СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опорный конспект к уроку биологии: "Профилактика заболеваний органов дыхания"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит опорный конспект к уроку биологии в 8 классе по теме: "Профилактика заболеваний органов дыхания".

Просмотр содержимого документа
«Опорный конспект к уроку биологии: "Профилактика заболеваний органов дыхания"»

Сидоренкова Юлия Васильевна,

учитель биологии ГБОУ РК «ССШИ №1»


Опорный конспект к уроку биологии:

Профилактика заболеваний органов дыхания


Грипп. Эту болезнь вызывают вирусы. Они содержатся в сли­зи, выделяющейся из носовой полости больных. Во время чихания и кашля миллионы невидимых для глаза капелек с вирусами грип­па попадают в воздух. Если они проникнут в дыхательные пути здорового человека, он может заразиться гриппом.

Грипп распространяется очень быстро, поэтому больных гриппом нельзя допускать к работе на предприятиях, в учреждениях, к за­нятиям в учебных заведениях.

Грипп не следует считать простым трехдневным недомогани­ем. Он опасен своими осложнениями. Человеку, общаясь с боль­ными гриппом, или самому больному нужно прикрывать рот и нос марлевой повязкой, сложенной вчетверо. Она пропускает воз­дух, но задерживает капельки, в которых находятся возбудители болезни.

Туберкулез. Возбудитель туберкулеза — туберкулезная палоч­ка — чаще всего поражает легкие. Она может находиться во вдыхае­мом воздухе, капельках мокроты, на посуде, одежде, полотенцах и других предметах, которыми пользовался больной туберкулезом.

Во влажных местах, не освещаемых солнцем, возбудитель тубер­кулеза долго сохраняет свою жизнеспособность.

Туберкулезные палочки, попавшие в организм человека, не обя­зательно вызывают заболевание. Многие из них гибнут, а некото­рые сохраняются в ткани легких человека, покрывшись защитной оболочкой, и длительное время не вызывают заболевание. В небла­гоприятных условиях (плохое питание, переохлаждение организма) возбудители туберкулеза могут активизироваться и человек забо­левает. В тяжелых случаях возбудитель туберкулеза разрушает тка­ни легких, что может привести к смерти человека.

В сухих, хорошо освещаемых местах туберкулезные палочки быс­тро гибнут. Особенно губительно действует на возбудителей тубер­кулеза солнечный свет.

На сегодняшний день медицина достигла успехов в профилак­тике туберкулеза и лечении больных. Профилактика включает меры по повышению устойчивости к инфекции (например, вакцинация против туберкулеза новорожденных в роддомах, ревакцинация в 7, 11—12, 16—17 лет вакциной БЦЖ), мероприятия по выявлению ин­фицированных и ранних стадий заболеваний (проба Манту) и дру­гие. Больных туберкулезом лечат в специальных диспансерах и са­наториях.

Предотвращению заболевания способствует чистота в жилых зда­ниях, на улицах городов, в общественных помещениях. Большое зна­чение для очищения воздуха в населенных пунктах имеют зеленые насаждения.

Дифтерия - это тяжелое инфекционное заболевание. Возбуди­тели дифтерии поражают слизистую оболочку горла, а их яд, кото­рый разносится кровью по всему организму, вызывает тяжелое его отравление. Болезнь протекает очень быстро, много смертных случаев регистрируют не только среди детей, но и среди взрослого населения. Лечить дифтерию тяжело, поэтому, чтобы предотвра­тить это заболевание, людям вводят противодифтерийную лечеб­ную сыворотку.

Трахеит - воспаление слизистой оболочки трахеи. Признаки: першение в горле, сухой кашель в сочетании с ощущением боли в зеве и за грудиной, голос становится хриплым.

Бронхит - воспаление бронхов с преимущественным поражени­ем слизистой оболочки. Одно из наиболее распространенных забо­леваний органов дыхания. В возникновении бронхита значитель­ную роль играют инфекционные болезни (грипп, коклюш, корь и др.), а также неблагоприятные факторы (переохлаждение, вдыха­ние сухого воздуха, дыма, разных химических веществ и пр.). Для бронхита характерны кашель (при остром бронхите длительный, страдальческий), чаще с выделением слизистой или слизистогной-ной мокроты, одышка, боли в груди, повышение температуры, хри­пы в легких.

