Тема: Опера-сказка.
1 класс
Цель: формирование музыкального кругозора детей через творческое воображение, фантазию, умение мыслить музыкальными образами
Задачи:
- Познакомить воспитанников с музыкальными произведениями оперы, созданных на основе сказочных сюжетов.
- Научить воспитанников слушать и понимать музыку оперы, получая при этом высокое эстетическое наслаждение.
- Сформировать навыки осмысления и анализа музыкального материала.
Тип учебного занятия: комбинированный.
Форма проведения занятия: беседа.
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, элементы продуктивного, словесный метод обучения (объяснение, беседа), наглядный метод.
Методическое обеспечение занятия: иллюстрации оперы, рисунки иллюстраций из сказки "Волк и семеро козлят", портрет композитора М. Коваля, наглядный материал.
Оборудование: Мультимидийный проектор, ноутбук
Музыкальное оформление: М. Коваль фрагменты из оперы "Волк и семеро козлят": темы Всезнайки, Топтушки, Бодайки, Болтушки, Малыша, песенка мамы Козы, хор "Целый день поём, играем", заключительный хор "Семеро козлят".
Ход занятия
Организационный момент.
1.Распевка “Добрый день”.
2.Гамма и песенка о нотах.
3.Распевка “Эхо”.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок
Новая тема. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Мы отправимся с вами в путешествие по сказкам. Ребята, какие сказки вы знаете? (Дети перечисляют сказки)
Молодцы! Много сказок прочитали. А мы сегодня с вами побываем в музыкальной сказке.
Я знаю про волшебную страну, где каждый вечер к вашему окну
Учёный котик будет прибегать, чтоб свою сказку на ночь рассказать.
Расскажет он про хитрую лису, про злого волка, добрую козу.
Он много знает сказок, и сейчас одну из них я расскажу для вас.
И вы, ребята, поможете рассказать эту сказку. Чтобы попасть в неё – нам нужны помощники – наши три “кита”. Это?
Дети: Песня, танец и марш.
Учитель: Скажите, какие музыкальные спектакли можно увидеть в музыкальных театрах?
Дети: «Опера» и «Балет».
Учитель: Какой “кит” является основным, чтобы попасть в оперу?
Дети: Песня.
Учитель: Почему песня?
Дети: В опере все герои поют.
Учитель: Всё верно, в музыкальной сказке герои тоже поют, поэтому она называется Опера-сказка. Тема урока «Опера – сказка».
Учитель: Ребята, пожалуйста, посмотрите на доску, что это такое? (Ответы детей. Афиша )
Учитель:А что такое афиша? ( Ответы детей. Объявление о спектакле, представлении ).
Учитель: Что мы можем из неё узнать? (Ответы детей. Как называется спектакль, кто автор, время начала, где проходит действие, кто участвует в представлении ).
Учитель: Молодцы , из неё мы можем узнать(показывая на доску) название представления, авторов, героев, время начала, адрес. Куда мы с вами пойдем?
(Ответы детей. В детский музыкальный театр).
Учитель: А как называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся? ( Ответы детей. «Волк и 7 козлят»).
Учитель: Скажите, вам знакомо это название? ( Ответы детей. Да, это сказка ).
Учитель:Правильно в основе оперы лежит сказка. А композитор, который сочинил эту оперу зовут Мариан Коваль.
Учитель:Ребята, а как вы думаете, кто задействован в опере? (Певцы (солисты и хор), симфонический оркестр, танцоры).
Учитель: Правильно, молодцы!
Учитель: Всем нам с раннего детства известна русская народная сказка под названием "Волк и семеро козлят". Кто помнит её содержание?
(Дети поочерёдно вспоминают сюжет сказки).
Учитель: Правильно, там говорится про то, что в избушке на лесной опушке жила-была коза с козлятами. Коза каждый день уходила пастись в лес, а козлята оставались дома. Мама Коза наказывала своим детям: никому дверь не открывать, а то придёт серый Волк и утащит их в лес. Весело играли козлята дома, но однажды обхитрил их Волк, притворился мамой-козой, запел тонким голоском:
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Открыли козлята дверь, впустили Волка. Собрал он всех в мешок и унёс в тёмный лес. Только самый маленький козлёнок спрятался в печку и уцелел. Он рассказал маме-Козе про волка:
Композитор Мариан Викторович Коваль написал на сюжет этой сказки детскую оперу. Но прежде, чем мы познакомимся с ней, узнаем, что такое опера.
Опера - это музыкальный спектакль. В нём все действующие лица поют в сопровождении оркестра.
В опере объединены различные виды искусства: музыка (солисты, хор, оркестр), драматическое действие, т.е. какое-то событие, а также изобразительное искусство (декорации, костюмы, грим) и танцы. Как я уже сказала, в опере все действующие лица не говорят, а поют. Основа оперы - либретто (словесный текст).
Итак, к опере пишутся слова, которые называются либретто.
Композитор Мариан Викторович Коваль на сюжет русской народной сказки "Волк и семеро козлят" написал детскую оперу - такую, чтобы её могли исполнять не взрослые, а сами дети. Сейчас мы познакомимся с некоторыми отрывками из этой оперы.
