СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку для 10-11 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Олимпиада по русскому языку предназначена для 10-11 классов. К материалам олимпиады можно обращаться во время подготовки к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку для 10-11 классов»

Олимпиада по русском языку для 10-11 классов

  1. Расставьте ударения в словах: сливовый, торты, банты, включит, новорожденный, насорит, эксперт, хозяева, завидно, усугубить. (5 балла)

  2. Сравните выделенные слова по их словообразовательным характеристикам. Что объединяет эти слова? Какое слово выпадает из общего ряда? Почему? (3 балла)

Адресант – тот, кто адресует что-либо кому-либо. Арестант – тот, кто арестован. Квартировать – быть квартирантом. Практикант – тот, кто практикуется.

  1. Составьте ряды слов с историческими чередованиями в корне (по одному примеру на каждый вариант корня): мрак, влачить, беречь, время. (4 балла)

  2. Есть ли среди данных слов заимствованные: тиражирование, интернетный, спонсорство, клиповый? Дайте мотивированный ответ. (3 балла)

  3. Подчеркните слова, в которых нет и не было суффикса –от: забота, суббота, льгота, грамота, лепота, сирота, пехота, охота, шпрота. (5 баллов)

  4. Объясните значение выделенных выражений: Пугачёв искренно мечтал отрясти прах, посыпать главу пеплом и совлечь с себя ветхого человека. (3 балла)

  5. Н.М. Карамзин в письме Александру I писал: «Стойте же на часах без усталости. Я, например, как Историограф, могу дремать, ибо и Гомер дремал, но Вы бодрствуйте за всех нас, и Вам спасибо скажет история неумытная». Что значит выделенное слово? Аргументируйте свою точку зрения. (5 баллов)

  6. В каком предложении нужна запятая перед как. (Знаки препинания не расставлены)

  1. В одежде пассажира как и во всём его облике было что-то необычное.

  2. Женьку знали в деревне как толкового печника.

  3. Вспомнилось как усталое мамино лицо так и её тёплые ладони.

  4. Этот человек был мне как отец родной. (1 балл)



  1. Прочитайте фрагмент стихотворения Валерия Брюсова «Вечер после дождя» (знаки препинания не расставлены, строфика не соблюдена). Запишите фрагмент, состоящий из двух предложений, расставив в нём необходимые знаки препинания. (3 балла) Какие здесь возможны факультативные (авторские) знаки препинания? (2 балла) Определите синтаксическую роль слов ветер, дождь. (2 балла)

Ветер печальный многострадальный с лаской прощальной ветки клоня сеял хрустальный дождь на меня тенью зелёной лип осенённый я окроплённый майским дождём жрец преклонённый пред алтарём.

  1. С романом «Убийцы вы дураки» писателя А.И. Введенского связано немало тайн. Одна из них состоит в том, что рукопись этого произведения была безвозвратно потеряна. Вторая касается его названия. Объясните, как можно его интерпретировать и почему? (3 балла)

  2.             Таким великим людям, как Николай Иванович Пирогов, смелый ученый, замечательный хирург, просветитель, общественный деятель, педагог, суждена бессмертная смерть – mors immortalis, как уважительно нарекли это явление древние.

  • Объясните, как вы понимаете значение словосочетания «бессмертная смерть». (3 балла)

  • Как называется языковой прием, основа которого – сочетание противоположных по значению слов? Приведите 2 своих примера использования такого приема. (1 + 2 балла)

  1. К приведенным ниже латинским пословицам и поговоркам подберите аналогичные или близкие по смыслу 1-2 пословицы, поговорки или крылатые выражения, существующие в русском языке (8 баллов)

  • Жареный голубь сам не залетит тебе в рот

  • Даже самые твердые скалы выдалбливаются водой

  • Далеко от глаз – далеко от сердца

  • До победы не говори о триумфе

  • Какая мать, такая и дочь

  • Каждая лисица свой хвост хвалит

  • Если живешь в Риме, живи по римским обычаям

  • Один человек не человек


  1. Исправьте речевые ошибки: (7 баллов)



  1. Благодаря этим досадным ошибкам школьник не смог сдать экзамен.

  2. Из-за этого открытия ученый обрел мировую славу.

  3. Только благодаря случая ему удалось избежать неприятностей.

  4. Благодаря этому открытию ученым удалось доказать о возможности своей гипотезы.

  5. Он поступил вопреки мнения большинства коллег, но оказался прав.

  6. Согласно напечатанной в газете программы, трансляция концерта будет проводиться в выходной день.

  7. А теперь я потеряла к этому человеку всякую веру.



  1. Что объединяет этих людей? Свой ответ обоснуйте. (3 б.)

Иоганн-Себастьян Бах, Ян Гус, Джованни Боккаччо, Иван Царевич, Янко Купала, Джон Рид.

  1. Функции каких частей речи выполняет слово только? Составьте предложения, иллюстрирующие эти функции. (2 балла)

  2. Составьте предложения, иллюстрирующие разные синтаксические функции неопределённой формы глагола. (5 б.)

  3. Представьте, что слово какаду – глагол 1 лица единственного числа. Проспрягайте этот глагол, назовите спряжение этого глагола. (3 балла)

Максимальный балл: 74.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!