СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окислительно-восстановительные реакции

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дааный урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения, успешно применяется при изучении этой темы в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Окислительно-восстановительные реакции»

Конспект урока по химии

8 класс

по программе О. С. Габриеляна.

Автор: Кузнецова

Надежда Светославовна,

учитель химии

МБОУ СОШ с. Чаадаевка, Городищенского района, Пензенской области.

Девиз урока: «Кто-то теряет, а кто-то находит…»


Тема: Окислительно-восстановительные реакции.

Цели урока:

  1. формировать представления об окислении и восстановлении, понимание сущности окислительно-восстановительных реакций;

  2. учить использовать умения и навыки по составлению уравнений химических реакций; совершенствовать навыки выполнения химического эксперимента, показать разнообразие и значение ОВР в природе и повседневной жизни.

цель формирования личностных умений:
• формировать научное мировоззрение учащихся; совершенствовать трудовые навыки;
• учить слушать учителя и своих одноклассников, быть внимательным к себе и окружающим, оценивать себя и других, вести беседу.

цель формирования метапредметных умений:
• продолжить развитие логического мышления, умений наблюдать, анализировать и сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы, работать с алгоритмами, формировать интерес к предмету.
цель формирования предметных умений:
• обеспечить понимание понятий “степень окисления”, процессы “окисления”, “восстановления”;
• вырабатывать навыки в составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Ведущие методы: метод проблемного изложения, частично поисковый метод.


Используемые технологии: кейс, синквейн, кластер.


Вид урока: комбинированный.


Оборудование и реактивы:

  • персональный компьютер, медиапроектор, диск с презентацией “Окислительно-восстановительные реакции» (при разработке презентации использовались материалы из Интернета);

  • раствор соляной кислоты и кусочки цинка, железные гвозди и раствор медного купороса, пробирки в штативе на каждом столе;

  • инструкции « Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса »;

  • опорные схемы по ТБ;

  • таблицы: «Окислительно-восстановительные реакции;

  • периодическая система Д.И.Менделеева.





Сценарий урока.

  1. Мотивация.

Объявляется тема урока, обосновывается актуальность данной темы и её связь с жизнью.

Учитель: Окислительно-восстановительные процессы принадлежат к числу наиболее распространенных химических реакций и имеют огромное значение в теории и практике. С ними связаны процессы обмена веществ, протекающие в живом организме, гниение и брожение, фотосинтез. Окислительно-восстановительные процессы сопровождают круговороты веществ в природе. Их можно наблюдать при сгорании топлива, в процессах коррозии металлов, при электролизе и выплавке металлов. С их помощью получают щёлочи, кислоты и другие ценные продукты.

Окислительно-восстановительные реакции лежат в основе преобразования энергии взаимодействующих химических веществ в электрическую энергию в гальванических и топливных элементах. Человечество давно пользовалось ОВР, вначале не понимая их сущности. Лишь к началу 20-го века была создана электронная теория окислительно-восстановительных процессов.

Учитель: Что вы хотите узнать об окислительно-восстановительных реакциях, чему научиться?

Предполагаемый ответ: Узнать основные положения этой теории, а также научиться составлять уравнения химических реакций, протекающих в растворах, и выяснить от чего зависит механизм таких реакций.

2.Повторение пройденного материала.

Организация беседы, направленной на актуализацию опорных знаний о степени окисления и правилах ее определения, по вопросам.

По итогам беседы формулируются правила определения степеней окисления.

Учитель: - Что такое электроотрицательность?

Предполагаемый ответ: СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ - (устар.-окислит. число), условный электростатический заряд атома в химическом соединении.

Учитель: - Что такое степень окисления?

Учитель: - Может ли степень окисления элемента быть равной нулю? В каких случаях?

Учитель: - Какую степень окисления чаще всего проявляет кислород в соединениях?

Учитель: - Вспомните исключения.
Задание: определить степень окисления элементов в соединениях:
H2SO4, Н2, H2SO3, Ва, KMnO4, AI2(SO4)3, HNO3, Ba(NO3)2, NH3, (HN4)2SO4 .

