СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по русскому языку с 5 по 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Документ содержит олимпиадные задания по русскому языку с 5 по 11 класс, составленные на основе Всероссийских олимпиад. Также даны ответы к каждому заданию олимпиады.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада русский язык 5 класс ответы»

Олимпиада русский язык 5 класс ( ответы)


1. Приведены строки из ≪Сказки о мертвой царевне≫ А.С. Пушкина. Выделенные слова рифмуются потому, что в конце их звонкие согласные произносятся глухо (оглушаются): немн [о́шкъ] – ок[о́шкъ]; налило[с’] – наскво [с’].

Оценка: 0,5 балла.

2. В приведенной пословице только четыре мягких согласных звука: [н’], [д’], [л’], [б’], потому что -ться в глаголах произносится твердо – [цца], а так и произносится [такы].

Оценка: 0,5 балла.

3. Отгадки: 1) залп (за л п); 2) зал (за л); 3) радио (ради о).

Оценка: 0,5 балла за каждый ответ.

4. В некоторых словах следовало бы писать тройные согласные, потому что в одной морфеме уже есть удвоенная согласная.

Например: одес(с)-ский, рас-(с)сориться, пятитон(н)-ный и др.

Оценка: 1 балл.

5. Пере -лет-н-ый, про-чит-а-ешь, при-бреж-н-ый.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

6. Черкешенка – национальность, черкеска – одежда, китаянка – национальность, китайка – сорт ткани, кореянка – национальность, корейка – свиная или телячья грудинка, кубанка – шапка, кубинка – жительница Кубы. Кроме обозначения

национальности слово венгерка может означать верхнюю одежду, танец или сорт сливы.

Оценка: по 0,5 балла за объяснение каждого слова. Максимальная оценка 4 балла.

7. Перечисленные прилагательные иногда могут выступать в значении существительных. Например: белые и красные – названия войск в Гражданскую войну (Белые перешли в наступление. Красные освободили казачью станицу). Белые и черные – о цвете кожи (Белую работу делает белый, черную работу – черный).

Молодые – жених и невеста (Гости поздравили молодых). Новое и старое – о передовом и отсталом в жизни (Новое пробивает себе дорогу. Старое уходит в историю). Хорошее и плохое – о достоинствах и недостатках (В каждом человеке есть и хорошее, и плохое).

Прямая и кривая – линии (Две прямые параллельны. Нарисуйте кривую).

Оценка: по 0,5 балла за каждый пример; 1 балл за объяснение.

Максимальная оценка 6 баллов.

8. Персты – пальцы; перловый венец – жемчужный венец (перл – жемчуг); чело – лоб; взор – взгляд; уста – губы; отверст – открыт.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово.

9. В первом и втором предложениях от порядка слов зависит тип предложения. Если прилагательное стоит перед существительным, то оно является определением и предложение распространенное, с подлежащим и определением: Спокойное море и Незабываемая встреча. Если прилагательное стоит после существительного, оно является сказуемым, а предложение двусоставное нераспространенное: Море спокойное и Встреча незабываемая.

В третьем предложении от порядка слов зависит обозначение периода времени. Мы писали сочинение два часа – точное обозначение времени. Мы писали сочинение часа два – приблизительное обозначение времени.

Оценка: 2 балла.

10. Подлежащие и дополнения.

1) Паровоз тянет электровоз.

2) Электровоз тянет паровоз.

3) Грузовик везет на буксире самосвал.

4) Самосвал тянет на буксире грузовик.

5) Весло задело платье.

6) Платье задело весло.

В подобных предложениях подлежащее стоит на первом месте, дополнение – на втором. Если поменять местами под- лежащее с дополнением, то подлежащее станет дополнением, а дополнение – подлежащим, если это не противоречит смыслу

предложения. Так, в предложении Село украшает сад подлежащим является слово сад, здесь от порядка слов ничего не изменится.

Оценка: по 0,2 балла за каждое предложение; 1 балл за объяснение. Максимальная оценка 2,2 балла.

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ 21,3.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада русский язык 5 класс»

Олимпиада

русский язык( школьный этап)

2017- 2018 учебный год

5 класс


1. Как известно, рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк, совпадение конечных гласных и следующих за ними согласных. Объясните, почему рифмуются выделенные слова в указанных строках, несмотря на то, что конечные согласные

звуки в них не всегда совпадают. Назовите автора этих строк.

«Бабушка, постой немножко», –

Ей кричит она в окошко

…Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь

Оценка: 0,5 балла.


2. Объясните, почему в пословице: « Не трудиться, так и хлеба не добиться» только четыре мягких согласных звука.

Оценка: 0,5 балла.


3. Отгадайте загадки - шутки.

1) За какой согласный надо спрятать другой согласный, чтобы получился одновременный выстрел из многих огнестрельных орудий?

2) За каким звуком спрятано большое, просторное помещение? 3) Ради какого звука замечательный русский изобретатель А.С. Попов нашел способ передавать на большие расстояния человеческую речь и музыку без помощи проводов?

Оценка: 0,5 балла за каждый ответ.


4. Известно, что на стыке корня и приставки иногда появляются двойные согласные. А в каких словах следовало бы писать тройные согласные?

