Тема: «Труд людей весной.»
Программные задачи: Расширять и обогащать знания детей о труде людей весной, о сельскохозяйственных профессиях. Продолжать формировать знания о видах транспортных средств. Учить различать виды транспортных средств, используемых в сельском хозяйстве по назначению, внешнему виду, составным частям, действиям. Воспитывать уважительное отношение к труду людей сельскохозяйственных профессий.
Материалы и оборудование: презентация, ноутбук, проектор.
Ход урока:
1.Орг.момент.
2.Сообщение темы и цели урока
- Ребята, скажите, какое сейчас время года?
- Правильно, весна. В народе говорят: «весной день год кормит». Как вы думаете, что это значит? (предположения детей)
- Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот. Как только с полей сходит снег, на них начинаются весенние работы (слайд 2). Надо успеть за короткое время, пока не пересохла почва, посеять семена хлебных и овощных растений, высадить картофель. Если упустить время – не вырастить хорошего урожая, нечего будет есть.
Весенняя страда – это напряженная работа в весенний период по подготовке посевных работ (слайд 3). Люди понимают, что весна год кормит. Они стараются не пропустить не одного денечка: проращивают семена, готовят почву к посеву, сеют семена в землю.
- Ранней весной основной работой является вспашка земли. Сельскохозяйственный транспорт очень помогает труженикам села в
их нелегком труде.
У каждой машины
Дела и заботы.
Машины выходят
С утра на работу.
- Выезжают трактористы в поле и вспахивают землю, как вы думаете для чего?
- Верно, чтобы почва была мягкой, рыхлой для лучшего всхода семян.
- Эти тракторы пашут землю, а так пахали землю раньше . К нему прикрепляют плуг с острыми ножами. Ими плуг режет землю пластами и переворачивает (слайд 6). Но в такую землю нельзя бросать зерно.
- Как вы думаете, почему?
- Верно, зерно не закрыто землёй - его могут съесть птицы, оно не даст всходов и не будет урожая.
- Поэтому этот трактор боронует землю, то есть разрыхляет её. (слайд 7) Борона – сельскохозяйственное орудие, похожее на грабли с острыми стальными зубьями пласты земли разравнивает, делает землю мягкой.
- Теперь земля готова к посеву, можно бросать в неё семена. Раньше это делали вручную: по полю шел человек, брал зерно из мешочка и рассыпал его (слайд 8). Сейчас зерно сеют машины. Этот трактор сеет зерно (слайд 9 - 10). С помощью сеялки зерно попадает в землю.
- Что нужно для того, чтобы семена проросли?
- Правильно, свет, воздух и вода. Свет и воздух есть всегда, а как быть, если дожди идут нечасто и растениям не хватает влаги?
-Верно, поливать. На помощь растениям приходят люди. Они устанавливают на полях поливочные машины, орошают землю. (слайд 11 - 12)
- Орошают- значит поливают, давайте повторим это слово, чтобы запомнить орошают.
- При должном уходе из маленьких семян осенью люди получают богатый урожай.
- За ростом едва проклюнувшихся росточков наблюдает агроном (слайд 13). Это человек, который знает, как растить хлеб, какие болезни и вредители могут помешать ему. Внимательно посмотрит агроном на маленький колосок и видит: напали на хлебное поле жуки – вредители – нужно их уничтожить, иначе погибнет весь урожай. Звонит агроном лётчикам и просит помочь. Пилоты заливают в специальные баки «лекарство», уничтожающее вредителей и разбрызгивают его с самолета на поле. (слайд 14)
Этот трактор вносит удобрение, чтобы вырос хороший урожай. (слайд 14)
Учитель читает стихотворение:
Рожь наливается зерном
Тяжелым, урожайным,
И солнечным, погожим днем
В поля идут комбайны… (слайд 15)
- Комбайн выполняет сразу много видов работ: большими острыми ножами он срезает колосья; внутри комбайна есть молотилка, она освобождает зерна от ко-лосьев и вот зерно сыплется в кузов грузовой машины. Затем шофер увозит зерно на элеватор. А солома упаковывается в брикеты и остается на поле (слайд 16 - 17). Потом её уберут с помощью погрузчиков на корм и подстилки животным. Управляет этой сложной машиной человек, которого называют… (комбайнер). А раньше убирали урожай хлеба вручную (слайд 18)
Грузовики спешат, гудят-
Везут с полей пшеницу.
