СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт и перспективы внедрения Федеральных образовательных программ. Функциональная грамотность. Формирование читательской грамотности на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка

Просмотр содержимого документа
«Опыт и перспективы внедрения Федеральных образовательных программ. Функциональная грамотность. Формирование читательской грамотности на уроках русского языка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОББЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» с. УГЛЕЗАВОДСК

ДОЛИНСКОГО РАЙОНА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ











Опыт и перспективы внедрения Федеральных образовательных программ.

Функциональная грамотность. Формирование читательской грамотности на уроках русского языка






Медведева Лариса Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

















с.Углезаводск, 2023г.



Медведева Л.Н. Опыт и перспективы внедрения Федеральных образовательных программ. Функциональная грамотность. Формирование читательской грамотности на уроках русского языка: методическая разработка/ Л.Н. Медведева. – Углезаводск: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа», 2023. –18 стр.



Аннотация

Основой образовательного и воспитательного процесса является способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действия, самостоятельное усвоение знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса; самостоятельное построение алгоритма – последовательности выполнения действий в решении учебной задачи. Особенностью такого обучения является независимость от конкретного предметного содержания. Достижение умений учиться основывается на полноценном усвоении обучающимися всех компонентов учебной деятельности, включая познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции. Проблема, которой посвящена работа, заключается в формировании у учащихся читательской грамотности. Самостоятельная читательская деятельность учащихся на уроках русского языка является неотъемлемой частью каждого урока. Такая информация будет интересна учителям русского языка и литературы и преподавателям гуманитарных дисциплин, так как такая работа формирует метапредметные навыки работы с текстом.







Содержание



Введение____________________________________________________4-5

Основная часть. Опыт и перспективы внедрения Федеральных образовательных программ___________________________________________________6

  1. Функциональная грамотность________________________________6-7

    1. Основной элемент успеха ученика – эффективное чтение__________7-9

    2. Умение адекватно воспринимать письменную речь – одно из основных требований к знаниям и умениям обучающихся по русскому языку___9-

  2. Формирование читательской грамотности обучающихся на основе учебного текста______________________________________________________10

2.1Самостоятельная читательская деятельность на уроках русского языка______________________________________________________10-15

2.2Системно-деятельностный подход в обучении , совершенствование умений и навыков переработки полученной лингвистической информации____15-16

Заключение_________________________________________________17

Литература _________________________________________________18


















Введение

Повышение уровня функциональной грамотности российских учащихся может быть обеспечено успешной реализацией Федерального государственного образовательного стандарта за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов.

Важно, чтобы в учебной деятельности был реализован комплексный системно-деятельностный подход, чтобы процесс обучения шел как процесс решения учащимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые формирует учитель.

Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен им в тех материалах, с которыми он пришел на урок, и теми материалами, с которыми дети работают дома. Нужно понять: Какие задания работают на формирование функциональной грамотности? Сколько таких заданий в учебниках и задачниках, по которым работает учитель? Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности? В этом заключается актуальность данной методической разработки.

Новизна методической разработки. Можно выделить три степени новизны:

методическая разработка уточняет и конкретизирует теоретические положения или практические рекомендации;

методическая разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в теоретические положения и практические рекомендации;

методическая разработка отражает принципиально новые идеи, концепции, подходы, рекомендации, отличается наиболее высокой степенью новизны.

Цель – определение форм и методов работы с лингвистическим текстом при чтении учебных статей. Задачи - раскрыть опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы; описать виды деятельности; показать использование современных педагогических технологий или их элементов на уроках.



Опыт и перспективы внедрения Федеральных образовательных программ. Функциональная грамотность. Формирование читательской грамотности на уроках русского языка

1. Функциональная грамотность

Универсальные учебные действия – основа образовательного и воспитательного процесса, они подразумевают способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действия, самостоятельное усвоение знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса; самостоятельное построение алгоритма – последовательности выполнения действий в решении учебной задачи. Особенностью такого обучения является независимость от конкретного предметного содержания. Достижение умений учиться основывается на полноценном усвоении обучающимися всех компонентов учебной деятельности, включая познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции.

УМК «Русский язык. 5 класс» под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова,, Л.А.Тростенцовой соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2021г.), дает возможность учителю применять на практике эффективные педагогические технологии, возможность проведения разнообразных уроков: «открытия» нового знания, общеметодической направленности, рефлексии, развивающего контроля, а также возможность формирования различных видов индивидуальной и коллективной деятельности учащихся на уроках, ориентированной на формирование универсальных учебных действий.

