СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы: «Использование современных технологий в экологическом воспитании дошкольников с нарушением зрения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любовь   к родному краю начинается с любви к природе. Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Результат экологического воспитания – экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника – знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, поведении, разнообразной деятельности (в играх, труде, быту). Экологическое образование сегодня – важнейшая составляющая воспитательной работы в детском саду. Но используя современные образовательные технологии, делаем эту работу увлекательной и максимально эффективной.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы: «Использование современных технологий в экологическом воспитании дошкольников с нарушением зрения».»

Опыт работы: «Использование современных технологий в экологическом

воспитании дошкольников с нарушением зрения».


Автор-составитель: учитель-дефектолог

Платошина Е. В.

Любовь к родному краю начинается с любви к природе. Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Результат экологического воспитания – экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника – знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, поведении, разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Мы хотим поделиться опытом работы по экологическому воспитанию детей с нарушением зрения, который направлен на решение следующих задач:

- создание условий для формирования у ребёнка экологической культуры;

- развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

- формирование умений разнообразной деятельности в природе и становления экологически ориентированного взаимодействия с её объектами;

- накопление детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой.

Решаем эти задачи посредством современных образовательных и коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения. К современным технологиям относятся: игровые технологии, метод проектов, моделирование, детские исследования, развивающие и информационно-коммуникационные технологии. Сегодня мы хотим рассказать о некоторых технологиях, используемых нами в экологическом воспитании дошкольников с нарушением зрения.

Одной из развивающих технологий является игра. Игра для ребенка с нарушением зрения становится не только основной формой развития, но и средством коррекции разных видов деятельности. Играя, дети учатся отображать жизнь взрослых, у них формируются такие умения, с помощью которых дети со зрительной патологией самоутверждаются в среде сверстников.

Использование игры как средства экологического воспитания детей с нарушением зрения важно по следующим причинам:

- она развивает познавательные способности и речь, способствует становлению личности, сохранению здоровья, кроме того, соответствует потребностям детей в общении, познании и движении, поэтому она широко используется в экологическом воспитании, как и в других его направлениях;

- доставляет радость ребенку, поэтому познание природы и общение с ней, проходящие на фоне игры, особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения;

- ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения; все игровые действия предусматривают психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт;

- в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторных систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);

- экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше входят и активнее используются в их самостоятельной игровой деятельности, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.

Мы включаем элементы сюжетно-ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе, при этом создаётся эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усваивают новый материал. Игра, вызывающая эмоциональную реакцию, формирует у детей положительное отношение к животному и растительному миру. Дети играют в сюжетно-ролевые игры: «Пожарные», «Овощной магазин», «Подводный мир», «В зоопарке», «Здравствуй, здравствуй, добрый лес», «На ферме», «В саду –в огороде».

Наш опыт работы показал, что оптимальная форма использования игры в процессе ознакомления дошкольников с природой –это игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкретных воспитательно-образовательных задач на экологических занятиях, разных мероприятиях повседневной жизни и благодаря которым, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.

Для обучения мы используем различные игровые элементы: сюжет, воображаемую ситуацию, игровые действия, ролевые взаимоотношения. Игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом экологического занятия.

В своей работе используем три типа игровых обучающих ситуаций (ИОС), которые обладают различными дидактическими возможностями: с игрушками-аналогами, литературными персонажами, героями детских телепередач, мультфильмов и игры-путешествия.

Первый тип ИОС строится на использовании игрушек-аналогов, т.е. таких, которые изображают животных и растения. Главный смысл использования такого рода игрушек –сопоставление живого объекта с неживым аналогом.

Вторую группу игровых обучающих ситуаций составляют ИОС с использованием кукол, которые являются персонажами литературных произведений, хорошо знакомых детям. Кукол (персонажей сказок) с опорой на их «литературную биографию» с успехом используем на экологических занятиях. Для этой цели используются образы Незнайки, Домовенка Кузи, Дядюшки Ау, Айболита, Красной Шапочки, Чебурашки и др.

Третья группа игровых обучающих ситуаций –игра в путешествия («Путешествие в заповедник», «Экспедиция на Север», «Экскурсия в зоопарк», «В лес за грибами» и др.), в процессе которой дети узнают много нового. В каждом случае сюжет игры продумываем таким образом, чтобы дети в качестве путешественников, экскурсантов, туристов «побывали» во многих местах.

