Всероссийская олимпиада школьников
по мировой художественной культуре
2022-2023 учебный год
11 класс
Первый тур
Задание 1
Даны фотографии скульптурных памятников.
Напишите:
1) названия изображенных на иллюстрациях скульптурных памятников и их авторов;
2) к какому стилю они относятся;
3) Представьте себе, что перед вами не просто фотографии скульптурных памятников, а логический ряд изображений, в котором одно изображение лишнее. Назовите лишнее изображение и аргументируйте ответ.(Несколько классификаций по разным признакам принесут вам дополнительные баллы)
Название и автор | Стиль или направление | Лишнее изображение, аргумент | |
Микеланджело Буонарроти «Давид» | Ренессанс | Классификация 1. По авторской принадлежности. Лишний №2, поскольку №1 и № 3 произведения одного автора. Классификация 2. По стилевой принадлежности. Лишний №2, поскольку №1 и № 3 произведения ренессанса, №2 барокко. Классификация 3. По изображенному герою. Лишний №3, поскольку №1 и № 2 изображен один и тот же библейский герой. Классификация 4. По композиционному построению. Лишний №3, поскольку №2 и № 1 однофигурные композиции, а в скульптуре №3 два героя. | |
2.Лоренцо Бернини«Давид» | Барокко | | | |
3.Микеланджело Буонарроти «Пьета» | Ренессанс | |
За каждый правильный ответ по одному баллу, за каждую правильную классификацию 2 балла
Задание 2
Даны фотографии произведений живописи.
Напишите:
1) названия живописных произведений и их авторов;
2) к какому стилю или направлению относится каждая из них;
3) Представьте себе, что перед вами не просто живописные произведения, а логический ряд изображений, в котором одно изображение лишнее. Назовите лишнее изображение и аргументируйте ответ. (Несколько классификаций по разным признакам принесут вам дополнительные баллы)
1 | 2 |
3 |
Название и автор | Стиль или направление | Лишнее изображение, аргумент |
1.Жак Луи Давид « Смерть Марата» | Неоклассицизм(классицизм) | Классификация 1. По стилевой принадлежности. Лишний №1, поскольку №2 и № 3 произведения эпохи романтизма. Классификация 2. По национальной принадлежности. Лишний №3, поскольку №1 и № 2 представители искусства Франции, а № 3 Испании Классификация 3. По композиционному построению. Лишний №1, поскольку №2 и № 3 многофигурные композиции, а в картине №1 один персонаж. |
2.Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ на баррикады» | Романтизм |
3.Ф. Гойя « Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.» | Романтизм |
За каждый правильный ответ по одному баллу, за каждую правильную классификацию 2 балла
Максимальное количество 12 баллов
Задание 3
Рассмотрите изображения и определите общую тему произведений. Какие эмоции вызывают у вас картины?
Классифицируйте произведения по трем направлениям, поставив номера картин в соответствующие столбцы таблицы (табл. 2)
Назовите знакомых вам авторов и названия произведений.
О какой картине идет речь в высказывании.
1.Назовите тематику произведений Военная тематика
Определение общей темы-1 балл. За характеристику эмоционального состояния 2 балла.
Таблица 2 Классификация по стилям и направлениям
Батальная живопись конца 19, начала 20 века | Авангардизм начала 20 века | Социалистический реализм |
№3, №6 | №2, №4, №5 | №1, №7 |
За каждый правильный ответ по одному баллу. Максимально 7 баллов
3. Назовите авторов
Изображение1 «Оборона Севастополя» А.А.Дейнека
Изображение 2 «Герника» Пабло Пикассо
Изображение 3 « Панихида. Побежденные» В.В. Верещагин
Изображение 4«Лицо войны» Сальвадор Дали
Изображение 5 «Предчувствие гражданской войны» Сальвадор Дали
Изображение 6 «Апофеоз войны» В.В. Верещагин
Изображение 7 «Мать партизана» С. Герасимов
За каждый правильный ответ по одному баллу. Максимально 7 баллов
4.О какой картине идет речь в высказывании
1. Мастер пояснил свой замысел надписью на раме: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». «Апофеоз войны» В.В. Верещагин №6
2.Эта картина заслужила «титул» главного антивоенного произведения в европейской живописи. С этой картиной связана была такая история. Во время второй мировой войны в доме художника был устроен обыск. Гестаповец, увидевший фотографию картины, спросил: «Это Вы сделали?»
