СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Онлайн экология

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Онлайн экология»

Департамент Смоленской области по образованию и науке


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова» Кардымовского района Смоленской области









Дистанционная дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

«ONLINE ЭКОЛОГИЯ»

Очная форма освоения

Стартовый уровень сложности





Возраст обучающихся: 13-18 лет

Срок реализации программы: 1 год Количество часов: 216








Автор - составитель:

Баранова Марина Алексеевна,

учитель химии и биологии









пгт. Кардымово


Оглавление


1.

Пояснительная записка

2

2.

Учебно-тематический план

5

3.

Содержание Программы

8

4.

Контрольно-оценочные средства и процедуры

10

5.

Условия реализации Программы

16

6.

Список литературы

17

7.

Приложение

19


  1. Пояснительная записка


Актуальность

Воздействуя на природу, человек достигает черты, при которой природа теряет способность к самовосстановлению. Экологические проблемы требуют выработки общих правил поведения человека в мире, обществе, семье и природе. Встает вопрос о переходе людей к пониманию природосообразности и экологичности их жизнедеятельности.


Направленность программы

Дистанционная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Online экология» (далее Программа) направлена на формирования у обучающихся экологической культуры и проектного мышления в области природосбережения.

Экологическое образование в данном курсе предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему миру и вместе с тем; совершенствование внутреннего мира самого человека.


Новизна программы

Программа детского объединения «Online экология» является дистанционной, рассчитана на один год обучения. Отличительной особенностью программы является дистанционное обучение через платформу ZOOM. Обучающиеся получат навыки самоорганизации для организации и проведения коллективно – творчески дел на местах проживания.

Программа предполагает последовательное освоение материала от теоретического изучения экологических проблем и основ природоохранного законодательства до проведения обучающимися экологического мониторинга на местах. Данная образовательная деятельность помогает выстроить обучающимся стратегию поведения в природе и обществе, индивидуальную образовательную траекторию как «Лидеров экологического движения».


Педагогическая целесообразность

Программа актуализирует формирование у обучающихся учебных универсальных действий необходимых для участия в учебно-исследовательской и проектной деятельности, нравственных норм и личностных качеств через участие в экологически ориентированных мероприятиях.

Цель программы: формирование у обучающихся экологической культуры средствами коллективно-творческого дела.

Задачи:
  • Формировать умения в области проведения мониторинга окружающей среды и выявления экологических проблем.
Обучить методам исследовательской и проектной деятельности. Создать условия для формирования лидерских качеств, умений работы в команде, нравственных норм поведения и любви к окружающей природе. Целевая группа, особенности набора

Программа предназначена для обучающихся в возрасте 13-18 лет, так как в этот период в школе начинают изучать биологию, географию, химию, физику, экологию. Имея базовые знания по этим предметам, учащиеся могут справиться с данной программой. Этот возраст отличается достаточным умственным и психическим развитием для усвоения материала на необходимом уровне сложности. Для данного возраста характерно становление профессионального самоопределения, устойчивого интереса к различным наукам, деятельности, в данном случае к естественнонаучной направленности. Количество дистанционно обучающихся по Программе не более 12 человек. Состав групп постоянный в течение всего периода обучения. В объединение принимаются все желающие без специального отбора. В Программу «Online экология» могут быть приняты дети 11-12 лет, по собеседованию.


Сроки реализации, этапы освоения программы

Курс рассчитан на 216 часов в год по 6 часов в неделю. Количество занятий в неделю – 2. Продолжительность одного занятия – 3 часа.


Основные принципы, положенные в Программу

Объективность, научность, природосообразность,практикориентированность, здоровьесбережение. Данные принципы позволяют выработать у учащихся стратегию поведения в природе, пользоваться ее дарами без ущерба для окружающей среды, соблюдать основные правила сохранения и укрепления здоровья. Критерии отбора материала в программу: достоверность, доступность, научность.


Формы и режим занятий

В программе «Online экология» предусмотрены следующие формы занятий с обучающимися: семинарские занятия, лабораторно-практические занятия, дискуссия, самостоятельная работа, экологическое проектирование, деловые игры, коллективно творческие дела (далее КТД).

Теоретический курс Программы предусматривает постановку проблем по вопросам экологии и охраны окружающей среды на методологическом глобальном уровне; курс семинарских занятий сконцентрирован на применении полученных теоретических знаний к задачам решения экологических проблем и охраны окружающей среды на конкретной территории (России, Смоленской области, Кардымовский район, пгт.Кардымово).

