СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт использования технологии веб-квест

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Oбразовательный квест включает набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие-либо ресурсы

Просмотр содержимого документа
«Опыт использования технологии веб-квест»

Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы

в условиях дистанционного обучения


Дистанционное образование имеет серьезный потенциал, не ограничивающийся использованием различных образовательных платформ и уроками в ZOOM.

Речь пойдет только о некоторых технологиях, которые были успешно использованы при очном обучении и очень хорошо зарекомендовали себя при дистанционном.

Например, технология образовательный квест, что предполагает набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие-либо ресурсы. Веб-квест дает возможность интегрировать информационные технологии практически во все предметы школьной программы на разных уровнях обучения, то есть учитель может предлагать задания разного содержания и разного уровня сложности дистанционно. На этапе разработки веб-квеста главная задача – найти тему, отвечающую сразу нескольким условиям:

  • она не должна быть ограничена рамками учебного предмета;

  • должна быть понятна и интересна участникам вне зависимости от их возраста;

  • способна объединить всех участников;

  • должна иметь большой исследовательский ресурс.

Наш первый веб-квест, созданный в соавторстве с учителем информатики, был посвящен родному городу – Протвино: тема универсальная и обладающая большим потенциалом. Формулировка темы – «Протвино - город мой, я всем сердцем с тобой» - цитата из стихотворения протвинской поэтессы Галины Черноголовиной. Форма организации внутреннего пространства квеста тоже универсальная – путешествие. Далее мы выбрали приоритетные направления, по которым будет вестись исследовательская работа, и разделили его предполагаемых участников на 8 групп, у каждой из которых была своя задача. Так, мемуаристы должны были рассказать об известных людях, которые жили, работали в Протвино или просто приезжали в наш город; очевидцы - составить электронный экскурсионный маршрут; искусствоведы - познакомить с работами художников города Протвино; литераторы - собрать материал о поэтах и писателях города; лингвисты - раскрыть тайну названий-топонимов; натуралисты - провести виртуальные натуралистические исследования своего родного края; реставраторы - создать «исторический портрет» зданий, сооружений, что позволит осознать изменения портрета Протвино; правоведы - найти в нашем городе факт нарушения закона в любой сфере жизнедеятельности и внести свои предложения по решению данной проблемы. Таким образом мы стремились не только представить комплексный «портрет города», но и активизировать познавательную и творческую активность учащихся.

Следующий этап работы – привлечение учителей, задача которых - создать рабочие группы, подобрать материалы, сделать презентацию своего направления перед группой учащихся и предложить им задания.

Специализированный сайт был создан на платформе Googl - https://sites.google.com/s/1Ms8LOe4ClAny0j_7gTrseEBy5BBHEXYv/p/1NLM1MTax-YeX--yFAVu2NOC0jcOmSOI-/edit. Сайт с интуитивно понятным интерфейсом, состоящий из 8 страниц: каждая страница – ролевая группа. На главной странице («Вступление») - анонс мероприятия: мотивирующие вопросы («Знаете ли Вы свой город - Протвино? Сможете показать сосну Царевского? Проведете по «Царскому Селу», «Расскажете, что именно зашифровано в мозаичных панно ДК «Протон»?) и указание на форму проведения - путешествие по городу. Здесь же мы предложили учащимся варианты действий:

1) прочитать замечательную книгу протвинского автора Александра Леонидовича Лаврентьева «Достопримечательности города Протвино и его окрестностей»;

2) посмотреть фильм телекомпании «Южное Подмосковье» о Протвино и постараться дать ответ: «Каким Вы видите Протвино? Можно ли считать Протвино городом науки?»;

3) пройти квест «Протвино – город мой, я всем сердцем с тобой».

Далее мы разместили центральное задание квеста и этапы работы над ним.

Путешествие в квест для учащихся начиналось в одной из групп: мемуаристы, очевидцы, искусствоведы, литераторы, натуралисты, лингвисты, правоведы, реставраторы. Продолжительность веб-квеста - 2 недели.