Оценка: 1 балл.


5. Найдите слова, которые состоят из приставки, корня, суффикса и окончания.

Перелетный, приносит, прочитаешь, прибрежный, полосонька, поговоришь, напишешь.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.


6. Объясните разницу между словами черкешенка и черкеска, китаянка и китайка, кореянка и корейка, кубанка и кубинка. В каком значении может употребляться слово венгерка?

Оценка: по 0,5 балла за объяснение каждого слова. Максимальная оценка 4 балла.


7. Могут ли быть существительными прилагательные: белый, красный, черный, молодой, новый, старый, хороший, плохой, прямой, кривой? Приведите примеры.

Оценка: по 0,5 балла за каждый пример; 1 балл за объяснение.

Максимальная оценка 6 баллов.


8. Найдите устаревшие слова в отрывке из поэмы А.С. Пушкина ≪Руслан и Людмила≫. Что они означают?

Княжне воздушными перстами

Златую косу заплела

С искусством, в наши дни не новым,

И обвила венцом перловым

Окружность бледного чела.

…К устам она прижала перст;

Казалось, умысел ужасный

Рождался… Страшный путь отверст:

Высокий мостик над потоком

Пред ней висит на двух скалах…

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово.


9. Какое значение имеет порядок слов в следующих предложениях и словосочетаниях?

1) Спокойное море. – Море спокойное.

2) Незабываемая встреча. – Встреча незабываемая.

3) Мы писали сочинение два часа. – Мы писали сочинение часа два.

Оценка: 2 балла.


10. Определите, где подлежащее, а где дополнение. Что произойдет с подлежащим и дополнением, если их поменять местами?

1) Паровоз тянет электровоз.

2) Электровоз тянет паровоз.

3) Грузовик везет на буксире самосвал.

4) Самосвал тянет на буксире грузовик.

5) Весло задело платье.

6) Платье задело весло.

Оценка: по 0,2 балла за каждое предложение; 1 балл за объяснение. Максимальная оценка 2,2 балла.

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ 21,3.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада русский язык 6 класс ответы»

Олимпиада русский язык 6 класс ответы


1. Чтобы изменить значение слов, надо изменить ударение: вы́ходить (вылечить), пахну́ть (повеять), труси́ть (бежать трусцой), сведе́ние (приведе́ние).

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.


2. В предложении пять звуков [ц]: соучени[ц]а, Куни[ц]ына, собирае[ц]а отправи[ц]а в Бра[ц]к.

Оценка: 0,5 балла.


3. Ви[ж’ж’]ать, брю[ж’ж’]ать, со[ж’ж’]ен, дро[ж’ж’]и, по[ж’ж’]е, прие[ж’ж’]ий, жу[ж’ж’]им, забре[ж’ж’]ил, ра[жж]ирел, ра[жж]ег.

На месте буквенных сочетаний зж и жж в корне лучше произносить [ж’ж’] (долгий мягкий согласный [ж:’]). Но на стыке приставки и корня на месте зж и жж произносится [жж] (долгий твердый согласный [ж:]).

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово; 0,5 балла за объяснение.


4. ≪Лишние≫ слова: 1) веко; 2) листы; 3) приоткрыть.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.


5. 1) Берег, приберегать, сберегательная (касса), оберег, бережливость, сбережение, приберегать. Берег, береговой, побережье, набережная, бережок, прибрежный.

2) Купать, купальня, выкупаться, искупаться. Купить, скупка, выкупить, откупаться, накупить.

Оценка: по 0,5 балла за каждую группу слов. Всего 1 балл.


6. Стуль-чик, перч-ик, пере-плет-чик, с-ног-с-шиб-а-тельн- ый, о-чист-и-тель.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.


7. Простой транспорта – сущ. 2-го скл. м. р.; простой в очереди – глаг. в повелит. накл.; простой вывод – прил.

Крепостной гнет – сущ. м. р. 2-го скл.; гнет камыши – глаг. в форме изъяв. накл. наст. вр.

Школьный устав – сущ. м. р. 2-го скл.; устав от тяжести – дееприч. сов. в.

Острая пила – сущ. 1-го скл. ж. р.; пила воду – глаг. в форме прош. вр. изъяв. накл. ж. р. ед. ч.

Оценка: по 0,2 балла за каждое словосочетание.


8. Притяжательные имена прилагательные могут употребляться в значении относительных, если имеют переносное значение.

Например, заячий след – притяжательное (чей? – заячий), заячий

тулуп – относительное (какой? – заячий); отцовское чувство – относительное (какое? – отцовское), отцовское пальто – притяжательное (чье? – отцовское).

Оценка: 0,5 балла.


9. Нарицательные имена существительные перейдут в разряд собственных: А.А. Блок – русский поэт; Горн – географическое название (мыс Горн); Роза – женское имя; Курган – географическое название (город в Западной Сибири); Десна – географи-

ческое название (река в северо-западной части России и в Подмосковье).

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово.


10. Пожелание ни пуха ни пера – фразеологизм, употребляющийся при пожелании успеха. Нет ни пуха, ни пера употреблено в прямом значении (петушок пришел без перьев).