Самостоятельная работа предполагает сбор информации на заданную тему, обработка соответствующей литературы, сбор материала для мультимедийных

проектов, оформление проектов. Такая работа позволяет сформировать навыки самостоятельной работы, умения работать с дополнительной литературой, готовить мультимедийные проекты.

Деловые игры, дискуссии, проводятся после каждой основной темы учебной программы. Это позволяет не только повысить живой интерес у учащихся к сущности и причинам возникновения основных экологических проблем региона, страны, планеты, но и найти самостоятельные пути их решения. Во время учебных занятий используются материалы виртуальных экскурсий.


Основные формы работы детского объединения

Групповая сочетает индивидуальное развитие ребенка с общественным сотрудничеством, развивает трудовые, учебные и другие виды деятельности (в процессе реализации экологического проекта используются методы КТД и приемы самоорганизации детей в социально - дистанционном поле командообразование).

Индивидуальная непосредственная работа с каждым ребенком над поставленной перед ним задачей, стимулирует его активность к познанию, раскрывает личностные качества.

Звеньевая работа малыми группами позволяет на основе коллективного подхода сконцентрировать полученные аналитическим путѐм материалы и выработать коллективное мнение при оформлении итогов.

Ведущая роль при реализации Программы отводится технологии проблемного обучения, т.е. решению обучающимися задач познавательно-исследовательского характера для усвоения базовых знаний и понимания естественнонаучной картины мира.


Планируемые образовательные результаты

Личностные результаты

Обучающиеся демонстрируют:

  • сформированность мотивации к обучению и познавательной деятельности;

  • проявление способности к самостоятельной деятельности;

  • сформированность навыков взаимодействия с другими учащимися в различных формах деятельности и проявление организаторских умений;

  • сформированность потребности охранять живую природу.


Метапредметные результаты

Обучающиеся демонстрируют:

  • проявление умения самостоятельно определять цели и задачи в познавательной и творческой деятельности;

  • проявление умения давать оценку своим работам и работам других учащихся;

  • умение презентовать результаты своей и коллективной работы;

  • владение основами самоконтроля, самооценки и осознанного выбора.


Предметные результаты

Обучающиеся демонстрируют:

  • сформированность знаний об основах экологии, значение ее для человека;

  • сформированность приемов и методов проведения практических работ, таких как экологический мониторинг и экологическая акция;

  • проявление владения приемами социальной рекламы (создание плаката, листовки, флешмоб).


  1. Учебно-тематический план


Наименование тем

Кол-во часов

1.

Вводное занятие.

3

2.

Экология как наука.

6

2.1.

Основы науки.

3

2.2.

Виды и понятия.

3

3.

Экологические проблемы.

24

3.1.

Виды, объекты экологических проблем.

6

3.2.

Пагубное влияние человека на окружающую

среду.

6

3.3.

Уничтожение растений и животных.

Сокращение полезных ископаемых. Проблемы мирового океана.

6


Загрязнение почвы, воды, атмосферы.

Разрушение озонового слоя.

6

4.

Экологический мониторинг

24

4.1.

Основы и подсистемы мониторинга

окружающей среды.

6

4.2.

Интерпретация и предоставление данных.

2

4.3.

Проведение экологического мониторинга места

проживания (села, города).

6

4.4.

Ведение дневника наблюдений за состоянием

окружающей среды.

2

4.5.

Представление полученных результатов.

6

4.5.

Обсуждение полученных результатов.

2

5.

Природоохранное законодательство на примере деятельности региона.

24

5.1.

Охрана атмосферного воздуха.

6

5.2.

Климат и его особенности

2

5.3.

Охрана животного мира и ООПТ. Охрана

морской среды.

6

5.4.

Охрана земель (почв).

2

5.5.

Составление писем-обращений в различные

ведомства. Решение правовых задач.

6

5.6.

Дебаты на заданную тему.

2

6.

Экологическое проектирование.

24

6.1.

Постановка проблемы. Актуальность.

6

6.2.

Цели, задачи.

2

6.3.

Основные этапы реализации проекта. Смета.

Количественные и качественные показатели.

6

6.4.

Способы оценки результатов.

2

6.5.

Составление проектов.

6

6.6.

Защита проектов.

2

7.

Экологические мероприятия.

18

7.1.

Календарь экологических дат. Международный день водно-болотных угодий. Международный

день Земли.

6

7.2.

Всемирный день водных ресурсов.

Международный день птиц. Всемирный день охраны окружающей среды. Дни защиты от

экологической опасности.

6

7.3.

