СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Определение социальных позиций педагога

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определение социальных позиций педагога

Просмотр содержимого документа
«Определение социальных позиций педагога»

Социальная позиция педагога складывается из системы его взглядов, убеждений и ценностных ориентаций.

Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя и т.д. Каждая из этих профессиональных позиций может давать и положительный, и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога, от его социальных позиций. 
В последние годы все шире используется и разрабатывается понятие педагогической культуры. Однако педагогическая культура еще не гарантирует успеха в осуществлении педагогической деятельности. В "живом", реальном педагогическом процессе профессиональное проявляется в единстве с общекультурными и нравственными проявлениями личности педагога. Единство всех этих проявлений образует гуманитарную (общую) культуру. Поэтому наивысшие результаты в педагогической деятельности связаны с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать профессиональные вопросы с самых широких философско-методологических и социально-культурных позиций.
Гуманитарная культура педагога - это совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентаций и умений. Профессионализм специалиста, связанный с конкретной профессией, описывается через понятие профессиональной компетентности.
Компетентность - обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеют в виду осуществление его на высоком уровне. Компетентность - индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека. 
Профессиональная компетентность является одним из субъективных факторов педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, компетентность педагога можно понимать как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Психолого-педагогическая компетентность состоит в наличии знаний и умений в области межличностного взаимодействия, владении приемами профессионального общения и поведения, адекватных представлений педагога о возрастных и индивидуальных особенностях обучаемых, а также наличие адекватного представления педагога о своих индивидуальных и профессиональных характеристиках и владение способами преодоления профессиональных деструкций.
Важной составляющей профессионализма педагога является подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов педагогической деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности. Умение преподнести учебный материал включает в себя не только владение содержанием предмета, но и представление о существующих педагогических технологиях, знание существующих форм и методов обучения, сформированность методологического мышления педагога, умение использовать в профессиональной деятельности методические приемы с тем, чтобы они реализовывали дидактические принципы процесса обучения. Профессиональная деятельность педагога предполагает процесс постановки учителем педагогических задач, их иерархии, перестраивания в зависимости от конкретных условий и ситуаций, у учителя развивается способность к педагогическому целеполаганию и целеосуществлению. Важным компонентом этой способности является умение корректировать цели в ходе самого процесса педагогического воздействия, создавать в сознании образ возможного результата своих действий. Для этого необходим не только постоянный анализ всех компонентов педагогической ситуации, но и самоанализ педагога, способность к педагогической рефлексии.

Определение социальной позиции педагога

Социальная позиция педагога оформляется как особое образование в результате взаимопроникновения профессиональных и индивидуальных личностных черт учителя. Л. Митина рассматривает позицию как составную часть педагогической направленности и выражающуюся в отношении к ребенку, к самом себе, к своей деятельности; Н.Г. Алексеев говорит о том, что если рассматривать понятие «позиция» как «способ реализации ценностей», то позиция педагога выступает как комплексная профессионально-личностная характеристика, отвечающая не только на вопрос об отношении, но и на вопрос о способах действии, т.е. реализации своих отношений в образовательном процессе.

Наиболее существенными компонентами структуры позиции педагога в личностном, деятельностном и коммуникативном аспектах образовательной деятельности являются:

В личностном аспекте - это наличие у педагога ценностей образования и развития субъекта деятельности («ценности»).

В деятельностном аспекте - владение педагогом профессиональными знаниями, средствами и методами обучения и воспитания («компетентность»).

В коммуникативном аспекте - владение учителем различными способами управления, построенными на определённых типах отношений; на субъект - объектных отношениях - манипуляция сознанием ребенка или на субъект - субъектных отношениях - актуализация потенциала ребенка («управление»).

Выделенные компоненты можно представить в виде трёхмерной модели структуры, задающей восемь октантов, где в качестве осей координат выступают «ценности», «компетентность», «управление». Можно представить восемь типов позиции педагога как комбинации обозначенных компонентов.

1. Наличие ценностей образования и развития - высокий уровень профессиональной компетентности - актуализация.

2. Отсутствие ценностей образования и развития - высокий уровень профессиональной компетентности - манипуляция.

3. Отсутствие ценностей образования и развития - низкий уровень профессиональной компетентности - манипуляция.

4. Наличие ценностей образования и развития - низкий уровень профессиональной компетентности - актуализация.

5. Наличие ценностей образования и развития - высокий уровень профессиональной компетентности - манипуляция.

6. Наличие ценностей образования и развития - низкий уровень профессиональной компетентности - манипуляция.

7. Отсутствие ценностей образования и развития - низкий уровень профессиональной компетентности - актуализация.

8. Отсутствие ценностей образования и развития - высокий уровень профессиональной компетентности - актуализация.

Таким образом, выбор ролевых позиций педагога напрямую зависит от его профессиональных качеств. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!