Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Реферат на тему:
«Окружающая среда как источник формирования опасностей»
студентки 1 курса 172 группы
направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль подготовки «Логопедия»
факультета психолого-педагогического и специального образования
Колесниковой Анастасии Витальевны
Проверил: Саяпин Н.В.
Саратов 2021
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1. Опасности и их источники……………………………………………………………..4 2.Классификация опасностей………………………………………….............................4
3. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях………8
4. Основные способы и средства защиты населения в ЧС……………………………..9
5. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций…………………………………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..14
ВВЕДЕНИЕ
Взаимодействие человека со средой обитания может приносить результат, изменяющийся в весьма широких пределах: от позитивного до катастрофического, сопровождающийся гибелью людей и разрушением компонент среды обитания.
Жизненный опыт человека показывает, что любой создаваемый им вид деятельности должен быть полезен для его существования, но одновременно деятельность может быть и источником негативных воздействий или вреда, приводить к травматизму, заболеваниям, а порой заканчиваться и полной потерей трудоспособности или смертью.
Источниками формирования опасностей в конкретной деятельности являются как процессы взаимодействия человека и элементов среды обитания, так и сам человек, являющийся сложной системой «организм—личность», в которой неблагоприятная для его здоровья наследственность, физиологические ограничения возможностей организма, психологические расстройства и антропометрические показатели бывают непригодны для реализации конкретной деятельности.
1. Опасности и их источники
Опасность - явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы «Человек - Окружающая среда» и возникает, когда их характеристики не совпадают.
Остаточный риск - свойство систем, объектов быть потенциально опасными.
Признаки опасности:
1. угроза для жизни;
2. возможность понесения ущерба здоровью;
3. возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.
Источники формирования опасности:
1. сам человек, его труд, деятельность, средства труда;
2. окружающая среда;
3. явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.
2.Классификация опасностей
Воздействующие на людей опасности можно подразделить, таким образом, по причинам возникновения на:
естественные, то есть природные;
антропогенные — вызванные деятельностью человека, например, персонала предприятия;
техногенные опасности – аварии на промышленных предприятиях, разрушения, пожары, химическое и бактериальное заражение местности;
социально-политические – события, происходящие в социуме (грабежи, насилия), межнациональные конфликты, противоречия между государствами с использованием оружия, эпидемии, терроризм;
экологические – интенсивная деградация почвы, загрязнение ее «тяжёлыми металлами» (кадмий свинец, ртуть и пр.), загрязнение атмосферы вредными химическими веществами, разрушение озонового слоя и т.д.
Под естественными опасностями понимаются природные опасности, такие как землетрясения, извержения вулканов, сели, смерчи, снежные бураны, цунами и другие.
Классификация естественных опасностей:
Постоянно действующие (изменение погодных условий, освещенности земной поверхности и т. п.
Спонтанные опасности (стихийные бедствия).
Под антропогенными понимаются опасности вызванные деятельностью человека, например, персонала предприятия.
Антропогенные опасности во многом обусловлены недостаточным вниманием человека к проблеме безопасности, склонностью к риску и пренебрежению опасностью. Часто это связано с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления. Воздействие антропогенных опасностей может быть сведено к минимуму за счет обучения населения и работающих основам безопасности жизнедеятельности, хотя «право» на ошибку у человека будет существовать всегда, а, следовательно полностью устранения антропогенных опасностей ожидать не следует.
Под техногенными понимаются аварии на промышленных предприятиях, разрушения, пожары, химическое и бактериальное заражение местности;
Сегодня мир техногенных опасностей вполне познаваем, и у человека есть достаточно средств и способов для защиты от него. Существование техногенных опасностей и их высокая значимость в современном обществе обусловлена несовершенством техники и технологий, а также наличием отходов при любой форме деятельности.
