СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание опыта адресной работы учителя с различными категориями обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Описание опыта адресной работы учителя с различными категориями обучающихся»

Описание опыта адресной работы учителя с различными категориями обучающихся


Программы по предмету «Адаптивная физическая культура» и внеурочной деятельности «Танцевальный спорт» составлены для обучающихся ГБОУ «СКОШИ №62 III-IV вида» с учетом специфики образовательного процесса в специальном коррекционном образовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями зрения: с учетом формата обучения, с учетом состояния здоровья обучающихся, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей и способностей обучающихся, характера учебной мотивации, качества учебных достижений, образовательных потребностей. Специфика работы по предмету адаптивная физическая культура с детьми с ограниченными возможностями зрения заключается в том, что учебные планы и программы модифицированы. В них увеличен срок обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения, в связи со снижением общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметно-практических действий, успешность которых во многом определяется состоянием зрительных функций; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом и др. Программный материал выстраивается по принципу усложнения с учетом возрастных и психических особенностей обучающихся. Дифференцированный подход позволяет сочетать групповую и индивидуальную формы обучения. Восприятие учебного материала слепыми и слабовидящими детьми по скорости, полноте и точности уступает восприятию его нормально видящими детьми, поэтому им требуется большее время на выполнение всех действий.

Деятельность видящего опирается на подражание действиям окружающих, в свою очередь, слепой ребенок, без специально организованного обучения не способен овладеть самостоятельно направленной деятельностью, ввиду отсутствия или неполного, а иногда и искаженного представления о предметах окружающей действительности и возможных манипуляциях с ними.

Коррекционно-педагогическая работа – это система специальных педагогических мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на развитие процессов компенсации, на преодоление, устранение недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития и двигательных способностей детей с нарушениями зрения. Обосновывая положения коррекционно-педагогической работы, мы исходим из теоретической концепции о закономерном соотношении обучения, воспитания и развития детей с нарушениями зрения, о наличии у них первичных и вторичных отклонений, которые подвергаются изменениям, коррекции, компенсаторным перестройкам, восстановлению под влиянием специально направленной учебно-воспитательной работы.

Мною ведется постоянный поиск нетрадиционных подходов к организации коррекционной работы с детьми с патологией зрения по предметам «Адаптивная физическая культура» и «Танцевальному спорту». Опыт привёл меня к созданию системы комплексного подхода к коррекции зрения, интеллекта и психики ребёнка, основными звеньями которой являются построение коррекционно – развивающей среды.

Уроки по Адаптивной физической культуре в ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида» отличаются от подобных уроков в обычной общеобразовательной школе тем, что при их планировании и проведении педагоги учитывают состояние зрения, интересы и способности каждого ученика. При этом, важное значение имеет дифференцированный подход, учитывающий общие закономерности и специфические особенности развития детей с глубокими нарушениями зрения, что способствует коррекции вторичных отклонений.

Разностороннее изучение детей, анализ состояния их знаний и практических умений дают основание считать, что в процессе обучения и воспитания в зависимости от содержания, методов и применения дифференцированного подхода недостатки развития компенсируются и корригируются. Большинство детей с патологией зрения достигает высокого уровня компенсаторного развития, и обнаруживают хорошие успехи в учебе, в разностороннем развитии познавательной деятельности.

С каждым ребёнком с особыми образовательными потребностями учитель физической культуры ведет индивидуальную работа на всех этапах обучения, на протяжении всего периода обучения во взаимодействии со всеми специалистами образовательного учреждения: учителями-логопедами, педагогом-психологом, тифлопедагогом, учителями коррекции, медицинским работником. Занятия в специально созданных условиях, являются эффективным средством социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. И таким средством наиболее доступным и адаптированным к детям данной категории являются «Адаптивная физическая культура» и «Танцевальный спорт». Программы призваны обеспечить достижение обучающимся с ОВЗ личностных результатов, определенных ФГОС.

Предметы помогают не только укреплению физического здоровья, но и способствует социализации и адаптации детей-инвалидов. Положительная динамика разработанной мною модели преподавания данных предметов подтверждается завоеванными наградами в спортивных соревнованиях, фестивалях, конкурсах разного уровня воспитанниками школы-интерната № 62.

Организация образовательного процесса слепых детей:

  1. В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий.

  2. Ребенок может учиться через прикосновения или слух с прикосновением, должен иметь возможность трогать предметы.

  3. Следует обратить внимание на количество комментариев, которые будут компенсировать обедненность и схематичность зрительных образов. Особое внимание следует уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику.

  4. Раздаточный материал должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты и т. п.

  5. Показ предметов должен сопровождаться словесной инструкцией или описанием.

  6. При знакомстве с предметом и объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям слепым требуется более длительное время для восприятия, запоминания, осмысления задачи.

  7. Помните, что при предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.

  8. У детей с нарушением зрения зачастую бывают трудности с координацией движения.

  9. Когда дети отвечают, называйте каждого по имени, чтобы ребенок с нарушением зрения мог понять, кто сейчас говорит.

  10. Записывайте темы, которые Вы объясняете детям на магнитофон, чтобы ребенок мог прослушать еще раз.


Организации образовательного процесса слабовидящих детей:

  1. Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения ребенка. Если прописаны очки для постоянного ношения, то нужно следить, чтобы ребенок неукоснительно выполнял эти требования.

  2. При общении с ребенком не рекомендуется стоять против света, на фоне окна.

  3. В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.

  4. В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий.

  5. При смене видов деятельности, рекомендуется использовать упражнения для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика),

  6. Наглядный и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо узнаваемый по цвету, контуру, силуэту.

  7. Размещать объекты для восприятия нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности. Показ объектов педагог должен сопровождать словесной инструкцией или описанием.

  8. При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, запоминания, осмысления задачи, повторного рассматривания.

  9. У детей с нарушением зрения зачастую бывают трудности с координацией движения. 10.Старайтесь давать ребенку, имеющему зрительные нарушения, возможность подходить и рассматривать материал, который Вы объясняете и показываете.

Все картинки должны быть увеличены. В индивидуальной работе возможно использование специальной лупы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!