Сущность любого, с точки зрения психологии, образования стабильна и понимается как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений обучающимися определенных образовательных уровней. Современный подход к образованию в широком смысле часто понимается «как индустрия, направленная в будущее», способная обеспечить человеку готовность к непрерывному накоплению знаний, их переработке и совершенствованию. В этом смысле образование следует понимать как технологию поиска и усвоения человеком алгоритмов познавательных процессов в теоретической и практической деятельности, их адаптации к своему уровню восприятия. Результатом образования становится развитие способности личности к самообразованию и самосовершенствованию. УМК соответствует требованиям к результатам освоения обучающимися основной школы программы по русскому языку (личностным, метапредметным и предметным). Проблема, с которой сталкивается учитель в условиях модернизированной парадигмы образования – это современное качество обучения, которое оценивается уровнем сформированных ключевых и специальных компетенций, а также большой объем учебной информации; процесс восприятия и усвоения знаний сопровождается снижением информативности за счет увеличения объема информации. Логическая обработка информации, структурирование и систематизация позволяет повысить объем и качество воспроизводства знаний.


1.1 Основной элемент успеха ученика – эффективное чтение

Основной элемент успеха ученика – эффективное чтение. Главный способ интеллектуального развития – чтение. Люди с высокой степенью самоорганизации должны владеть несколькими способами чтения и, разумеется, уметь читать с высокой скоростью. К старшим классам ученик уже преодолевает уровень побуквенного и слогового чтения. Скорость чтения –1000 знаков в минуту – также не может считаться для него высокой, хотя так, по мнению автора-составителя «Самоучителя: как научиться быстро читать» А. Шилина, «читает большинство людей». «Самым совершенным способом является чтение понятиями, при котором считываются не буквы, слова, а целые понятия, мысли по отдельным опорным ключевым словам. Скорость такого чтения может составлять от 5 до 25 тысяч и выше знаков в минуту. Людей, владеющих таким способом, можно назвать читающими умом, поскольку у них развито умение генерировать мысль по отдельным словам».

А. Шилин выделяет 5 способов чтения: углубленное, характеризующееся детальным анализом текста; динамичное, позволяющее ознакомиться с большим количеством литературы, поскольку читаются целые смысловые группы; выборочное, позволяющее уделить внимание лишь отдельным абзацам; чтение-просмотр, служащее для ознакомления со структурой материала, его основными мыслями и направлениями; чтение- поиск или сканирование, позволяющее найти отдельные факты, определения. Для успешности процессов обучения и самообразования необходимо владение всеми видами чтения, четкое понимание их роли в освоении информации и грамотное использование для решения образовательных задач.

Умение адекватно воспринимать письменную речь – одно из основных требований к знаниям и умениям обучающихся по русскому языку за курс основной средней школы. Конкретизировано это умение в Программе по русскому языку. Определены также основные приемы извлечения информации из текста: выделять главное, отвечать на вопросы, поставленные учителем до чтения и после чтения; самостоятельно ставить вопросы к тексту; составлять простой и сложный план; составлять графическую схему; пересказывать текст по плану или по схеме подробно, сжато, выборочно; пользоваться сокращенными видами записи информации: планом, тезисами, конспектом, таблицами.

Как известно, основными показателями владения чтением являются скорость чтения, гибкость и уровень понимания прочитанного (полнота, глубина и отчетливость понимания). Зрелый читатель, кроме владения скоростью, гибкостью чтения, должен уметь поставить цель чтения, выбрать соответствующую ей скорость чтения, использовать приемы понимания прочитанного. Информационно - коммуникативные навыки, которые обеспечили бы целенаправленный поиск информации в источниках разных типов, развиваются через умения осмысленно выбирать вид чтения, развернуто обосновывать свою позицию, проводить систему аргументов, оценивать и редактировать текст и т.д.


1.2 Умение адекватно воспринимать письменную речь – одно из основных требований к знаниям и умениям обучающихся по русскому языку

Итак, формирование читательской грамотности обучающихся на основе учебного текста. Как же учить читать тексты учебника?