Оценка: 0,5 балла.

11. 1) Аннотация; 2) интервью; 3) фауна; 4) флора; 5) мемуары; 6) шасси.

Оценка: 0,5 балла за каждое слово.

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ - 17,7.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада русский язык 6 класс»

Олимпиада

русский язык ( школьный этап)

2017- 2018 учебный год

6 класс


1. Как, не изменяя ни одного звука, совершенно изменить значения слов?

Выходить, пахнуть, трусить, сведение.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.


2. Сколько звуков [ц] в предложении?

Наша соученица Куницына собирается отправиться в Братск.

Оценка: 0,5 балла.


3. Какой звук произносится на месте сочетаний зж и жж в словах? Почему эти слова произносятся по-разному?

Визжать, брюзжать, сожжен, дрожжи, позже, приезжий, жужжим, забрезжил, разжирел, разжег.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово; 0,5 балла за объяснение.


4. Найдите «лишние» слова:

1) веко, вечный, вековечный, век;

2) листики, листы, листья, листва;

3) принести, приклеить, приоткрыть, пришить.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.


5. Разделите слова с омонимичными корнями на две группы.

1) Берёг, берег, приберегать, сберегательная (касса), береговой, оберег, бережливость, побережье, набережная, сбережение, бережок, прибрежный, приберегать.

2) Купать, купить, скупка, купальня, выкупить, выкупаться, откупаться, искупаться, накупить.

Оценка: по 0,5 балла за каждую группу слов. Всего 1 балл


6. Определите состав данных слов.

Стульчик, перчик, переплетчик, сногсшибательный, очиститель.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.


7. Какими частями речи могут быть эти слова? Составьте с ними словосочетания.

Простой, гнет, устав, пила.

Оценка: по 0,2 балла за каждое словосочетание.


8. Могут ли некоторые имена прилагательные быть и притяжательными, и относительными?

Оценка: 0,5 балла.


9. Какой смысл приобретут слова, если их написать с большой буквы?

Блок, горн, роза, курган, десна.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово.


10. Прочитайте стихотворение В.Н. Орлова «Ни пуха ни пера». В каком случае слова ни пуха ни пера употреблены в прямом значении, а где они являются фразеологизмом?

Рано утром

Мама-квочка

В класс отправила

Сыночка.

Говорила:

– Не дерись,

Не дразнись,

Не петушись.

Поспеши –

Уже пора.

Ну, ни пуха ни пера!

Через час

Еле живой

Петушок

Идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нем и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

Оценка: 0,5 балла.


11. Замените определение заимствованным словом – существительным.

1) Краткое изложение содержания книги, статьи.

2) Беседа журналиста с каким-нибудь лицом, предназначенная для

печати.

3) Животный мир.

4) Растительный мир.

5) Записки о прошлых событиях, сделанные современником или

участником этих событий.

6) Часть самолета, служащая для передвижения его по аэродрому,

для взлета и посадки.

Оценка: 0,5 балла за каждое слово.

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ - 17,7.


Просмотр содержимого документа
«Олимпиада русский язык 7 класс ответы»

Олимпиада русский язык 7 класс ответы


1. Речь идет о следующих звуках: 1) [у]; 2) [ж]; 3) [ш]; 4) [р].

Оценка: по 0,2 балла за каждый звук.


2. Холо[д’н’]ее, те́сно, обле[хч’]и́ть, [ч’иэ с’т’и́цъ].

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.


3. На первый взгляд, при разборе слова по составу могут быть два варианта: р о з о в -ат - ы й или р о з -о в а т - ы й . Оба решения неверны. Почему неправильно членение розов-ат-ый? Если это прилагательное сравнивать с производящим словом розовый, то можно выделить в его основе суффикс -ат- (розоватый – это не в пол-

ной степени розовый). Однако если обратиться к прилагательным

с суффиксом -ат-, то станет очевидным, что такой суффикс имеет другое значение (ср.: крылатый, хвостатый, бородатый, носатый и др.). Суффикс -ат- не обозначает неполноту качества, а указывает на обладание тем, что обозначено в корне (крылатый – имеющий крылья, носатый – имеющий большой нос и т. д.).

Неверным будет и членение роз-оват-ый. Ведь в таком случае

Прилагательное толкуется как производное с помощью суффикса -оват- от существительного роза. А от существительных с помощью суффикса -оват- образуются прилагательные со значением ≪похожий на то, что названо≫ или ≪содержащее то, что названо≫ (мужиковатый – похожий на мужика, чудаковатый – похожий на чудака, узловатый – с узлами и т. д.). Розоватый – это не ≪по-

хожий на розу≫ и не ≪содержащий розу≫. Как же это слово разобрать по составу? Слово розоватый, образованное от розовый, входит в большую группу прилагательных со значением неполноты качества с суффиксом -оват- (краснова-

тый , зеленоватый и др.). Неполнота качества выражается именно суффиксом -оват- (-еват-). Значит, в слове розоватый выделяется именно суффикс -оват-, но он располагается не отдельно за основой, а частично накладывается на нее. Поэтому членить это слово надо так: /роз-ов/-ат/-ый, выделяя в нем непроизводную основу розов-, суффикс -оват- и окончание -ый. Наложение части суффикса -оват- на образующую основу объясняется фонетическими причинами: необходимостью устра-

нения повтора звукосочетания -ов-(-ев-).

