СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающая среда как источник формирования опасностей.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окружающая среда как источник формирования опасностей

Просмотр содержимого документа
«Окружающая среда как источник формирования опасностей.»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»




















Реферат на тему:

«Окружающая среда как источник формирования опасностей»

студентки 1 курса 172 группы

направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки «Логопедия»

факультета психолого-педагогического и специального образования

Колесниковой Анастасии Витальевны












Проверил: Саяпин Н.В.




Саратов 2021

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3

1. Опасности и их источники……………………………………………………………..4 2.Классификация опасностей………………………………………….............................4

3. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях………8

4. Основные способы и средства защиты населения в ЧС……………………………..9

5. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций…………………………………..9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..14

ВВЕДЕНИЕ

Взаимодействие человека со средой обитания может приносить результат, изменяющийся в весьма широких пределах: от позитивного до катастрофического, сопровождающийся гибелью людей и разрушением компонент среды обитания.

Жизненный опыт человека показывает, что любой создаваемый им вид деятельности должен быть полезен для его существования, но одновременно деятельность может быть и источником негативных воздействий или вреда, приводить к травматизму, заболеваниям, а порой заканчиваться и полной потерей трудоспособности или смертью.

Источниками формирования опасностей в конкретной деятельности являются как процессы взаимодействия человека и элементов среды обитания, так и сам человек, являющийся сложной системой «организм—личность», в которой неблагоприятная для его здоровья наследственность, физиологические ограничения возможностей организма, психологические расстройства и антропометрические показатели бывают непригодны для реализации конкретной деятельности.



























1. Опасности и их источники

Опасность - явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы «Человек - Окружающая среда» и возникает, когда их характеристики не совпадают.

Остаточный риск - свойство систем, объектов быть потенциально опасными.

Признаки опасности:

1. угроза для жизни;

2. возможность понесения ущерба здоровью;

3. возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.

Источники формирования опасности:

1. сам человек, его труд, деятельность, средства труда;

2. окружающая среда;

3. явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.

2.Классификация опасностей

Воздействующие на людей опасности можно подразделить, таким образом, по причинам возникновения на:

  • естественные, то есть природные;

  • антропогенные — вызванные дея­тельностью человека, например, персонала предприятия;

  • техногенные опасности – аварии на промышленных предприятиях, разрушения, пожары, химическое и бактериальное заражение местности;

  • социально-политические – события, происходящие в социуме (грабежи, насилия), межнациональные конфликты, противоречия между государствами с использованием оружия, эпидемии, терроризм;

  • экологические – интенсивная деградация почвы, загрязнение ее «тяжёлыми металлами» (кадмий свинец, ртуть и пр.), загрязнение атмосферы вредными химическими веществами, разрушение озонового слоя и т.д.

Под естественными опасностями понимаются природные опасности, такие как землетрясения, извержения вулканов, сели, смерчи, снежные бураны, цунами и другие.

Классификация естественных опасностей:

  • Постоянно действующие (изменение погодных условий, освещенности земной   поверхности и т. п.

  • Спонтанные опасности (стихийные бедствия).

Под антропогенными понимаются опасности вызванные дея­тельностью человека, например, персонала предприятия.

Антропогенные опасности во многом обусловлены недостаточным вниманием человека к проблеме безопасности, склонностью к риску и пренебрежению опасностью. Часто это связано с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления. Воздействие антропогенных опасностей может быть сведено к минимуму за счет обучения населения и работающих основам безопасности жизнедеятельности, хотя «право» на ошибку у человека будет существовать всегда, а, следовательно полностью устранения антропогенных опасностей ожидать не следует.

Под техногенными понимаются аварии на промышленных предприятиях, разрушения, пожары, химическое и бактериальное заражение местности;

Сегодня мир техногенных опасностей вполне познаваем, и у человека есть достаточно средств и способов для защиты от него. Существование техногенных опасностей и их высокая значимость в современном обществе обусловлена несовершенством техники и технологий, а также наличием отходов при любой форме деятельности.

