Олимпиада русский язык 7 класс ответы
1. Речь идет о следующих звуках: 1) [у]; 2) [ж]; 3) [ш]; 4) [р].
Оценка: по 0,2 балла за каждый звук.
2. Холо[д’н’]ее, те́сно, обле[хч’]и́ть, [ч’иэ с’т’и́цъ].
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
3. На первый взгляд, при разборе слова по составу могут быть два варианта: р о з о в -ат - ы й или р о з -о в а т - ы й . Оба решения неверны. Почему неправильно членение розов-ат-ый? Если это прилагательное сравнивать с производящим словом розовый, то можно выделить в его основе суффикс -ат- (розоватый – это не в пол-
ной степени розовый). Однако если обратиться к прилагательным
с суффиксом -ат-, то станет очевидным, что такой суффикс имеет другое значение (ср.: крылатый, хвостатый, бородатый, носатый и др.). Суффикс -ат- не обозначает неполноту качества, а указывает на обладание тем, что обозначено в корне (крылатый – имеющий крылья, носатый – имеющий большой нос и т. д.).
Неверным будет и членение роз-оват-ый. Ведь в таком случае
Прилагательное толкуется как производное с помощью суффикса -оват- от существительного роза. А от существительных с помощью суффикса -оват- образуются прилагательные со значением ≪похожий на то, что названо≫ или ≪содержащее то, что названо≫ (мужиковатый – похожий на мужика, чудаковатый – похожий на чудака, узловатый – с узлами и т. д.). Розоватый – это не ≪по-
хожий на розу≫ и не ≪содержащий розу≫. Как же это слово разобрать по составу? Слово розоватый, образованное от розовый, входит в большую группу прилагательных со значением неполноты качества с суффиксом -оват- (краснова-
тый , зеленоватый и др.). Неполнота качества выражается именно суффиксом -оват- (-еват-). Значит, в слове розоватый выделяется именно суффикс -оват-, но он располагается не отдельно за основой, а частично накладывается на нее. Поэтому членить это слово надо так: /роз-ов/-ат/-ый, выделяя в нем непроизводную основу розов-, суффикс -оват- и окончание -ый. Наложение части суффикса -оват- на образующую основу объясняется фонетическими причинами: необходимостью устра-
нения повтора звукосочетания -ов-(-ев-).
Оценка: 2 балла.
4. Слова женитьба и свадьба образованы от неопределенной формы глаголов женить и сватать с помощью суффикса -б (а).
Но в слове женитьба присоединяется этот суффикс не так, как в других подобных (косьба, стрельба, молотьба и др.). В существительном женитьба суффикс следует не за основой инфинитива жен-, а за всем инфинитивом женить. На самом деле слово образовано правильно, т. е. возникло на основе первоначального образования женитва в процессе замещения элемента суффикса -тв- суффиксом -б-.
А произошла эта замена в на б не без влияния на это слово близких ему по значению существительных свадьба (свататься) и городьба ≪забор вокруг поселения, усадьба≫.
Оценка: 2 балла.
5. В древнерусском языке существовали притяжательные имена прилагательные с суффиксом -j-. Такую форму можно видеть в ≪Слове о полку Игореве≫: по замышлению бояню – форма боя-ню – это род. п. ед. ч. от боянь (чей? – ≪боянов≫); боянь же является притяжательным прилагательным от имени Боянъ с суффиксом -j-: боян-j-ь. По замышлению бояню – ≪по замышлению Бояна≫.
Все эти прилагательные были утрачены в русском языке, и свидетельством их былого существования остались лишь названия городов Ярославль, Переславль, Перемышль, Путивль, Изяславль (т. е. город Ярослава, Переслава, Перемысла, Изяслава и т. д.).
Оценка: 3 балла.
6. Производные предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются в предложениях и словосочетаниях с существительными в дательном падеже.
Благодаря стараниям, вопреки совету, согласно расписанию.
Оценка: по 0,2 балла за каждый пример.
7. Антонимы – это слова с противоположным значением. Они часто употребляются в пословицах, фразеологизмах.
1) Трус умирает сто раз, смелый живет вечно.
2) Хороша вещь, когда новая, а друг – когда старый.
3) В умной беседе ума наберешься, а в глупой – свой растеряешь.
4) Ученье – свет, а неученье – тьма.
5) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
6) Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.
Оценка: по 0,2 балла за пословицу.
8. И.Л. Сельвинский так писал о строчке Араб горячил вороного коня: ≪Какая прекрасная строчка! Однако в действительности не родился еще тот араб, который решится сесть на коня вороной масти. Дело в том, что арабские лошади бывают белыми и желтыми, но по закону меланизма у белых может родиться жеребенок
с черной шерстью. Такая лошадь считается нечистой, и ее либо режут на мясо, либо продают иностранцам. Но эта подробность арабского быта настолько малоизвестна, а строка сложена до такой степени отлично, что мы, даже зная о тайне вороных коней,
принимаем лермонтовский стих не только без протеста, но и с наслаждением≫.
Оценка: 3 балла.
9. Посеребрить руки, загребать жар чужими руками, умывать руки, сидеть сложа руки, поднять на кого-либо руку, валиться из рук чему-либо, отбиться от рук, плыть в руки, махнуть на что- либо рукой, брать голыми руками и т. д.
Оценка: по 0,5 балла за каждый фразеологизм.
10. 1) Он все сделал по-моему.
2) Поезд шел по летнему графику.
3) Выполнить задание побыстрее.
4) Распахнутые настежь окна весело глядели куда-то в сторону леса.
5) Весь день носились тяжелые облака, то открывая солнце, то опять закрывая его.
Оценка: по 0,5 балла за разбор каждого предложения.
11. 1) Невозможно убедить тебя в том, что нужно учиться.
2) Ждать помощи было не от кого. (Просить помощи было не у кого.)
3) Мне это кажется странным.
4) Все дело зависит от этого.
5) Пока еще нет причины улыбаться.
6) Об этом вы подумаете дома. (Это вы решите дома.)
7) Он мне ничего не рассказывает, совсем не касается своей работы.
8) Как избежать такой ошибки?
Оценка: по 0,5 балла за каждую фразу.
12. Тему текста можно определить такими словами: весна, совсем весна. Эту тему, выраженную уже первым предложением, раскрывают все последующие предложения. Каждый абзац начинается словами и сочетаниями слов с пространственным значением, которые соединяют части текста. Таким образом, части т екста соединены
Параллельным способом. Внутри абзацев предложения связаны последовательным способом (1-й – 3-й абзацы) и параллельным (4-й абзац). Средствами связи являются однокоренные слова (весна – весенний), местоимения (грачи, скворцы – все они), глаголы в форме 3-го л. ед. ч. (дерутся, таскают, бросит, посмотрит).
Максимальная оценка 2 балла.
ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ 26,9.