибки, делать правильные выводы.

  1. Принцип исследования изучаемых проблем.

Творческий, поисковый подход в получении новых знаний с включением анализа и обобщения.

  1. Принцип индивидуализации.

Применение таких форм, методов, способов, приемов обучения, которые учитывали бы индивидуальные особенности каждого ученика.

  1. Принцип самообучения.

обучащиеся стремятся пополнить и усовершенствовать свои знания и умения, получая консультации учителя или самостоятельно изучая дополнительную литературу.

  1. Принцип мотивации.

Обучающийся к должен желать решить поставленную задачу, поставить под сомнение готовое решение, узнать новое либо доказать, а не вынужденно вымучивать ее решение.

На уроках использую формы и методы работы, позволяющие раскрыть субъектный опыт обучающихся:.

индивидуальную и групповую, фронтальную.

Методы:

а) методы организации и осуществления учебной деятельности

- репродуктивные и проблемные;

- самостоятельной работы ;

б) методы стимулирования и мотивации:

- анализ жизненных ситуаций;

- создание ситуации успеха;

- разъяснение общественной и личностной значимости учения;

- реальная математика;

в) методы контроля и самоконтроля

-устный и письменный контроль;

-фронтальный и дифференцированный.

Говоря о том, что математика для глаз, а не для ушей, использую образовательные ресурсы: - средства ИКТ,

- дополнительная литература (презентации, занимательная литература по предмету)

- раздаточный разноуровневый дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- набор объемных моделей для нахождения площадей и объемов геометрических фигур, модели – подсказки.

Особое внимание уделяю приемам работы

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и в процессе его достижения;

- поощрение стремления находить свой способ работы (решения задачи);

анализировать способы работы других обучающихся в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому обучающемуся проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

- создание ситуации успеха обучающегося.

Работая по технологии диффиренцированного обучения, применяю элементы игровой технологии, ИКТ, проблемного обучения, личностно – ориентированного обучения и технологию ситуации успеха. Тесты с разноуровневыми заданиями разработаны по каждой теме КТП, на весь учебный год. Создан кейс заданий с учетом технологии дифференцированного обучения и внедрен в образовательный процесс.

Таким образом, организация образовательного процесса при использовании технологии дифференцированного обучения требует

изучения индивидуальных особенностей и учебных возможностей обучащихся;

•определение критериев деления обучающихся на группы;

•умения совершенствовать способности и навыки обучающихся при индивидуальном руководстве;

•умение анализировать их работу, подмечая достижения и трудности;

•перспективное планирование деятельности обучающихся (индивидуальное и групповое) направленное на руководство образовательным процессом.


В конце учебного года итоги мониторинга качества обучения и уровня познавательной активности показали более высокие результаты.

(Слайд)


Таким образом, в результате проделанной мною работы достигнуты следующие результаты:

  1. Изучены труды известных педагогов – новаторов и психологов.

  2. Досконально изучена технология дифференцированного обучения

  3. .Выявлена положительная динамика активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики в результате внедрения элементов технологии дифференцированного обучения в образовательный процесс.

  4. Сформирован кейс заданий по технологии дифференцированного обучения и успешно внедрен в образовательный процесс, который можно рекомендовать учителям математики нашего образовательного учреждения как помощь при работе с обучающимися низкой мотивационной сферой и слабыми учебными навыками.

Следовательно, задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза подтвердилась, проблема решена, противоречие разрешилось.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!