СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ программа элективного курса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  «Охрана окружающейсреды» является образовательным документом для 8 – 9-х классов основной школы с учетом изученного учащимися материала по географии и биологии за 6, 7, 8 классы. Создание этой программы обусловлено необходимостью воспитания у подростков чувства бережного отношения к окружающей среде – единственному источнику ресурсов для человеческого общества, понимание небезграничности природных ресурсов. Главный критерий отбора программного материала –его воспитательная и познавательная ценность.  Ведущие цели программы – создание благоприятных условий для понимания учащимися необходимости   охраны окружающей среды и бережного отношения ко всем видам ресурсов.

Просмотр содержимого документа
«ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ программа элективного курса»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ

ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Отдел образования Тельмановского района

Мичуринская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней



СОГЛАСОВАНО

Донецкий институт последипломного педагогического образования

Протокол заседания Ученого совета

от__ _______ 20___ №_____

УТВЕРДЖЕНО

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Приказ от __ _______ 20___ №_____





Программа элективного межпредметного курса


ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

8 – 9 классы,

(36 часов)


Ракитянский Иван Григорьевич учитель биологии Мичуринской общеобразовательной школы І – ІІІ ступеней










МИЧУРИНО – 2016

Краткиесведения о программе.


«Одобрено к использованию

в образовательныхорганизациях»



Министерствообразования и науки ДНР

Приказ от_________________№ _________



Рецензенты:


1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, научнаястепень, звание, местоработы)


2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, научнаястепень, звание, местоработы)


Составитель:Ракитянский Иван Григорьевич учитель биологии, высшая категория, учитель-методист, Мичуринская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней


Аннотация к программе. Программа «Охранаокружающейсреды» являетсяобразовательным документом для 8 – 9-х клас сов основной школы с учетом изученного учащимися материала по географии и биологии за 6, 7, 8 классы. Программа разработана с учетом действующих республиканских требований. (Приказ №656 от 12.10. 2016 г.) Создание этой программы обусловлено необходимостью воспитания у подростков чувства бережного отношения к окружающей среде – единственному источнику ресурсов для человеческого общества, понимание небезграничности природных ресурсов. Главный критерий отбора программного материала –его воспитательная и познавательная ценность. Ведущие цели программы – создание благоприятных условий для понимания учащимися необходимости охраны окружающей среды и бережного отношения ко всем видам ресурсов. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видах деятельности учащихся : коммуникативной, познавательно-исследовательской, чтения, трудовой. При изучении отдельных тем программы, большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками географии, биологии, химии, истории. Изучение учебного материала по охране окружающей среды обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. В результате усвоения курса формируется целостное представление о географической оболочке, осуществляется познание и самопознание.

Экспертный листок.

Автор (составитель):Ракитянский Иван Григорьевич, учитель биологи, учитель-

методист, высшая категория

(Ф.И.О., должность, ученаястепень, педагогическоезвание, категория)



Рецензенты: _______________________________________________(теоретик)

(Ф.И.О., должность, ученаястепень, педагогическоезвание, категория)

_______________________________________________(практик)

(Ф.И.О., должность, ученаястепень, педагогическоезвание, категория)







Утвержденопедагогическимсоветомшколы

(протокол от “ 5 ” января 2016 № 2)

Директор _______________ Семаненко Виктория Владимировна

М.П. (подпись) (Ф.И.О. директора)









Согласовано с методическимкабинетом

Заведующий ___________________ Пилипчук Ольга Фёдоровна

М.П. (подпись) (Ф.И.О. методиста)



Научно-методическаяэкспертиза ИППО:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________







Пояснительнаязаписка.

Программа адресована всем видам образовательных организаций для учащихся 8 – 9 классов.

Концепция программы: предмет «Охрана окружающей среды» призван ознакомить учащихся с состоянием различных сфер окружающей среды человека, воспитанию у учащихся любви к родной природе и способствует развитию нравственного, психического и физического здоровья человека.