Главная страница имеет и подстраницы:

- «Авторы и координаторы проекта»;

- «Карта проекта» с описанием статистики работ по группам, видам проделанных работ и использованным сервисам.



Последующие страницы веб-квеста, закрепленные за учителями-координаторами, построены примерно одинаково: эпиграф, отражающий главную идею предстоящего исследования, необходимые комментарии, задачи, задание, полезные ссылки и, наконец, работы, которые выполнили учащиеся, выбравшие для прохождения квеста предложенную роль. Отметим, что ответы на задания принимались в самых разнообразных формах: презентации, видеоролики, фотоколлажи, исследовательские работы. Как видим, технология веб-квест позволяет реализовать и другие технологии, например, проектную.

Например, в рамках нашего веб-квеста было создано и реализовано 2 масштабных проекта: «Красная книга Протвино и его окрестностей» (группа «Натуралисты») и «Портрет одного слова» («Лингвисты»). Про последний расскажу подробнее, так как являюсь его автором-разработчиком и координатором (паспорт проекта и работы учеников размещены на странице «Лингвисты» созданного специализированного сайта квеста https://sites.google.com/u/0/s/1Ms8LOe4ClAny0j_7gTrseEBy5BBHEXYv/p/13an_aUTyIlJllsBVDWh8qkdPLFtMgDWX/preview)




Название проекта: «Портрет одного слова»

Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины: русский язык, литература, мировая художественная культура.

Тип проекта: исследовательский, групповой, межпредметный, краткосрочный.

Цель проекта: используя словари, научно – популярную литературу и другие источники, собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова-топонима в русском языке, фольклоре, литературе, живописи, скульптуре.

Задачи:

  1. выбрать слово-топоним: годоним (название улицы) или эргоним (наименования предприятий различного функционального профиля: магазинов, кафе, аптек города), указать на гугл-карте место расположения топонима;

  2. сопоставить толкования данного слова в различных толковых словарях русского языка;

  3. проверить реализацию слова-топонима в словарях антонимов и синонимов;

  4. собрать сведения о происхождении слова, обратившись к этимологическим словарям и справочникам;

  5. используя словарь символов, раскрыть символическое значение слова;

  6. используя словообразовательные словари, определить, какие новые слова образуются от изучаемого слова, какие они имеют значения, к каким областям знаний относятся;

  7. обратившись к фразеологическим словарям, сборникам пословиц и поговорок, найти выражения, включающие описываемое слово;

  8. описать некоторые особенности употребления слова в фольклоре, художественной литературе, живописи и скульптуре;

  9. на основании проведенного лингвистического анализа выдвинуть гипотезу, почему именно так назван топоним.

Аннотация проекта:

Данный исследовательский проект ориентирован на комплексное описание слова-топонима. В современной лингвистике такой подход связан с анализом концептов – «сгустков культуры в сознании человека» (определение Ю.С. Степанова). Работая над проектом, обучающиеся овладевают навыками лингвистического анализа, учатся извлекать и перерабатывать информацию из различных лексикографических и других источников. А главное, знакомятся с историей родного города - Протвино.

Предполагаемый продукт проекта: презентация, видеоролик.


Годонимы, которые могут стать предметом исследования

Эргонимы, которые могут стать предметом исследования

Академический проезд

Детский проезд

Речной проезд

Железнодорожная улица

Рыночный проезд

Заводской проезд

Северный проезд

Заводской проезд

Сосновый проезд

Институтское шоссе

Лесной бульвар

ул. Дружбы

Молодёжный проезд

Московская ул.

ул. Мира

Парковый проезд

ул. Победы

Почтовый проезд

ул. Строителей

Центральный проезд

Школьная ул.

