СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по экологии 10-11 класс

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания по экологии разработаны с учетом возрастных особенностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по экологии 10-11 класс»

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии.

10 класс. 2017 год

Максимальный балл – 50

Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в I  этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии!

Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции.

Успеха Вам в работе!

Задание включает 40 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным, и запишите его в матрицу ответов для первого задания. Ответы пишите разборчиво

1. Термин «экология» предложил:

а) Аристотель; б) Э. Геккель; в) Ч. Дарвин; г) В.И. Вернадский

2. Популяции лосей и синиц в лесу напрямую не влияют друг на друга. Данный тип взаимодействия называется:

а) нейтрализм б) аменсализм в) мутуализм г) протокооперация

3.Фактор, уровень которого приближается к пределам выносливости организма или превышает ее, называют:

а) оптимальным б) экологическим в) минимальным г) ограничивающим.

4. Является экосистемой, но не является биогеоценозом:

а) молекула воды б) ельник-черничник на дерново-подзолистой почве в) озеро Байкал г) лунный кратер

5. Сильное освещение прямыми солнечными лучами хуже всего переносят:

а) мезофиты б) гелиофиты в) сциофиты г) пирофиты

6Детритная пищевая цепь начинается с:

а) растения б) животные в) мертвое органическое вещество (детрит) г) грибы

7. Основными принципами системы охраны природы являются:

а) научная обоснованность, профилактика, комплексный подход б) адекватность, регулярность

в) систематичность, суммирование, историчность г) упрощение, энергосбережение

8. Основным принципом устойчивости экосистем является:

а) многообразие форм жизни б) пространственный размер экосистем

в) стабильный климат г) географическая широта места

9. Ярким примером приспособлений к недостаточной освещенности является такая жизненная форма растений, как:

а) суккуленты б) кустарники в) лианы г) стланики

10. Рельеф, климат, почва, воздух относятся к:

а) биотическим факторам б) абиотическим факторам

в) антропогенным факторам г) географическим факторам

11. Экологические факторы воздействуют на живые организмы:

а) одновременно и совместно друг с другом

б) одновременно и изолированно друг от друга

в) совместно друг с другом, но в определенной последовательности

г) изолированно друг от друга и в определенной последовательности

12.У земноводных, живущих в умеренном климате, в результате эволюции сформировалась приспособленность к перенесению неблагоприятных условий:

а) оцепенение б) запасание корма в) перемещение в теплые районы г) изменение окраски

13. Сколько, по Вашему мнению, заповедников в Российской Федерации?

а) 100 б) 136 в) 85 г) нет заповедников

14.Озоновый слой атмосферы разрушается под воздействием:

а) жесткой солнечной радиации б) хлорфторорганических соединений

в) углекислого газа г) изменения геомагнитных свойств атмосферы

15.Обычно под структурой популяции понимают:

а) соотношение особей разного пола или разного возраста б) соотношение здоровых и больных особей в) соотношение почвенных и наземных обитателей г) соотношение вымерших особей и ныне живущих

16. С периодическими изменениями в окружающей среде не связано следующее явление:

а) фотосинтетическая активность растений б) зимняя спячка животных

в) осенний листопад г) активность внутренних паразитов

17. Работа с названием «Биоценозы речных долин» относится к следующему подразделению экологии:

а) аутоэкология б) экология растений в) синэкология г) экология животных

18. Биосфера, как и любая экосистема, является:

а) закрытой системой б) открытой системой

в) полностью автономной системой г) полностью независимой системой.

19. Вариантом, который отражает правильную последовательность организмов, вступающих в отношения «хозяин — паразит — сверхпаразит» является:

а) амеба — опалина – лягушка б) лягушка — опалина – амеба в) грибы — лягушка — опалина

г) лягушка — амеба — опалина.

20. Последовательные изменения видового состава экосистемы называют:

а) генезисом б) сукцессией в) метаморфозом г) демутацией.

21. Синички обыкновенная лазоревка и белая лазоревка, обитающие в одном лесу, составляют:

а) одну популяцию одного вида б) две популяции двух видов в) две популяции одного вида

г) одну популяцию разных видов

22. Виды, роды, семейства и другие таксоны (систематические категории) растений и животных, ограниченные в своем распространении относительно небольшой областью, называется:

а) эндемиком б) автохтоном в) реликтом г) аборигеном

23.Фактор, интенсивность которого наиболее благоприятна для жизнедеятельности организма называют:

а) оптимальным б) нормой реакции в) верхним пределом выносливости г) ограничивающим

24.Восстановление промышленных территорий называется:

а) культивация б) рекультивация в) стагнация г) рекреация

25.К особо охраняемым природным территориям в нашей стране относятся:

а) зоологический парк б) детский парк в) природный парк г) парк культуры и отдыха

26.Уменьшение толщины озонового слоя в верхних слоях атмосферы приводит к повышению уровня заболеваний:

а) органов дыхания б) кожи и роговицы глаза в) органов выделения г) пищевода и желудка

27. Одним из глобальных последствий загрязнения атмосферного воздуха, губительных для населяющих сушу организмов, считается:

а) снижение содержания метана б) понижение кислотности водоёмов

в) разрушение озонового экрана г) повышение температуры приземного слоя.