К техногенным опасностям относятся аварии на промышленных объектах, строительстве, а также на железнодорожном, воздушном, автомобильном, трубопроводном и водном транспорте, в результате которых возникли пожары, разрушения гражданских и промышленных зданий, создалась опасность радиационного заражения, химического и бактериального заражения местности, произошло растекание нефтепродуктов и агрессивных (ядовитых) жидкостей на поверхности земли и воды и возникли другие последствия, создающие угрозу населению и окружающей среде.
Социально-политические конфликты — крайне острая форма разрешения противоречий между государствами с применением современных средств поражения (региональные и глобальные военно-политические конфликты), а также межнациональные и религиозные противоречия, сопровождающиеся насилием.
Экологические опасности — качественное изменение биосферы, вызванное действием антропогенных факторов, порождаемых хозяйственной деятельностью человека, и оказывающее вредное воздействие на людей, животный и растительный мир, окружающую среду в целом.
Деградация окружающей среды является следствием урбанизации, резкого расширения масштабов хозяйственной деятельности человечества, бездумно потребительского отношения к природе.
К опасностям экологического характера можно отнести: интенсивную деградацию почвы и ее загрязнение тяжелыми металлами (кадмий, свинец, ртуть, хром и т. д.) и другими вредными веществами; загрязнение атмосферы вредными химическими веществами, шумом, электромагнитными и ионизирующими излучениями; кислотные дожди; разрушение озонового слоя; температурные инверсии над промышленными городами (смог), загрязнение, засоление и истощение водных ресурсов и другие ситуации, которые не только снижают качество жизни людей, но и угрожают их здоровью.
Рассмотрим опасные и вредные факторы окружающей среды.
Опасные и вредные факторы по природе действия подразделяются на физические, химические, биологические и психофизические.
К физическим опасным и вредным факторам относятся:
движущиеся машины и механизмы, подвижные части оборудования, неустойчивые конструкции и природные образования;
острые и падающие предметы;
повышение и понижение температуры воздуха и окружающих поверхностей;
повышенная запыленность и загазованность;
повышенный уровень шума, акустических колебаний, вибрации;
повышенное или пониженное барометрическое давление;
повышенный уровень ионизирующих излучений;
повышенное напряжение в цепи, которая может замкнуться на тело человека;
повышенный уровень электромагнитного излучения, ультрафиолетовой и инфракрасной радиации;
недостаточное освещение, пониженная контрастность освещения;
повышенная яркость, пульсация светового потока;
рабочее место на высоте.
К химически опасным и вредным факторам относятся:
вредные вещества, используемые в технологических процессах;
промышленные яды;
используемые в сельском хозяйстве и в быту ядохимикаты;
лекарственные средства, применяемые не по назначению;
боевые отравляющие вещества.
Химически опасные и вредные факторы подразделяются по характеру воздействия на организм человека и по пути проникновения в организм.
Биологически опасными и вредными факторами являются:
патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, особые виды микроорганизмов — спирохеты и риккетсии, грибы) и продукты их жизнедеятельности;
растения и животные.
Биологическое загрязнение окружающей среды возникает в результате аварий на биотехнологических предприятиях, очистных сооружениях, недостаточной очистке стоков.
Психофизиологические производственные факторы - это факторы, обусловленные особенностями характера и организации труда, параметров рабочего места и оборудования. Они могут оказывать неблагоприятное воздействие на функциональное состояние организма человека, его самочувствие, эмоциональную и интеллектуальную сферы и приводить к стойкому снижению работоспособности и нарушению состояния здоровья.
По характеру действия психофизические опасные и вредные производственные факторы делятся на физические (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки: умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки. Опасные и вредные факторы по природе своего действия могут относится одновременно к различным группам.
3. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
Основные принципы обеспечения безопасности населения в ЧС: заблаговременная подготовка, дифференцированный подход, комплексность мероприятий.
Заблаговременная подготовка предполагает накопление средств защиты (коллективных и индивидуальных) от опасных и вредных факторов, возникающих при чрезвычайных ситуациях, и поддерживание их в готовности для использования населения. Сюда входит и подготовка к проведению эвакуации населения из опасных зон или зон риска.