Учитель: Как мы помним, у козы было семеро козлят.(показ иллюстрации к сказке).
Но в сказке не называются их имена. А вот в опере композитор каждому козлёночку дал своё имя. Имена у них очень смешные: Всезнайка, Топтушка, Бодайка, Болтушка, Мазилка, Дразнилка и самого маленького козлёнка звали Малыш. Они все очень весёлые. И музыка первого отрывка, где мы с ними познакомимся, тоже весёлая. Это их общая песенка, которой мы можем подпевать.
Там есть такие слова:
Семеро, семеро, семеро козлят, Весело, весело, весело шумят:
Весело Всезнайке, весело Бодайке, Весело Топтушке, весело Болтушке,
Весело Мазилке, весело Дразнилке. Ну, давайте, братцы, Прыгать и бодаться. (дети разучивают песенку козлят).
Учитель: Давайте послушаем этот хор, тихонечко подпевая героям оперы.
(Слушание хора "Семеро козлят", разучивание текста и мелодии с сопровождением).
Физминутка. (Исполнение песни "Семеро козлят" с танцевальными движениями каждого козлёнка)
Учитель: Теперь мы послушаем и разучим песенки каждого козлёнка. Обратите внимание на то, что все песенки весёлые, лёгкие, забавные, задорные. У козлят всегда хорошее настроение, и они не привыкли унывать.
(Идет поочерёдное прослушивание и знакомство с песенками козлят).
Песенка Всезнайки.
Этот козлёнок всегда всё знает, поэтому его так и зовут - Всезнайка. Вот и своей песенке он сообщает, что знает, где дома спрятана банка с вкусным вареньем. Разучим слова песенки:
А я знаю за лежанкой
Прячет мать с вареньем банку.
А спустя некоторое время этот козлёнок продолжает петь свою песенку с такими словами:
Пусть танцуют, пусть играют,
В сладком толк Всезнайка знает.
(разучивают слова песни с сопровождением)
Песенка Топотушки.
Козлёнок по имени Топотушка во время игры козлят скачет верхом на венике. Вот какие слова в его песенке:
Я на венике верхом
Объезжаю всё кругом.
Ты беги, Мазилка, вслед,
Ну, догонишь или нет?
Песенка Бодайки.
Третий козлёнок - Бодайка. Его песенка самая простая, она состоит из одного слова: "Забодаю, забодаю!"
Песенка Болтушки.
Запоминайте слова песенки козлёнка по имени Болтушка:
Вот Всезнайка и Топтушка
Говорят, что я Болтушка,
Говорят, что много вру,
А я правду говорю.
Песенка Малыша.
У самого младшего козлёнка по имени Малыш - самая грозная и решительная песенка. Потому что все козлята играют в военный парад, а Малыш назначен в нём командиром. Вот какие слова в его песенке:
Стойте, друзья,
Командиром стал я
По команде сдвойте ряд
Начинаем наш парад.
После этой песенки идёт большой инструментальный отрывок, во время которого козлята маршируют. Вот и мы сейчас вместе с малышом исполним его песенку, а потом встанем и промаршируем под звуки военного марша.
(дети разучивают песенку Малыша)
Учитель: Мы познакомились с песенками козлят, теперь настала пора познакомиться с мамой Козой. Мы послушаем песенку, которую она поёт своим козлятам, когда укладывала их спать. А как называются песни, которые поются детям перед сном?
(ответы детей)
Учитель: Правильно колыбельные. И, наверное, ещё не слыша этой песенки, вы можете угадать, какой у неё будет характер? Какими бывают колыбельные песни и как их исполняют?
(ответы детей - тихими, ласковыми, негромкими, неторопливыми, спокойными).
Учитель: Верно, вот такую же песенку-колыбельную написал для мамы Козы в своей опере композитор М. Коваль. Мама Коза укачивает деток спать и каждого из них называет по имени.
Спи, дочурочка, Болтушка,
Спи, забавник, Топотушка,
Не бодайся мой Бодайка,
Баю-баюшки, Всезнайка,
Перестань шалить Дразнилка,
Не мешай уснуть Мазилке,
Крепко спи меньшой Малышка,
Тише, детки, тише, тише.
Учитель: Давайте не только внимательно послушаем этот музыкальный отрывок, но и немного покачаем корпусом в такт музыке, словно помогая маме укладывать детей спать.
(прослушивание "Колыбельной мамы Козы).
Учитель: Мы с вами выучили почти все песенки козлят, осталось разучить их общий хор, который называется так - "Целый день поём, играем".
И слов в нём немного: Целый день поём, играем.
Очень весело живём.
(дети разучивают и исполняют хор "Целый день поём, играем")
Итог урока.
Учитель: Итак, сегодня вы познакомились с оперой, как она называется?
Кто запомнил композитора, который сочинил эту оперу?
Что такое опера?
Какие виды искусства объединены в опере?
(музыка, драматическое действие, изобразительное искусство, танцы)
Музыка - солисты, хор, оркестр; драматическое действие - событие;
изобразительное искусство - декорации, костюмы, грим; танцы - хореография.
Как называются слова в опере? (либретто).
Домашнее задание: нарисуйте одного из козлят, который вам понравился и опишите его характер, что он любит, чем занимается.