СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по курсу "Формирование финансовой грамотности у младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по курсу "Формирование финансовой грамотности у младших школьников"»

Если хочешь быть богатым,

нужно быть финансово грамотным.

Роберт Кийосаки

Во всём мире, в процессе образования происходят перемены, это связано с прогрессом человечества. И мы, учителя, должны быть в курсе всех перемен. Учитель – сердце школы! Поэтому учителя должны идти в ногу со временем, должны постоянно заниматься самообразованием, меняться вместе со временем.

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни.

В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе. Поэтому остро встал вопрос о формировании функциональной грамотности обучающихся.

Одной из составляющих функциональной грамотности является финансовая грамотность.

Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека. Финансовая грамотность человека, в том числе подрастающего, является основным условием качества его жизни и социальной безопасности общества. Поэтому задача формирования финансовой грамотности обучающихся определена международным педагогическим сообществом как одна из важнейших. Финансовая грамотность позиционируется как один из базовых навыков XXI века.

Таким образом, необходимо повышать уровень финансовой грамотности в школах. Это обусловлено тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Современная начальная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит перечень личностных характеристик выпускника «портрет выпускника начальной школы» (п . 8 ФГОС НОО), среди которых зафиксированы следующие характеристики:

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

- компетентный, социально зрелый;

- мобильный, конкурентоспособный;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Формирование указанных качеств выпускника начальной школы напрямую выходит на решение задач формирования основ финансовой грамотности учащегося, без которой нельзя говорить о его полноценной социализации в обществе и о потенциальной безопасности его жизнедеятельности в нём. Занятия, направленные на изучение финансовой грамотности, ориентированы на перенос полученных знаний на самостоятельные мотивированные действия обучающихся начальной школы, выражающиеся в финансово грамотных моделях поведения.

Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Однако, очевидно, что в силу возрастных особенностей обучающихся, актуальных запросов их социализации особое внимание необходимо уделять возможностям реализации программ общего образования и дополнительного образования.


Каким же образом прийти к повышению финансовой грамотности школьников?

Финансовая грамотность как область содержания образования, имеет ярко выраженный метапредметный характер и не является проекцией определённой сферы научного знания.

В учебном плане начальной школы также не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы, окружающего мира и технологии. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Основные понятия, которыми овладевает младший школьник на уроках и во внеурочной деятельности по финансовой грамотности следующие:

- понимание природы и функции денег;

- умение ценить и считать деньги;

- умение зарабатывать и создавать источники дохода;

- умение экономить, тратить деньги и жить по средствам;

- умение возвращать долги, делиться.

Большинство задач, включенных в учебники математики по разным программам, являются задачами с экономическим содержанием.

При решении задач дети могут обучиться элементарным расчетам, смогут оценить выгоду той или иной покупки или сделки, найти более выгодные и удобные способы решения разных практических, жизненных задач.

Для организации работы по формированию у младших школьников финансовой грамотности мы используем пособия и электронные ресурсы.

Рассмотрим содержание тем по финансовой грамотности в курсе математики в начальной школе (ориентируясь на УМК «Школа России»).

– В 1 классе учащиеся знакомятся с числами, цифрами для записи этих чисел; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости – копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться пересчитывать и отбирать монеты для оплаты какого-либо продукта в пределах 20.

– Во 2 классе вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Учащиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках: появляются монеты и купюры в пределах 100 р., так как счет во втором классе идет в пределах 100. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Появляется понятие цена товара, количество, стоимость покупки. Учащиеся решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Во 2 классе ведется уже разговор о карманных деньгах, что у ребенка есть какие-то карманные деньги, которые он может тратить, например, на школьные обеды.

– В 3 классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 р., учатся переводить рубли в копейки и обратно. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена*количество = стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Карманные деньги уже могут быть в пределах 1000 рублей. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т.д.

– В 4 классе увеличиваются денежные знаки до 1 000 000 рублей. Также учащиеся продолжают учиться переводить рубли в копейки и обратно. С помощью формулы стоимости покупки они решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.

Уроки окружающего мира в начальной школе дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности. Можно с успехом интегрировать темы уроков по окружающему миру с основами финансовой грамотности.

На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения.

Главное в процессе обучения – не столько усвоение фактов и знаний, сколько пробуждение интереса к учебному предмету, осознание его жизненной важности, что достигается использованием на уроках различных форм и методов организации учебного процесса, способствующих развитию творческих способностей обучающихся. Для этого можно использовать учебные пособия Б.А. Райзберга «Экономика для детей в играх, задачах и примерах», А.А. Смоленцевой «Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок», Ю.В.Бреховой «Финансовая грамотность: играя –учимся, играя – познаем», «Пёс по имени Мани или азбука денег» Бодо Шефер и др. Это дает возможность разнообразить изучаемый материал, на практике закрепить полученные знания.

Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому основная форма обучения экономике в начальных классах - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры

Формирование финансовой грамотности младших школьников во внеурочной деятельности проявляется в разных формах сотрудничества.

С сентября 2022 года я веду внеурочную деятельность «Основы финансовой грамотности» для обучающихся начальной школы. Тематика кружка соответствует возрастным особенностям обучающихся, а значит, и формы работы также должны способствовать заинтересованности детей, лучшему пониманию и усвоению материалов по финансовой грамотности.

Тематика занятий по финансовой грамотности отражает основные понятия, которыми должны владеть обучающиеся, а главное, соответствует возрастным особенностям младших школьников.

В своей работе я широко использую игровые приемы, а также метод проектов как индивидуальных, так и коллективных. Особенно полюбились детям различные финансовые квесты, в которых можно совместить различные приемы и виды заданий. Также с огромным интересом дети увлекаются созданием коллажей на финансовую тему. Например, «Как накопить деньги на мечту?», «Моя собственная фирма» и другие.

Сейчас мы с моими третьеклассниками ещё только делаем совместные первые шаги в экономическое образование. Но уже сейчас можно сказать о том, что создание условий и практическая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у школьников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. Повышение мотивации к образовательному процессу и самосовершенствованию. Стремление учеников к финансовой независимости. У учащихся появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться к предметам окружения, по новому подходят к решению жизненных финансовых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками.

Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у учащихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.


«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство». Бертольд Авербах



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!