Оценка: 2 балла.

4. Слова женитьба и свадьба образованы от неопределенной формы глаголов женить и сватать с помощью суффикса (а).

Но в слове женитьба присоединяется этот суффикс не так, как в других подобных (косьба, стрельба, молотьба и др.). В существительном женитьба суффикс следует не за основой инфинитива жен-, а за всем инфинитивом женить. На самом деле слово образовано правильно, т. е. возникло на основе первоначального образования женитва в процессе замещения элемента суффикса -тв- суффиксом -б-.

А произошла эта замена в на б не без влияния на это слово близких ему по значению существительных свадьба (свататься) и городьба ≪забор вокруг поселения, усадьба≫.

Оценка: 2 балла.

5. В древнерусском языке существовали притяжательные имена прилагательные с суффиксом -j-. Такую форму можно видеть в ≪Слове о полку Игореве≫: по замышлению бояню – форма боя-ню – это род. п. ед. ч. от боянь (чей? – ≪боянов≫); боянь же является притяжательным прилагательным от имени Боянъ с суффиксом -j-: боян-j-ь. По замышлению бояню – ≪по замышлению Бояна≫.

Все эти прилагательные были утрачены в русском языке, и свидетельством их былого существования остались лишь названия городов Ярославль, Переславль, Перемышль, Путивль, Изяславль (т. е. город Ярослава, Переслава, Перемысла, Изяслава и т. д.).

Оценка: 3 балла.


6. Производные предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются в предложениях и словосочетаниях с существительными в дательном падеже.

Благодаря стараниям, вопреки совету, согласно расписанию.

Оценка: по 0,2 балла за каждый пример.

7. Антонимы – это слова с противоположным значением. Они часто употребляются в пословицах, фразеологизмах.

1) Трус умирает сто раз, смелый живет вечно.

2) Хороша вещь, когда новая, а друг – когда старый.

3) В умной беседе ума наберешься, а в глупой – свой растеряешь.

4) Ученье – свет, а неученье – тьма.

5) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

6) Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.

Оценка: по 0,2 балла за пословицу.

8. И.Л. Сельвинский так писал о строчке Араб горячил вороного коня: ≪Какая прекрасная строчка! Однако в действительности не родился еще тот араб, который решится сесть на коня вороной масти. Дело в том, что арабские лошади бывают белыми и желтыми, но по закону меланизма у белых может родиться жеребенок

с черной шерстью. Такая лошадь считается нечистой, и ее либо режут на мясо, либо продают иностранцам. Но эта подробность арабского быта настолько малоизвестна, а строка сложена до такой степени отлично, что мы, даже зная о тайне вороных коней,

принимаем лермонтовский стих не только без протеста, но и с наслаждением≫.

Оценка: 3 балла.

9. Посеребрить руки, загребать жар чужими руками, умывать руки, сидеть сложа руки, поднять на кого-либо руку, валиться из рук чему-либо, отбиться от рук, плыть в руки, махнуть на что- либо рукой, брать голыми руками и т. д.

Оценка: по 0,5 балла за каждый фразеологизм.


10. 1) Он все сделал по-моему.

2) Поезд шел по летнему графику.

3) Выполнить задание побыстрее.

4) Распахнутые настежь окна весело глядели куда-то в сторону леса.

5) Весь день носились тяжелые облака, то открывая солнце, то опять закрывая его.

Оценка: по 0,5 балла за разбор каждого предложения.


11. 1) Невозможно убедить тебя в том, что нужно учиться.

2) Ждать помощи было не от кого. (Просить помощи было не у кого.)

3) Мне это кажется странным.

4) Все дело зависит от этого.

5) Пока еще нет причины улыбаться.

6) Об этом вы подумаете дома. (Это вы решите дома.)

7) Он мне ничего не рассказывает, совсем не касается своей работы.

8) Как избежать такой ошибки?

Оценка: по 0,5 балла за каждую фразу.

12. Тему текста можно определить такими словами: весна, совсем весна. Эту тему, выраженную уже первым предложением, раскрывают все последующие предложения. Каждый абзац начинается словами и сочетаниями слов с пространственным значением, которые соединяют части текста. Таким образом, части т екста соединены

Параллельным способом. Внутри абзацев предложения связаны последовательным способом (1-й – 3-й абзацы) и параллельным (4-й абзац). Средствами связи являются однокоренные слова (весна – весенний), местоимения (грачи, скворцы – все они), глаголы в форме 3-го л. ед. ч. (дерутся, таскают, бросит, посмотрит).

Максимальная оценка 2 балла.

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ 26,9.



Просмотр содержимого документа
«Олимпиада русский язык 7 класс»

Олимпиада

русский язык ( школьный этап)

2017- 2018 учебный год

7 класс


1. По данному описанию определите, о каких звуках идет речь.

1) Гласный, под ударением и в безударном положении произносится отчетливо, при его произнесении губы вытягиваются в трубочку.

2) Согласный, только твердый, звонкий, шипящий.

