СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Окружающий мир" 1 класс "Моя семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие функциональной грамотности на уроках окружающего мира

Просмотр содержимого документа
«"Окружающий мир" 1 класс "Моя семья"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 9

х. Жуковский









Открытый урок

по окружающему миру в 1 классе

Тема урока:

«Как живет семья». Проект «Моя семья»









Учитель: Тучкова С.И.

УМК «Школа России»





2021 г.



Цели деятельности учителя: закрепить знания обучающихся по истории своей семьи; развивать познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умения вести диалог; воспитывать интерес к изучению отношений членов семьи.

Тип урока: Последний в теме. Комбинированный- Закрепление и открытие новых знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся рассказывать о жизни семьи по рисункам, об интересных событиях в жизни своей семьи; получат возможность научиться отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для себя событий; интервьюировать членов семьи; оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; составлять экспозицию выставки; использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обсуждать коллективные результаты.

Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.



















































Технологическая карта урока открытия новых знаний

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивационный

1.1. Создание мотивационной основы учебной деятельности (актуализация знаний, постановка проблемного вопроса, создание ситуации затруднения, постановка учебной задачи, решение ситуативной задачи, выявление индивидуальных затруднений, выявление отсутствующих знаний и др.)

I. Орг.момент

-Ребята, приглашаю вас на урок окружающего мира.

- Мы рады, что на нашем уроке присутствуют гости. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Гости в доме – хозяевам радость!» Давайте поприветствуем наших гостей.

- улыбнемся друг другу и с приподнятым настроением начнем наш урок.

Будем работать в парах Правила работы в парах.

2.Повторение.

Выберите рисунок, на котором изображён глобус.

Что такое глобус? Уменьшенная модель земли.

- А теперь вспомним , что может быть опасным в доме

Если опасное — топаем ногами

НЕОПАСНОЕ -хлопайте в ладоши

спички, газовая плита, подушка,лекарства, одеяло, мыло, нож,стул,ножницы, иголки, стол, утюг.

Как можно назвать одним словом:

стол, кресло, шкаф

рубашка, юбка, платье

чашка, чайник, ложка.

II Мотивация учебной деятельности
-Прослушайте небольшой рассказ, и скажите о чем мы с вами будем говорить.

- Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.

-Куда ты идешь? - спросил старик

-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

-Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.

Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.

- Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу.

- Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.

Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым.

- Как вы думаете, почему он стал счастлив(ответы детей)

- Совершенно верно. А произошло это потому, что у него появилась семья.


Слушают учителя, отвечают на вопросы.

1.2. Целевая основа учебной деятельности (формулирование цели учебной деятельности, выдвижение гипотез, предположений)

III. Постановка целей и определение темы урока.

- Сегодня наш урок посвящён… семье. Слайд 1

Нам этом уроке мы узнаем много нового о семье.

Что такое семья? Какая семья называется дружной, счастливой?

- В этом мы сегодня постараемся разобраться, и может быть, каждый из вас откроет для себя что-то новое. Если вдруг возникнут затруднения, я вам обязательно помогу. У нас всё получится, потому что вы уже настоящие ученики, знаете, как надо работать на уроке, как важно быть внимательным и вдумчивым.


Участвуют в беседе.


2. Поисковый

Планирование предстоящей учебной деятельности (поиск способа выхода из затруднения, коллективное составление плана решения учебной задачи, совместное планирование деятельности в парах., фиксация плана в устной или письменной форме)

IV Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

1- Раньше на Руси говорили : семья – это семь Я. Слайд 2

- Ребята, а как вы думаете, почему семь «Я»? (дети высказывают своё мнение).

А вот как на этот вопрос ответят дети:

Лиля и Артём


Семья-словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось

Неясно нам совсем.

Ну « Я» - мы понимаем,

А почему их семь?


Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки, две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь « Я»!

- А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

-Нет, если есть собака,

Выходит « Во»!- семья!


- А где мы можем узнать точное лексическое значение слова.(В толковом словаре)

- Ребята помогали мне искать в словарях значение слова «семья». Давайте их послушаем.

Ученик: Амир

Я искал значение слова «Семья» в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова:

СЕМЬЯ - это группа живущих вместе близких родственников.


Ученик:Елисей
Я искал значение слова «Семья» в толковом словаре Дмитрия Николаевича Ушакова:

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.


V.Первичное закрепление

Учитель: 

- А как называется здание, где живёт семья?

- Семья – это дом. Дом... Это слово знакомо всем с детства. От него веет уютом и теплом. Дом для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. Сегодня к концу урока мы попробуем построить дом, в котором живёт счастливая семья.

Но строительство дома начинается с закладки фундамента.

Что такое фундамент?-строительная несущая конструкция, часть здания, сооружения, которая воспринимает все нагрузки от вышележащих конструкций и распределяет их по основанию

На чём строится дом.

Что же будет у нас фундаментом, узнаем из притчи о семье

ПРИТЧА-это нравственное поучение, взятое из жизни

Учитель: Слайд 5-7

В давние времена жила одна семья, в которой насчитывалось 100 человек. И в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано одно слово.

Учитель: Работа в парах:

Так что же нужно для счастливой жизни в семье?

- Какое это слово , вы узнаете, переставив слоги?

Работа в парах ( «понимание») Сл.8

Это и будет фундаментом нашего дома. Приклейте на фундамент нашего дома






























С помощью учителя делают выводы.



Работают со словарями










Отвечают на вопросы учителя.

















