МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 х. ИЛЬИНОВ
«Утверждаю»
Директор МБОУ-ООШ № 14 х.Ильинов
Приказ от 05.09.2018 № 145
__________________ Колесникова Т.В.
Адаптированная рабочая программа
«Окружающий природный мир»
2 класс
(II вариант)
на 2018-2019 учебный год
Диляры Т.
Общее количество часов в год – 67 часов
Составитель: Дьяченко С.И.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему природному миру составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-Планируемыми результатами освоения обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы;
- на основе индивидуального учебного плана МБОУ – ООШ №14 х. Ильинов на 2018-2019учебный год ;
- в соответствии с Положением о рабочей программе;
- годовым календарным учебным графиком на 2018-2019 учебный год.
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету « Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель уроков окружающего природного мира во 2 классе II вариант МБОУ – ООШ № 14 х. Ильинов – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: « Растительный мир», «Животный мир», « Временные представления», «Объекты неживой природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребёнок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман), о цикличности в природе- сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребёнок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребёнка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребёнок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребёнок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растёт, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребёнок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные/несъедобные). Ребёнок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (жарка, засол, консервирование).
Используемые типы уроков: урок-открытия нового знания, урок-исследование, урок комплексного применения общеучебных умений, актуализация общеучебных умений, урок систематизации и обобщения, комбинированный урок.
Общая характеристика учебного предмета
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучение другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно – следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель-ствол, трава-куст-дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза – цветок),ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках - на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы по окружающему природному миру во 2 классе II вариант включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный и достаточный уровни освоения программы по окружающему природному миру во 2 классе II вариант:
Минимальный уровень:
Интерес к исследованию природных объектов, осуществляемых с помощью взрослого, с использованием различных анализаторов (тактильный, зрительный, слуховой и др.).
Осуществлять с помощью взрослого варианты действий: погружение рук в материал, ощупывание, захват, удержание, отпускание, перекладывание, пересыпание, переливание.
Указывать жестами , узнавать предметы и явления природы(яблоко, груша, картофель, морковь, 2-х животных диких и домашних)
Достаточный уровень:
Производить практические действия с различными природными материалами
Узнавание и называние фруктов, овощей, диких и домашних животных.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по окружающему природному миру в соответствии с учебным планом МБОУ – ООШ № 14 х.Ильинов во 2 классе II вариант рассчитана на 33 учебных недели (67 часов по 2 часа в неделю)
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
Содержание предмета
Тема | Количество часов |
Пропедевтика 8 часов | |
Исследование природных объектов. Вода. Свойства воды. | 2 |
Исследование природных объектов. Песок. Свойства песка. | 2 |
Исследование природных объектов. Земля и глина. Сходства и различия. Экскурсия. | 2 |
Исследование природных объектов. Камешки. Свойства и внешний вид камней. | 2 |
Растительный мир 17 часов | |
Исследование природных объектов. Шишки и желуди. | 2 |
Исследование природных объектов. Сравнение листьев деревьев. | 2 |
Изменение цвета листьев с изменением времени года. Экскурсия в лес. | 1 |
Соотнесение листа и дерева. (клен - кленовый лист, береза -березовый лист) | 2 |
Закрепление | 2 |
Повторение ранее пройденного. Деревья и их листочки. (клен, береза). | 2 |
Лиственные и хвойные деревья. Ель, дуб. | 3 |
Практическая работа с природным материалом. | 2 |
Деревья и человек. Бережем лес. | 1 |
Сад и огород 27 часов | |
Фрукты. Яблоко. | 2 |
Фрукты. Банан. | 2 |
Фрукты. Лимон. | 2 |
Сравнение фруктов: вкус, запах, цвет. | 1 |