Актуальность программы в том, что в связи с повальным загрязнением различных сфер окружающей среды в результате хозяйственной и бесхозяйственной деятельности человека возникла острая необходимость введения этого курса в образовательный процесс. Изучение этого курса способствует сформированию у подростков убеждений в необходимости охраны окружающей среды, при применении практических работ обеспечит научную достоверность учебного материала.

Роль элективного курса «Охрана окружающей среды» заключается в том, что при его изучении учащиеся смогут углубить знания о природоохранной деятельности, им будет прививаться чувство необходимости бережного отношения к использованию природных ресурсов, к родной природе, воспитываться чувство меры и бережливость.

Цели и задачи курса:

- ознакомить учащихся с состоянием природной среды и природоохранной деятельности, с влиянием техногенной нагрузки на среду обитания человека и ресурсообеспеченность.

- целостного представления об окружающей среде, о ее уязвимости и необходимости ее сохранения;

- усвоения научных фактов, подготовка учащихся к участию в экологических акциях, в работе Малой академии наук;

- углубить теоретические знания учащихся отдельных тем по биологии и географии;

- формирование креативного мышления;

- формирование умений и навыков проведения практических работ и

наблюдений;

- формирование научной достоверности учебного материала;

- усиление межпредметных связей с химией, физикой, историей.

Программа рассчитана на два года обучения по 18 часов.

Основными принципами отбора материала являются: принцип научности, доступности и системности. Учащимся предлагаются научные, точные сведения, которые служат основой мотивации и развития познавательных действий. Изучаемый материал является доступным для познания учащимися. Принцип системности реализуется благодаря последовательности изложения тем, когда изучаемый материал вытекает из предыдущего изученного ранее на уроках географии и биологии. Темы изложены в следующем порядке:

- в 8 классе изучаются факторы неживой природы,

- в 9 классе факторы живой природы.

В заключении рассматриваются источники загрязнения и вопросы организации окружающей среды.

Основные формы и методы обучения: информация учителя и проверка ее усвоения, беседа, собеседование, дискуссия, семинар, диспут, самостоятельная работа (наблюдение, выполнение практических работ, написание сообщений, рефератов), викторина, экскурсия, ролевая игра, работа в группах и защита проектов, работа со справочной литературой, энциклопедиями, ресурсами интернет.

Оценивание осуществляется в пятибалльной системе.

Оценка 5 Балл «5» ставится в том случае, когда учащийся исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется литературно правильным языком и не допускает ошибок.

Оценка 4 Балл «4» ставится в том случае, когда учащийся знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.

Оценка 3 Балл «3» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знание основного программного учебного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.

Оценка 2 Балл «2» ставится в том случае, когда ученик обнаруживает незнание большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы учителя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.

Оценка 1 Балл «1» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала.

В качестве контроля используются такие формы и средства: устный опрос, фронтальный опрос, диктант, самостоятельная работа, практическая работа, тест, взаимоконтроль, защита творческих работ, рефератов, проектов, контрольный зачет.





