СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оленевод – профессия героическая

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оленевод – профессия героическая

Цель: формирование интереса и уважение к профессии оленевода с использованием традиционных для культуры  коряков понятий –добро, уважение. воспитывать любовь к родному краю, прививать интерес к знаниям  о родном крае,   развивать навыки групповой работы

Просмотр содержимого документа
«Оленевод – профессия героическая»



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Тиличикская средняя школа»





Сценарий мероприятия

«Оленевод – профессия героическая»























Сценарий подготовила учитель искусства

МКОУ «Тиличикская средняя школа»

Слипец Л.В.













С. Тиличики, 05 декабря 2016 года











Оленевод – профессия героическая

Цель: формирование интереса и уважение к профессии оленевода с использованием традиционных для культуры коряков понятий –добро, уважение. воспитывать любовь к родному краю, прививать интерес к знаниям о родном крае, развивать навыки групповой работы

Подсчет результатов проводит жюри, составленное и учеников старших классов.

Команды по результатам мероприятия получают дипломы и сладкие призы.

Дипломы имеют номинации:

«Самая активная команда»

«Самая дружная команда»

«Самая знающая команда»

«Самая быстрая и уверенная команда»

Возрастная категория: 8 классы

Музыкальный материал: видеоклип на мелодию «Заря Камчатки»

Оборудование:  проектор, компьютер, заготовки для аппликации.

Мультимедийное сопровождение: презентация « Оленевод – профессия героическая»,

 





Ход мероприятия:





Звучит корякская национальная музыка

Ведущий: Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие в нашу тундру, где познакомимся ближе с очень редкой, но очень нужной профессией –оленевод-пастух. Послушайте легенду, дошедшую до нас из глубокой древности.

Тундра!

Снежные дали без края-

Серебристый песцовый мех.

Без меня проживешь ты, знаю,

Без тропинок моих и вех.

Тундра! Тундра! Вот я, наверно,

Без тебя прожить не смогу!

(А. Пичков )

В тундре длинная и холодная зима, короткое лето. Но живет и трудиться здесь сильный , выносливый народ: нипочём им долгая зима, ни снега, ни вьюга, ни мороз, ни комариный вой, ни гнус, ни болота, ни великая вода. Главное занятие – оленеводство. Жители Камчатки широко используют загадки в своих произведениях.

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться нам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье?

(Олень)

Домашний олень-это уют тундры, чума.

Как пророк он дает радость общения между людьми, создаёт условия для уважительного отношения друг к другу.

Очень Авку я люблю.

Свежим хлебом, сочной травкой

Я из рук его кормлю,

Он ведь только из пелёнок,

Это Авка-Оленёнок.

Ведущий: Писатель Л. Лапцуй рассказывает: «Иногда, во время дежурства в стаде, я разговаривал с прирученными оленями, имевшие свои клички, пел им песню…он благодарно смотрит ,шевелит ушами, мотает головой , тычет свою морду мне в грудь и внимательно слушает песни». Ребята, кто пасёт оленей? Правильно, пастух-оленевод.

Лютой погоде вопреки

Пастбище обходит молча,

У него на поясе клыки:

Есть медвежьи, есть и волчьи.

Вьюга, вьюга, вьюга на земле,

Всё кругом-в летящей вате.

У огня, сидящие в тепле,

Пастуха не забывайте!

ВИКТОРИНА

  1. Как называется шест, которым управляется оленья упряжка. (Хорей)

  2. Что любит есть олень? (Ягель, грибы)

  3. Главный атрибут в мужской одежде оленевода (Пояс)

  4. Собака лает ,а олень…(Хоркает)

  5. Из чего изготавливают пояс? ( Из кожи)

  6. Назовите традиционную одежду пастуха-оленевода (Малица,Кухлянка)

  7. Почему у оленеводов пояс с правой стороны?

  8. Назовите традиционную обувь пастухов (Кисы)

  9. Почему кухлянку часто называют индивидуальным чумом ?

(Форма одежды конусообразная ,подобно чуму, повышает устойчивость человека к морозам во время сильного ветра)

  1. Главная ценность кухлянки? (Мех оленя, который обладает теплозащитными свойствами).

Художественный конкурс

Задание: Вырезать по шаблону кухлянку и раскрасить

Ведущий: Пусть молодые расслышат речь поколений и далей. Ребята, познакомимся с устным народным творчеством.

Народная мудрость:

  1. Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи имя своё.

  2. Оленю лучшая мерка - в дороге проверка.

  3. О человеке складывается мнение по упряжке его оленей.

  4. Тот, кто законы тундры изведал, кто пояс украсил зубами медведя.



Конкурс будущих пастухов

Я в зимней одежде своей, как сова.

Могу повернуться на нартах едва.

Но я – настоящий помощник отца.

Хорей мой под ветром свистит без конца.

Вопросы:

  1. Какую важную функцию выполняет олень ( транспорт)

  2. Назовите главное преимущество оленя перед другими домашними животными (Находится на подножном корме)

  3. Чем питается олень?

  4. Назовите основные категории оленей. (Хор- самец, важенка-самка, яловая важенка, ездовой бык, телёнок)





И Север представить

Нельзя без оленя.

Олень-это тундры пятнистый ковер,

Её вдохновенье, её откровенье…

Олень!

Он в упряжке - живая струна

С глазами, как черные очи Ямала.



Игра «На новое стойбище»

Ведущий: Жители тундры съезжаются летом в большие стойбища, чтобы вместе провести период гнуса, самый трудный для оленя и пастухов.

Не дремлют пастухи:

Уже над тундрой множатся

Курчавые дымки.

Ползет завеса белая,

Горят, чадят костры….

Вопрос:-А почему пастухи разводят костры? (Так они спасаются от гнуса, комаров )

Ведущий: Наша маленькая юрта много лет спорит с ветрами и вьюгами, дождями и снегами. Юрта и ныне не получила более разумной и удобной замены в кочевых условиях. Хорошо жить в тундре, когда человек не изменят своим привычкам, когда он находится в ладу с природой и самим собой.

Конкурс: Аппликация «Тундра! Снежные дали без края»

Ведущий: Какой же пастух без нарты? А сейчас послушайте предание о том , как возникла идея изготовления нарты «Два коряка решили построить нарты. У них есть олени , и они слышали где-то, что на оленях надо ездить. Пошли в лес , два хвойных дерева срубили.

Один ничего не обтесал, с сучками ствол оставил. Другой всё снял и сделал гладко. Сделали нарты –она одного человека держит. Один поехал-только пыль столбом, у другого –олени тянут и никак – сучки хода не дают.

Олени оглянулись на хозяина и говорят человеческим голосом : «Ты нас послушай ,

Посмотри на своего товарища: у него всё гладко сделано. А мы весь лес вместе с талой землёй тащим за собой, у нас силы нету». С того времени стали обстругивать гладко всё снизу.

Конкурс знатоков

  1. Назовите основной способ передвижения коряков в тундре (Езда на оленях, запряженных в нарты).

  2. Назовите основные детали оленьей нарты (Полозья, ножки-копылья, настил).

  3. И чего делают нарты (Из лиственницы, без единого гвоздя).

  4. При езде летом по земле и камням полозья быстро стирались. Что для этого предпринимали коряки? (Снизу прикрепляли вторые полозья).

  5. Всем известно, что утилизация оленьих туш практически безотходная. Назовите что готовят:---

Но с детства нам дорог

Наш труд непростой_

Чтоб стать пастухом.

И наука нужна и уменье,

Не каждый сумеет

Всю тундру пройти до конца,

И денно, и нощно шагая

По тропам оленьим.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!