Урок развития речи. 7 класс.
Подготовка к написанию сочинения по картине Евгения Широкова «Друзья»
Учитель: Бондарь Е.Г.
Цель урока: Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине.
Задачи: развитие устной и письменной коммуникации учащихся;
воспитание чувства ответственности «за тех, кого приручили»;
развитие воображения учащихся, творческих способностей.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
Знать структуру текста – описания, текста – повествования;
Составить собственный текст на основе увиденного, уместно соблюдать языковые нормы русского литературного языка на письме;
Уметь эффективно сотрудничать, устанавливать рабочие, доброжелательные отношения в группах.
Эпиграф:
Когда собака с человеком рядом,
Уходит из души по каплям зло.
Она всегда поймет вас с полувзгляда,
Наполнит дом уютом и теплом.
(«Врачеватели души» Оксана Пастухова)
Ход урока:
Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, пожелаем хорошего настроения, эффективного урока. Ведь улыбка-это залог успеха, хорошее начало дня. Как Вы понимаете эпиграф к уроку? (ответы учащихся). Вспомним, какие пословицы мы знаем о дружбе?
-Человек без друзей, что дерево без корней;
-Не имей сто рублей, а имей сто друзей;
-Верному другу цены нет;
-Без друга на сердце вьюга;
-Старый друг лучше новых двух.
Сегодня вы будете работать самостоятельно, в составе групп. Я буду вас консультировать по любому вопросу, который возникнет в ходе работы. (Учащиеся делятся на 4 группы по принципу: слабый-сильный).
Тема урока – «Подготовка к написанию сочинения по картине Евгения Широкова «Друзья».
Лекция на основе презентации.
Ребята, мы будем работать на уроке с картиной Е. Широкова «Друзья» (краткая информация о жизни художника, слайд).
Евгений Широков родился в 1931 году в городе Касли Челябинской области, в 12 лет поступил на завод художественного литья. Закончил Свердловское художественное училище, затем Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной. С 1958 года живет и работает в Перми. Евгений Широков писал пейзажи, натюрморты, им создана серия картин на тему Великой Отечественной войны, но всероссийскую известность художнику принес именно жанр портрета.
Произведения Широкова хранятся более чем в 15 музеях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее. Художник награжден орденами «Знак почета» (1981 г.) и «Петр Великий» (2002 г.). С 1993 года — профессор отделения живописи факультета искусств Пермского государственного института искусства и культуры. С 1998 года — Почетный гражданин Перми.
Описывая данную картину, мы будем пользоваться следующими терминами:
- передний план картины,
- второй план картины,
- дальний план,
- фон.
У вас на столах карточки. На белых карточках написаны термины, а на зеленых определения терминов. Соотнесите термины и определения.
Передний план картины – то, что художник изображает ближе всего к зрителю,
второй план – то, что находится посередине картины,
дальний план картины – зона, удалённая от зрителя,
фон – основной цвет, тон, на котором пишется картина и рисуется что-нибудь; то, что изображено вдалеке.
Сегодня на уроке мы будем использовать 2 типа речи:
- описание,
- повествование.
Вспомним, какой тип речи называется повествованием, описанием? (Дети дают определения и сопоставляют свои выводы с определением на слайде).
Описание - изображение людей, предметов, животных, природы. Описывать – значит изображать, перечислять признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий действий. К тексту можно задать вопрос какой? В тексте употребляется больше глаголов несовершенного вида.
Повествование – рассказ о действиях и событиях в определённом порядке (что было сначала, что потом… и наконец). К тексту можно задать вопрос что произошло?
Проработка содержания темы.
Ребята, посмотрите внимательно на картину.
- Как вы думаете, что произошло с героями до того момента, который изображён на картине? Обсудите в группе вашу версию и предложите ребятам из других групп.
- Обсудите в группе, чем закончилась история героев картины?
-Почему у собаки грустные глаза?
- Составьте в группе примерный план сочинения.
Составление плана: каждая группа предлагает свой вариант.
Примерный план:
Вступление.
а) название картины, ее автор, жанр.
б) короткое сообщение о художнике и картине.
2. Описание полотна:
а) сюжет картины;
б) что изображено на переднем плане?
в) описание фона;
г) описание деталей, их значение;
д) цвет в картине;
э) настроение.
3. Заключение
а) что хотел сказать автор?
б) мое отношение к изображенному на картине.
Подведение итогов. Домашнее задание.
Написание сочинения по примерному плану.