Во-первых, поменять установку. Текст параграфа из учебника по русскому языку – это не просто «новый материал», который ученик обязан знать, а учебный текст, который содержит важную информацию о языке, его законах, которую надо понять, осмыслить, а запоминание придет как результат осмысления. Во-вторых, на каждом уроке русского языка, работая с текстом параграфа на этапе объяснения нового материала, учителю следует целенаправленно учить анализировать содержание и структуру лингвистического текста, составлять план и т.д. Для этого не надо специально выделять время на уроке, такая деятельность будет составной частью традиционных этапов урока, которые получают новый акцент, новую направленность при работе с УМК по русскому языку под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова,, Л.А.Тростенцовой, в частности с учебником для 5-го класса.

Как известно, самостоятельная читательская деятельность включает в себя три этапа: работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения. Что предполагает работа с текстом до его чтения? Прежде всего – обдумывание его заглавия и соотнесение с содержанием изучаемого раздела параграфа. Затем учащиеся должны обратить внимание на шрифтовые выделения, цифровые обозначения, на наличие абзацев и их количество. Все это позволит им составить представление о содержании текста и его структуре.

  1. Формирование читательской грамотности обучающихся на основе учебного текста

Учебник русского языка для 5 класса (под ред. редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой) дает обширный материал для отработки этих приемов деятельности с текстом на первом этапе. Задача учителя – показать важность такой работы, убедить в его необходимости.


2.1 Самостоятельная читательская деятельность на уроках русского языка

Как это сделать? При изучении раздела «Фонетика» знакомство с темой «Гласные и согласные звуки» происходит на фоне непрерывной работы над формированием навыков чтения – понимания лингвистического текста. Учащимся предлагается перед работой с текстом ответить на вопросы: «Догадайтесь по названию параграфа, каково содержание текста рубрики «Теоретические сведения». «Расскажите, что вы знаете о гласных и согласных звуках». «Бегло просмотрите текст и попытайтесь определить, какая новая информация о звуках речи в нем содержится» (выделено слово «новая»), то есть, созданы все предпосылки для обдумывания заглавия и соотнесения его с содержанием изучаемого раздела. Следующее задание заключается во вдумчивом и внимательном прочтении текста, а затем в разделении его на части. Обращаем внимание на наличие абзацев в тексте и их количество, на шрифтовые выделения, выделения курсивом и т.д. Все это позволит составить первоначальное представление о содержании и структуре текста. Уже на начальном этапе происходит формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: групповая работа по учебнику, составление памяток по теме «Фонетика» для лингвистического портфолио с последующей взаимопроверкой; практическая работа в парах сильный – слабый (упр. 170 – 178) по памятке выполнения с последующей самопроверкой, лабораторная работа в группах (упр.180): построение рассуждения на лингвистическую тему по алгоритму выполнения задания.

В 5-классе полезно ввести этот этап в коллективную работу с текстом на уроке. Например, знакомство с темой «Слова однозначные и многозначные» можно начать с чтения текста параграфа учебника (параграф разбит на три части, предполагается читать его на уроке сразу весь). Учитель ставит проблемный вопрос: « Можно ли узнать что-то о содержании и построении текста, не читая его?» Далее следует беседа по тексту учебника, в ходе которой подводим обучающихся к следующему выводу: в тексте будет сообщаться что-то новое о слове и его значении, т.е. мы углубимся в тему, начатую во вступительной статье к разделу «Лексика и фразеология»; у слова может быть одно и несколько значений; в тексте несколько мыслей,

Второй этап самостоятельной читательской деятельности – это работа с текстом во время чтения. Изучающее чтение учебного текста предполагает неоднократное чтение, но важно, чтобы первое чтение не превратилось в механическое считывание, а обеспечило определенный уровень понимания.

Что для этого должны уметь ученики? Во-первых, по ходу чтения обращать внимание на то, что уже было зафиксировано при беглом просмотре. Во-вторых, овладеть умением фиксировать по ходу чтения ключевые слова и словосочетания, отделять новое от уже известного. Практика показывает, что ученики не всегда могут выделить ключевые слова, это задание кажется для многих трудным, они вместо ключевых слов и словосочетаний подчеркивают целые предложения или несколько предложений, чаще всего это была информация, выделенная шрифтом. Очевидно, что такое умение надо специально развивать. Делать это, на мой взгляд, лучше всего в ходе коллективной работы по анализу текста.

Обратимся вновь к тексту параграфа 49 «Однозначные и многозначные слова». Закончив работу с текстом до чтения, учащиеся получают задание внимательно прочитать текст про себя и подчеркнуть наиболее важные слова и словосочетания, часть которых обязательно должна нести новую информацию. После чтения следует обсуждение, завершающееся записью ключевых слов: «одно лексическое значение», «несколько лексических значений», «толковый словарь», «прямое и переносное значение», вторичное значение», «основное значение», «оценивают образно, ярко описывают». Следует обратить внимание класса на то, что речь идет о лексическом значении, а не грамматическом. Тем самым уточняется предположение, сделанное учащимися на первом этапе в ходе осмысления заглавия текста.