28. Определите правильно составленную цепь питания:

а) землеройка -листовой опад (детрит)-черви-сова-редуценты б) черви- редуценты -листовой опад -сова-землеройка в) листовой опад- черви-землеройка-сова-редуценты г) черви-сова-землеройка -листовой опад -редуценты

29. Почему комнатные мухи способны быстрее, чем галапагосские черепахи, приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды:

а) имеют меньшие размеры б) хорошо летают в) имеют больше врагов г) имеют быструю смену поколений

30. Какие виды птиц, находящиеся под угрозой исчезновения, занесены в Красную Книгу Иркутской области:

а) Огарь; б) Чомга; в) Зимородок; г) Балобан

31. К наиболее опасным видам транспорта, загрязняющим природную среду, принадлежит:

а) тепловоз б) автомобиль в) самолет реактивный г) самолет турбовинтовой

32. К группе животных-космополитов следует отнести:

а) зубатого кита-касатку б) бурого дельфина-афалину в) шимпанзе-бонобо г) бамбукового медведя

33.Аутэкология — раздел общей экологии, изучающий влияние факторов окружающей среды на:

а) отдельные организмы, популяции и виды б) экологические системы в) изменение ландшафта
г) население мегаполиса

34 Представителем агроценоза является:
а) личинка ручейника б) бабочка капустница в) стрекоза коромысло г) клоп водомерка

35. В биологическом мониторинге качества природных вод индикаторным организмом служит:
а) личинка ручейника б) личинка жука-короеда в) личинка капустной белянки г) личинка майского жука

36. В отношениях конкуренции могут состоять:
а) сова и лиса б) лиса и бобр в) бурый медведь и белый медведь г) бурый медведь и слон

37. Почва представляет собою:

а) биогенное вещество б) биокосное вещество в) живое вещество г)косное вещество

38.Токсичная смесь дыма, тумана и пыли называется:

а) кислотный дождь б) фотооксидант в) смог г) угарный газ

39. Антропогенные факторы -это:

а) создание национальных парков б) ураган в) освещенность г) увеличение популяций

40.В какой группе животных указаны только насекомые:

а) овод, стрекоза, дафния б) овод, комар-пискун,стрекоза

в) стрекоза-дафния-муравей г)стрекоза,дафния ,таежный клещ


Задание 2. Выберите несколько правильных ответов из шести предложенных. (правильный ответ-1 балл, правильным ответом считается выбор всех верных вариантов)


1. К окислительно-восстановительным функциям живого вещества в биосфере относят

а) газообмен между организмами и внешней средой

б) образование углеводов при фотосинтезе

в) выделение продуктов обмена

г) хемосинтез

д) транспирацию

е) расщепление органических веществ при дыхании


2. В природной экосистеме, в отличие от искусственной,

а) длинные цепи питания

б) продуценты изымаются из круговорота

в) небольшое число видов

г) осуществляется саморегуляция

д) замкнутый круговорот веществ

е) используются дополнительные источники энергии наряду с солнечной


3. К увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу могут привести следующие биотические факторы:

а) сокращение численности сов, ежей, лис б) большой урожай семян ели; в) увеличение численности паразитов г) рубка деревьев д) глубокий снежный покров зимой; е) уменьшение численности паразитов


4. Для использования метода подготовки питьевой воды – озоносорбции

используют:

а) молекулярный азот б) двухвалентный кислород в) озон г) трёхвалентный кислород

д) оксиды азота е) озоновый экран


5. Разлагают органические соединения до неорганических:

а) галобактерии б) зеленые растения в) растительноядные животные г) плотоядные животные д) аскомицеты и базидиомицеты е) бурые водоросли.


Задания 3 . Выберите верные утверждения («да» - «нет») и обоснуйте свой ответ(максимальное количество баллов 1б)


Продуценты не считают начальным звеном круговорота веществ и превращения

энергии в экосистеме? Укажите не менее 3-х признаков, которые доказывают это утверждение верно или неверно.


Задание 4. Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно
обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным, а также в чем заключается ошибочность трех других предложенных вариантов ответа


Принципы составления списков охраняемых видов требуют обоснования способов охраны исходя их эколого-биологических особенностей. Жук восковик-отшельник обитает в крупных малонарушенных массивах широколиственных лесов, в особенности – на разреженных участках и опушках. Личиночное развитие длится 3–4 года в трухлявой древесине и дуплах старых лиственных деревьев, преимущественно дуба. Окукливается в кормовом субстрате, в коконе из огрызков древесины, склеенных экскрементами. Взрослые насекомые питаются вытекающим древесным соком. Для сохранения этого вида в первую очередь необходимо:

а) проводить систематические санитарные рубки;

б) организовать крупные лесные резерваты с запретом рубок;

в) ограничить выпас скота, движение автотранспорта в лесных массивах;

г) систематически удалять из леса старые, отмершие деревья.


Задание 5.Решите экологическую задачу, максимальное количество баллов, которое можно набрать – 3 балла.

Массовый характер приобретает отравление водоплавающих птиц в Европе и Северной Америке свинцовой дробью. Утки проглатывают дробинки, как гастролиты – камушки, способствующие перетиранию пищи в желудке. Всего шесть дробинок среднего размера могут стать причиной смертельного отравления кряквы. Меньшие порции отрицательно влияют на размножение. Какие последствия для популяции уток и для человека могут иметь такие явления?


Бланк ответов Выполнил(а)_____________________________________


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











11

12

13

14

15

16

17

18

19

20











21

22

23

24

25

26

27

28

29

30











31

32

33

34

35

36

37

38

39

40











Задание2.

1

2

3

4

5







Задание 3.

1.________________________________________________________________________

2.________________________________________________________________________

3.________________________________________________________________________


Задание 4.

Верный ответ_____________________


Обоснование :





Для ответов на задание 4-5 используйте поле ниже на обороте листа.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!