СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оксиды: классификация,номенклатура, свойства, получение, применениее

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Оксиды: классификация,номенклатура, свойства, получение, применениее»

04.02.2021г. 8 класс урок №42

Тема урока: Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение.

Цель урока: Систематизировать сведения об оксидах, углубить знания учащихся о классификации и химических свойствах оксидов. Научить доказывать оснóвный и кислотный характер оксидов.

Планируемые результаты урока: Предметные. Знать определения основных и кислотных оксидов. Уметь классифицировать оксиды по составу и свойствам, сравнивать основные и кислотные оксиды, прогнозировать химические свойства оксидов на основании их состава, доказывать основный и кислотный характер оксидов. Метапредметные. Развивать умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять понятия, делать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Личностные. Формировать ответственное отношение к учению.

Оборудование: ПСХЭ Д. И. Менделеева, доска, учебник по Химии 8 класс, тетрадь.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний

3. Сообщение темы урока Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение.

4. Изучение нового материала.

Сегодня мы начинаем знакомство с важнейшими классами неорганических соединений. Неорганические вещества по составу делятся, как вы уже знаете, на  простые и сложные.

Сложные неорганические вещества подразделяют на четыре класса: оксиды, кислоты, основания, соли. Мы начинаем с класса оксидов.

ОКСИДЫ

Оксиды - это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород, с валентность равной 2. Лишь один химический элемент - фтор, соединяясь с кислородом, образует не оксид, а фторид кислорода OF2.
Классификация оксидов Все оксиды можно разделить на две группы: солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие или безразличные.


Оксиды металлов МехОу

Оксиды неметаллов неМехОу

Основные

Кислотные

Амфотерные

Кислотные

Безразличные

I, II

Ме

V-VII

Me

ZnO,BeO,Al2O3,

Fe2O3, Cr2O3

II

неМе

I, II

неМе

CO, NO, N2O

1). Основные оксиды – это оксиды, которым соответствуют основания. К основным оксидам относятся оксиды металлов 1 и 2 групп, а также металлов побочных подгрупп с валентностью I и II (кроме ZnO - оксид цинка и  BeO – оксид берилия):

2). Кислотные оксиды – это оксиды, которым соответствуют кислоты. К кислотным оксидам относятся оксиды неметаллов (кроме несолеобразующих – безразличных), а также оксиды металлов побочных подгрупп  с валентностью от V до VII (Например, CrO3-оксид хрома (VI), Mn 2O7 - оксид марганца (VII)):

3). Амфотерные оксиды – это оксиды, которым соответствуют основания и кислоты. К ним относятся оксиды металлов главных и побочных подгрупп с валентностью III, иногда IV, а также цинк и бериллий (Например, BeO, ZnO, Al2O3, Cr2O3).

4). Несолеобразующие оксиды – это оксиды безразличные к кислотам и основаниям. К ним относятся оксиды неметаллов с валентностью I и II (Например, N2O, NO, CO).

Вывод:  характер свойств оксидов в первую очередь зависит от валентности элемента.

Например, оксиды хрома: CrO (II - основный); Cr 2O3 (III  - амфотерный); CrO3 (VII - кислотный).

Классификация оксидов (по растворимости в воде)

Кислотные оксиды

Основные оксиды

Амфотерные оксиды

Растворимы в воде. Исключение –SiO2  (не растворим в воде)

В воде растворяются только оксиды щелочных и щелочноземельных металлов (это металлы  I «А» и II «А» групп, исключение Be ,Mg)

С водой не заимодействуют. В воде не растворимы

Получение оксидов 

1. Горение веществ (Окисление кислородом)

а) простых веществ

2Mg +O2=2MgO

б) сложных веществ

2H2S+3O2=2H2O+2SO2

2.Разложение сложных веществ

(используйте таблицу кислот, см. приложения)

а) солей

СОЛЬt= ОСНОВНЫЙ ОКСИД+КИСЛОТНЫЙ ОКСИД

СaCO3=CaO+CO2

б) Нерастворимых оснований

Ме(ОН)b t= MexOy + H2O

Cu (OH)2 t=CuO+H2O

в) кислородсодержащих кислот

НnA = КИСЛОТНЫЙ ОКСИД + H2O

H2SO3=H2O+SO2

Физические свойства оксидов При комнатной температуре большинство оксидов - твердые вещества (СаО, Fe2O3 и др.), некоторые - жидкости (Н2О, Сl2О7 и др.) и газы (NO, SO2 и др.).

Химические свойства оксидов

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОСНОВНЫХ ОКСИДОВ 

1. Основной оксид + Кислотный оксид = Соль (р. соединения)

CaO + SO2 = CaSO3

2. Основной оксид + Кислота = Соль + Н2О  (р. обмена)

3K2O + 2H3PO4 = 2K3PO4 + 3H2O

3. Основной оксид + Вода = Щёлочь  (р. соединения)

Na2O + H2O = 2NaOH

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТНЫХ ОКСИДОВ 

1. Кислотный оксид + Вода = Кислота  (р. соединения)

СO2 + H2O = H2CO3,      SiO2 – не реагирует

2. Кислотный оксид + Основание = Соль + Н2О  (р. обмена)

P2O5 + 6KOH = 2K3PO4 + 3H2O

3. Основной оксид + Кислотный оксид = Соль (р. соединения)

CaO + SO2 = CaSO3

4. Менее летучие вытесняют более летучие из их солей

CaCO3 + SiO2 = CaSiO3 +CO2

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АМФОТЕРНЫХ ОКСИДОВ 

Взаимодействуют как с кислотами, так и со щелочами.

ZnO + 2 HCl = ZnCl2 + H2O

ZnO + 2 NaOH + H2O = Na2[Zn(OH)4] ( в растворе)

ZnO + 2 NaOH = Na2ZnO2 + H2O (при сплавлении)

 Применение оксидов выписать в тетради самостоятельно.

Задания для закрепления

1. Выпишите отдельно химические формулы солеобразующих кислотных и основных оксидов. NaOH, AlCl3, K2O, H2SO4, SO3, P2O5, HNO3, CaO, CO.

2. Даны вещества: CaO, NaOH, CO2, H2SO3, CaCl2, FeCl3, Zn(OH)2, N2O5, Al2O3, Ca(OH)2, CO2, N2O, FeO, SO3, Na2SO4, ZnO, CaCO3, Mn2O7, CuO, KOH, CO, Fe(OH)3

Выберите из перечня: основные оксиды, кислотные оксиды, безразличные оксиды, амфотерные оксиды и дайте им названия.

3. Закончите УХР, укажите тип реакции, назовите продукты реакции

Na2O + H2O = N2O5 + H2O = CaO + HNO3 = NaOH + P2O5 = K2O + CO2 =

Cu(OH)2 = ? + ?

5. Домашнее задание. §____, № _____.

6. Рефлексия. Попробуйте оценить собственные знания и умения после сегодняшнего урока:

  • мне понятно всё, смогу научить другого.

  • я могу объяснить новую тему при некоторой помощи.

  • мне сложно разобраться самостоятельно в новой теме, нужна помощь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!