Колхозный урожай богат,
Мы можем им гордиться!
- На этом путь хлеба не заканчивается. Как мы уже знаем, дальше зерно с элеватора попадает на мельницу, затем на хлебозавод и в пекарню, чтобы мы с вами смогли насладиться вкусными хлебобулочными изделиями.
- Сельскохозяйственные машины помогают труженикам села не только выращи-вать и убирать зерно, но и возделывать овощные культуры, собирать урожай фруктов и овощей. (слайд 19 - 21)
- Мы познакомились с сельскохозяйственным транспортом и убедились, что он нужен и важен сельскому хозяйству.
- Иногда сельскохозяйственные машины ломаются и тут на помощь приходит инженер – механик или механизатор. Он следит за тем, чтобы все машины работали исправно, а в случае поломки
ремонтирует их (слайд 22).
А теперь, давайте немножко отдохнем.
Физминутка
- В полях всю весну будут трудиться тракторы и машины. Не только в полях кипит работа весной. В садах, огородах, на улицах города у людей тоже много хлопот.
- В парках, садах, скверах и огородах, около домов убирают прошлогоднюю листву, ветки, мусор с помощью грабель (слайд 23, белят деревья (слайд 24)
- А кто знает, для чего люди белят стволы деревьев?
- Правильно, чтобы избавить их от вредителей. С этой же целью деревья и кустарники опрыскивают ядовитыми веществами, которые убивают насекомых-вредителей (слайд 25).
Весной в садах проводят посадку плодовых деревьев и кустарников (слайд 26 - 28).
На улицах городов, поселков и сел подрезают деревья (слайд 29) и высаживают новые декоративные цветы, растения в парках и скверах (слайд 30).
ремонтирует их (слайд 22).
А теперь, давайте немножко отдохнем.
Физминутка
- В полях всю весну будут трудиться тракторы и машины. Не только в полях кипит работа весной. В садах, огородах, на улицах города у людей тоже много хлопот.
- В парках, садах, скверах и огородах, около домов убирают прошлогоднюю листву, ветки, мусор с помощью грабель (слайд 23, белят деревья (слайд 24)
- А кто знает, для чего люди белят стволы деревьев?
- Правильно, чтобы избавить их от вредителей. С этой же целью деревья и кустарники опрыскивают ядовитыми веществами, которые убивают насекомых-вредителей (слайд 25).
Весной в садах проводят посадку плодовых деревьев и кустарников (слайд 26 - 28).
На улицах городов, поселков и сел подрезают деревья (слайд 29) и высаживают новые декоративные цветы, растения в парках и скверах (слайд 30).
- Ждёт людей работа и в огородах. В тёплую землю просятся семена овощей: моркови, свёклы, огурцов, редиса, гороха, фасоли (слайд 31). Очень важно семена правильно подготовить к посеву. Пока семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности протекают в нём вяло и их очень трудно заметить, но стоит семени попасть в благоприятные условия, как они активизируются, и семя прорастает и даёт жизнь новому растению. В конце весны, в теплые майские дни, высаживают рассаду огурцов, помидоров, капусты (слайд 32 - 34).
- Вместе дело спорится, если все вместе возьмутся за работу, то можно быстрее и лучше справиться с делами, а потом, как говорится «делу – время, потехе – час».
Физкультминутка
- Там, где люди потрудились такими красивыми становятся парки, скверы, улицы наших городов (слайд 35).
- Там, где люди потрудились богатый и щедрый урожай будет (слайд 36)
Подведение итогов