СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опорный-план конспект по теме: "Художественные направления 20 века"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал разработан в качестве дополнительного сопутствующего учебного конспекта в помощь слабоуспевающим или для дистанционного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Опорный-план конспект по теме: "Художественные направления 20 века"»




ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 20 ВЕКА


ЗАПАДНОЕ ИСКУССТВО:

  1. РЕАЛИЗМ

  2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

  3. МОДЕРН – ТЕХНИКО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В АРХИТЕКТУРЕ И ДПИ

  4. АВАНГАРДИЗМ – ЭТО МОДЕРНИЗМ, ОБРАЩЁННЫЙ К ОБЩЕСТВУ И НАУКЕ И УСТРЕМЛЁННЫЙ В БУДУЩЕЕ, ВЫРАЗИЛСЯ В ТЕЧЕНИЯХ:

  • ФОВИЗМ – ИЗОБРЕТАТЬ РЕАЛЬНОСТЬ, ЗАНОВО СОЗДАВАТЬ МИР – ЛИЧНОСТНОЕ, СУБЪЕКТИВНОЕ НАЧАЛО

  • КУБИЗМ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ТЕЧЕНИЙ АВАНГАРДИЗМА, СТРАСТЬ К ЭКСПЕРИМЕНТУ, ПОИСК НОВЫХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ПРИЁМОВ, ТВОРЧЕСТВО ПЛАСТИЧЕСКИХ ФОРМ

  • ФУТУРИЗМ – САМЫЙ РАДИКАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ АВАНГАРДИЗМИА – ПОЛНЫЙ РАЗРЫВ С ИСКУССТВОМ И КУЛЬТУРОЙ ПРОШЛОГО; ПРОСЛАВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И СОВРЕМЕННОГО БОЛЬШОГО ГОРОДА

  • СЮРРЕАЛИЗМ – ПОСЛЕДНЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ АВАНГАРДИЗМА; ОПИРАЕТСЯ НА ИРРАЦИОНАЛИЗМ И АЛОГИЗМ, КОНЦЕПЦИЮ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, КРАЙНЯЯ ФОРМА СУБЪЕКТИВИЗМА

  1. ЭКСПРЕССИОНИЗМ – ПОРЫВАЕТ С ТРАДИЦИОННЫМ ИСКУССТВОМ; ЭКСПРЕССИЯ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ


РУССКОЕ ИСКУССТВО:

    1. РУССКИЙ МОДЕРНИЗМ – «МИР ИСКУССТВА»

    2. СИМВОЛИЗМ

    3. АКМЕИЗМ – «АКАДЕМИЯ СТИХА»

    4. РУССКИЙ АВАНГАРДИЗМ – «СОЮЗ МОЛОДЁЖИ», «БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ», ИНТЕНСИВНАЯ АРТИСТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ: кино (С. Эйзенштейн), театр (В. Мейерхольд, А. Таиров), архитектура (М. Гинзбург, Н. Габе, А. Веснин), «Общество станковистов» (Ю. Анненков, А. Дейнека, Ю. АПименов – отказ от беспредметного искусства)

  • КУБОФУТУРИЗМ – «абсолютное», «чистое», «беспредметное творчество»

  • СУПРЕМАТИЗМ – «чисто живописное искусство красок»

  • КОНСТРУКТИВИЗМ прагматизм, утилитарность

  • ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ИСКУССТВО – индустриальная цивилизация


СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ


    1. Продолжался с октября 1917г. по август 1991г.

    2. Пролетарско-социалистический путь развития – стремление воплотить великие идеалы просветительского гуманизма – СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО, СЧАСТЬЕ, СОЛИДАРНОСТЬ

    3. В.И. Ленин как главный вдохновитель строительства новой России указал на экономическую и культурную отсталость страны; слабость и малочисленность русского пролетариата и отсутствие важных предпосылок для перехода к социализму


    1. Советский Союз не поддаётся однозначной оценке:


  • в военно-экономической обрасти – успехи НТП (стал второй мировой державой после США), однако все новейшие технологии получили распространение в космосе, а не в гражданских отраслях производства. В результате не удалось модернизировать экономику в 60-70 годы и перевести её на постиндустриальное пространство;

  • в политике – диктатура (сталинские репрессии 30-40 годов, грубые нарушения прав человека); в послесталинское время СССР так и не нашёл адекватного решения проблем демократии, ему не удалось воплотить в жизнь принципы подлинного народовластия;

  • в культуре – НТП →образование, библиотеки, музеи→ крайняя идеологизация и политизация культуры


Глубокие противоречия, крайности и ошибки и другие неблагоприятные для построения социалистического общества факторы привели к провалу попытки построения социалистического общества и культуры.