Сбор и анализ существующих мероприятий.

Подготовка экологического мероприятия.

6

8.

Лидер экологического движения.

54

8.1.

Методики и технологии реализации лидерского потенциала. Условия становления

лидера. Лидер и его качества.

6

8.2.

Психологические игры на раскрепощение, развитие лидерских и организаторских

навыков, общения со сверстниками, психологические игры: разрешение жизненных

ситуаций, сплочения коллектива.

6

8.3.

Творческий портрет лидера и его коллектива на разных возрастных этапах

развития человека.

6

8.4.

Анкетирование

«Что я знаю о лидере?».

6

8.5.

Деловая игра «Древо имиджа».

6

8.6.

Интеллектуальный турнир «Вербальное и

невербальное общение».

6

8.7.

Работа с технологиями реализации лидерского потенциала, изучение типологии

лидерства.

6

8.8.

Ролевые игры.

6

8.9.

Подготовка к конкурсу «Лидер экологического

движения».

6

9.

Экология на практике.

24

9.1.

Экологическое добровольчество.

6

9.2.

Командообразование.

2

9.3.

Экологические акции.

6

9.4.

Социальная реклама.

2

9.5.

Подготовка и проведение экологических

мероприятий. Участие в тематических акциях и акциях по уборке территорий.

6

9.6.

Участие в конкурсах и фестивалях.

2

10.

Подведение итогов программы.

15

10.1

Составление портфолио обучающегося.

6

10.1.

Представление портфолио

2

10.2.

Представление своей деятельности (творческий

4



отчет) по результатам участия в объединении.


10.3.

Итоговое занятие

3

Всего часов

216


  1. Содержание Программы

  1. Вводное занятие 3ч.

Знакомство с планом работы детского объединения. Проведение входящей диагностики. Правила техники безопасности (беседа). Знакомство с правилами поведения, режимом работы детского объединения.

Викторина на усвоение материала.

Формы организации учебного занятия: беседа, викторина.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Формы контроля: наблюдение, опрос, тестирование.

  1. Экология как наука 6 ч.

Экология, история, предмет и задачи. Организм и окружающая среда, (факторы и ресурсы экосистемы). Ресурсосбережение (рассказ, беседа). Основы композиции. Экспериментирование с цветом. Рисунок «Летние краски».

Виды деятельности обучающихся: Изготовление аппликаций пейзажей природы из листьев, шишек, семян и других природных материалов. Изготовление коллективных работ из природных материалов. Изготовление поделок растений и животных из вторсырья.

Понятия и термины: экология, окружающая среда, организм, экосистема, пейзаж, композиция, вторсырье.

Формы организации: учебного занятия: практическое занятие, беседа. Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, звеньевая

Формы контроля: наблюдение, опрос. 3. Экологические проблемы 24 ч.

Виды, объекты экологических проблем. Пагубное влияние человека на окружающую среду. Как предупреждаются и решаются проблемы экологии.

Уничтожение видов растений и животных. Сокращение полезных ископаемых. Проблемы мирового океана. Загрязнение почвы, воды, атмосферы. Разрушение озонового слоя.

Виды деятельности обучающихся: Ролевая игра «Суд над мусором».

Понятия и термины: разрушение озонового слоя.

Формы организации учебного занятия: практическое занятие, беседа, презентация.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

Формы контроля: наблюдение, опрос.

  1. Экологический мониторинг – 24 ч.

Основы виды и подсистемы мониторинга окружающей среды. Интерпретация и представление данных. Проведение экологического мониторинга места проживания (своего села, города). Обсуждение полученных результатов.

Виды деятельности обучающихся: ведение дневника наблюдений за состоянием окружающей среды.


Понятия и термины: разрушение озонового слоя.

Формы организации учебного занятия: практическое занятие, беседа, презентация.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

Формы контроля: наблюдение, опрос.

  1. Природоохранное законодательство на примере деятельности региона

21 ч.

Охрана атмосферного воздуха, климата. Охрана животного мира и ООПТ.

Охрана морской среды. Охрана земель (почв). Решение правовых задач. Дебаты на заданную тему.

Виды деятельности обучающихся: Составление писем-обращений и писем- поддержек в различные ведомства.

Понятия и термины: атмосферный воздух.

Формы организации учебного занятия: практическое занятие, беседа, презентация.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

Формы контроля: наблюдение, опрос.

  1. Экологическое проектирование – 24 ч.

Постановка проблемы. Цели, задачи. Актуальность. Основные этапы реализации проекта. Смета. Количественные и качественные показатели. Результаты. Составление проектов. Защита.