3) Согласный, только твердый, глухой, шипящий.

4) Согласный, звонкий, бывает твердым и мягким, дрожащий (кончик языка дрожит, вибрирует при его произнесении).

Оценка: по 0,2 балла за каждый звук.


2. Выберите слова с правильным вариантом произношения и (или) ударения.

Холо[дн’]ее или холо[д’н’]ее; те сно или тесно ; облегчи ть или об-

ле гчить, обле[хч’]и ть или обле[кч’]и ть; [ч’ас’т’ица], [ч’иэ с’т’ицъ], [ч’иэ

ст’ица], [ч’ис’т’ицъ] или [ч’иэ с’т’ица].

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.


3. Как делится на морфемы слово розоватый?

Оценка: 2 балла.


4. Что можно сказать о строении и орфографии слов женитьба и свадьба?

Оценка: 2 балла.


5. Что означают названия городов типа Ярославль, Переславль, Перемышль, Путивль, Изяславль?

Оценка: 3 балла.


6. Найдите ошибки в употреблении падежной формы существительного.

Согласно указанию, благодаря стараний, наперекор судьбе, вопреки здравому смыслу, благодаря маме, наперекор желанию, вопреки совета, согласно расписания.

Оценка: по 0,2 балла за каждый пример.


7. Продолжите пословицы, используя антонимы.

1) Трус умирает сто раз, смелый…

2) Хороша вещь, когда новая, а друг – …

3) В умной беседе ума наберешься, а в глупой – …

4) Ученье – свет, а…

5) Лучше горькая правда, чем…

6) Лучше воду пить в радости, чем мед…

Оценка: по 0,2 балла за пословицу.


8. Прочитайте отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова ≪Три пальмы≫. Критик И.Л. Сельвинский усмотрел здесь фактическую ошибку. Какую?

И, стан худощавый к луке наклоня,

Араб горячил вороного коня.

Оценка: 3 балла.


9. Подберите фразеологизмы со словом рука.

Оценка: по 0,5 балла за каждый фразеологизм.


10. Раскройте скобки, разберите предложения по членам.

1) Он все сделал (по)моему.

2) Поезд шел (по)летнему графику.

3) Выполнить задание (по)быстрее.

4) Распахнутые настежь окна весело глядели куда-то в сторону леса.

5) Весь день носились тяжелые облака то открывая солнце то опять закрывая его.

Оценка: по 0,5 балла за разбор каждого предложения.


11. Исправьте ошибки, допущенные в устном непринужденном общении людей.

1) Невозможно убедить тебя о том, что нужно учиться.

2) Помощи просить было не от кого.

3) Для меня это странным кажется.

4) Все дело в этом зависит.

5) Пока еще не о чем улыбаться.

6) Об этом вы решите дома.

7) Он мне ничего не рассказывает, совсем не касается о своей работе.

8) Как избежать такую ошибку?

Оценка: по 0,5 балла за каждую фразу.


12. Определите тему текста. В каком предложении она выражена лучше всего? Определите способ и средства связи предложений в тексте.

Весна, совсем весна. Стоит в ушах весенний звон, весенний гомон.

В березняке неумолкаемый шум от карканья грачей, от скрипучего

свиста скворцов. Все они устраивают гнезда и важно, вразвалку ходят

по саду, выбирая хворостинки и сухие прошлогодние листья.

Галки, как сумасшедшие, дерутся у труб, тоже таскают палки и опускают в трубу. Бросит и посмотрит туда одним глазом.

Из чащи леса уже бежит прозрачный ручеек последней весенней

воды. На березах надулись тройчатые почки, и если сломишь веточку,

из нее, как слезы на весеннем солнце, каплет, почти ручьем льется сок.

Над прозрачными еще вершинами осин ярко синеют молодые весенние небеса с бегущими под ними белыми облаками.

(П.С. Романов)

Максимальная оценка 2 балла.

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ 26,9.



Просмотр содержимого документа
«Олимпиада русский язык 8 класс ответы»

Олимпиада по русскому языку (ответы)

8 класс


  1. Правы оба ученика. Но у каждого - своё основание для правоты. Ученик, утверждающий, что МОД наоборот читается как ДОМ, исходил из состава букв. А ученик, утверждающий, что МОД наоборот читается как ТОМ, исходил из состава звуков слова МОД, в котором конечный согласный оглушается, в результате чего слово произносится как [мот]. За указание правоты обоих учеников – 2 балла. За аргументированное объяснение – 1балл. За указание на оглушение конечного согласного и/или транскрипцию – 2 балла. Всего: 5 баллов

  1. Вертолёт, диграф ( двойная буква), микроскоп. За каждое правильное слово – 1балл. Всего: 3 балла


  1. Иноязычные фразеологизмы построены по такой же схеме (модели) переосмысления, что и русские. Им соответствуют следующие русские:

1) когда у куриц будут зубы (франц.) – когда рак на горе свистнет;

2) плохого церковь не исправит (польск.) – горбатого могила исправит;

3) девятая дырка на свирели (серб.) – последняя спица в колеснице, пятое колесо в телеге.

Критерии: По 1 баллу за каждую позицию. Всего: 3 балла.