М-н «Восход»

ДК «Протон»

СК «Старт»

ДС «Импульс»

ДШИ «Камертон»

М-н «Клондайк»

Ун-м «Магнит»

ТЦ «Здоровье»

ТЦ «Олимп»

Ун-м «Перекрёсток»

Кафе «Престиж»

Ателье «Силуэт»

ТЦ «Слава»

Садовый центр «Флора»

М-н «Хозяюшка»


Работая над проектом «Портрет одного слова», участники квеста давали комплексное описание слова-топонима: годонима (название улицы) или эргонима (наименования предприятий различного функционального профиля: магазинов, кафе, аптек города). Анализируя название улиц и торговых предприятий, дети выдвигали гипотезу, почему именно так назван топоним.


Надо отметить, что эта работа вызвала самый живой интерес у участников квеста, представивших 49 работ, соответствующих критериям оценки.

Задачи, которые мы ставили перед собой, разрабатывая веб-квест, решены: материал о городе Протвино собран, проблема сохранения неповторимого облика города изучена, результаты деятельности представлены в электронных публикациях на сайте. В веб-квесте приняли участие 12 педагогов и 84 обучающихся.

Технология веб-квест - действительно хороший мотиватор, потому что такая форма работы позволяет детям выступить в той или иной роли, исследовать проблему с различных точек зрения, создать исследовательский проект, презентацию, фотоколлаж или видеоролик, то есть проявить свои интеллектуальные и творческие возможности. Педагогам практическое изучение новой педагогической технологии тоже может быть интересно: образовательный квест обладает большими возможностями, позволяя разнообразить процесс обучения, сделать его увлекательным и запоминающимся, а также помогая преодолеть возможное снижение интереса обучающихся к предмету, с чем, к сожалению, учителя также сталкиваются.

Технологию веб-квест достаточно легко реализовать в условиях дистанционного обучения, так как квест – это, по сути, форма проведения занятия, элемент в системе контроля за усвоением материала. Но форма, весьма популярная в детской среде. Может быть, именно поэтому она вызвала неподдельный краеведческий интерес у обучающихся, оказалась полезной для развития у них интеллектуальных и творческих возможностей в области русского языка, литературы, математики, информатики, географии и искусства. К тому же созданную форму можно наполнять разным содержанием, например, добавляя или меняя названия групп, варьируя уровень сложности, предлагая новые задания или новые ресурсы для их выполнения

Таким образом, веб-квест позволил нам успешно организовать проектно-исследовательскую деятельность школьников и реализовать образовательный потенциал дистанционного обучения.

Также при организации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы в условиях дистанционного обучения можно и нужно использовать сервисы Web 2.0 .

Например, можно предложить детям создать  интерактивный плакат на ресурсе https://www.smore.com/. Конечно, это не единственный ресурс с подобными возможностями, но один из самых доступных, с интуитивно понятным интерфейсом. В отличие от обычной презентации, интерактивный плакат предполагает взаимодействие с пользователем за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т.д. К недостаткам ресурса можно отнести то, что бесплатными будут только 2 интерактивных плаката, но дать возможность ребенку создать эти 2 плаката надо обязательно. Можно сделать презентацию-алгоритм работы с ресурсом:




Создавая интерактивный плакат, ребенок сможет не только продемонстрировать знания предмета, но и проявить фантазию. К тому же англоязычный ресурс даст возможность реализовать знание английского языка.

Один из очень простых, но эффективных сервисов, помогающих организовать самостоятельную урочную и внеурочную деятельность, – составление кроссвордов. Это способствует развитию умения самостоятельно и быстро ориентироваться в учебном материале, правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда и необходимость его применения именно к этой теме, создавать кроссворд в печатном и электронном виде, а также способствует развитию творческих способностей личности.

Специальные он-лайн сервисы для создания кроссвордов:

  1. Ф
    абрика кроссвордов - http://puzzlecup.com/crossword-ru/


Можно составить кроссворд по выбранным словам, а потом распечатать его. Также можно дать ссылку на разгадывание этого кроссворда.

  1. Online TestPad - http://onlinetestpad.com/ru/crosswords



На сервисе представлены все виды кроссвордов по различным учебным темам, есть конструктор кроссвордов, в котором можно составить не только классический кроссворд, но и филворд, японский кроссворд, сканворд. На сайте быстрая публикация в общий доступ с указанием тематики и категории.