Виды деятельности обучающихся: виды проектирования.

Понятия и термины: цель, актуальность, результат.

Формы организации учебного занятия: практическое занятие, беседа. Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: наблюдение, опрос.

  1. Экологические мероприятия 15 ч.

Календарь экологических дат. Международный день водно-болотных угодий. Международный день Земли. Всемирный день водных ресурсов. Международный день птиц. Всемирный день охраны окружающей среды. Дни защиты от экологической опасности. Проектирование и анализ существующих мероприятий.

Виды деятельности обучающихся: подготовка экологического мероприятия.

Понятия и термины: проектирование и анализ мероприятия. Формы организации учебного занятия: беседа, презентация. Формы организации учебной деятельности: коллективная.

Формы контроля: наблюдение, опрос.

  1. Лидер экологического движения 54 ч.

Методики и технологии реализации лидерского потенциала. Условия становления лидера. Лидер и его качества. Психологические игры на раскрепощение, развитие лидерских и организаторских навыков, общения со сверстниками, психологические игры: разрешение жизненных ситуаций, сплочения коллектива. Творческий портрет лидера и его коллектива на разных возрастных этапах развития человека.

Виды деятельности обучающихся: Анкетирование «Что я знаю о лидере?». Деловая игра «Древо имиджа». Интеллектуальный турнир «Вербальное и невербальное общение». Работа с технологиями реализации лидерского

потенциала, изучение типологии лидерства. Ролевая игра «Социальный заказ».

«ДостижениЯ», «Один равен одному?!», «Кто первый начал?», «Правила игры»,

«Какова ваша позиция?». Подготовка к конкурсу «Лидер экологического движения».

Понятия и термины: лидер, лидерский потенциал.

Формы организации учебного занятия: практическое занятие, беседа, презентация.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

Формы контроля: наблюдение, опрос, защита проекта.

  1. Экология на практике – 24 ч.

Экологическое добровольчество. Экологические акции.

Подготовка и проведение экологических мероприятий. Участие в конкурсах и фестивалях. Участие в тематических акциях и акциях по уборке территорий.

Виды деятельности обучающихся: организация участия обучающихся в экологически акциях.

Понятия и термины: акция и добровольчество.

Формы организации учебного занятия: практическое занятие, беседа, презентация,

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

Формы контроля: наблюдение, опрос, защита портфолио.

  1. Подведение итогов программы 15 ч.

Представление своей деятельности (творческий отчет, КТД) по результатам участия в объединении. Итоговое занятие – зачет.

Виды деятельности обучающихся: составление портфолио обучающегося.

Понятия и термины: портфолио результатов.

Формы организации учебного занятия: просмотр индивидуальных и групповых портфолио, беседа.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

Формы контроля: наблюдение, опрос.


    1. Контрольно-оценочные средства и процедуры

Способами определения результативности реализации дистанционной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей «Online экология» служит мониторинг качества обучения. Мониторинг образовательных результатов по программе имеет следующую структуру: входящая диагностика, итоговая диагностика (Приложения 1).

Входящая диагностика проводится для выявления уровня подготовки учащихся, их интересов, способностей, возможностей и личностных качеств учащихся и осуществляется во время проведения учебных занятий с помощью выполнения практических заданий, опросов, тестов.

Итоговая диагностика проводится для определения предполагаемых результатов по программе, для совершенствования педагогом программы объединения по интересам, методов и приемов обучения. Процедура проведения итоговой педагогической диагностики может проводиться на одном или на нескольких занятиях. Все достижения учащихся вносятся в портфолио -

документ, который необходим для продолжения обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального обучения.


Формы подведения итогов реализации программы

Система текущей аттестации предполагает устный опрос пройденной темы или раздела с целью закрепления знаний. Формы промежуточного контроля предполагают проведение обобщающего семинара и теста (Приложение № 2,№ 3), а также, проведение зачѐтного занятия по итогам полугодия. Зачѐт включает вопросы по пройденным темам.

Форма итоговой аттестации – тест через Google-форму, средствами которой проверяются такие компоненты, как содержания курса и умения анализировать и делать выводы по результатам учебного исследования.

Формы аттестации: тест, письменный контроль, терминологический диктант, реферативный обзор, защита проектов, устный и фронтальный опрос.

Индивидуальная карта сформированности личностных, предметных

результатов, метапредметных универсальных учебных действий.

Карта используется при оценке защиты проекта, решения ситуации, представление портфолио достижений и др.