  1. 1) Инверсия (используется дважды: постпозиция наречий образа действия и препозиция существительных при причастии). Возможно указание инверсии прямого дополнения – вас.

2) Ряд однородных членов (используется дважды: безмолвно, безнадежно; то робостью, то ревностью…)

Критерии: По 1 баллу за каждый пример и название средства: 2 приёма, за первый приём максимум 3 балла, за второй 2 балла. За полноту ответа добавляется 1 балл. Всего: 6 баллов.



  1. Лишнее слово – ЛИСТВА (1 балл). Оно отличается от слов булава и корова тем, что обозначает собирательное, а не единичное понятие (1 балл). Оно отличается от слов трава, халва, лава тем, что обозначает не вещественное, а собирательное понятие (1 балл). От всех слов оно отличается тем, что в нём есть суффикс собирательности -в- (1 балл), тогда как другие слова непроизводные (1 балл). Всего: 5 баллов.


  1. Будить – пробудить – беспробудный – беспробудность. Критерии: 3 балла ( 1 балл за каждый элемент цепочки.


  1. Следует обратить внимание на историю образования этих слов (1 балл). Ветреный образовано от устаревшего глагола ветрить (1 балл) и подчиняется правилу правописания Н в отглагольных прилагательных и причастиях (1 балл). Выветренный – причастие, в котором есть приставка, пишется с двумя буквами Н (1 балл). Подветренный – прилагательное от слова ветер с суффиксом -ЕНН (1 балл). То же самое можно сказать о слове безветренный (1 балл). Критерии: За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 6 баллов.

  1. Невозможны в русском языке следующие схемы словосочетаний: третье – наречие не может управляться, оно не имеет падежа; пятое – нет неизменяемых причастий, значит, они не могут примыкать к существительному; седьмое – во-первых, нет неизменяемых причастий, во-вторых, при глаголе может стоять зависимое причастие только в том случае, если оно выступает в роли существительного. Примеры на возможные словосочетания: 1) читать книгу; 2) цвет хаки; 4) тёплая погода; 6) просящий помочь; 8) держа сумку; 9) прося помочь; 10) яйцо всмятку.

Критерии: За каждую найденную схему невозможного словосочетания – 1 балл.

За каждое правильное объяснение, почему данная схема невозможна, - 1балл.

За каждый правильно приведённый пример -1 балл. Всего: 9 баллов.

  1. Любить – начальная форма глагола. Инфинитив может быть любым членом предложения. 1) Неужели вы перестали любить меня, ненавидите свою дочь? Часть составного глагольного сказуемого, выражающего основное лексическое значение, вторая часть сказуемого – фазовый глагол « перестать».

  1. Внимайте и верьте моему обету любить и жаловать вас до конца дней моих. Обету ( какому?) любить и жаловать. Определение.

  2. Вот вам и сосед, прошу любить и жаловать. Прошу (о чём?) любить и жаловать. Дополнение, это не составное сказуемое, т. к действия глагола относятся к разным лицам. Возможно: « Прошу любить и жаловать» является устойчивым сочетанием, что осложняет определение синтаксической роли входящего в его состав слова «любить», ведь фразеологизм можно рассматривать как единую синтаксическую единицу, в данном случае – сказуемое.

  3. – Душе несносно, раб. Её несёт любить. Несёт ( с какой целью?) любить, обстоятельство цели.

  4. Любить – это вкладывать жизнь в того, кто рядом. Подлежащее.

Критерии. По 1 баллу за каждый правильно объясненный член предложения. 3 призовых балла за подробные объяснения. Всего за задание: 8 баллов.


  1. Золото огнем проверяется ( испытывается), а друг жизненными искушениями (трудностями) бывает достоин. ( Золото огнём испытывается, а друг – жизненными испытаниями.) Критерии: 7 баллов за правильно переведённое предложение. За каждую ошибку снимается по 1 баллу.


Всего за работу: 55 баллов.













Просмотр содержимого документа
«Олимпиада русский язык 8 класс»

Олимпиада по русскому языку

( школьный этап)

2017- 2018 учебный год

8 класс


  1. Один ученик утверждал, что если прочитать наоборот словоформу МОД, то получится словоформа ДОМ, а другой – что получится словоформа ТОМ. Объясните, кто из учеников прав? На каком основании? Критерии: За каждую ошибку снимается по 1 баллу. Всего за задание: 5 баллов


  1. В хорватском языке есть такие слова:

zrak – воздух,

mlatiti – молотить, бить,

dva два,

slovo – буква,

sitan – мелкий, маленький,

zreti – зреть, видеть.

Как переводятся на русский язык следующие хорватские сложные слова:

zrakomlat, dvoslov, sitnozor?

Критерии: За каждое правильное слово по 1 баллу. Всего за задание: 3 балла

3. Каким русским фразеологизмам соответствуют следующие иноязычные:

1) когда у куриц будут зубы (quand les poules auront des dents франц.);

2) плохого церковь не исправит (złego kościoł nie naprawi – польск.);

3) девятая дырка на свирели (девета рупа на свирали – серб.)?

Критерии: 1 балл за правильное объяснение. Всего за задание: 3 балла.