К техногенным опасностям относятся аварии на промышленных объектах, строительстве, а также на железнодорожном, воз­душном, автомобильном, трубопроводном и водном транспорте, в результате которых возникли пожары, разрушения граж­данских и промышленных зданий, создалась опасность радиа­ционного заражения, химического и бактериального зараже­ния местности, произошло растекание нефтепродуктов и агрессивных (ядовитых) жидкостей на поверхности земли и воды и возникли другие последствия, создающие угрозу насе­лению и окружающей среде.

Социально-политические конфликты — крайне острая форма разрешения противоречий между государствами с при­менением современных средств поражения (региональные и глобальные военно-политические конфликты), а также меж­национальные и религиозные противоречия, сопровождающие­ся насилием.

Экологические опасности — качественное изменение биосферы, вызванное действием антропогенных факторов, порождаемых хозяйственной деятельностью человека, и оказывающее вред­ное воздействие на людей, животный и растительный мир, окру­жающую среду в целом.

Деградация окружающей среды является следствием урба­низации, резкого расширения масштабов хозяйственной дея­тельности человечества, бездумно потребительского отноше­ния к природе.

К опасностям экологического характера можно отнести: интенсив­ную деградацию почвы и ее загрязнение тяжелыми металла­ми (кадмий, свинец, ртуть, хром и т. д.) и другими вредными веществами; загрязнение атмосферы вредными химическими веществами, шумом, электромагнитными и ионизирующими излучениями; кислотные дожди; разрушение озонового слоя; температурные инверсии над промышленными городами (смог), загрязнение, засоление и истощение водных ресурсов и дру­гие ситуации, которые не только снижают качество жизни людей, но и угрожают их здоровью.

Рассмотрим опасные и вредные факторы окружающей среды.

Опасные и вредные факторы по природе действия подразделяются на физические, химические, биологи­ческие и психофизические.

К физическим опасным и вредным факторам отно­сятся:

  • движущиеся машины и механизмы, подвижные части оборудования, неустойчивые конструкции и при­родные образования;

  • острые и падающие предметы;

  • повышение и понижение температуры воздуха и окружающих поверхностей;

  • повышенная запыленность и загазованность;

  • повышенный уровень шума, акустических коле­баний, вибрации;

  • повышенное или пониженное барометрическое давление;

  • повышенный уровень ионизирующих излучений;

  • повышенное напряжение в цепи, которая может замкнуться на тело человека;

  • повышенный уровень электромагнитного излуче­ния, ультрафиолетовой и инфракрасной радиации;

  • недостаточное освещение, пониженная контраст­ность освещения;

  • повышенная яркость, пульсация све­тового потока;

  • рабочее место на высоте.

К химически опасным и вредным факторам относятся:

  • вредные вещества, используемые в технологических процессах;

  • промышленные яды;

  • используемые в сельском хозяйстве и в быту ядохимикаты;

  • лекарственные средства, применяемые не по назначению;

  • боевые отравляющие вещества.

Химически опасные и вредные факторы подразделяются по характеру воздействия на организм человека и по пути проникновения в организм.

Биологически опасными и вредными факторами являются:

  • патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, особые виды микроорганизмов — спирохеты и риккетсии, грибы) и продукты их жизнедеятельности;

  • растения и животные.

Биологическое загрязнение окружающей среды воз­никает в результате аварий на биотехнологических предприятиях, очистных сооружениях, недостаточной очистке стоков.

Психофизиологические производственные факторы - это факторы, обусловленные особенностями характе­ра и организации труда, параметров рабочего места и оборудования. Они могут оказывать неблагоприятное воздействие на функциональное состояние организма человека, его самочувствие, эмоциональную и интел­лектуальную сферы и приводить к стойкому снижению работоспособности и нарушению состояния здоровья.

По характеру действия психофизические опасные и вредные производственные факторы делятся на физи­ческие (статические и динамические) и нервно-пси­хические перегрузки: умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки. Опасные и вредные факто­ры по природе своего действия могут относится одновременно к различным группам.

3. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях

Основные принципы обеспечения безопасности населения в ЧС: заблаговременная подготовка, дифференцированный подход, комплексность мероприятий.

Заблаговременная подготовка предполагает накопление средств защиты (коллективных и индивидуальных) от опасных и вредных факторов, возникающих при чрезвычайных ситуациях, и поддерживание их в готовности для использования населения. Сюда входит и подготовка к проведению эвакуации населения из опасных зон или зон риска.

Дифференцированный подход выражается в том, что характер и объем защитных мероприятий устанавливаются в зависимости от вида чрезвычайных ситуаций и от местных условий.

Комплексность мероприятий заключается в согласованном осуществлении эффективного применения средств и способов защиты от последствий ЧС со всеми мероприятиями по обеспечению безопасности жизнедеятельности в современной техносоциальной среде.

4. Основные способы и средства защиты населения в ЧС

Основными способами и средствами защиты населения в ЧС являются: эвакуация, укрытие в защитных сооружениях, использование средств индивидуальной защиты, а также средств медицинской профилактики.

Укрытие населения в защитных сооружениях является наиболее надежным способом защиты при ЧС, сопровождающихся выбросом радиоактивных и ядовитых химических веществ.

Защитные — инженерные сооружения, предназначенные для защиты населения от физических и биологически опасных и вредных факторов. В зависимости от защитных свойств они подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ).

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) населения предназначены для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.

Медицинские средства индивидуальной защиты предназначены для профилактики и оказания медицинской помощи населению, пострадавшему в ЧС. К ним относятся радиопротекторы (например, цистамин, снижающий степень воздействия ионизирующих излучений), антидоты (вещества, предупреждающие или ослабляющие действие токсичных веществ), противобактериальные средства (антибиотики, интерфероны, вакцины и т. д.), а также средства частичной санитарной обработки (индивидуальный противохимический пакет, перевязочный пакет).

5. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

Работы по ликвидации последствий производственных аварий и стихийных бедствий имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать при их организации и выполнении. Эти особенности характеризуются большим разнообразием работ по виду, характеру и масштабу выполнения. Необходимы специальная подготовка привлекаемых подразделений и формирований и их оснащение соответствующими машинами, механизмами, оборудованием, которые требуются только для данных специфических условий стихийного бедствия или производственной аварии. Например, английские спасатели, прибывшие в Армению, имели на вооружении камеры термического видения; их инфракрасные лучи могут обнаружить человека под бетоном и щебнем, даже если он без сознания.

Все задачи по ликвидации последствий ЧС выполняются поэтапно, в определенной последовательности, в максимально короткие сроки.

На первом этапе решаются задачи по экстренной защите населения, предотвращению развития или уменьшения воздействия последствий ЧС и подготовке к выполнению спасательных и других неотложных работ.

Основные мероприятия по экстренной защите населения:

  • оповещение об опасности;

  • использование средств защиты;

  • эвакуация из опасных зон;

  • применение средства медицинской профилактики;

  • оказание пострадавшим медицинской и других видов помощи.

Для предупреждения развития или уменьшения последствий ЧС производится локализация аварий, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Основные мероприятия по подготовке к выполнению спасательных и других неотложных работ: приведение в готовность органов управления, сил и средств; ведение разведки очага поражения и оценка сложившейся обстановки.

Спасательные работы включают розыск пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, поврежденных транспортных средств, эвакуация людей из опасных зон, оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.

Значение правил поведения на территории ЧС является главным условием в обеспечении личной безопасности и сохранения жизни. Чтобы выжить, необходимы навыки выживания, но прежде всего, нужно правильное оценить ситуацию. Нужно научиться преодолевать такие негативные показатели поражающих факторов ЧС как: боль, холод, жажда, голод, упадок сил и одиночество.

Боль — мешает человеку и может подорвать его волю к жизни, но она становится более переносимой, если обнаружен ее источник и природа.

Холод — замедляет движение крови, вызывает сонливость, притупляет разум, необходимо укрытие или костер.

Жажда — ослабляет разум, необходим контроль за количеством потребляемой воды и пищи.