ФИО обучающегося Название ДООП Группа

№ п/п

Критерии

Показатели

Степень выраженности

показателей

Балл

Методы

диагностики

1

Предметная (теоретическая подготовка) обучающегося

1.1

Теоретические знания по Программе

Соответствие теоретических знаний обучающегося программным требованиям

Низкий уровень. Владеет менее 50% объема знаний

предусмотренных программой

1

Педагогическо е наблюдение, тест, беседа, опрос, анкетирование

Средний уровень. Владеет изучаемым материалом

более 50% объема знаний предусмотренных программой.

2

Высокий уровень Владеет теоретическим и практическим объемом предусмотренный программой.

3

1.2

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования терминологии по изученным разделам

Низкий уровень

Избегает употребления специальных терминов, нуждается в помощи

педагога в их корректном употреблении

1

Педагогичес- кое

наблюдение, тест, беседа, опрос

Средний уровень Сочетает специальную терминологию с бытовой.

В их корректном употреблении и нуждается в

периодической помощи педагога.

2

Высокий уровень. Свободно оперирует специальными терминами, объясняет, самостоятельно осуществляет действия.

3

2

Предметная (практическая подготовка обучающегося

2.1

Практические умения и навыки, предусмотренны

е программой

Соответствие практических умений и навыков

программным

Низкий уровень. Владеет менее 50% объема практических знаний предусмотренных

программой. Постоянно

1

Педагогическо е наблюдение, беседа, опрос, тест


(по основным

требованиям

нуждается в помощи



разделам


педагога, товарищей в

программы)


ходе игры, парной и



индивидуальной работы



Средний уровень. Владеет изучаемым материалом

2



более 50% объема




практических знаний




предусмотренных




программой.




Периодически нуждается




в помощи педагога и в




незначительных




подсказках товарищей в




ходе игры, парной и




индивидуальной работы




Высокий уровень. Владеет практическим объемом

3



предусмотренный




программой.




Самостоятельно владеет




практическими




математическими




навыками,




проявляющимися в ходе




игры, парной и




индивидуальной работы.


3

Метапредметные УУД

3.1

Познавательные

УУД

Умение

самостоятельно

Низкий уровень.

Не может самостоятельно

1

Педагогическое

наблюдение,



работать с

находить нужную


беседа.



информацией,

информацию,





обрабатывать,

обрабатывать,





структурировать

структурировать и





и

визуализировать,





визуализировать

требуется постоянная






помощь взрослых или






товарищей.






Средний уровень.

работает самостоятельно с

2





источниками информации,






обрабатывает,






структурирует и






визуализирует.






Периодически, в






требуется помощь






взрослых или товарищей.






Высокий уровень.

работает самостоятельно с

3





различными источниками






информации,






самостоятельно







обрабатывает, структурирует и визуализирует информацию.



3.2

Коммуникатив ные УУД

Умение работать в паре и в группе, коллективе, слушать и понимать

других, отстаивать свою точку зрения

Низкий уровень.

Нет потребности в сотрудничестве, не умеет отстаивать свою точку зрения.

1

Педагогическое наблюдение.

Средний уровень.

Способен к

сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера.

2

Высокий уровень. Проявляет позитивное отношение к

сотрудничеству, планирует,

договаривается, распределяет функции,

оказывает взаимопомощь, умеет отстаивать свою точку зрения.

3

3.3

Регулятивные УУД

Сформированы умения самостоятельно определять цели, составлять планы и контроль своей деятельности.

Низкий уровень. Не способен самостоятельно определить цель,

составить план работы и проконтролировать процесс деятельности.

1

Педагогическое наблюдение

Средний уровень.

С помощью педагога выстраивает, организовывает и осуществляет контроль за процессом деятельности, требуется помощь

педагога в оформлении цели и составлении плана работы.

2

Высокий уровень. Самостоятельно планирует действия, ставит цели контролирует и оценивает процесс и результат действий.

3


Низкий уровень:

Не умеет и не пытается

1

Педагогическое





контролировать свои

действия, оценивать себя, делать выбор.


наблюдение,

Средний уровень:

С помощью педагога может оценить свои действия на занятии.

Оценка может быть

далека от объективной. Не всегда контролирует свои действия.

2

Высокий уровень: Может самостоятельно и объективно оценить и проконтролировать свои действия на занятии.