Дифференцированный подход выражается в том, что характер и объем защитных мероприятий устанавливаются в зависимости от вида чрезвычайных ситуаций и от местных условий.
Комплексность мероприятий заключается в согласованном осуществлении эффективного применения средств и способов защиты от последствий ЧС со всеми мероприятиями по обеспечению безопасности жизнедеятельности в современной техносоциальной среде.
4. Основные способы и средства защиты населения в ЧС
Основными способами и средствами защиты населения в ЧС являются: эвакуация, укрытие в защитных сооружениях, использование средств индивидуальной защиты, а также средств медицинской профилактики.
Укрытие населения в защитных сооружениях является наиболее надежным способом защиты при ЧС, сопровождающихся выбросом радиоактивных и ядовитых химических веществ.
Защитные — инженерные сооружения, предназначенные для защиты населения от физических и биологически опасных и вредных факторов. В зависимости от защитных свойств они подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ).
Средства индивидуальной защиты (СИЗ) населения предназначены для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.
Медицинские средства индивидуальной защиты предназначены для профилактики и оказания медицинской помощи населению, пострадавшему в ЧС. К ним относятся радиопротекторы (например, цистамин, снижающий степень воздействия ионизирующих излучений), антидоты (вещества, предупреждающие или ослабляющие действие токсичных веществ), противобактериальные средства (антибиотики, интерфероны, вакцины и т. д.), а также средства частичной санитарной обработки (индивидуальный противохимический пакет, перевязочный пакет).
5. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
Работы по ликвидации последствий производственных аварий и стихийных бедствий имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать при их организации и выполнении. Эти особенности характеризуются большим разнообразием работ по виду, характеру и масштабу выполнения. Необходимы специальная подготовка привлекаемых подразделений и формирований и их оснащение соответствующими машинами, механизмами, оборудованием, которые требуются только для данных специфических условий стихийного бедствия или производственной аварии. Например, английские спасатели, прибывшие в Армению, имели на вооружении камеры термического видения; их инфракрасные лучи могут обнаружить человека под бетоном и щебнем, даже если он без сознания.
Все задачи по ликвидации последствий ЧС выполняются поэтапно, в определенной последовательности, в максимально короткие сроки.
На первом этапе решаются задачи по экстренной защите населения, предотвращению развития или уменьшения воздействия последствий ЧС и подготовке к выполнению спасательных и других неотложных работ.
Основные мероприятия по экстренной защите населения:
оповещение об опасности;
использование средств защиты;
эвакуация из опасных зон;
применение средства медицинской профилактики;
оказание пострадавшим медицинской и других видов помощи.
Для предупреждения развития или уменьшения последствий ЧС производится локализация аварий, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Основные мероприятия по подготовке к выполнению спасательных и других неотложных работ: приведение в готовность органов управления, сил и средств; ведение разведки очага поражения и оценка сложившейся обстановки.
Спасательные работы включают розыск пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, поврежденных транспортных средств, эвакуация людей из опасных зон, оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.
Значение правил поведения на территории ЧС является главным условием в обеспечении личной безопасности и сохранения жизни. Чтобы выжить, необходимы навыки выживания, но прежде всего, нужно правильное оценить ситуацию. Нужно научиться преодолевать такие негативные показатели поражающих факторов ЧС как: боль, холод, жажда, голод, упадок сил и одиночество.
Боль — мешает человеку и может подорвать его волю к жизни, но она становится более переносимой, если обнаружен ее источник и природа.
Холод — замедляет движение крови, вызывает сонливость, притупляет разум, необходимо укрытие или костер.
Жажда — ослабляет разум, необходим контроль за количеством потребляемой воды и пищи.
Голод — приводит к слабости, нарушению деятельности сердечнососудистой системы, головокружению и помутнению сознания.
