Организация совместного чтения
детей и родителей
Организационный момент (слайд №1)
Здравствуйте. Меня зовут Белова Ольга Леонидовна. Я работаю в МАОУ НОШ № 53 г. Калининграда.
Сегодня я представлю Вам опыт работы нашей школы над проблемой организации совместного семейного чтения.
Проблема приобщения детей к чтению является на сегодняшний день актуальной, так как это один из главных путей воспитания духовной культуры личности ребёнка. Есть дети, для которых книга — органическая часть их жизни, но возрастает процент тех, для кого чтение — пустая трата времени. Они не осознают его не только как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам.
Программа кружка внеурочной деятельности «Живой родник» создавалась с целью развития у детей устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы, и через него, решения задачи формирования их нравственного сознания через эмоциональное восприятие и осмысление нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях.
Все мы с вами работаем в сфере образования. Наша школа отвечает не только за обучение детей, но и за их воспитание. Однако, если задуматься об этой сфере , мы понимаем, что истоки его находятся не в школе, и даже не в детском саду, что началом всего служит семья.
Давайте остановимся на одной забытой традиции, которая была испокон веков на Руси. Это семейное чтение или семейное рассказывание сказок, когда родители и дети вместе думали, переживали, сострадали. Семейное чтение компенсирует дефицит общения. Это лучший вид коллективного общения. Время, отданное ритуалу семейного чтения, сближает родителей и детей, будит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать.
И тогда, чтобы возродить забытую традицию, помочь родителям вернуть в дом взаимопонимание и тепло духовного общения, у нас зароилась идея — создать в рамках кружка «Живой родник» детско-родительский клуб «Читаем вместе». Клуб работает второй год. Занятия в клубе проходят один раз в четверть.
Цель и задачи (слайд №2)
Какой жанр в литературе поможет педагогу наиболее ярко раскрыть сущность данных ценностей, а ребёнку создать собственное впечатление о них. Конечно сказка. По мнению доктора филологических наук А. Ужанкова, первые уроки нравственности, азы взаимоотношений с другими ребёнок получает из сказки, а потом видят и применяют в жизни, то что знают. Сказки направлены на детей. А кто является первым сказителем, как не родители. Поэтому занятия в нашем клубе посещают все желающие родители с детьми.
1. Сейчас я хочу рассказать об организации одного из таких занятий на примере совместного чтения сказки В.Г. Сутеева « Под грибом» (слайд № 3)
Занятие начинаю с обсуждения проблемной ситуации, для того, чтобы актуализировать необходимый опыт детей и родителей для дальнейшего анализа произведения (слайд № 4)
Предлагаю детям варианты ответов. В данном случае использую приём формирования ценностных ориентаций «4 угла». Каждый ответ напечатан на отдельном плакате и висит в разных углах класса. Предлагаю детям встать и подойти к тому варианту ответа, который они выберут для решения этой проблемы. Ребята выбирают ответ, становятся около него и таким образом делятся на группы (слайд № 5) Прошу ребят объяснить, почему выбрали именно этот ответ?
Начинаю работу с произведением.
Предлагаю ребятам иллюстрации из книг В.Г. Сутеева и прошу вспомнить названия сказок (слайд № 6) Называю ФИО автора. Коротко рассказываю биографию писателя и интересные факты из его жизни (слайд № 7) Сообщаю название произведения, с которым мы сегодня будем работать.
Работа с текстом.
Сначала текст читала я, затем чтение продолжали родители (слайд № 8) Их было мало, мы разделили детей и мам на группы так, чтобы в каждой группе детей присутствовал взрослый. При работе с текстом использовала приём чтение сказки с остановками.
- Давайте вспомним содержание сказки.
(Слайды № ) с текстом и вопросами.
Сострадание — жалость, сочувствие, вызываемые чувством другого человека.
Итог обсуждения произведения на последний вопрос (слайд № )
- Как вы думаете, какие ответы высказали дети?
Слайд с ответами (слайд №)
В этот момент важно найти возможность развернуть ответы детей в
обсуждение и пойти дальше.
- Как Вы думаете, какой назревает следующий вопрос исходя из этих ответов?
- А были ли герои сказки друзьями?
Дети высказывают своё мнение. Выслушав их точку зрения, мы приходим к выводу, что они не знакомы. И тогда напрашивается следующий вопрос.
- Почему они помогали друг другу? ( Потому, что другой попал в беду и ему надо помочь!)
2
После этого я снова предлагаю вспомнить проблемную ситуацию, с которой началось занятие (слайд № )
- Как вы думаете, для чего мы вернулись к ней? (чтобы получить рефлексию)
- Изменились ли мнения детей? (слайд № )
Учеников, которые выбрали 4 ответ, стало больше. Конечно, это дело не одного занятия и поменять мировоззрение ребёнка в одну секунду невозможно. Но даже если 1 ученик изменит позицию 1, 2, 3, на 4, можно сделать вывод, что он прочувствовал такую категорию, как сострадание и примет её.
- Но как вы считаете, уважаемые коллеги, какие риски могут здесь возникнуть?
Я задаю ребятам следующий вопрос: А какой вариант ответа вам хотелось выбрать? Почему? Можете не говорить вслух.
Наши дети знают, как нужно поступать в той или иной ситуации, но очень часто, когда перед ними встаёт выбор делают его неправильно.
Почему мы выбрали эту сказку? Если мы хотим добиться успеха по духовно-нравственному развитию личности ребёнка, через работу данного клуба, мы должны наиболее серьёзно подходить к отбору произведений для чтения. А. Абрамова отмечает, что при выборе произведений для домашнего чтения, надо остерегаться таких сюжетов, в которых запечатлелось восхваление воровства, хитрости, продажности, звучит смех над порядочностью, простодушием и святыней.
Можно провести аналогию сказки В. Сутеева со сказкой «Теремок».
8. На основе прочитанного произведения организуется совместная творческая деятельность детей и взрослых: инсценирование, ролевое чтение (слайд №.. ), лепка, конструирование, рисование и др. По технологическим картам дети изготавливают аппликацию (слайд №)
9. А каково место родителей на этих занятиях?
Для родителей эти занятия дают возможность по-другому посмотреть на процесс чтения. Главная задача родителей, в которой определяется их ведущая роль в организации семейного чтения — это создать условия для духовного развития ребёнка, его познавательной деятельности, стимулировать и направлять его размышления.
10. Для родителей эти занятия дают возможность по-другому посмотреть на процесс чтения. Иное отношение к содержанию сказок открывают родителям простор для создания условий внутреннего развития ребенка.
11. Анализ работы читательского клуба