Повторение пройденного в предыдущей четверти. | 1 |
Овощи. Морковь. Внешний вид, цвет, форма, использование. | 2 |
Овощи. Картофель. Внешний вид, цвет, форма, использование. | 2 |
Овощи - огурец и помидор, сравнение. Внешний вид, цвет, форма, использование. | 2 |
Использование овощей в пищу. Экскурсия на кухню. | 1 |
Сравнение овощей между собой: сходство и различие. | 2 |
Овощи и фрукты. Дифференциация. Отличие. | 2 |
Сад и огород. | 2 |
Сад и фрукты в нем. | 1 |
Огород и огородные растения. | 1 |
Труд человека в саду и огороде. Практическая работа. | 1 |
Закрепление пройденного за четверть | 2 |
Повторение пройденного в 3 четверти | 1 |
Животный мир 15 часов | |
Домашние животные. Корова. Внешний вид, основные признаки. | 2 |
Строение коровы. Части тела. | 1 |
Домашние животные. Свинья. Внешний вид, основные признаки. | 2 |
Строение свиньи. Части тела. | 1 |
Различение и узнавание коровы и свиньи. | 1 |
Домашние животные. Кошка. Внешний вид, основные признаки. | 1 |
Строение кошки. Части тела. | 1 |
Домашние животные. Собака. Внешний вид, основные признаки. | 1 |
Строение собаки. Части тела. Лапы, хвост, уши, зубы. | 1 |
Дикие животные. Лиса. Внешний вид, основные признаки. | 1 |
Дикие животные. Медведь. Внешний вид, основные признаки. | 1 |
Сравнение диких и домашних животных. | 2 |
Итого | 67 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Виды деятельности |
план | факт (обоснование) |
1 | Исследование природных объектов. Вода. | 1 | 06.09 | | Умение осуществлять действия с водой, |
2 | Исследование природных объектов. Свойства воды. | 1 | 11.09 | | Выполнять инструкции учителя, переливание, погружение рук |
3 | Исследование природных объектов. Песок. | 1 | 13.09 | | Умение осуществлять действия с песком |
4 |
Исследование природных объектов. Свойства песка. | 1 | 18.09 | | Выполнять инструкции учителя, пересыпание, погружение рук, строительство из песка |
5 | Исследование природных объектов. Земля и глина. Сходства и различия. | 1 | 20.09 | | Умение осуществлять действия с землей и глиной, выполнять инструкции учителя, землю сыпем, глину лепим, устанавливать различия и сходства на начальном уровне. |
6 | Исследование природных объектов. Земля и глина. Экскурсия | 1 | 25.09 | |
7 | Исследование природных объектов. Камешки. | 1 | 27.09 | | Умение осуществлять действия с камушками небольшого размера, выполнять инструкции учителя, пересыпание камней ,погружение рук в камушки, строительство из камней |
8 | Исследование природных объектов. Свойства и внешний вид камней. | 1 | 02.10 | |
9 | Исследование природных объектов. Шишки и желуди. | 1 | 04.10 | | Сравнивать наощупь и зрительно шишки и желуди между собой, находить сходства и различия во внешнем виде и наощупь |
10 | Исследование природных объектов. Шишки и желуди. Сходства и различия. | 1 | 09.10 | |
11 | Исследование природных объектов. Сравнение листьев деревьев. | 1 | 11.10 | | Уметь выбирать правильный лист среди нескольких, называть его, осуществлять сбор листьев на экскурсии |
12 | Сравнение листьев деревьев. Экскурсия | 1 | 16.10 | |
13 | Изменение цвета листьев с изменением времени года. Экскурсия в лес. | 1 | 18.10 | | Умение замечать во время экскурсии окружающую природу: листья, деревья, трава, небо |
14 | Соотнесение листа и дерева.(клен - кленовый лист, береза - березовый лист) | 1 | 23.10 | | Умение соотносить лист и дерево |
15 | Закрепление пройденного | 1 | 25.10 | | Повторение плохо усвоенного |
16 | Закрепление | 1 | 06.11 | | Повторение плохо усвоенного |
17 | Повторение ранее изученного. Деревья и их листочки. (клен, береза). | 1 | 08.11 | | Умение соотносить лист и дерево |
18 | Повторение ранее пройденного. Деревья и их листочки. (клен, береза). | 1 | 13.11 | | Умение соотносить лист и дерево |
19 | Лиственные и хвойные деревья. | 1 | 15.11 | | Различать листву и хвою, Называть и показывать доступными способами данные виды деревьев |
20 | Лиственные и хвойные деревья. Ель. | 1 | 20.11 | |
21 | Лиственные и хвойные деревья. Дуб. | 1 | 22.11 | |
22 | Практическая работа с природным материалом. | 1 | 27.11 | | Выполнение простейших поделок из шишек и пластилина |
23 | Поделки из природного материала. | 1 | 29.11 | |
24 |
Деревья и человек. Бережем лес. | 1 | 04.12 | | Различать «можно-нельзя», выбирая из правил поведения в лесу |
25 |
Фрукты. Яблоко. | 1 | 06.12 | | Называть, показывать и выбирать из множества фруктов яблоко. |
26 | Яблоко. Фрукты. | 1 | 11.12 | | Сравнивать вкус, форму, размер с другими |
27 | Фрукты. Банан. | 1 | 13.12 | | Называть, показывать и выбирать из множества фруктов банан. |