Учебно-тематический план 8 класс



Раз-дела

Название раздела

Количество часов

Формы

Всего

Теоре-тичес-ких

Прак-

тичес-

ких

Экс- кур- сии

контроля

I

Введение. Охрана окружающей среды , ее содержание и задачи

1

1



Текущий

II

Биосфера как среда обитания человека

2

2



Текущий

III

Проблемы охраны природы

2

2



Текущий

IV

Охрана недр

2

2



Текущий

V

Охрана почв

3

3



Текущий


VI

Охрана атмосферного воздуха

3

3



Текущий

VII

Охрана вод

4

2

1

1

Текущий Практическая работа–1

Отчет об экскурсии


Обобщение

1

1



Контрольный зачет


Всего

18

16

1

1

Практические работы –1

Отчет об экскурсии -1

Контрольный зачет - 1


















Учебно-тематический план 9 класс



раздела

Название раздела

Количество часов

Формы

Всего

Теоре-тиче-ских

Прак

тичес

ких

Экс- кур- сии

контроля

VIII

Охрана и рациональное использование растительного мира

4

3

2


Текущий Практические работы - 2

IX

Охрана животного мира

4

3

2


Текущий Практические работы - 2

X

Охрана ландшафтов. Природа городов

3

3



Текущий

XІ

Сельскохозяйственное загрязнение среды и борьба с ним

3

3



Текущий

XII

Основные источники загрязнения

1

1



Текущий

XIII

Организация охраны окружающей среды на Донбассе

2

1


1

Текущий

Отчет об экскурсии


Обобщение

1

1



Контрольный зачет


Всего

18

15

4


Практические работы –4

Отчет об экскурсии -1 Контрольный зачет - 1





Программа «Охрана окружающей среды»

8 класс



Название раздела, темы

Содержание учебного материала

Коли-чествочасов

Планируемые результаты (требования к учебным достижениям учащихся)

I

Введение. Охрана окружающей среды , ее содержание и задачи

Введение. Охрана природы, ее значение и задачи

Понятие охраны природы. Природные ресурсы. Значение природы для человека. Связь охраны природы с экологией и другими науками.

Тема рефератов:

1.Понятие охрана природы.

2.Природные ресурсы.

3.Значение природы для человека

1

Учащийся характеризирует:

- понятие охраны природы;


Обосновывает:

- природные ресурсы;


Объясняет:

- значение природы для человека;

- связь охраны природы с экологией.

II

Биосфера как среда обитания человека

Биосфера – как среда жизни человека. Атмосфера, гидросфера, литосфера. Состав биосферы.

Значение растений и животных в круговороте веществ.

Понятие о биогеоценозе. Продуктивность и смена биогеоценозов.

Техносфера и ноосфера.

Темы для рефератов:

1.Значение живых организмов в круговороте веществ.

2.Состав биосферы.

2

Учащийся называет:

- атмосфера, гидросфера, литосфера.

Характеризует:

- биосферу, биогеоценоз.

Объясняет:

- значение растений и животных.

III

Проблемы охраны природы

Современные проблемы охраны природы.

Основные проблемы охраны природы. Проблемы сырьевых ресурсов, энергетики, продовольственных товаров. Социально-экономические проблемы природоохранной деятельности.

Охрана окружающей среды от загрязнения.

Темы для рефератов:

1.Основные проблемы охраны природы.

2.Охрана окружающей среды от загрязнения.

2

Учащийся называет:

- основные проблемы охраны природы.

Приводит примеры:

- проблемы охраны сырьевых ресурсов, энергетики, продовольствен-ных товаров.

Объясняет примеры:

- охраны окружающей среды от загрязнения.

IV

Охрана недр

Охрана недр.

Минеральные ресурсы континентов. Минеральные ресурсы океана. Добыча минерального сырья и основные принципы охраны недр.

Темы для рефератов:

1.Минеральные ресурсы Донбасса.

2

Учащийся характеризует:

- минеральные ресурсы.

Приводит примеры минеральных ресурсов.

Объясняет:

- основные принципы охраны недр.

V

Охрана почв

Охрана и рациональное использование почв.

Охрана почв от истощения и загрязнения.

Охрана почв от эрозии. Мелиорация.

Рациональное использование земельных ресурсов. Рекультивация земель.

Темы для рефератов:

1.Охрана почв Донбасса.

3

Учащийся характеризует:

- охрану почв.

Объясняет :

- рациональное использование земельных ресурсов.

Использует знания:

- при определении загрязнения почв.

VI

Охрана атмосферного воздуха

Охрана атмосферного воздуха.

Источники и состав загрязнения атмосферного воздуха. Глобальные изменения в составе атмосферного воздуха, вызванные деятельностью человека.

Вредное действие загрязненного воздуха на человека, животных и растения.

Мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения.

Темы для рефератов:

1.Источники загрязнения атмосферного воздуха.

2.Вредное влияние загрязненного воздуха на людей, животных и растения.

3.Мероприятия по охране атмосферного воздуха.

3

Учащийся характеризует:

- источники и состав загрязнений атмосферного воздуха;

- глобальные изменения в составе атмосферного воздуха;

- мероприятия по охране атмосферного воздуха.