  1. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил…»:

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

  • Какие синтаксические особенности высказывания в строках 5−6 использованы как средства художественной выразительности?

Критерии: За правильное объяснение 6 баллов.


  1. Найдите в следующем ряду слов такое, которое не подходит ни к одному типу из перечисленных ниже слов с точки зрения значения и морфологии. Обоснуйте свой ответ.

Трава, булава, халва, листва, корова, лава.

Критерии: За верное объяснение - 5 баллов.

  1. Постройте полную словообразовательную цепочку для слова БЕСПРОБУДНОСТЬ

Критерии: За аргументированное объяснение – 3 балла.


  1. Предложите версию в рамках орфографических правил, почему в слове ветреный пишется одна буква Н, а в словах выветренный, безветренный и подветренный – две буквы Н. Критерии: За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 6 баллов.


  1. Некоторые из приведённых ниже схем словосочетаний невозможны в русском языке. Укажите их и объясните, почему они невозможны. На возможные словосочетания приведите по одному примеру. Главное слово выделено жирным шрифтом, в скобках указан тип связи:

1) глагол – (управление) – существительное;

2) существительное – (примыкание) – прилагательное;

3) глагол – (управление) – наречие;

4) прилагательное – (согласование) – существительное;

5) причастие – (примыкание) – существительное;

6) причастие – (примыкание) – глагол;

7) глагол – (примыкание) – причастие;

8) деепричастие – (управление) – существительное;

9) деепричастие – (примыкание) – глагол;

10) существительное – (примыкание) – наречие. Критерии: За верные объяснения – по 1 баллу. За верно составленные словосочетания – по 1 баллу. Всего – 9 баллов.

  1. Проанализируйте предложения. Укажите, в чём заключается разница в синтаксической роли глагола «любить» в этих предложениях. Объяснения могут быть словесными и графическими.

  1. Неужели вы перестали любить меня, ненавидите свою дочь?

  2. Внимайте и верьте моему обету любить и жаловать вас до конца дней моих.

  3. Вот вам и сосед, прошу любить и жаловать.

  4. – Душе несносно, раб. Её несёт любить.

  5. Любить – это вкладывать жизнь в того, кто рядом. Критерии: по 1 баллу за каждый правильно объясненный член предложения. 3 призовых балла за подробные объяснения. Всего за задание: 8 баллов.


  1. Переведите предложение на современный русский язык: Злато wгнемъ искоγшаѥтьсѧ, а дроγгъ житиискыми напастьми достоинь бываеть. [Пчела]

Критерии: За правильно переведённое предложение – 7 баллов. За каждую ошибку, существенно

меняющую смысл предложения, снимается по 1 баллу.



Всего за работу: 55 баллов
















Просмотр содержимого документа
«Олимпиада русский язык 9 класс ответы»

Олимпиада русский язык 9 класс ответы


1.а) Зимой ( весной, летом, осенью) – имя существительное в форме творительного падежа ( чем?): Зарубежные гости восхищались русской зимой( весной, летом, осенью); наречие( когда?): Зимой ( весной, летом, осенью) хорошо отдыхать в горах. Днём ( вечером, утром, ночью) – имя существительное в форме творительного падежа ( чем?): Надо в жизни дорожить каждым днём ( вечером, утром); Отдыхающие любовались летней южной ночью; наречие ( когда?): Днём ( вечером, утром, ночью) в городе бывает жарко.

Боком - имя существительное в форме творительного падежа ( чем?): Машина задела ограждение правым боком; наречие ( как? каким образом?): В такой узкий проём можно было пройти только боком.

Домой – наречие (куда?): Все ушли домой.

б) Имена существительные в форме творительного падежа: зим-ой, весн-ой, лет-ом, дн-ём, вечер-ом, утр-ом, осен-ью, ноч-ью, бок-ом ( состоят из корня и окончания). Наречия: зим-ой, весн-ой, лет-ом, дн-ём, вечер-ом, утр-ом, осен-ью, ноч-ью, бок-ом, дом-ой ( состоят из корня и словообразовательного суффикса).

в) Домой может быть только наречием.

Оценка:



сумма

а)

по 0,5 балла за слово

5

б)

по 0,5 балла за слово

5

в)

2 балла

2

всего:


12


2. У слов хромой, слепой, лысый, замужняя, неженатый, мечта, мольба отсутствуют некоторые формы, типичные для существительных и прилагательных: прилагательные хромой, слепой, лысый не имеют форм степеней сравнения, хотя являются качественными; прилагательные замужняя и неженатый не имеют форм мужского и ( среднего) и женского ( и среднего) рода соответственно. У существительных мечта, мольба нет формы родительного падежа во множественном числе.

Оценка: 4 балла.


3. Прилагательное лежачий называет постоянный признак: лежачий больной - это больной, которому назначен постельный режим. Причастие лежащий обозначает непостоянный признак: лежащий больной – это больной, который в данный момент лежит: палата для лежачих больных; к больному, лежащему на кровати у окна, пришли посетители. Такое же различие имеется в словосочетаниях: висячая лампа ( замок) – висящая лампа ( замок), стоячий воротничок - стоящий от крахмала воротничок, плавучий мост – плывущий по течению мост.

