Описание опыта адресной работы учителя с различными категориями обучающихся
Программы по предмету «Адаптивная физическая культура» и внеурочной деятельности «Танцевальный спорт» составлены для обучающихся ГБОУ «СКОШИ №62 III-IV вида» с учетом специфики образовательного процесса в специальном коррекционном образовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями зрения: с учетом формата обучения, с учетом состояния здоровья обучающихся, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей и способностей обучающихся, характера учебной мотивации, качества учебных достижений, образовательных потребностей. Специфика работы по предмету адаптивная физическая культура с детьми с ограниченными возможностями зрения заключается в том, что учебные планы и программы модифицированы. В них увеличен срок обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения, в связи со снижением общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметно-практических действий, успешность которых во многом определяется состоянием зрительных функций; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом и др. Программный материал выстраивается по принципу усложнения с учетом возрастных и психических особенностей обучающихся. Дифференцированный подход позволяет сочетать групповую и индивидуальную формы обучения. Восприятие учебного материала слепыми и слабовидящими детьми по скорости, полноте и точности уступает восприятию его нормально видящими детьми, поэтому им требуется большее время на выполнение всех действий.
Деятельность видящего опирается на подражание действиям окружающих, в свою очередь, слепой ребенок, без специально организованного обучения не способен овладеть самостоятельно направленной деятельностью, ввиду отсутствия или неполного, а иногда и искаженного представления о предметах окружающей действительности и возможных манипуляциях с ними.
Коррекционно-педагогическая работа – это система специальных педагогических мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на развитие процессов компенсации, на преодоление, устранение недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития и двигательных способностей детей с нарушениями зрения. Обосновывая положения коррекционно-педагогической работы, мы исходим из теоретической концепции о закономерном соотношении обучения, воспитания и развития детей с нарушениями зрения, о наличии у них первичных и вторичных отклонений, которые подвергаются изменениям, коррекции, компенсаторным перестройкам, восстановлению под влиянием специально направленной учебно-воспитательной работы.
Мною ведется постоянный поиск нетрадиционных подходов к организации коррекционной работы с детьми с патологией зрения по предметам «Адаптивная физическая культура» и «Танцевальному спорту». Опыт привёл меня к созданию системы комплексного подхода к коррекции зрения, интеллекта и психики ребёнка, основными звеньями которой являются построение коррекционно – развивающей среды.
Уроки по Адаптивной физической культуре в ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида» отличаются от подобных уроков в обычной общеобразовательной школе тем, что при их планировании и проведении педагоги учитывают состояние зрения, интересы и способности каждого ученика. При этом, важное значение имеет дифференцированный подход, учитывающий общие закономерности и специфические особенности развития детей с глубокими нарушениями зрения, что способствует коррекции вторичных отклонений.
Разностороннее изучение детей, анализ состояния их знаний и практических умений дают основание считать, что в процессе обучения и воспитания в зависимости от содержания, методов и применения дифференцированного подхода недостатки развития компенсируются и корригируются. Большинство детей с патологией зрения достигает высокого уровня компенсаторного развития, и обнаруживают хорошие успехи в учебе, в разностороннем развитии познавательной деятельности.
С каждым ребёнком с особыми образовательными потребностями учитель физической культуры ведет индивидуальную работа на всех этапах обучения, на протяжении всего периода обучения во взаимодействии со всеми специалистами образовательного учреждения: учителями-логопедами, педагогом-психологом, тифлопедагогом, учителями коррекции, медицинским работником. Занятия в специально созданных условиях, являются эффективным средством социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. И таким средством наиболее доступным и адаптированным к детям данной категории являются «Адаптивная физическая культура» и «Танцевальный спорт». Программы призваны обеспечить достижение обучающимся с ОВЗ личностных результатов, определенных ФГОС.
Предметы помогают не только укреплению физического здоровья, но и способствует социализации и адаптации детей-инвалидов. Положительная динамика разработанной мною модели преподавания данных предметов подтверждается завоеванными наградами в спортивных соревнованиях, фестивалях, конкурсах разного уровня воспитанниками школы-интерната № 62.
Организация образовательного процесса слепых детей:
В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий.
Ребенок может учиться через прикосновения или слух с прикосновением, должен иметь возможность трогать предметы.
Следует обратить внимание на количество комментариев, которые будут компенсировать обедненность и схематичность зрительных образов. Особое внимание следует уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику.
Раздаточный материал должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты и т. п.
Показ предметов должен сопровождаться словесной инструкцией или описанием.
При знакомстве с предметом и объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям слепым требуется более длительное время для восприятия, запоминания, осмысления задачи.
Помните, что при предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.
У детей с нарушением зрения зачастую бывают трудности с координацией движения.
Когда дети отвечают, называйте каждого по имени, чтобы ребенок с нарушением зрения мог понять, кто сейчас говорит.
Записывайте темы, которые Вы объясняете детям на магнитофон, чтобы ребенок мог прослушать еще раз.
Организации образовательного процесса слабовидящих детей:
Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения ребенка. Если прописаны очки для постоянного ношения, то нужно следить, чтобы ребенок неукоснительно выполнял эти требования.
При общении с ребенком не рекомендуется стоять против света, на фоне окна.
В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.
В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий.
При смене видов деятельности, рекомендуется использовать упражнения для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика),
Наглядный и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо узнаваемый по цвету, контуру, силуэту.
Размещать объекты для восприятия нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности. Показ объектов педагог должен сопровождать словесной инструкцией или описанием.
При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, запоминания, осмысления задачи, повторного рассматривания.
У детей с нарушением зрения зачастую бывают трудности с координацией движения. 10.Старайтесь давать ребенку, имеющему зрительные нарушения, возможность подходить и рассматривать материал, который Вы объясняете и показываете.
Все картинки должны быть увеличены. В индивидуальной работе возможно использование специальной лупы.