Голод — приводит к слабости, нарушению деятельности сердечнососудистой системы, головокружению и помутнению сознания.

Упадок сил — приводит к таким душевным состояниям, как безнадежность, бесцельность, апатия и кома.

Одиночество — влечет за собой ощущения бесполезности и отчаяния, преодолевается постоянным занятием себя каким — либо делом.

Если человек только что пережил ЧС его сознание и мозг как правило дезориентированы, он может быть ранен, вокруг его могут находится раненые и мертвые люди. Несмотря на возможную боль, человек обязан сделать следующие:

  • выбраться и отойти (отплыть) подальше от обломков, этим обезопасить себя от ранений и ожогов, провалов (затягивание в водооборот), падение обломков конструкций и т. д.;

  • оказавшись относительно в безопасности, необходимо прекратить движения (плавания), найти себе убежище (плавсредство), присесть, не паниковать, осмотреться и проанализировать ситуацию;

  • посмотреть, что вас окружает, какова окружающая среда, нуждается ли кто в оказании медпомощи;

  • оценить своё физическое состояние: есть ли травмы, нужна ли одежда, пропитание, вода;

  • не спешить, что может привести к потери ориентировки во времени и пространстве, а также не в полном обьёме оценить положительные и отрицательные аспекты ситуации;

  • разработать способы подачи сигналов, определить пищевой рацион и план дальнейших действий по выживанию.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чрезвычайные ситуации, как правило, затрагивают большие массы населения на обширных территориях, и велика вероятность появления большого числа пораженных, нуждающихся в экстренной помощи. В этой ситуации предотвращению жертв может способствовать только комплекс мероприятий по медицинской защите населения, включающий в себя лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия. При этом эти мероприятия должны выполняться в максимально сжатые сроки и специальными, профессионально подготовленными формированиями, которыми и являются формирования медицинской службы гражданской обороны. Но кроме этого большую роль в оказании помощи пострадавшим играет само население пораженных территорий (само- и взаимопомощь), поэтому возрастает необходимость в обучении населения основам гражданской обороны

Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимосвязи: одно из них может повлечь за собой другое.

Все указанные причины ЧС могут существовать как отдельно, так и быть связанными друг с другом, а также дополнять друг друга.

Для обеспечения безопасности, в частности на производстве, во многих странах разрабатываются специальные законодательные акты, директивы, стандарты, регламентирующие правила и мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций.

Во всех высокоразвитых странах в последние годы уделяется все большее внимание совершенствованию системы подготовки кадров, особенно руководителей высоко рискованных производств, разнообразных служб безопасности, экспертизы и страхования.








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безопасное взаимодействие человека с техническими системами: учеб. пособие / В. Л. Лапин и др. Курск, гос. техн. ун-т. Курск, 1995. 238 с.

  2. Безопасность ведения горных работ и горноспасательное дело: Учеб. для вузов. / К.З. Ушаков, Н.О. Каледина, Б.Ф. Кирин и др.; Под общ. ред. К.З. Ушакова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2002. — 487 с.

  3. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и ох¬рана труда /П. П. Кукин, В. Л. Лапин, Н. Л. Пономарев и др.: учеб. посо¬бие для студентов средних спец. учеб. заведений. М.: Высш. шк., 2001. 431 с: ил.

  4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник /Под ред. Э.А. Арустамова.- М.: Издат. дом Дашков и К, 2011. — 678 с.

  5. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов средних спец. учеб. заведений / С. В. Белов, В. А. Девясилов, А. Ф. Козьяков и др.; под общ ред. С. В. Белова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 2002. 357 с.

  6. Бондин В.И. Безопасность жизнедеятельности/В.И. Бондин. — Ростов и/Д.: Феникс, 2013. — 352 с.

  7. Графкина М.В. Охрана труда и производственная безопасность: учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 424 с.

  8. Гринин А. С, Новиков В. Н. Безопасность жизнедеятельности: учеб. посо¬бие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 288 с.

  9. Губанов В. М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них/В. М. Губанов, Л. А. Михайлов, В. П. Соломин. — М.: Дрофа, 2007.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!