ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 20 ВЕКА
ЗАПАДНОЕ ИСКУССТВО:
РЕАЛИЗМ –
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ –
МОДЕРН – ТЕХНИКО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В АРХИТЕКТУРЕ И ДПИ
АВАНГАРДИЗМ – ЭТО МОДЕРНИЗМ, ОБРАЩЁННЫЙ К ОБЩЕСТВУ И НАУКЕ И УСТРЕМЛЁННЫЙ В БУДУЩЕЕ, ВЫРАЗИЛСЯ В ТЕЧЕНИЯХ:
ФОВИЗМ – ИЗОБРЕТАТЬ РЕАЛЬНОСТЬ, ЗАНОВО СОЗДАВАТЬ МИР – ЛИЧНОСТНОЕ, СУБЪЕКТИВНОЕ НАЧАЛО
КУБИЗМ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ТЕЧЕНИЙ АВАНГАРДИЗМА, СТРАСТЬ К ЭКСПЕРИМЕНТУ, ПОИСК НОВЫХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ПРИЁМОВ, ТВОРЧЕСТВО ПЛАСТИЧЕСКИХ ФОРМ
ФУТУРИЗМ – САМЫЙ РАДИКАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ АВАНГАРДИЗМИА – ПОЛНЫЙ РАЗРЫВ С ИСКУССТВОМ И КУЛЬТУРОЙ ПРОШЛОГО; ПРОСЛАВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И СОВРЕМЕННОГО БОЛЬШОГО ГОРОДА
СЮРРЕАЛИЗМ – ПОСЛЕДНЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ АВАНГАРДИЗМА; ОПИРАЕТСЯ НА ИРРАЦИОНАЛИЗМ И АЛОГИЗМ, КОНЦЕПЦИЮ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, КРАЙНЯЯ ФОРМА СУБЪЕКТИВИЗМА
ЭКСПРЕССИОНИЗМ – ПОРЫВАЕТ С ТРАДИЦИОННЫМ ИСКУССТВОМ; ЭКСПРЕССИЯ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
РУССКОЕ ИСКУССТВО:
РУССКИЙ МОДЕРНИЗМ – «МИР ИСКУССТВА»
СИМВОЛИЗМ
АКМЕИЗМ – «АКАДЕМИЯ СТИХА»
РУССКИЙ АВАНГАРДИЗМ – «СОЮЗ МОЛОДЁЖИ», «БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ», ИНТЕНСИВНАЯ АРТИСТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ: кино (С. Эйзенштейн), театр (В. Мейерхольд, А. Таиров), архитектура (М. Гинзбург, Н. Габе, А. Веснин), «Общество станковистов» (Ю. Анненков, А. Дейнека, Ю. АПименов – отказ от беспредметного искусства)
КУБОФУТУРИЗМ – «абсолютное», «чистое», «беспредметное творчество»
СУПРЕМАТИЗМ – «чисто живописное искусство красок»
КОНСТРУКТИВИЗМ прагматизм, утилитарность
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ИСКУССТВО – индустриальная цивилизация
СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Продолжался с октября 1917г. по август 1991г.
Пролетарско-социалистический путь развития – стремление воплотить великие идеалы просветительского гуманизма – СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО, СЧАСТЬЕ, СОЛИДАРНОСТЬ
В.И. Ленин как главный вдохновитель строительства новой России указал на экономическую и культурную отсталость страны; слабость и малочисленность русского пролетариата и отсутствие важных предпосылок для перехода к социализму
в военно-экономической обрасти – успехи НТП (стал второй мировой державой после США), однако все новейшие технологии получили распространение в космосе, а не в гражданских отраслях производства. В результате не удалось модернизировать экономику в 60-70 годы и перевести её на постиндустриальное пространство;
в политике – диктатура (сталинские репрессии 30-40 годов, грубые нарушения прав человека); в послесталинское время СССР так и не нашёл адекватного решения проблем демократии, ему не удалось воплотить в жизнь принципы подлинного народовластия;
в культуре – НТП →образование, библиотеки, музеи→ крайняя идеологизация и политизация культуры
Глубокие противоречия, крайности и ошибки и другие неблагоприятные для построения социалистического общества факторы привели к провалу попытки построения социалистического общества и культуры.