В учебнике русского языка само понятие «ключевые слова» не вводится, но работа с таким приемом работы с текстом ведется систематически. На начальном этапе работы вводится понятие «новая информация», которое и служит ориентиром для определения функции ключевых слов, т.е. слов, помогающих понять текст. Например, разбирая текст п.2 «Лингвистика как наука о языке» на втором этапе работы с лингвистическим текстом, перед учащимися ставится вопрос о том, какая информация оказалась новой. Слово «новый» в этом и других заданиях всегда выделено особым шрифтом, чтобы привлечь внимание ребят к этому виду работы, а выполнение его считать важным и обязательным.

Таким образом, системный подход в обучении помогает совершенствовать навыки нахождения ключевых слов.

Третий этап самостоятельной читательской деятельности – это работа с текстом после чтения. Изучающее чтение учебного текста обязательно предполагает повторное обращение к его содержанию, использование различных приемов осмысления и переработки информации. Среди этих приемов традиционными для школьной методики является деление текста на части и составление плана, постановка вопросов к тексту учителем и самими учащимися и пересказ текста (устно и письменно). Составление плана текста – хорошо знакомый учащимся вид учебной деятельности, однако практика выявляет целый ряд типичных ошибок и затруднений. Знание этих ошибок поможет учителю скорректировать свою методику работы.

Каковы же эти ошибки и затруднения? Во-первых, учащиеся отражают в плане только около половины узких тем, имеющихся в тексте, и это говорит о том, что полнота понимания не достигнута. Во-вторых, учащиеся не осознают необходимости группировать узкие темы в более широкие, иначе говоря, составляют только простой план и демонстрируют тем самым недостаточную глубину понимания текста. В- третьих, учащихся затрудняет формулирование пунктов плана. Неумение дать краткую и точную формулировку пункта плана говорит о недостаточной отчетливости понимания, поэтому на уроках необходимо систематически развивать умение составлять план учебного лингвистического текста, показывая последовательность операций, помогающих овладеть этим приемом понимании текста. Отрабатывать эти приемы можно на любом уроке в процессе анализа текста учебника.

Так после первичного чтения параграфа «Слова однозначные и многозначные» в ходе беседы и повторного обращения к тексту учащиеся вместе с учителем сначала определяют, сколько в нем узких тем. Затем эти узкие темы записываются как рядом положенные (предварительно выбираются и уточняются формулировки). Далее эти формулировки можно пронумеровать подряд – получится простой план. Он полно отражает содержание текста. Но чтобы углубить понимание, нужно сгруппировать эти узкие темы в более широкие. На этом этапе работы с текстом можно отрабатывать умение давать краткую и точную формулировку пункта плана.

При изучении раздела «Лексикология» есть задание: используя толковый словарик, записать лексическое значение слов. Предложения предлагают строить по модели, в которой подлежащее и сказуемое выражено именами существительными. Дан образец такого объяснения. Целесообразно при выполнении такого типа задания подчеркнуть грамматическую основу, что поможет сформулировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, правильно давать точную формулировку. Все последующие упражнения параграфа «Способы объяснения лексического значения слова» в определенной мере развивают умения формулировать лексическое значение слова, умения давать краткую и точную формулировку пункта плана.

На этом этапе работы с текстом можно отрабатывать и другой прием – учиться задавать вопросы к тексту. После того, как будут определены и записаны узкие темы, учитель предлагает прочитать их формулировки с вопросительной интонацией, поставить в конце вопросительные знаки – получиться план из вопросов. Затем в ходе беседы необходимо выяснить, содержаться ли ответы на эти вопросы непосредственно в тексте. Далее предлагаем поставить другие вопросы: они будут начинаться со слова «почему», а ответы на них нужно сформулировать самостоятельно. Если в процессе совместной работы будут поставлены такие вопросы, учащиеся придут к более глубокому пониманию текста. В данном случае продуктивными будут такие вопросы: «Почему многозначные и однозначные слова так называются?»; «Почему главная особенность многозначности заключена в прямом и переносном значении слова?» и др.