3

Личностные результаты

3.4

Мотивация к обучению и интерес к занятиям

Проявление мотивации к обучению и познавательного интереса к

занятиям

Низкий уровень

Не проявляет активность, работает без интереса, по необходимости, отсутствует мотивация к обучению

1

Педагогическое наблюдение, участие в конкурсах и играх, анкетирование

Средний уровень Неустойчивый интерес к занятиям, не стабильная мотивация к обучению и познавательной

деятельности.

2

Высокий уровень. Проявляет устойчивый интерес к предмету, ищет новые возможности для саморазвития и самосовершенствова - ния, высокая мотивация к обучению.

3

3.5

Самообразование и саморазвитие

Проявление готовности и способности к образованию и самообразованию

Низкий уровень.

Не проявляет готовности и способности к самообразованию.

1




Педагогическое наблюдение, участие в конкурсах и играх, анкетирование

Средний уровень. Интерес к самообразованию неустойчивый, иногда

проявляется.

2

Высокий уровень. Готов и способен к образованию и самообразованию.

3





Высокий уровень. Соблюдает норм поведения.

3



Оценочная форма уровня сформированности предметных результатов обучающихся.




п/п



ФИО

Предметные результаты

Демонстрирует об основах экологии, значение ее

для человека;

Демонстрирует приемы и методы

проведения

экологического мониторинга

Умеет проводить. экологическую акцию

Владеет приемами

социальной рекламы (создание плаката,

листовки, флешмоб и др.)



В

И

В

И

В

И

В

И

1










2.











Отслеживание личностных и метапредметных результатов обучающихся происходит методом педагогического наблюдения и решения ситуаций.

Цель: выявить динамику развития личностных и метапредметных результатов обучающихся.

Методы: педагогическое наблюдение. В – входящая, И – итоговая


Оценочная форма уровня сформированности метапредметных УУД и личностных результатов обучающихся.


Ф И О


Личностные результаты



Демонстрирует потребность к обучению и познавательной деятельности;

-проявление способности к самостоятельной деятельности;

Демонстрирует

умения

взаимодействия с другими обучающимися в различных формах

деятельности;

Проявляет лидерские и организатор ские – умения.

Умеет

действовать самостоятель но в ситуации неопределенн ости.

Демонстрирует потребность охранять живую природу.



В

И

В

И

В

И

В

И

В

И

1.

.











2.

2















ФИО

Метапредметные результаты




Умеет самостоятельно определять цели и задачи в познавательной и творческой

деятельности.

Умеет давать оценку своим

работам и работам других учащихся.

Умеет презентовать результаты своей и коллективной

работы.

Демонстрирует владения основами самоконтроля, самооценки и осознанного

выбора.



В

И

В

И

В

И

В

И

1.










2.











Система оценивания личностных и метапредметных результатов обучающихся. Повышенный уровень: от 2 до 3 баллов – выполняет задание самостоятельно, проявляет инициативу.

Базовый уровень: от 1до 2 баллов – выполняет задание самостоятельно, но в затруднительных ситуациях обращается за помощью к педагогу, инициативу проявляет время от времени.

Пониженный уровень: от 0 до 1 балла – даже с помощью педагога затрудняется

выполнить задание, не проявляет инициативу.


Формы подведения итогов реализации программы: входящая, промежуточная, итоговая диагностика с использованием тестовых заданий, опрос, тест, оценка портфолио. Формы аттестации: тесты, письменный контроль, терминологический диктант, реферативный обзор, составление проектов, фронтальный опрос, тематические доклады и отчеты, защита проектов. Все достижения учащихся вносятся в портфолио - документ, который может быть востребован в учреждении.




    1. Условия реализации программы.


Кадровое обеспечение программы: учебные занятия по данной дистанционной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе могут проводить педагоги дополнительного образования соответствующего уровня образования.


Оборудование для работы объединения «Online экология»


п/п

Наименование оборудования и материалов

Кол-во шт.

Назначение

1.

Компьютер \ ноутбук с интернетом и установленной

платформой ZOOM

12

Для работы объединения


Деятельность педагога обеспечивается следующими условиями:

‒ рабочее место, оснащенное персональным компьютером, web-камерой, микрофоном (ноутбук);

  • подключение к Интернету;

  • демонстрационные материалы;

‒ программное обеспечение для доступа к локальным и удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами (Интернет Браузер, приложение для смартфона или планшета “Stop Motion Studio” и Google-класс).


Материально-технического обеспечения обучающегося:

‒ персональный компьютер (ноутбук, планшет, смартфон) с возможностью воспроизведения звука и видео;

‒ подключение к Интернету;

‒ программное обеспечение для доступа к удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами (Интернет Браузер).