-«Нет»- ответил художник - «Это сделали вы». О какой картине идет речь?«Герника» Пабло Пикассо № 2
3.Очертание изображения на этой пророческой картине напоминает карту Родины художника. Назовите картину «Предчувствие гражданской войны» Сальвадор Дали №5
За каждый правильный ответ по два балла. Максимально 6 баллов
Задание 4
Выберите из облака слов, именно тот стиль или направление в искусстве, которое соответствует высказыванию.
1. В живописи - идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы. Мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий.Рококо
2.В живописи - «механическое» смешение цветов, яркость оттенков, ведущий жанр-пейзажИмпрессионизм
3.В живописи -праздничный блеск, накал страстей, динамика, неукротимая энергия.Барокко
4.В живописи - создание фантасмагорических форм, обращающихся к чувствам зрителя в обход рациональной эстетикиСюрреализм
5. В живописи - уравновешенность композиции, композиционный центр хорошо вписывается в простейшие фигуры: треугольник, круг.Классицизм
6.В архитектуре- один из часто используемых элементов- картуш. Обилие скульптуры, украшающей здания.Барокко
7. В архитектуре - ориентация на лучшие достижения античной культуры – греческую ордерную систему, строгую симметрию, чёткую соразмерность частей и их подчиненность общему замыслу.Классицизм
8.В высказываниях не упоминается кубизм
За каждый правильный ответ по одному баллу.
За определение кубизма 3 балла, за названных представителей направления 3 балла
Задание 5
Максимальное количество баллов 50 выставляется при условиях:
Анализ представляет собой целостный тест, в котором есть место эмоциональному восприятию произведений
Выделены общие и черты и различия произведений;
Школьник указывает в тексте средства художественной выразительности, характерные для портретов;
Школьник высказывает собственную аргументированную позицию.
| |
А.Я.Головин«Портрет Всеволода Мейерхольда» 1917г. Дерево, темпера Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Москва | Б.Д. Григорьев «Портрет Всеволода Мейерхольда» 1916г. Холст, масло Русский музей |
Проведите сравнительный анализ портретов. При составлении анализа ориентируйтесь на следующий план:
1. Какие черты образа наиболее ярко представлены в первом и втором портрете?
2. Определите виды представленных портретов? Почему А.Я. Головин предпочел изобразить артиста в поясном портрете, а Б. Д. Григорьев в портрете в полный рост? Какие задачи преследовали художники?
3.Как мимика, жесты, поворот головы портретируемого помогают передать образ? Найдите общее и различия.
4.Сравните композицию, статику и динамику, колористический строй обеих картин.
5. Как фон портретов помогает подчеркнуть образ героя?
6.Выскажите свою точку зрения по поводу выразительности портретов. Какой из них вам нравиться больше и почему?
Задание 6
Прослушайте музыкальный фрагмент.
Определите автора произведения и его названиеЛюдвиг ван Бетховен
Назовите знакомые вам произведения этого же автора. «Лунная соната», «К Элизе» « Аппассионата» ( возможны другие варианты)
Охарактеризуйте настроение, переданное автором в музыке.( Характеристика выполненная школьником)
4.Какие выразительные средства музыки помогают передать это настроение?( мелодия, темп, ритм, динамика, лад, тембр)
5.К какому направлению в искусстве можно отнести творчество данного композитора?Классицизм. Венская школа
1.Школьник правильно называет композитора -1 балл
2.За названные произведения данного композитора -3 балла
3.Школьник верно образно описывает характер музыки -5 балла
4.Названы несколько выразительных средств, соответствующих характеру музыки-5 балла
5.Верное название направления музыки- 1 балл
Задание 7
В таблице представлены известные культурные деятели Брянской области и, связанные с ними, архитектурные объекты. Сгруппируйте и назовите деятелей и установите взаимосвязь с архитектурным памятником.
деятели | Ф.И.О | Деятель и связанный с ним архитектурный объект |
Русский лирик, поэт-мыслитель,дипломат и чиновник, консервативный публицист | Ф.И.Тютчев | Музей-заповедник в Овстуге |
Русская дворянка,общественная деятельница,художница-эмальерка, преподавательница, меценатка и коллекционерка | М.К. Тенишева | Историко-архитектурный комплекс в с.Хотылёво. |
Русский поэт, заслуженный работник культуры РФ, создатель парка-музея им. А.К. Толстого, почётный житель г.Брянска | В.Д.Динабургский | Парк-музей им.А.К.Толстого в г. Брянске |
Советская российская пианистка, композитор, педагог, общественный деятель | Т.П.Николаева | Детская школа искусств Т.П.Николаевой |
Русский писатель, поэт и драматург, переводчик, сатирик | А.К. Толстой | Музей-усадьба с. Красный Рог Почепского района |
1. Правильная группировка 1 ряда - 3 балла
Максимальное количество 15 баллов.