Задания для муниципального этапа
Всероссийской олимпиады по литературе (8 класс)
1-ый блок.
Тест.
Выберите определение народной песни:
а) небольшое лирическое произведение, относящееся к жанрам фольклора и предназначенное для пения;
б) произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях;
в) произведение народной поэзии, короткая рифмованная песенка с лирическим или злободневным содержанием
Укажите произведение, относящееся к жанру преданий:
а) «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»
б) «О покорении Сибири Ермаком»;
в) «Смерть Ермака».
И. А. Крылов остался в литературе как:
а) новеллист;
б) баснописец;
в) драматург.
Эпиграфом к какой главе повести «Капитанская дочка» является пословица «Мирская молва – морская волна»?
а) «Арест»;
б) «Приступ»;
в) «Суд».
К какому литературному направлению относится комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
а) классицизм;
б) сентиментализм;
в) реализм.
Определите жанр «Мцыри» М. Ю. Лермонтова:
а) повесть;
б) поэма;
в) рассказ.
Выберите определение понятия «завязка»:
а) момент наивысшего действия в художественном произведении;
б) событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях;
в) один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении.
Какое произведение можно отнести к сатирическим?
а) «Кусака»;
б) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
в) «Юшка».
Какое произведение можно отнести к литературному роду «драма»?
а) «О чем плачут лошади»;
б) «Недоросль»;
в) «Тарас Бульба».
Отличительной чертой притчи является:
а) сюжетность, событийность и выражение лирическим героем своих чувств;
б) иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение;
в) животные, растения, вещи в качестве действующих лиц, в которых проявляются, угадываются человеческие качества и взаимоотношения.
Композиция – это:
а) ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу;
б) заключительный момент в развитии действия художественного произведения;
в) расположение, то есть построение, произведения.
Укажите жанр, который не относится к драматическому роду литературы:
а) трагедия;
б) элегия;
В) комедия.
Укажите, какой из признаков не характерен для былины:
а) жанр русского фольклора;
б) краткое изречение, имеющее поучительный смысл;
в) героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.
Выбрать определение понятия «инверсия»:
а) намеренное увеличения количества союзов в предложении;
б) повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда;
в) необычный порядок слов, придающий фразе особенную выразительность.
Какое из литературных произведений относится к жанру исторической повести:
а) А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»;
б) Л. Н. Толстой. «Детство»;
в) Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба».
2-ой блок.
Интерпретация (анализ) поэтического текста.
Дать анализ стихотворения И. Бунина, используя предложенный план:
Тема и идея стихотворения.
Основные поэтические образы.
Художественные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и др.), с помощью которых созданы эти образы.
Мысли и чувства, которые вызвало это стихотворение.
Гаснет вечер, даль синеет,
Солнышко садится,
Степь да степь кругом – и всюду
Нива колосится!
Пахнет медом, зацветает
Белая гречиха…
Звон к вечерне из деревни
Долетает тихо…
А вдали кукушка в роще
Медленно кукует…
Счастлив тот, кто на работе
В поле заночует!
Гаснет вечер, скрылось солнце.
Лишь закат краснеет…
Счастлив тот, кому зарею
Теплый ветер веет;
Для кого мерцают кротко,
Светятся с приветом
В темном небе темной ночью
Звезды тихим светом;
Кто устал на ниве за день
И уснет глубоко
Мирным сном под звездным небом
На степи широкой!
3-ий блок.
Анализ прозаического текста
Анализируя текст, обратите внимание на следующие аспекты:
Каковы особенности композиции?
Какие черты характера проявляет герой? Как, в чем он проявляет себя: в поступках, в отношении к другим, в выражении чувств или др.?
Как вы думаете, почему в этом рассказе все герои безымянные?
Укажите средства выразительности речи, которые использует автор.
Выскажите свое отношение к теме, поставленной в тексте. Хотелось бы назвать рассказ иначе? Как? Почему именно так?
С. Альтов
Человек – птица
У него была мечта – летать!
Он мечтал утром, днем, вечером, мечтал изо всех сил, и однажды к утру у него выросли крылья. Не бог весть какие, но крылья. Он замахал ими и полетел. Честное слово, полетел!
Ах, какое это было счастье – лететь!
Увидев в небе стаю птиц, человек полетел к ним. «Привет, птицы!» - крикнул он и засмеялся. Птицы переглянулись и спросили:
- А ты кто такой?
-Я человек, который мечтал летать.
-Ах, человек… Ну так мечтай, где положено. Лети на землю!
Человек полетел на землю. Там были люди. «Привет вам, люди!» - закричал он и засмеялся.
-А ты кто такой? Спросили люди, подозрительно заглядывая ему за спину.
-Я человек, который мечтал летать.
-Еще один,- сказали люди. –А ну, дуй отсюда, пока не забрали! Тетерев!
Человек полетел. Он летел над морями и лесами, горами и линиями высоковольтных передач, летел, пока хватило сил. Опустился на крохотный остров, которого не было ни на одной карте. Там на скалах сидели люди с крыльями за спиной. «Привет! А вот и я!»- сказал человек и засмеялся.
-Привет! – сказал кто-то. – Только не ори, понял?
-Но я человек, который мечтал летать. Братцы, я…
-Тсс! Ты здесь не один, понял? Мечтал, пока не полетел. А раз полетел, значит, мечты больше нет. Отдыхай, и говоривший устало спрятал голову под крыло.
-Вот чудаки! – человек засмеялся. – Когда есть крылья, как не махнуть за линию горизонта? Интересно, что там?
И человек полетел.
Потому что одним даны крылья, чтобы прятать голову под крыло, а другим дана голова, чтобы летать. С крыльями или без. Крылья обязательно вырастут за время полета.
Ответы к первому блоку заданий.
Каждому правильному ответу соответствует 1 балл.
1. а; 6.б 11.в;
2.б; 7.б; 12.б;
3.б; 8.б; 13.б;
4.в; 9.б 14.в;
5.а; 10.б; 15.в.
Комплексный анализ художественного текста
При оценке работы учитываются:
- глубина постижения произведения (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя) – до 20 баллов;
- знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его – до 10 баллов;
- умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства – до 10 баллов;
- композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов.
Общая сумма баллов – 50.
Интерпретация поэтического текста
При оценке работы учитываются:
- глубина и самостоятельность понимания произведения (или проблемы, предложенной в сопоставительном задании) – до 20 баллов;
- владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие) – до 10 баллов;
- восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства – до 10 баллов;
- композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов.
Общая сумма баллов – 50.