Другой прием осмысления переработки информации – составление графической схемы текста и таблицы. В этом активно помогает учебник. Например, параграф «Гласные и согласные звуки» в разделе «Фонетика». После чтения лингвистического текста дано задание: используя схему, переписать все парные согласные по звонкости-глухости, твердости-мягкости. Учащимся показано в цветовом решении возможности группировки согласных звуков. В параграфе «Обозначение звуков с помощью букв Е, Е, Ю, Я» дано задание рассмотреть схему и рассказать, какие звуки обозначают в русском языке буквы Е, Е, Ю, Я, а следующее за этим упражнение содержит задание: на основе схемы упражнения составить таблицу и заполнить ее графы, используя приведенные ниже слова. Подобного рода упражнения и задания способствуют осмыслению и пониманию лингвистического материала, формируют навыки переработки текста.

При изучении раздела «Орфография» в параграфе «Правописание корней» упражнение под рубрикой «Теоретические сведения » дает задание рассмотреть схему, используя ее, кратко рассказать о правописании гласных и согласных в корнях слов, привести примеры на указанные правила. Такое задание является своеобразной формой отработки умения различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. Обучающимся предложено распределить слова по графам таблицы, объяснить, почему в первом столбике должны быть записаны пары слов, во втором – отдельные слова, дополнить графу тремя примерами. Такая работа является системной. Например, в параграфе «Правописание слов с Ь и Ъ» для ознакомления с темой урока дано задание внимательно изучить схему, проанализировать уже известную информацию и новую, рассказать, когда после шипящих пишется Ь. После работы со схемой следует чтение учебной статьи, а затем в качестве осмысления и переработки информации предлагается составить на основе текста таблицу и заполнить ее примерами.

В разделе «Словообразование» при изучении темы «Буквы О и Ё после шипящих» знакомство с правописанием гласных в морфемах строится на основе обращения к схеме. Изучение новой темы предусматривает работу с лингвистическим текстом, после работы с которым предлагается школьникам составить схему, иллюстрирующую правописание букв О и Ё после шипящих. Используя опыт работы с готовыми схемами, учащиеся составляют самостоятельно свой вариант. Упражнения данного параграфа предлагаю выполнить, составив таблицу, распределить слова по графам в зависимости от того, в какой морфеме пропущена буква.


2.2 Системно-деятельностный подход в обучении, совершенствование умений и навыков переработки полученной лингвистической информации

Таким образом, системно-деятельностный подход, предложенный авторами учебника, предполагает совершенствование умений и навыков переработки полученной лингвистической информации. Говоря об основных показателях зрелости чтения на примерах работы с лингвистическим текстами учебника по русскому языку для 5-го класса под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова,, Л.А.Тростенцовой, убеждаемся, что методом объяснения нового материала может и должен стать процесс чтения текста учебника на уроке как специально организованная деятельность. Главной особенностью такого обучения становится направленность на достижение в преподавании единства процессов усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развитие коммуникативных умений, навыков самостоятельной учебной деятельности, речевого самосовершенствования. Другой особенностью обучения становится нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности: способностью осознанно воспринимать и понимать печатное слово (умение читать), грамотно, точно, логически стройно передавать собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). Центральной единицей обучения становится лингвистический текст, который является объектом анализа и результатом речевой деятельности на уроках русского языка, где происходит взаимосвязанное изучение языка на фоне непрерывной работы над навыками чтения – понимания лингвистического текста.



Заключение

Таким образом, одним из путей формирования функциональной читательской грамотности на уроках русского языка становится лингвистический текст. Систематическая работа помогает формированию устойчивой мотивации к обучению, самостоятельной и коллективной аналитической, исследовательской деятельности, коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности. Такая деятельность позволяет формировать следующие навыки: коммуникативные (добывать недостающую информацию с помощью вопроса; проявлять речевые действия в использовании адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира; формировать навыки работы в группе, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации); регулятивные (применять методы информационного поиска; осознавать себя как движущую силу своего обучения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий; формировать ситуацию саморегуляции, то есть операционного опыта, учебных знаний и умений; сотрудничества в совместном решении задач); а также познавательные, связанные с умениями объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку можно рассматривать как подготовку к успешной сдаче экзаменов в формате ЕГЭ и ОГЭ, который объективно продемонстрирует уровень сформированности специальных компетенций обучающихся.





Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2019.

  2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.

  3. Посталовский И.З. Обучение чтению от начального до динамичного. – М.: Просвещение, 2004.

  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2021.

  6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2020.

  7. Шилин А.В. Самоучитель: как научиться быстро читать. – М: Просвещение, 2020.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!