Методическое обеспечение

Для качественного проведения занятий накоплен методический материал:

  • разработано поурочное планирование на каждое занятие;

  • разработан дидактический и раздаточный материал;

  • разработаны уроки, итоговые тесты;

  • разработаны сценарии экологических праздников.

На занятиях используются: таблицы, схемы, дидактический материал, фотографии и др. Программа курса предусматривает использование наглядного материала на каждом занятии.



    1. Список литературы
Нормативно-правовая база
  1. Нормативно-правовая база Концепция дополнительного образования учащихся, увержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р.

  2. О направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» [Текст]: Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 [Электронный ресурс] / Городской методический центр: Москва. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye- dokumenty/3242-ot-18-11-2015-trebovaniya-k-programmav-dop.html

  3. Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования учащихся» [Текст]: постановление главного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 [Электронный ресурс] / Российская газета; главный редактор В.А. Фронин : ФГБУ «Редакция «Российской газеты», опубликован 3 октября 2014. URL: https://rg.ru/2014/10/03/sanpin-dok.html.

  4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 года N 1008.

  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ .

Интернет-ресурсы
  1. Экология в современном мире. https://www.nkj.ru/archive/articles/10376/ (статья Академика Российской АН. Н.Моисеев. Журнал «Наука и жизнь», №12 декабрь 2020 год), в сети 22.12.2020 г.

  2. Экологический словарь. https://rus-ecolog-dict.slovaronline.com/, в сети 22.12.2020 г.

  3. А.А. Плешаков «Планета загадок», дата публикации 28.03.2014 https://5- bal.ru/biolog/56471/index.html, в сети 22.12.2020 г.


Литература для педагога.
  1. Б. Гриншпун «Введение в психологию» https://www.studmed.ru/view/grinshpun-ib- vvedenie-v-psihologiyu_a5bb9c06062.html, в сети 22.12.2020 г.

  2. В.А Ситаров,В.В Пустовойтов Учебник по социальной экологии http://uchebnik- online.com/67/03.html, в сети 22.12.2020 г

  3. Образовательная программа дополнительного образования «Природопользование с основами охраны окружающей среды», https://pandia.ru/text/78/518/73770.php в сети 22.12.2020 г

  4. Э.А. Арустамов, И.В. Левакова, Н.В. Баркалова «Экологические основы природопользования», добавлен 25 сентября 2011 г., https://www.studmed.ru/arustamov- ea-barkalova-nv-levakova-iv-ekologicheskie-osnovy-prirodopolzovaniya_dd50c4e09cd.html, в сети 22.12.2020 г.


Литература для учащихся и родителей
  1. «Азбука безопасности. https://infourok.ru/dosugovaya-programma-azbuka-bezopasnosti- 2257527.html - досуговая программа для младших школьников, в сети 22.12.2020 г.

  2. В.Ф. Протасов «Экологические основы природопользования»,

https://gendocs.ru/v34480/протасов_в.ф._экология,_здоровье_и_охрана_окружающе, в сети 22.12.2020 г.

  1. К.Б. Асласшиди, М.А. Малярова и др «Экологическая азбука для детей и подростков». М.: изд. МНЭПУ, 1995, https://istina.msu.ru/publications/book/4476873/,в сети 22.12.2020. 4.Л.П. Маркер, И.Л. Ирлицина и др. «Помогите своему ребенку сказать «нет» алкоголю и наркотикам», изд. Омск, 1998 г.

  2. https://go.mail.ru/redir?type=sr&redir=eJzLKCkpKLbS1y9ITSnILypJzNHLSy3RTywpSUz OyE3NKynWNzAw0DexMNI3tTAG0UBKLyU_2d7QxMjM0tDY1MicgcHQzMDC3NLcwN KIgaH44VQJF_YHkV0xxZczBLMBusQc8A&src=499ed14&via_page=1&user_type=c&oqid

=f8be88fe59079b08, в сети 22.12.2020 г.

    1. Приложение
Приложение 1


Вопросы входящего контроля по программе «Online экология»


      1. Что изучает экология?

      2. Назовите три признака, которые характеризуют живое вещество.

      3. Назовите три важнейших компонента среды, окружающей человека.

      4. Закончите фразу: «Оболочка планеты Земля, населенная живыми существами, называется …»

      5. Закончите фразу: «Комплекс факторов, отражающих воздействие человека на природу, относится к … факторам».

Назовите три оболочки Земли, основу которых составляют неорганические вещества и которые различаются по агрегатному состоянию (укажите агрегатное состояние каждой из этих оболочек).

