СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпида по биологии 9 кл школьный этап

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Олимпида по биологии 9 кл школьный этап»

Олимпиада I (отборочного) этапа республиканской олимпиады по биологии в 2021-2022 учебном году 9 класс


Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1.Большой круг кровообращения – это путь крови от:

а) левого желудочка по всем артериям, капиллярам и венам до правого предсердия,

б) правого желудочка по легочной артерии и капиллярам, легочной вене до левого предсердия,

в) левого предсердия по артериям, капиллярами венам до правого желудочка

г) от правого предсердия по венам, капиллярам, артериям до левого желудочка.

2. Предупредительные прививки защищают человека от:

а) любых заболеваний,

б) ВИЧ-инфекции и СПИДа,

в) хронических заболеваний,

г) большинства инфекционных заболеваний.

3. Малокровие у человека возникает в следствие:

а) недостатка кальция в крови,

б) нарушения деятельности органов пищеварения,

в) уменьшение содержания гемоглобина в эритроцитах,

г) уменьшение количества витаминов в организме.

4. Недостаток в организме человека витамина А приводит к заболеванию:

а) куриной слепотой,

б) сахарным диабетом,

в) цингой,

г) рахитом.

5.Из названных белков ферментом является:

а) инсулин;

б) кератин;

в) тромбин;

г) миоглобин.

6.Нервные импульсы от органа в мозг проводят:

а) чувствительные нейроны,

б) двигательные нейроны,

в) вставочные нейроны,

г) все указанные нейроны.

7. Обнаружение в крови человека повышенного содержания сахара свидетельствует о нарушении функции:

а) гипофиза,

б) щитовидной железы,

в) надпочечников,

г) поджелудочной железы.

8. Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в:

а) продолговатом мозге,

б) коре больших полушарий,

в) мозжечке,

г) среднем мозге.

9. На рисунке изображена:


а) нервная ткань;

бпоперечно-полосатаяткань;

в) костная ткань;

г) кровь.

10. Как называют органоид, участвующий в сборке молекул белка?

а) митохондрия,

б) лизосома,

в) аппарат Гольджи,

г) рибосома.

11. Какое заболевание приводит к потере человеком иммунитета?

а) ангина,

б) корь,

в) СПИД,

г) коклюш.

12. В органоидах, изображенных на рисунке:

а) синтезируются органические вещества;

б) синтезируется АТФ - источник энергии;

в) находится ДНК – хранилище наследственной информации;

г) накапливаются органические вещества.

13. Гормоны поступают в:

а) тканевую жидкость;

б) кровь;

в) желудок;

г) мышцы.

14 Локтевая кость растет в длину за счет

а) головки

б) тела

в) надкостницы

г) промежутка между головкой и телом

15. Зрительная зона у человека находится в доле коры больших полушарий головного мозга:

а) затылочной,

б) височной,

в) лобной,

г) теменной.

16. Непостоянную температуру тела имеет:

а) прыткая ящерица,

б) заяц-беляк,

в) пестрый дятел,

г) синий кит.

17. Реакция человека на зеленый свет светофора – это рефлекс:

а) врожденный,

б) приобретенный,

в) безусловный,

г) наследуемый.

18. Мышечная ткань образована

а) только одноядерными клетками

б) только многоядерными клетками

в) плотно прилегающими друг другу двуядерными волокнами

г) одноядерными клетками или многоядерными мышечными волокнами

19. Оптимальная среда для высокой активности желудочных ферментов:

а) щелочная;

б) нейтральная;

в) кислая;

г) любая.

20. Все функции в организме регулируются:

а) только нервной системой;

б) только гуморальной системой;

в) нервно-гуморальным способом;

г) с помощью рефлексов.

.Часть II. Вам предлагаются тестовые заданияс одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете правильным, укажите в матрице ответов.


1. Четырехкамерное сердце встречается у представителей классов –

1) костные рыбы; 2) земноводные, 3) пресмыкающиеся; 4) птицы; 5)

млекопитающие.

а) 1, 2;

б) 1, 2, 3;

в) 2, 3;

г) 2, 3, 4;

д) 3, 4, 5.

2. Для осуществления свертывания крови необходимы вещества –

1) калий; 2) кальций; 3) протромбин; 4) фибриноген; 5) гепарин.

а) 1, 2, 3;

б) 2, 3, 4;

в) 2, 3, 5;

г) 1, 3, 4;

д) 2, 4, 5.


3. К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка?

I. искривлению позвоночника
II. нарушению строения суставов верхних конечностей
III. смещению внутренних органов
IV. нарушению функций костного мозга
V. нарушению кровоснабжения органов
а) I, II, V;
б) II, IV;
в) I, III, V;
г) II, III, IV.