1917 – 1932гг. – поиск новой культуры в условиях плюрализма
1932 – 1956гг. – культурная революция в условиях тоталитаризма
1956 – 1991гг. – исправление ошибок, поиск путей социализма с человеческим лицом, демократизация культуры и общественной жизни
ОСОБЕННОСТИ КАЖДОГО ПЕРИОДА СОВЕТСТКОЙ КУЛЬТУРЫ:
1917 – 1932гг. – поиск новой культуры в условиях плюрализма:
гражданская война, НЭП, коллективизация
искоренение из сознания людей религии и церкви, антирелигиозная пропаганда, секуляризация образования
школы, клубы, библиотеки, музеи – национализация (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и 250 новых музеев)
отношение к старой интеллигенции подозрительное – первая волна русской эмиграции, репрессии
ликбез – декрет, кружки и общества, всеобщее начальное образовании е с 1923г. для всех от 8 до 50-ти лет
формирование новой интеллигенции из числа студентов – рабфак для подготовки в вузах молодёжи, не имевшей среднего образования (1919 – 1940гг.)
множество литературно художественных течений, школ и группировок:
пролеткульт (добровольная организация, которая придерживалась крайних левых позиций – А. Богданов, В. Плетнёв, Ф Калинин – «теоретически неверные и практически вредные»),
РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей, которая придерживалась умеренных классовых позиций – Ф. Гладков, Ф. Панфёров, А. Серафимович),
авангард: кубофутуризм ( противники традиционного классического искусства, диктатура формы, глобальное переустройство мира – В. Маяковский, В. Хлебников, В. Кандинский, М. Шагал, П. Филонов); супрематизм («абсолютное», «чистое», «беспредметное творчество». «грандиозные утопии»– К. Малевич); трансформация супрематизма привела к двум течениям – конструктивизму и производственному искусству; ЛЕФ (Левый фронт искусства) – ВСЕ ОНИ ОТСТАИВАЛИ РЕВОЛЮЦИОННУЮ АНГАЖИРОВАННОСТЬ ИСКУССТВА
модернизм: символизм, акмеизм, имажинизм – «чистое, неангажированное искусство»
«Серапионовы братья» - литературная группа, которая подчёркивала свою аполитичность (М. Зощенко, В. Каверин, К. федин, Н. Тихонов)
«Вольные стрелки» - С. Есенин, М. Цветаева, М. Булгаков, Б. пастернак, А. Платонов, Е. Замятин и др. художники, писатели, поэты, музыканты
Главным в отношениях между течениями были не борьба и вражда, а тесные контакты, споры, обмен мнениями. В 1932году все независимые группы и объединения распускаются
1932 – 1956гг. – культурная революция в условиях тоталитаризма: культурная революция, коллективизация, индустриализация, сталинские репрессии, войны, культ личности Сталина, ликвидация безграмотности и НТП.
Новый метод в искусстве – соцреализм – правдивое изображение действительности – творческие союзы, выдающиеся личности в культуре и искусстве – М. Шолохов, Н. Островский, Б. Полевой, К. Симонов и др.
«Великая отечественная война» - новый подъём в литературе и искусстве: военная героическая тема, детская литература (А. Барто, А.Гайдар, С. Маршак, К. Чуковский и др.)
«Оттепель» - реабилитация жертв репрессий, научной и культурной, авторская песня (барды), герои Вов, деревенская проза, поэзия, советский театр, балет, цирк.
Начиная с 70-х годов в советском обществе и особенно в культуре начинаются «застойные времена»
1956 – 1991гг. – исправление ошибок, поиск путей социализма с человеческим лицом, демократизация культуры и общественной жизни
«Застой» вызывает опять многообразие стилей в искусстве и индустриальных манер: соцреализм, русский авангард, «Суровый стиль» (острые эмоциональные формы, яркая живописность): живопись и скульптура. Востребованность музеев, клубов, библиотек.
Советский гедонизм – пьянство в связи с кризисом общества – разочарование в идеалах социализма. Диссидентство. Неомодернисты (бульдозерная выставка).
С 1985 г. – перестройка – демократизация, гласность, идеи улучшения социализма. Русская культура воссоединяется со своей зарубежной частью и вновь становится единой.
Дух свободы – отказ от социализма как единственно правильного пути развития. Пересмотр цивилизационного пути развития, поворот к современному капитализму.
Усталость от жизни – у простых людей, демократия ценна только для интеллигенции, безвластие на всех уровнях, криминал, коррупция, преступность, угроза существования СССР. 1991 год – СССР прекращает своё существование, а с ним и социализм (Беловежское соглашение)