3.Изучение нового материала.

Постановка проблемы, формулировка познава­тельной задачи.

Учитель: Почему же степень окисления одних и тех же элементов в разных веществах не одинакова? Каким образом элемент получает ту или иную степень окисления? Как называются реакции, в ходе которых элемент меняет свою степень окисления?

Задание: определите тип данных реакций, расставьте коэффициенты:

Ca Cl2 + AgNO3 = AgCl + Ca(NO3)2

CaBr2 + Cl2 = CaCl2 + Br2

Ca + O2 = CaO

KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2

CH4 + O2 = CO2 + H2O

Учитель:- Какую реакцию было трудно отнести к тому или иному типу?

Учитель:- Давайте рассмотрим эту реакцию подробнее. (Рассмотреть кейс (приложение 1). Запись уравнения в тетради CH4 + O2 = CO2 + H2O.)

Учитель:- Определите степень окисления каждого элемента веществ-реагентов.

Учитель:- Что вы видите?

Учитель:- Почему элемент меняет степень окисления?

Предполагаемый ответ: (В результате движения электронов.)

Учитель:- Давайте посмотрим, как происходит движение электронов от одного атома к другому.

Учитель:- Какой элемент отдаёт электроны, а какой принимает?

Учитель:- Зачем это нужно атомам?

Предполагаемый ответ: (Чтобы завершить свой внешний энергетический уровень).

Учитель:- Как назвать атом, который забирает электроны у другого атома, окисляя его?

Предполагаемый ответ: (Окислитель).

Учитель:- Но сам окислитель при этом восстанавливается.

Учитель:- А элемент, который отдаёт электроны, чем соответственно будет являться в уравнении?

Предполагаемый ответ: (Восстановителем).

Учитель:- Но сам он при этом окисляется.

(Записать электронный баланс в тетради.)

Обратить внимание на количество принятых и отданных атомами электронов.

C-4 H+4 + 2O02 = C+4 O-2 2 + 2H2O

C-4- 8ē → C+4 │0│восстановитель

O02+ 4ē → 2 O-2 │2│окислитель

Учитель:- Как же назвать реакции, в ходе которых элементы меняют свою степень окисления.

Предполагаемый ответ: (Окислительно-восстановительными)

Работа с учебником. Определение ОВР.

Делаем вывод:

Учитель:- В чем же заключается суть ОВР?

Предполагаемый ответ: Окислительно-восстановительные реакции представляют собой единство двух противоположных процессов - окисления и восстановления. В этих реакциях число электронов, отдаваемых восстановителями, равно числу электронов, присоединяемых окислителями. При этом независимо от того, переходят ли электроны с одного атома на другой полностью или лишь частично, оттягиваются к одному из атомов, условно говорят только об отдаче или присоединении электронов.
4. Первичное закрепление.

1. Составление окислительно-восстановительных реакций.

Ca Cl2 + AgNO3 =

CaBr2 + Cl2 =

Ca + O2 =

CaO + P2O5 =


2. Самостоятельная работа.

Лабораторные опыты. Результаты записать в таблицу.

Ход действий.

Наблюдения, уравнения реакций.




Опыт №1: КУСОЧЕК ЦИНКА ОПУСТИТЕ В ПРОБИРКУ С РАСТВОРОМ СОЛЯНОЙ

КИСЛОТЫ.

Опыт №2: ЖЕЛЕЗНЫЙ ГВОЗДЬ ОПУСТИТЕ В РАСТВОР СУЛЬФАТА МЕДИ(II).


5. Рефлексия.

Составление синквейна.

    1. Реакция.

    2. Окислительная, восстановительная.

    3. Окисляет, восстанавливает, отдаёт, присоединяет.

    4. ОВР чрезвычайно распространены. Суть ОВР – переход электронов от одних атомов, молекул, ионов к другим. ОВР – единство двух противоположных процессов окисления и восстановления.

    5. Превращение.

6.Домашнее задание.

Составить кластер по теме. Подготовить сообщение о значении ОВР в природе и для человека.





Приложение 1. Окислительно-восстановительные реакции.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!