Упадок сил — приводит к таким душевным состояниям, как безнадежность, бесцельность, апатия и кома.
Одиночество — влечет за собой ощущения бесполезности и отчаяния, преодолевается постоянным занятием себя каким — либо делом.
Если человек только что пережил ЧС его сознание и мозг как правило дезориентированы, он может быть ранен, вокруг его могут находится раненые и мертвые люди. Несмотря на возможную боль, человек обязан сделать следующие:
выбраться и отойти (отплыть) подальше от обломков, этим обезопасить себя от ранений и ожогов, провалов (затягивание в водооборот), падение обломков конструкций и т. д.;
оказавшись относительно в безопасности, необходимо прекратить движения (плавания), найти себе убежище (плавсредство), присесть, не паниковать, осмотреться и проанализировать ситуацию;
посмотреть, что вас окружает, какова окружающая среда, нуждается ли кто в оказании медпомощи;
оценить своё физическое состояние: есть ли травмы, нужна ли одежда, пропитание, вода;
не спешить, что может привести к потери ориентировки во времени и пространстве, а также не в полном обьёме оценить положительные и отрицательные аспекты ситуации;
разработать способы подачи сигналов, определить пищевой рацион и план дальнейших действий по выживанию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чрезвычайные ситуации, как правило, затрагивают большие массы населения на обширных территориях, и велика вероятность появления большого числа пораженных, нуждающихся в экстренной помощи. В этой ситуации предотвращению жертв может способствовать только комплекс мероприятий по медицинской защите населения, включающий в себя лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия. При этом эти мероприятия должны выполняться в максимально сжатые сроки и специальными, профессионально подготовленными формированиями, которыми и являются формирования медицинской службы гражданской обороны. Но кроме этого большую роль в оказании помощи пострадавшим играет само население пораженных территорий (само- и взаимопомощь), поэтому возрастает необходимость в обучении населения основам гражданской обороны
Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимосвязи: одно из них может повлечь за собой другое.
Все указанные причины ЧС могут существовать как отдельно, так и быть связанными друг с другом, а также дополнять друг друга.
Для обеспечения безопасности, в частности на производстве, во многих странах разрабатываются специальные законодательные акты, директивы, стандарты, регламентирующие правила и мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций.
Во всех высокоразвитых странах в последние годы уделяется все большее внимание совершенствованию системы подготовки кадров, особенно руководителей высоко рискованных производств, разнообразных служб безопасности, экспертизы и страхования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Безопасное взаимодействие человека с техническими системами: учеб. пособие / В. Л. Лапин и др. Курск, гос. техн. ун-т. Курск, 1995. 238 с.
Безопасность ведения горных работ и горноспасательное дело: Учеб. для вузов. / К.З. Ушаков, Н.О. Каледина, Б.Ф. Кирин и др.; Под общ. ред. К.З. Ушакова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2002. — 487 с.
Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и ох¬рана труда /П. П. Кукин, В. Л. Лапин, Н. Л. Пономарев и др.: учеб. посо¬бие для студентов средних спец. учеб. заведений. М.: Высш. шк., 2001. 431 с: ил.
Безопасность жизнедеятельности: Учебник /Под ред. Э.А. Арустамова.- М.: Издат. дом Дашков и К, 2011. — 678 с.
Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов средних спец. учеб. заведений / С. В. Белов, В. А. Девясилов, А. Ф. Козьяков и др.; под общ ред. С. В. Белова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 2002. 357 с.
Бондин В.И. Безопасность жизнедеятельности/В.И. Бондин. — Ростов и/Д.: Феникс, 2013. — 352 с.
Графкина М.В. Охрана труда и производственная безопасность: учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 424 с.
Гринин А. С, Новиков В. Н. Безопасность жизнедеятельности: учеб. посо¬бие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 288 с.
Губанов В. М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них/В. М. Губанов, Л. А. Михайлов, В. П. Соломин. — М.: Дрофа, 2007.