В самостоятельной и совместной с детьми деятельности используем дидактические игры экологической направленности. Такие игры «Охотник и пастух», «В поле, в саду, в огороде», «Чьи детки?», «Что перепутал художник?», «Кто лишний?», «Кто где живет?», «Назови друзей леса», «Кто кого боится?», «С какого дерева лист?», «Грибная поляна», «Найди животных нашего края», «Кто живет в озере?», «Заселим озеро», «Природа и человек», «Что нам нужно взять в поход?». Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольника, подбирая игры, прослеживаем внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволяет прогнозировать на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.

Закрепляя полученные знания по экологическому воспитанию в других образовательных областях (познание, физическая культура) проводим цикл развивающих занятий с использованием логических блоков З. Дьенеша (программа рассчитана на 9 занятий, 1 занятие в месяц, проводятся в три этапа, с подгруппой детей). Наряду с логическими блоками в работе применяем карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек развивает у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение запоминать информацию о них. В процессе занятий используем записи классической музыки. Темы: «Цветы», «На огороде», «В осеннем лесу», «Путешествие на птичий двор», «Теремок» и др.

В процессе экологического воспитания дошкольнику предстоит усвоить много информации, и именно моделирование помогает ему в этом. Моделирование в детском саду – это совместная деятельность педагога и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Цель моделирования в экологическом воспитании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними. Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность развиваем познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Формируем умения детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии — это значит, в немалой степени готовим их к успешному обучению. Для этого используем различные модели, схемы, знаки, символы.

В работе с детьми с нарушением зрения используем разные виды моделей:

1. Предметные модели, воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов - макетов

З. Графические модели (графики, схемы и планы) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений.

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения позволяет решать нам следующие задачи:

1. Развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать.

2. Учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта.

3.Наглядно увидеть, понять связи и зависимости в окружающем мире.

4. Способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.

Успешно используем модели в процессе составления рассказов о природе, животных, птицах, цветах в младшем и среднем дошкольном возрасте с детьми с нарушением зрения. В младшем возрасте с детьми составляем короткие рассказы, а в старшей группе, с опорой на модели, дети составляют развёрнутые рассказы о временах года, природных явлениях, животных, птицах. В старшем дошкольном возрасте, на более сложном этапе, дети сами зарисовывают с помощью символов – знаков признаки объекта (животного, птицы, растения) и составляют рассказ или придумывают сказку. В моделировании используем такие дидактические игры и упражнения «Что сначала, что потом?», «Дерево и куст», «Посади дерево», «Посади огород», «История семечка», «От зернышка до булочки», «Составь рассказ», «Придумай экосказку» и др.

Одним из эффективных методов работы по экологическому воспитанию с детьми с нарушением зрения является проектная деятельность, поскольку она представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими в доступной форме необходимых научных знаний.

Экологические проекты – это увлекательная для детей игра в «ученых», «исследователей», «защитников природы». По экологическому воспитанию детей с нарушением зрения были разработаны следующие проекты:

  • «Чудеса на огороде». Основной целью, которого, было создание условий для развития познавательных и творческих возможностей детей. Развитие мышления, воображения, связной речи. Научить детей видеть в самых простых вещах что-то необычное, чудесное и немного волшебное.

  • Проект «Царица-водица». Цель, которого: совершенствование представления детей о жидком состоянии воды. Способствование накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды. Развитие речи, мышления, любознательности.

  • «Цветы вокруг нас». Цель – познакомить детей с прекрасным миром цветов: изучить особенности строения цветов и создание условий для их роста, сформировать бережное отношение детей к цветам.

Экологическое образование сегодня – важнейшая составляющая воспитательной работы в детском саду. Но используя современные образовательные технологии, делаем эту работу увлекательной и максимально эффективной. Преимущества игрового обучения, по сравнению с традиционным просмотром слайдов или рассматриванием картин, очевидны. Дошкольники практически овладевают игровым действием, активно участвуют в создании воображаемой ситуации. Игровые обучающие ситуации помогают детям получить новые знания, дают им практическую модель правильного поведения на природе, в залах музея, что имеет большое значение для экологического воспитания. Чередование таких игр и организованных экскурсий формирует у дошкольников осознанно-правильное отношение к природе и всему живому. Моделирование позволяет ребенку глубже понять системность окружающего природного мира, а «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к природе, формирует способность к аналитико-синтетической деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!