28 | Банан. Фрукты. | 1 | 18.12 | | Сравнивать вкус, форму, размер с другими |
29 | Фрукты. Лимон. | 1 | 20.12 | | Называть, показывать и выбирать из множества фруктов лимон. Сравнивать вкус, форму, размер с другими |
30 | Лимон. Фрукты. | 1 | 25.12 | |
31 | Сравнение фруктов: вкус, запах, цвет. | 1 | 27.12 | | Сравнивать разные фрукты между собой, отличать друг от друга |
32 | Повторение пройденного в предыдущей четверти. | 1 | 10.01 | | Повторить деревья и фрукты |
33 | Овощи. Морковь. Внешний вид, цвет, форма, использование. | 1 | 15.01 | | Называть, показывать и выбирать из множества овощей морковь. |
34 | Овощи. Морковь. Отличие от других овощей. | 1 | 17.01 | | Сравнивать вкус, форму, размер с другими овощами. |
35 |
Овощи. Картофель. Внешний вид, цвет, форма, использование. | 1 | 22.01 | | Называть, показывать и выбирать из множества овощей картофель. |
36 | Овощи. Картофель. Отличие от других овощей. | 1 | 24.01 | | Сравнивать вкус, форму, размер с другими овощами. |
37 |
Овощи - огурец и помидор, сравнение. Внешний вид, цвет, форма. | 1 | 29.01 | | Сравнивать вкус, форму, размер с другими овощами. |
38 |
Овощи - огурец и помидор. Использование. | 1 | 31.01 | | Называть, показывать и выбирать из множества овощей помидор и огурец. |
39 | Использование овощей в пищу. Экскурсия на кухню. | 1 | 05.02 | | Наблюдение за приготовлением овощей |
40 | Сравнение овощей между собой: сходство и различие. | 1 | 07.02 | | Сравнивать между собой овощи |
41 | Сравнение овощей между собой. | 1 | 12.02 | | Находить сходства и различия |
42 | Овощи и фрукты. Дифференциация. Отличие. | 1 | 14.02 | | Находить сходство и отличие между овощами и фруктами |
43 | Фрукты и овощи. Дифференциация. Отличие. | 1 | 19.02 | | Выбирать из общего количества овощи и фрукты |
44 | Сад | 1 | 21.02 | | Умение отличать сад |
45 | Огород | 1 | 26.02 | | Умение отличать сад и огород, показывать на картинке различия между ними |
46 | Сад и фрукты в нем. Яблоко, груша, слива. | 1 | 28.02 | | Узнавать и называть сад среди других картинок, показывать фрукты, растущие в саду |
47 | Огород и огородные растения. | 1 | 05.03 | | Узнавать и называть огород среди других картинок, показывать овощи, растущие в огороде |
48 | Труд человека в саду и огороде. Практическая работа. | 1 | 07.03 | | Показывать на картинках чем люди занимаются в саду и огороде, перекопка и полив земли в горшочках |
49 | Закрепление пройденного за четверть | 1 | 12.03 | | Сад и огород-различать, выбирать правильно на картинке |
50 |
Повторение пройденного в 3 четверти | 1 | 14.03 | | |
51 | Домашние животные. Корова. Внешний вид, основные признаки, повадки, пища | 1 | 19.03 | | Знание основных признаков животного, чем питается, где живет |
52 | Домашние животные. Корова. Какую пользу приносит для человека | 1 | 21.03 | | |
53 | Строение коровы. Части тела. | 1 | 02.04 | | Знание строения животного |
54 | Домашние животные. Свинья. Внешний вид, основные признаки, повадки, пища | 1 | 04.04 | | Знание основных признаков животного, чем питается, где живет |
55 | Домашние животные. Свинья. Какую пользу приносит для человека | 1 | 09.04 | | |
56 | Строение свиньи. Части тела. | 1 | 11.04 | | Знание строения животного |
57 | Различение и узнавание коровы и свиньи. | 1 | 16.04 | | Уметь различать и узнавать корову и свинью |
58 | Домашние животные: кошка (внешний вид, повадки, пища, сравнение, какую пользу приносят для человека). | 1 | 18.04 | | Знание основных признаков животного, чем питается, где живет |
60 | Строение кошки. Части тела. | 1 | 23.04 | | Знание строения животного |
61 | Домашние животные: собака (внешний вид, повадки, пища, сравнение, какую пользу приносят для человека). | 1 | 25.04 | | Знание основных признаков животного, чем питается, где живет |
62 | Строение собаки. Части тела. | 1 | 30.04 | | Знание строения собаки |
63 | Дикие животные: лиса (внешний вид, образ жизни, питание). | 1 | 07.05 | | Знание основных признаков животного, чем питается, где живет |
64 | Дикие животные: медведь(внешний вид, образ жизни, питание). | 1 | 14.05 | | Знание основных признаков животного, чем питается, где живет |
65 | Сравнение диких и домашних животных. | 1 | 16.05 | | Различать в чем разница между двумя группами животных, называть и показывать на картинках места обитания, питание, признаки одомашненности и дикости |
66 67 | Повторение материала, изученного за год. | 1 | 21.05 23.05 | | |
| Итого | 67 | | | |
РАССМОТРЕНО Протокол заседания МО МБОУ-ООШ № 14 х.Ильинов от ____________ № ______ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ О.В.Петрова ______________ 2018 г. |
10