4. Какие признаки характерны для человека и других млекопитающих?

I. теплокровность
II. трехкамерное сердце
III. диафрагма
IV. выкармливание детенышей мол

V. один круг кровообращения
варианты ответов:

а)II, V;
б)II, IV;
в)I, II, III, IV;
г) I, III, IV.

5. Что характерно для нервной регуляции в отличие от гуморальной?

1) более быстрое распространение сигнала

2) сигнал приходит к органам в виде химического вещества

3) вещества распространяются по крови

4) сигнал к органам приходит в виде электрического тока

5) более медленное прохождение сигнала по телу

6) сигналы проходят по нервным клеткам

А) 1 2 4 В) 2 3 5

Б) 1 4 6 Г) 1 5 6


Часть III. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Задание 1. Установите соответствие между строением и функциями и отделами головного мозга, для которого они характерны. К  каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами. (3б.)

Строение и функции

Отделы мозга

А) регулирует работу сердца и дыхательной системы

1. средний

Б) способен синтезировать гормоны

2. промежуточный

В) отвечает за чувство сытости

3. продолговатый

Г) поддерживает тонус мышц


Д) содержит нервные центры чихания и кашля


Е) содержит нервные центры зрительных и слуховых рефлексов



А

Б

В

Г

Д

Е







2.В задании приведены пять рисунков на которых изображены различные видоизменения основных органов растений. Установите, что изображено на каждом рисунке. Сопоставьте каждый рисунок с соответствующим названием видоизменения органа и укажите происхождение данного видоизменения:












Названия видоизменений органов растений (список избыточен в нем есть лишние

названия):

  1. Луковица;

  2. Воздушные корни эпифитов;

  3. Корневище;

  4. Бактериальные клубеньки (бактероиды);

  5. Колючки;

  6. Усики, зацепки;

  7. Корнеплод;

  8. Клубень;

  9. Филлокладии;

  10. Микориза.

Происхождение видоизменений органов:
    1. Видоизменение корня;

    2. Видоизменение побега;

Рисунок

1

2

3

4

5

Название






Происхождение






(5б.)

3. Благодаря созданию оптических волокон было разработано эндоскопическое видеооборудование диаметром менее 1 мм! Теперь врач может получать видеоизображения самых труднодоступных и темных уголков нашего организма. Вам предлагается по-новому взглянуть на анатомию человека – в этом задании необходимо определить название органа по эндоскопическому изображению его внутренней поверхности и соотнести каждый орган с подходящей ему структурно- функциональной характеристикой из списка. Все изображения получены у здоровых пациентов.













Список органов (список избыточен в нем есть лишние термины):

  1. пищевод;

  2. ухо;

  3. трахея;

  4. нос;

  5. гортань;

  6. сустав;

  7. толстая кишка;

  8. глаз;

  9. желудок;

  10. матка.

Список характеристик (список избыточен):
    1. в состав этого органа входит эластический хрящ;

    2. в этом органе присутствует и поперечно-полосатая, и гладкая мышечная ткань;

    3. этом органе происходит синтез фермента для всасывания витамина В12;

    4. эпителий этого органа претерпевает циклические гормон-зависимые изменения;

    5. для полноценной работы этого органа требуется витамин А;

    6. в состав этого органа входит гиалиновый и волокнистый хрящ;

    7. в этом органе происходит синтез витамина К;

    8. в этом органе нервные клетки активно делятся и обновляются каждый месяц;

    9. эпителий этого органа снабжен ресничками, которые однонаправленно перемещают поверхностную текучую слизь. ( 5б.)

Картинка

1

2

3

4

5

Орган






Характеристика






Часть IV. Вам предлагаются дать развернутые ответы на вопросы. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 8 баллов.

1.Перед вами изображения широко известных типов птенцов у птиц, проанализируйте их и попробуйте ответить на ниже следующие вопросы.

  1. Перечислите внешние морфологические признаки птенца 1. Укажите его тип, укажите полигамами или моногамами являются, обычно, птицы с такими птенцами.

  2. Перечислите внешние морфологические признаки птенца 2. Укажите его тип, укажите полигамами или моногамами являются, обычно, птицы с такими птенцами.

  3. Перечислите внешние морфологические признаки птенца 3. Укажите его тип, укажите полигамами или моногамами являются, обычно, птицы с такими птенцами.

  4. Птицы с птенцами 1, обычно, устраивают хорошо защищённые закрытые гнёзда. Укажите, какие типы таких гнёзд Вы знаете (2-3 примера). Приведите 2-3 логичных объяснения этому явлению.

Максимальное количество баллов – 46

Отметка по 5-бальной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные балы

1-16

17-26

27-37

38-46



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!