  1. Cross - http://cross.highcat.org/ru_RU/#


Достаточно ввести слова, задать размер - и получите заполненный кроссворд, который можно скачать в формате Word.

Лента времени. Ленту времени ученик может составить самостоятельно или совместно с учителем. Самый простой сервис - http://time.graphics/ru/ – бесплатный, на русском и английском. Удобный редактор, загрузка фотографий, изменение масштаба ленты и многое другое. Есть поддержка совместного редактирования и наполнения. С помощью данного шаблона можно настроить шкалу, на которой расположится информация в виде текста, картинки, видео или аудио. Можно таким образом фиксировать свои достижения и планировать желаемые.

Пример ленты времени, созданной учениками к уроку по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: https://time.graphics/ru/line/c47f5b57585ea0f8c99435d..



Пример ленты времени, созданной учениками к уроку по повести
А.С. Пушкина «Капитанская дочка» на сервисе http://www.classtools.net:
http://www.classtools.net/widgets/timeline_6/6ECPe.htm


Еще одна мало используемая, но весьма эффективная технология – шестиугольное обучение. Шестиугольные карточки гораздо более удобны в использовании, чем обычные, потому что сама их форма позволяет ученикам проявить творческий подход в организации своей познавательной деятельности. Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Каждый из шестиугольников соединяется с другим благодаря определённым понятийным или событийным связям.

Есть несколько вариантов использования данной технологии.

1. При очном обучении можно вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученику (ученикам) собрать мозаику.

2. При дистанционном можно оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ребенок мог выразить своё мнение по заданной проблеме (это тот случай, когда есть возможность дать ученику время для углубленного изучения текста, для погружения в учебную проблему).

3. Работа в группах. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей.

4. Маркированные шестиугольники. В данном случае цвет определяет определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по видовым признакам. Задача ребенка — соединить шестиугольники, причём может возникнуть много способов, различных связей. Возможно использование в шестиугольниках не только текста, но и изображений.

Таким образом, ученик, анализируя учебный материал, получает возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств.

Удобно, что с шестиугольниками можно работать на компьютере, а можно распечатать, разрезать и использовать как обычные карточки, но с гораздо большим потенциалом. Ресурсы: http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya/
https://www.classtools.net/hexagon/201604-8M4Kg8


Пример работы с шестиугольниками на уроке русского языка в 6 классе
Тема – «Понятие о причастии».

Работа в парах. Дано: словосочетания с причастиями и прилагательными (суффиксы пропущены).

Задание: выписать только причастия (принцип классификации определить самостоятельно).


Пример работы с шестиугольниками на уроке литературы в 8 классе




В данном случае технология шестиугольного обучения была реализована на обычном уроке, но изменение формата на дистанционный происходит легко: все задания выполняются непосредственно на ресурсе, а учителю отправляется скриншот выполненной работы.


Это лишь немногие из доступных сейчас учителям технологий и способов работы, но и они помогут провести занятие интересно и с пользой, поддержать интерес ребёнка к изучаемому предмету, дадут возможность подойти к решению поставленных школой задач неординарно и творчески.

Список использованных источников:

1. Горбунова, Л. Н. Профессиональное развитие педагогов на основе ресурсов индивидуальных методических маршрутов / Л. Н. Горбунова, Е. В. Сорокина // Информатика и образование. – 2015. – № 5 (264). – С. 15–18.

2. Зарипова, Л. Е. Комфортность учебной среды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/570029/

3. Монахова Г.А., Монахов Н.В., Монахов Д.Н. Квесты в обучении информатике // Информатика в школе. № 4 (137). 2018. – С. 11-13.

4. Монахова, Г.А., Монахов Н.В., Монахов Д.Н. Квест-технологии в повышении квалификации учителей // Информатика и образование. № 5 (294). 2018. – С. 7 – 9.




5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!