Приводит примеры:

- вредное влияние загрязненного воздуха.

VII

Охрана вод

Охрана вод.

Круговорот и запас воды в природе. Водные ресурсы Донбасса.

Причины увеличения потребностей в воде.

Загрязнение внутренних водоемов.

Рациональное

использование подземных вод.

Загрязнение Мирового океана.

ПР 1. Проведение мероприятий по охране водоемов. Очистка родников.

Экскурсия 1. Выявление источников загрязнения водоемов.

Темы для рефератов:

1.Водные ресурсы Донецкой республики.

2. Загрязнение внутренних вод

Донецкой республики.

4

Учащийся характеризует:

- круговорот и запас воды в природе;

- причины увеличения потребностей в воде.

Приводит примеры:

- загрязнения внутренних водоемов;

- загрязнения Мирового океана;

- международные мероприятия по охране вод.

Применяют знания:

- при проведении мероприятий по охране вод;

- при расчистке родников.


Обобщение

Контрольный зачет

1



Всего


18




Программа «Охрана окружающей среды»

9 класс




VIII


Охрана и рациональное использование растительного мира


Охрана и рациональное использование растительного мира.

Растительные ресурсы. Дикорастущие растения в жизни человека.

Охрана редких видов растений.

Охрана природных кормовых угодий. Правовая охрана растительных ресурсов.

ПР 2. Изучение редких видов растений.

ПР 3. Посадка саженцев деревьев и кустарников по берегам водоемов.

Темы для рефератов:

1.Охрана редких видов растений.

2.Дикорастущие растения в хозяйстве человека.


4


Учащийся называет:

- дикорастущие растения.

Характеризует:

- растительные ресурсы.

Объясняет:

- причины охраны редких видов растений.

Применяет знания:

- при проведении мероприятий по охране растительного мира.

- выполнение ПР 3


IX

Охрана животного мира

Охрана животного мира. Значение животных в природе и в хозяйственной деятельности человека. Влияние человека на численность животных. Охрана животных.

Охотничьи хозяйства и охрана фауны.

Рыбные ресурсы , их использование и охрана. Прудовое хозяйство.

Правовая охрана животных.

ПР 4. Определение редких видов животных.

ПР 5. Организация подкормки зимующих птиц.

Темы для рефератов:

1.Значене животных в природе и хозяйственной деятельности человека.

2.Редкие животные Донбасса.

3.Охрана диких животных.

4

Учащийся называет:

- диких животных

Характеризует:

- ресурсы животного мира.

Объясняет:

- причины охраны редких видов животных.

Применяет знания:

При проведении мероприятий по охране диких животных.

- выполнение ПР 5.


X

Охрана ландшафтов. Природа городов

Природные и культурные ландшафты. Индустриальные пустыри. Абразия. Влияние урбанизации на природу и человека.

Туризм и охрана природы. Охрана природы курортов.

Темы для рефератов:

1.Природные и культурные ландшафты.

2.Влияние урбанизации на природу.

3

Учащийся объясняет:

- природные и культурные ландшафты.

Характеризует:

- туризм;

- охрана природы курортов.

Обосновывает:

- влияние урбанизации на природу.


XЇ

Сельскохозяйственное загрязнение среды и борьба с ним

Сельскохозяйственное загрязнение среды и борьба с ним.

Экологические особенности агроценозов.

Методы защиты растений.

Правовые вопросы регулирования использования пестицидов.

Международные договора по охране окружающей среды от сельскохозяйственных загрязнений.

Темы для рефератов:

1.Сельскохозяйственное загрязнение.

2.Методы защиты растений.

3

Учащийся характеризует:

- сельскохозяй-ственное загрязнение среды;

- экологические особенности агроценозов.

Объясняет:

- методы защиты растений;

- правовые вопросы регулирования использования пестицидов;

- международные договора по охране окружающей среды от сельскохозяйственного загрязнения.


XII

Основные источники загрязнения

Основные источники загрязнения.