Какие организмы являются первыми почвообразователями?

Какое неорганическое соединение самое распространенное на планете является единственным источником кислорода в фотосинтезе и основой всех жизненных процессов?

Что такое транспирация?

Как называются компоненты окружающей среды, используемые для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества?


Ответы:

        1. Экология изучает взаимоотношения организмов и сообществ с окружающей средой обитания.

        2. Обмен веществ, способность к развитию, способность к размножению.

        3. Абиотический, биотический, социальный.

        4. Биосфера

        5. Антропогенным

        6. Атмосфера (газообразное состояние), гидросфера (жидкое), литосфера (газообразное).

        7. Бактерии, лишайники.

        8. Вода.

        9. Биологическое испарение воды растениями.

        10. Природные ресурсы.


Приложение 2

Вопросы промежуточного контроля по программе «Online экология»


  1. Предмет «экология» .

  2. Современное состояние окружающей среды.

  3. Классификация загрязнений.

  4. Влияние загрязнений на здоровье человека.

  5. Экология города.

  6. Стандартно-технические мероприятия по улучшению качества окружающей среды.

  7. Стандарты качества окружающей среды и эффект суммации. 8 .Глобальные проблемы экологии.

  1. Последствия воздействия роста численности населения на окружающую среду и способы устранения.

  2. Парниковый эффект, характеристика, источники его возникновения и способы устранения.

  3. Разрушение озонового слоя, характеристика, источники его разрушения и способы устранения.

  4. Роль леса как климатообразующая, почвозащитная, водорегулирующая.

  5. Источники загрязнения атмосферы, контроль качества атмосферного воздуха.

  6. Меры по охране атмосферы.

  7. Источники загрязнения гидросферы, контроль качества воды в водных объектах.

  8. Меры по охране гидросферы.

  9. Источники загрязнения литосферы, контроль качества почвы.

  10. Меры по охране литосферы.

  11. Мониторинг, виды мониторинга.

  12. Классификация природных ресурсов, рациональное и нерациональное природопользование.

  13. Влияние нефтедобычи на окружающую среду и мероприятия по снижению вредного воздействия.

  14. Причины возникновения энергетического кризиса и пути выхода из этой ситуации.

  15. Малоотходные и безотходные технологии.

  16. Воздействие тяжелых металлов на здоровье человека.

  17. Основные задачи природоохранного законодательства.


Приложение 3

Вопросы итогового контроля по программе «Online экология»

(проходит в форме письменной работы).


1 вариант

  1. Что называется охраной природы?

  2. Какие природные ресурсы относятся к неисчерпаемым?

  3. Что является причиной выпадения кислотных дождей?

  4. Как называется ядовитый туман, образующийся в результате выбросов промышленных предприятий и транспорта?

  5. К каким видам природных ресурсов относятся полезные ископаемые?

  6. Какова основная роль растений в круговороте веществ в природе?

  7. Как называется пигмент зеленых растений, участвующий в фотосинтезе?

  8. Как растения влияют на состав атмосферного воздуха?

  9. В чѐм заключается основное значение животных в природе?

  10. К каким последствиям приводит загрязнение воды? Приведите примеры.

  11. Определите по картинкам виды эрозии почв и причины еѐ возникновения.

  12. Определите вид косвенного воздействия человека на животных по рисунку. К каким последствиям они приводят?

  13. Закончите фразу «Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты от воздействия…».


  1. вариант

  1. Как деятельность человека отражается на животных?

  2. Напишите исчерпаемые природные ресурсы.

  3. Определите полезные ископаемые. Какое значение имеют полезные ископаемые в жизни и деятельности человека.

  4. Напишите виды особо охраняемых природных территорий Омской области покажите на карте.

  1. Чем отличаются возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы. Приведите примеры.

  1. Какой газ является основным компонентом атмосферы?

  2. Какова роль воды в образовании органического вещества планеты?

  3. Назовите компоненты, составляющие комплексный абиотический фактор – климат.

  4. Назовите причины недостатка пресной воды.

  5. Что такое эрозия почв?

Как животные влияют на состав атмосферного воздуха?

  1. Рассмотрите рисунок, перечислите: к каким последствиям приводит вырубка лесов?

  2. Перечислите роль животных в жизни человека, изображенных на рисунках?

  3. Назовите две группы отходов по характеру их воздействия на природу, приведите примеры.

  4. Закончите фразу: «Вещества, получающиеся в процессе производства, которые не являются целью данного производства и непригодны для использования в нѐм, называются…»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!