СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по литературе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания Муниципального этапа Всероссийской олимпиады (с ответами).

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по литературе.»

Задания для муниципального этапа

Всероссийской олимпиады по литературе (8 класс)

1-ый блок.

Тест.

  1. Выберите определение народной песни:

а) небольшое лирическое произведение, относящееся к жанрам фольклора и предназначенное для пения;

б) произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях;

в) произведение народной поэзии, короткая рифмованная песенка с лирическим или злободневным содержанием


  1. Укажите произведение, относящееся к жанру преданий:

а) «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

б) «О покорении Сибири Ермаком»;

в) «Смерть Ермака».


  1. И. А. Крылов остался в литературе как:

а) новеллист;

б) баснописец;

в) драматург.


  1. Эпиграфом к какой главе повести «Капитанская дочка» является пословица «Мирская молва – морская волна»?

а) «Арест»;

б) «Приступ»;

в) «Суд».


  1. К какому литературному направлению относится комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

а) классицизм;

б) сентиментализм;

в) реализм.


  1. Определите жанр «Мцыри» М. Ю. Лермонтова:

а) повесть;

б) поэма;

в) рассказ.


  1. Выберите определение понятия «завязка»:

а) момент наивысшего действия в художественном произведении;

б) событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях;

в) один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении.


  1. Какое произведение можно отнести к сатирическим?

а) «Кусака»;

б) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;

в) «Юшка».


  1. Какое произведение можно отнести к литературному роду «драма»?

а) «О чем плачут лошади»;

б) «Недоросль»;

в) «Тарас Бульба».


  1. Отличительной чертой притчи является:

а) сюжетность, событийность и выражение лирическим героем своих чувств;

б) иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение;

в) животные, растения, вещи в качестве действующих лиц, в которых проявляются, угадываются человеческие качества и взаимоотношения.


  1. Композиция – это:

а) ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу;

б) заключительный момент в развитии действия художественного произведения;

в) расположение, то есть построение, произведения.


  1. Укажите жанр, который не относится к драматическому роду литературы:

а) трагедия;

б) элегия;

В) комедия.


  1. Укажите, какой из признаков не характерен для былины:

а) жанр русского фольклора;

б) краткое изречение, имеющее поучительный смысл;

в) героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.


  1. Выбрать определение понятия «инверсия»:

а) намеренное увеличения количества союзов в предложении;

б) повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда;

в) необычный порядок слов, придающий фразе особенную выразительность.



  1. Какое из литературных произведений относится к жанру исторической повести:

а) А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»;

б) Л. Н. Толстой. «Детство»;

в) Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба».


2-ой блок.

Интерпретация (анализ) поэтического текста.

Дать анализ стихотворения И. Бунина, используя предложенный план:

  1. Тема и идея стихотворения.

  2. Основные поэтические образы.

  3. Художественные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и др.), с помощью которых созданы эти образы.

  4. Мысли и чувства, которые вызвало это стихотворение.

Гаснет вечер, даль синеет,

Солнышко садится,

Степь да степь кругом – и всюду

Нива колосится!

Пахнет медом, зацветает

Белая гречиха…

Звон к вечерне из деревни

Долетает тихо…

А вдали кукушка в роще

Медленно кукует…

Счастлив тот, кто на работе

В поле заночует!


Гаснет вечер, скрылось солнце.

Лишь закат краснеет…

Счастлив тот, кому зарею

Теплый ветер веет;

Для кого мерцают кротко,

Светятся с приветом

В темном небе темной ночью

Звезды тихим светом;

Кто устал на ниве за день

И уснет глубоко

Мирным сном под звездным небом

На степи широкой!


3-ий блок.

Анализ прозаического текста

Анализируя текст, обратите внимание на следующие аспекты:

  • Каковы особенности композиции?

  • Какие черты характера проявляет герой? Как, в чем он проявляет себя: в поступках, в отношении к другим, в выражении чувств или др.?

  • Как вы думаете, почему в этом рассказе все герои безымянные?

  • Укажите средства выразительности речи, которые использует автор.

  • Выскажите свое отношение к теме, поставленной в тексте. Хотелось бы назвать рассказ иначе? Как? Почему именно так?

С. Альтов

Человек – птица

У него была мечта – летать!

Он мечтал утром, днем, вечером, мечтал изо всех сил, и однажды к утру у него выросли крылья. Не бог весть какие, но крылья. Он замахал ими и полетел. Честное слово, полетел!

Ах, какое это было счастье – лететь!

Увидев в небе стаю птиц, человек полетел к ним. «Привет, птицы!» - крикнул он и засмеялся. Птицы переглянулись и спросили:

- А ты кто такой?

-Я человек, который мечтал летать.

-Ах, человек… Ну так мечтай, где положено. Лети на землю!

Человек полетел на землю. Там были люди. «Привет вам, люди!» - закричал он и засмеялся.

-А ты кто такой? Спросили люди, подозрительно заглядывая ему за спину.

-Я человек, который мечтал летать.

-Еще один,- сказали люди. –А ну, дуй отсюда, пока не забрали! Тетерев!

Человек полетел. Он летел над морями и лесами, горами и линиями высоковольтных передач, летел, пока хватило сил. Опустился на крохотный остров, которого не было ни на одной карте. Там на скалах сидели люди с крыльями за спиной. «Привет! А вот и я!»- сказал человек и засмеялся.

-Привет! – сказал кто-то. – Только не ори, понял?

-Но я человек, который мечтал летать. Братцы, я…

-Тсс! Ты здесь не один, понял? Мечтал, пока не полетел. А раз полетел, значит, мечты больше нет. Отдыхай, и говоривший устало спрятал голову под крыло.

-Вот чудаки! – человек засмеялся. – Когда есть крылья, как не махнуть за линию горизонта? Интересно, что там?

И человек полетел.

Потому что одним даны крылья, чтобы прятать голову под крыло, а другим дана голова, чтобы летать. С крыльями или без. Крылья обязательно вырастут за время полета.
















Ответы к первому блоку заданий.

Каждому правильному ответу соответствует 1 балл.

1. а; 6.б 11.в;

2.б; 7.б; 12.б;

3.б; 8.б; 13.б;

4.в; 9.б 14.в;

5.а; 10.б; 15.в.



Комплексный анализ художественного текста

При оценке работы учитываются:

- глубина постижения произведения (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя) – до 20 баллов;

- знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его – до 10 баллов;

- умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства – до 10 баллов;

- композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов.

Общая сумма баллов – 50.



Интерпретация поэтического текста

При оценке работы учитываются:

- глубина и самостоятельность понимания произведения (или проблемы, предложенной в сопоставительном задании) – до 20 баллов;

- владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие) – до 10 баллов;

- восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства – до 10 баллов;

- композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов.

Общая сумма баллов – 50.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!