Радиактивное загрязнение.

Шумовое загрязнение.

Электромагнитное загрязнение.

Темы для рефератов:

1.Радиактивное загрязнение.

2.Шумовое загрязнение.

3.Электромагнитное загрязнение.

1

Учащийся характеризует:

- радиактивное загрязнение;

- шумовое загрязнение;

- электромагнит-ное загрязнение.

XIII

Организация охраны окружающей среды на Донбассе

Организация охраны окружающей среды в Донецкой республике.

Государственные акты по охране окружающей среды.

Органы управления, общественные организации по охране окружающей среды.

Заповедники и другие природоохранные территории.

Экскурсия 1. Знакомство с ландшафтами, почвами, растительным и животным миром заповедника Хомутовская степь.

Темы для рефератов:

1.Государственные акты по охране окружающей среды.

2.Природоохранные территории.

2

Учащийся знает:

- государственные акты по охране окружающей среды;

- органы управления, общественные организации по охране окружающей среды.

Характеризует:

- заповедники


Обобщение

Контрольный зачет

1



Всего


18


























Литература, использованная при подготовке программы:

1. Л.П. Астанин, К.Н. Благосклонов. Охранаприроды.-М:Колос,1984.-225с.

2. Вахненко Д.В., Гарнизоненко Т.С., Колесников С.И. (под ред. Думбая В.Н.) Биология с основами экологии. Учебник для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс» 2003.

3.под ред.: О.П. Мелеховой, Е.И. Сарапульцевой ;рец.: Н.А. Черных и др.: Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование. - М.: Академия, 2010

4.под ред.: С.А. Гераськина, Е.И. Сарапульцевой ;рец.: С.Б. Криворотов, А.В. Рубанович: Биологический контроль окружающей среды. - М.: Академия, 2010

5. Тупикин Е.Н. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. – изд-во: Академия. 2004.

6.https://ru.wikipedia.org/wiki/Охрана_окружающей_среды


Литература, рекомендованная для учителя:

1.Емельянов А. Г. : Основы природопользования. - М.: Академия, 2011

2. Голицын А. Н.: Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды. - М.: ОНИКС, 2010

3.Бродский А.К.: Общая экология. - М.: Академия, 2010

4.отв. ред.: А.В. Смуров и др. ; рец.: А.П. Капица и др.: Наука о Земле: геоэкология. - М.: КДУ, 2010

5.Лосев К.С.: Мифы и заблуждения в экологии. - М.: Научный мир, 2010

6.Коробкин В.И.: Экология. - Ростов на/Д: Феникс, 2009

7.Паавола Й.: Основы экономики окружающей среды. - М.: [Б.И.], 2009

8.Наталья Федотова, Владимир Дмитренко, Дмитрий Кривошеин:Системы защиты среды обитания. Учебное пособие. В 2 томах.–М. : Академия, 2014


Литература, рекомендованная для учащихся:

1.Демина Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей

среды: Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных

учреждений. – М.:Аспект Пресс, 1998. – 143 с.


Электронные ресурсы:

1. Охрана природы — Википедия ru.wikipedia.org› Охрана природы

2. Охрана природы ukrmap.su›10-11 класс›119.html

3. Охрана природы - это... Что такое Охрана природы? dic.academic.ru›Охрана

природы

4. Охрана природы - значение слова, определение слова...

vseslova.com.ua›word/Охрана_природы-76930

5. Охрана окружающей природной среды

uran.donetsk.ua›~masters/2009/fgtu/ivanova/…

6.Экологическая ситуация в Донецкой области. Охрана природы...

zadachi.org.ru›?n=169844













1.100pudov.com.ua›subject/97/41097?page=2

2.festival.1september.ru›articles/649192/

3.ecology.donbass.com›Publications/RegPol/regpol.htm

4.uran.donetsk.ua›~masters/2009/fgtu/ivanova…

5.2dip.ru›Список литературы›охрана_окружающей_среды

6.ecology.donbass.com›Publications/RegPol/regpol.htm








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!