С помощью учителя делают выводы.

Выполняют действия

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.



3. Практический

Реализация намеченного плана:

-открытие нового знания, освоение учащимися новой информации, конструирование нового способа действия, решение практической задачи, самостоятельная работа с самопроверкой и/или взаимопроверкой по эталону;

- включение нового способа действий в систему сложившихся знаний умений, применение знаний, умений для решения учебно-практических, учебно-познавательных задач, выполнение творческих заданий;

- внесение необходимых корректив, создание алгоритма действий, проверка возможности его использования.









VI.Работа в паре: СЛ. 12, 13

- Как вы считаете, какая семья считается счастливой? Для этого я предлагаю достроить наш дом, и положить 6 кирпичиков, которые подходят для счастливой семьи. Выберите и наклейте на домик

Взаимопомощь Злость Недоверие

Отзывчивость Забота Ласка Любовь

Грубость Уважение

(ПРОЧИТАТЬ, какие слова выбрали)

Сравнить со слайдом.

- ВОТ МЫ И ПОСТРОИЛИ ДОМ СВОЕЙ МЕЧТЫ.

Хорошо нам будет в нём?

1. А теперь давайте немного отдохнём.

ФИЗМИНУТКА

- Давайте ещё раз вспомним всех членов семьи

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – Я.

Вот и вся моя семья.


Посмотрите на доску и соберите пословицу

На что клад, когда в семье лад.

Как вы её понимаете?


-А теперь давайте разберёмся, кто в семье для кого кем является:

-Кто ты для мамы? СЫН ДОЧЬ

Кто называет тебя сыном, дочерью кроме мамы?

Кто ты для бабушки? ВНУК, ВНУЧКА

У мамы или папы есть сестра, кто она тебе? ТЁТЯ

У маминой или папиной сестры или брата есть дети, кто они тебе? ДВОЮРОДНЫЕ БРАТЬЯ И СЁСТРЫ

МОЛОДЦЫ


- В любой семье происходит немало интересных событий. Готовясь к сегодняшнему уроку, вы приготовили рисунки на которых изобразили ваши семьи, как живет ваша семья, чем занимается

я предлагаю наклеить ваши рисунки в

раб тет с. 35

А теперь напишите имена членов вашей семьи.

(ПОКАЗЫВАЮ , КУДА ПИСАТЬ) с. 35 там же.

ЛАБИРИНТ.

А сейчас предлагаю отправиться в лабиринт. Шарики у членов семьи запутались, помогите распутать. У кого какого цвета шарик?

ПРОВЕРКА

Фото нашего класса

-Посмотрите на экран. Почему здесь появилась фотография нашего класса? Можно ли назвать наш класс семьей? ПОЧЕМУ( Ответы детей)


Работают в парах






Объясняют свой выбор.



Выполняют действия







Рассказывают о жизни своей семьи по рисункам (3 ученика).

Защита проектов (2 ученика)



Ответы детей



4. Рефлексивный

Осознание учащимися результатов своей учебной деятельности, способов достижения результатов, оценка результатов с точки зрения достижения цели, осознание необходимости коррекции своей деятельности и перспектив дальнейшего обучения, эмоциональная рефлексия.

VII. Итог урока.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня мы с вами говорили о самом главном, что есть в жизни человека - о семье. Солнце источник жизни как и семья, пусть над вашими семьями светит солнце. Только чего то не хватает у нашего солнышка- лучиков.

- Прикрепите лучики солнца и произнесите пожелания семье (Дети крепят лучик солнышку и произносят пожелание)

VIII. Рефлексия:

- Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.
Пусть наша жизнь течет рекою,
В пути не знающей преград!
И пусть над нашею семьёй
Лишь три созвездия горят:
Одно созвездие - Любви.
Другое - Верности и Счастья,
А третье - просто Доброты.
Пусть над семьёй они искрятся,
Чтобы исполнились мечты.

Учитель: - Мне было очень приятно работать с вами. - Молодцы, вы отлично работали на уроке, справились со всеми заданиями. Урок окончен.

Нашим гостям хочется подарить Эмблему семьи. Пусть в их семьях царит любовь и прнимание.


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.





Дети крепят лучик солнышку и произносят пожелание


по ни ма ние

по ни ма ние

по ни ма ние



Взаимопомощь

Взаимопомощь

Недоверие

Недоверие

Отзывчивость

Отзывчивость

Ласка

Ласка

Забота

Забота

Любовь

Любовь

Грубость

Грубость

Уважение

Уважение

Злость

Злость



Ученик

Я искал значение слова «Семья» в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова:

СЕМЬЯ - это группа живущих вместе близких родственников.

Ученик
Я искал значение слова «Семья» в толковом словаре Дмитрия Николаевича Ушакова:

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Ученик: на фоне музыки «Гимн семье»

Пусть наша жизнь течет рекою,
В пути не знающей преград!
И пусть над нашею семьёй
Лишь три созвездия горят:
Одно созвездие - Любви.
Другое - Верности и Счастья,
А третье - просто Доброты.
Пусть над семьёй они искрятся,
Чтобы исполнились мечты.

Семья-словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось

Неясно нам совсем.

Ну « Я» - мы понимаем,

А почему их семь?


- А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?


Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки, две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь « Я»!

-Нет, если есть собака,

Выходит « Во»!- семья!





ДОМ МЕЧТЫ

















































































































ЭМБЛЕМА



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ;






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!