    1. В Советской России выделяют три периода:

  • 1917 – 1932гг. – поиск новой культуры в условиях плюрализма

  • 1932 – 1956гг. – культурная революция в условиях тоталитаризма

  • 1956 – 1991гг. – исправление ошибок, поиск путей социализма с человеческим лицом, демократизация культуры и общественной жизни




ОСОБЕННОСТИ КАЖДОГО ПЕРИОДА СОВЕТСТКОЙ КУЛЬТУРЫ:

  1. 1917 – 1932гг. – поиск новой культуры в условиях плюрализма:

  • гражданская война, НЭП, коллективизация

  • искоренение из сознания людей религии и церкви, антирелигиозная пропаганда, секуляризация образования

  • школы, клубы, библиотеки, музеи – национализация (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и 250 новых музеев)

  • отношение к старой интеллигенции подозрительное – первая волна русской эмиграции, репрессии

  • ликбез – декрет, кружки и общества, всеобщее начальное образовании е с 1923г. для всех от 8 до 50-ти лет

  • формирование новой интеллигенции из числа студентов – рабфак для подготовки в вузах молодёжи, не имевшей среднего образования (1919 – 1940гг.)

  • множество литературно художественных течений, школ и группировок:

    1. пролеткульт (добровольная организация, которая придерживалась крайних левых позиций – А. Богданов, В. Плетнёв, Ф Калинин – «теоретически неверные и практически вредные»),

    2. РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей, которая придерживалась умеренных классовых позиций – Ф. Гладков, Ф. Панфёров, А. Серафимович),

    3. авангард: кубофутуризм ( противники традиционного классического искусства, диктатура формы, глобальное переустройство мира – В. Маяковский, В. Хлебников, В. Кандинский, М. Шагал, П. Филонов); супрематизм («абсолютное», «чистое», «беспредметное творчество». «грандиозные утопии»– К. Малевич); трансформация супрематизма привела к двум течениям – конструктивизму и производственному искусству; ЛЕФ (Левый фронт искусства) – ВСЕ ОНИ ОТСТАИВАЛИ РЕВОЛЮЦИОННУЮ АНГАЖИРОВАННОСТЬ ИСКУССТВА

    4. модернизм: символизм, акмеизм, имажинизм – «чистое, неангажированное искусство»

    5. «Серапионовы братья» - литературная группа, которая подчёркивала свою аполитичность (М. Зощенко, В. Каверин, К. федин, Н. Тихонов)

    6. «Вольные стрелки» - С. Есенин, М. Цветаева, М. Булгаков, Б. пастернак, А. Платонов, Е. Замятин и др. художники, писатели, поэты, музыканты

Главным в отношениях между течениями были не борьба и вражда, а тесные контакты, споры, обмен мнениями. В 1932году все независимые группы и объединения распускаются



  1. 1932 – 1956гг. – культурная революция в условиях тоталитаризма: культурная революция, коллективизация, индустриализация, сталинские репрессии, войны, культ личности Сталина, ликвидация безграмотности и НТП.

Новый метод в искусстве – соцреализм – правдивое изображение действительности – творческие союзы, выдающиеся личности в культуре и искусстве – М. Шолохов, Н. Островский, Б. Полевой, К. Симонов и др.

«Великая отечественная война» - новый подъём в литературе и искусстве: военная героическая тема, детская литература (А. Барто, А.Гайдар, С. Маршак, К. Чуковский и др.)

«Оттепель» - реабилитация жертв репрессий, научной и культурной, авторская песня (барды), герои Вов, деревенская проза, поэзия, советский театр, балет, цирк.

Начиная с 70-х годов в советском обществе и особенно в культуре начинаются «застойные времена»

  1. 1956 – 1991гг. – исправление ошибок, поиск путей социализма с человеческим лицом, демократизация культуры и общественной жизни

«Застой» вызывает опять многообразие стилей в искусстве и индустриальных манер: соцреализм, русский авангард, «Суровый стиль» (острые эмоциональные формы, яркая живописность): живопись и скульптура. Востребованность музеев, клубов, библиотек.

Советский гедонизм – пьянство в связи с кризисом общества – разочарование в идеалах социализма. Диссидентство. Неомодернисты (бульдозерная выставка).

С 1985 г. – перестройка – демократизация, гласность, идеи улучшения социализма. Русская культура воссоединяется со своей зарубежной частью и вновь становится единой.

Дух свободы – отказ от социализма как единственно правильного пути развития. Пересмотр цивилизационного пути развития, поворот к современному капитализму.

Усталость от жизни – у простых людей, демократия ценна только для интеллигенции, безвластие на всех уровнях, криминал, коррупция, преступность, угроза существования СССР. 1991 год – СССР прекращает своё существование, а с ним и социализм (Беловежское соглашение)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!