Оценка:

объяснение

2 балла

свой пример

3 балла

всего:

5 баллов


4. В первой части пропорции представлены производящее (карьерист) и производное (карьеристка), состоящие в отношениях: « наименование лица женского пола, мотивированное наименованием лица мужского пола» ( суффикс – К- имеет значение «женскости»). Во второй части пропорции производное ( ранка) имеет уменьшительно – ласкательное значение по сравнению с производящим ( рана) ( суффикс – К- имеет уменьшительно- ласкательное значение).

Оценка: 4 балла.


5. 1) Баскетбол – баскетболист, дзюдо- дзюдоист, теннис- теннисист, футбол- футболист, шахматы- шахматист. В данной модели суффикс – ист- присоединяется непосредственно к основе производящего слова. 2) Регби- регбист. В данной модели при присоединении суффикса к производящей основе происходит наложение конечного гласного основы (и) и начального гласного суффикса – ист-. 3) Самбо- самбист. В данной модели при присоединении суффикса – ист- происходит усечение конечного гласного (о) производящей основы.

Оценка:


группировка

описание

сумма

1

1

1

2

2

1

1

2

3

1

1

2

всего:

3

3

6


6. Слова, не имеющие окончаний: наизусть, колибри, около, жалюзи, по-английски, Кюри, вверх, Сочи.

Оценка: 4 балла - по 0,5 балла за слово.


7.

а) заголовок – титул - звание;

б) супружество – брак - изъян;

в) скамья – лавка - магазин;

г) гримаса – мина - снаряд.

Оценка: 2 балла - по 0,5 балла за каждый ответ.


8. Комический эффект возникает в результате совпадения формы родительного падежа единственного числа существительного: суша ( « земля в противоположность морю, водному пространству») с формой неизменяемого существительного суши ( суши – « японское блюдо из рыбы»). Таким образом, данное юмористическое высказывание основывается на явлении омоформии ( омоформах). шутливом высказывании: Новый рыбный ресторан для российских моряков открылся в японском порту Йокогама. Чтобы польстить клиентам и напомнить о далёкой родине, им за счёт заведения подают крохотное фирменное блюдо под названием « 1/6 часть суши».

Оценка: 4 балла.


ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ 41 балл.



Просмотр содержимого документа
«Олимпиада русский язык 9 класс»

Олимпиада

русский язык ( школьный этап)

2017- 2018 учебный год

9 класс


1. Дан ряд слов: зимой, весной, летом, днём, вечером, утром, осенью, ночью, домой, боком.

а) К каким частям речи может относиться каждое из приведённых слов? Составьте короткие предложения, подтверждающие каждое решение.

б) Разделите слова на морфемы, учитывая ответы, данные в пункте а).

в) Основываясь на результатах проведённого анализа, назовите слово, которое отличается от остальных членов данного ряда..

Оценка:



сумма

а)

по 0,5 балла за слово

5

б)

по 0,5 балла за слово

5

в)

2 балла

2

всего:


12


2. Вспомните, какие морфологические формы имеются у имён прилагательных и имён существительных как частей речи, и установите, какой общей чертой характеризуются слова хромой, слепой, лысый, замужняя, неженатый, мечта, мольба. Дайте краткое пояснение.

Оценка: 4 балла.


3. Объясните, в чём состоит различие признаков, обозначенных словами лежащий – лежачий в словосочетаниях лежащий больной – лежачий больной. Приведите пример словосочетания, иллюстрирующего такое же различие.

Оценка:

объяснение

2 балла

свой пример

3 балла

всего:

5 баллов


4. Объясните, почему языковая пропорция неверна: карьерист: карьеристка = рана: ранка?

Оценка: 4 балла.


5. Даны словообразовательные пары: баскетбол – баскетболист, дзюдо- дзюдоист, теннис- теннисист, футбол- футболист, шахматы- шахматист, регби- регбист, самбо- самбист. Объедините их в три группы так, чтобы в каждой из групп были представлены пары, в которых словообразование осуществляется по одной и той же модели? Опишите каждую из этих трёх различных моделей.

Оценка:


группировка

описание

сумма

1

1

1

2

2

1

1

2

3

1

1

2

всего:

3

3

6




6. Выберите слова, не имеющие окончаний. Наизусть, лебедь, колибри, около, должен, жалюзи, очки, по-английски, стекло, Сахара, жало, прелесть, чернила, Кюри, вверх, Сочи, Альпы.

Оценка: 4 балла - по 0,5 балла за слово.


7. Найдите в каждой паре третье слово, которое объединило бы два других слова:.

а) заголовок – звание;

б) супружество – изъян;

в) скамья – магазин;

г) гримаса – снаряд.

Оценка: 2 балла - по 0,5 балла за каждый ответ.


8. Опишите, как и с участием каких языковых средств создаётся юмористический эффект в шутливом высказывании: Новый рыбный ресторан для российских моряков открылся в японском порту Йокогама. Чтобы польстить клиентам и напомнить о далёкой родине, им за счёт заведения подают крохотное фирменное блюдо под названием « 1/6 часть суши».

Оценка: 4 балла.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!