Астма бронхиальная - аллергическое заболевание, очень рас­пространенное в Украине, особенно среди детей. Характеризуется периодическими приступами удушья и кашля, связанными с ост­рым нарушением бронхиальной проходимости. Эти нарушения вы­зываются накоплением в крови и тканях аллергенов, которые при­водят к спазмам мышц бронхиол, усиливают секрецию слизи. В результате этого в просвете бронхов собирается вязкая мокрота, воз­никает отек, нарушающий двигательную функцию бронхиол.

За последние десятилетия течение бронхиальной астмы сущест­венно усложнилось (особенно у детей). Приступы имеют тяжелый и затяжной характер. У таких больных развивается астматичес­кий статус. Причинами этих осложнений являются загрязнение атмосферного воздуха промышленными выбросами, наличие в пи­щевых продуктах нитратов, консервантов, эмульгаторов и пр. К брон­хиальной астме существует наследственная предрасположенность. Лечат астму в специальных санаториях, расположенных в экологи­чески чистых зонах.

Пневмония, воспаление легких — острое инфекционное забо­левание. Пневмония может быть самостоятельным заболеванием или возникнуть как осложнение других хронических болезней (на­пример, бронхита). Пневмонию могут вызвать стафилококки, стреп­тококки, попавшие в дыхательные пути, а также разные химичес­кие и физические факторы. На возникновение пневмонии также влияют переохлаждение организма, физические и умственные пе­ренапряжения, недостаточное питание, курение, злоупотребление алкоголем.

Для пневмонии характерно внезапное повышение температуры тела (38-39°С и выше), ухудшение общего состояния, появление одышки, сильная боль в боку, затем появляется кашель с выделе­нием вязкой мокроты, иногда с примесью крови.


ПАМЯТКА

Профилактика заболеваний органов дыхания.


  1. В период эпидемий необходимо проводить соответствующую вакцинацию (противогриппозную, противодифтерийную, противо­туберкулезную и др.).

  2. В это время не желательно посещать многолюдные места (кон­цертные залы, театры и пр.).

  1. Соблюдать правила личной гигиены.

  2. Не уклоняться от диспансерного обследования.

  1. Повышать сопротивляемость организма к инфекционным бо­лезням с помощью закаливания, физической нагрузки, витаминно­го питания.




ВОПРОСЫ для закрепления и самоконтроля


  1. Определите вид регуляции дыхания в предложенных примерах.


А – чихание при раздражении рецепторов слизистой носа

Б – задержка дыхания вследствие уменьшения концентрации углекислого газа в крови, возникающая после частого и глубокого дыхания в состоянии покоя

В – задержка дыхания при вхождении в холодную воду, действующую на рецепторы кожи

Г – задержка дыхания, происходящая в результате действия нашатырного спирта на органы дыхания

Д – кашель при раздражении рецепторов гортани

Е – накопление углекислого газа в крови вследствие произвольной задержки дыхания, вызывающее непроизвольное возобновление дыхания


Нервная - ___________________________________

Гуморальная - _______________________________


  1. Отметьте знаком «+» правильные утверждения, а знаком «-» - неправильные


 Поглощение кислорода и выделение углекислого газа происходит при внешнем дыхании

 Клетки нуждаются в постоянном поступлении кислорода

 Голосовые связки расположены в ротовой полости

 Трахея состоит из хрящевых полуколец

 Плевральная полость заполнена плевральной жидкостью

 Голос образуется при прохождении выдыхаемого воздуха через голосовую щель

 Дыхательные движения регулируются дыхательным центром

 Поступившие в кровь молекулы кислорода взаимодействуют с оксигемоглобином

 Частота дыхательных движений зависит от концентрации углекислого газа в крови

 Рабочие движения, связанные с большими усилиями, должны совпадать с выдохом

 Возбудителем туберкулеза являются микроскопические вирусы

 Источником энергии для организма является распад и окисление органических веществ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!