МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ
ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Отдел образования Тельмановского района
Мичуринская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней
СОГЛАСОВАНО Донецкий институт последипломного педагогического образования Протокол заседания Ученого совета от__ _______ 20___ №_____ | УТВЕРДЖЕНО Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики Приказ от __ _______ 20___ №_____ |
Программа элективного межпредметного курса
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
8 – 9 классы,
(36 часов)
Ракитянский Иван Григорьевич учитель биологии Мичуринской общеобразовательной школы І – ІІІ ступеней
МИЧУРИНО – 2016
Краткиесведения о программе.
«Одобрено к использованию
в образовательныхорганизациях»
Министерствообразования и науки ДНР
Приказ от_________________№ _________
Рецензенты:
1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, научнаястепень, звание, местоработы)
2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, научнаястепень, звание, местоработы)
Составитель:Ракитянский Иван Григорьевич учитель биологии, высшая категория, учитель-методист, Мичуринская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней
Аннотация к программе. Программа «Охранаокружающейсреды» являетсяобразовательным документом для 8 – 9-х клас сов основной школы с учетом изученного учащимися материала по географии и биологии за 6, 7, 8 классы. Программа разработана с учетом действующих республиканских требований. (Приказ №656 от 12.10. 2016 г.) Создание этой программы обусловлено необходимостью воспитания у подростков чувства бережного отношения к окружающей среде – единственному источнику ресурсов для человеческого общества, понимание небезграничности природных ресурсов. Главный критерий отбора программного материала –его воспитательная и познавательная ценность. Ведущие цели программы – создание благоприятных условий для понимания учащимися необходимости охраны окружающей среды и бережного отношения ко всем видам ресурсов. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видах деятельности учащихся : коммуникативной, познавательно-исследовательской, чтения, трудовой. При изучении отдельных тем программы, большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками географии, биологии, химии, истории. Изучение учебного материала по охране окружающей среды обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. В результате усвоения курса формируется целостное представление о географической оболочке, осуществляется познание и самопознание.
Экспертный листок.
Автор (составитель):Ракитянский Иван Григорьевич, учитель биологи, учитель-
методист, высшая категория
(Ф.И.О., должность, ученаястепень, педагогическоезвание, категория)
Рецензенты: _______________________________________________(теоретик)
(Ф.И.О., должность, ученаястепень, педагогическоезвание, категория)
_______________________________________________(практик)
(Ф.И.О., должность, ученаястепень, педагогическоезвание, категория)
Утвержденопедагогическимсоветомшколы
(протокол от “ 5 ” января 2016 № 2)
Директор _______________ Семаненко Виктория Владимировна
М.П. (подпись) (Ф.И.О. директора)
Согласовано с методическимкабинетом
Заведующий ___________________ Пилипчук Ольга Фёдоровна
М.П. (подпись) (Ф.И.О. методиста)
Научно-методическаяэкспертиза ИППО:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Пояснительнаязаписка.
Программа адресована всем видам образовательных организаций для учащихся 8 – 9 классов.
Концепция программы: предмет «Охрана окружающей среды» призван ознакомить учащихся с состоянием различных сфер окружающей среды человека, воспитанию у учащихся любви к родной природе и способствует развитию нравственного, психического и физического здоровья человека.
Актуальность программы в том, что в связи с повальным загрязнением различных сфер окружающей среды в результате хозяйственной и бесхозяйственной деятельности человека возникла острая необходимость введения этого курса в образовательный процесс. Изучение этого курса способствует сформированию у подростков убеждений в необходимости охраны окружающей среды, при применении практических работ обеспечит научную достоверность учебного материала.
Роль элективного курса «Охрана окружающей среды» заключается в том, что при его изучении учащиеся смогут углубить знания о природоохранной деятельности, им будет прививаться чувство необходимости бережного отношения к использованию природных ресурсов, к родной природе, воспитываться чувство меры и бережливость.
Цели и задачи курса:
- ознакомить учащихся с состоянием природной среды и природоохранной деятельности, с влиянием техногенной нагрузки на среду обитания человека и ресурсообеспеченность.
- целостного представления об окружающей среде, о ее уязвимости и необходимости ее сохранения;
- усвоения научных фактов, подготовка учащихся к участию в экологических акциях, в работе Малой академии наук;
- углубить теоретические знания учащихся отдельных тем по биологии и географии;
- формирование креативного мышления;
- формирование умений и навыков проведения практических работ и
наблюдений;
- формирование научной достоверности учебного материала;
- усиление межпредметных связей с химией, физикой, историей.
Программа рассчитана на два года обучения по 18 часов.
Основными принципами отбора материала являются: принцип научности, доступности и системности. Учащимся предлагаются научные, точные сведения, которые служат основой мотивации и развития познавательных действий. Изучаемый материал является доступным для познания учащимися. Принцип системности реализуется благодаря последовательности изложения тем, когда изучаемый материал вытекает из предыдущего изученного ранее на уроках географии и биологии. Темы изложены в следующем порядке:
- в 8 классе изучаются факторы неживой природы,
- в 9 классе факторы живой природы.
В заключении рассматриваются источники загрязнения и вопросы организации окружающей среды.
Основные формы и методы обучения: информация учителя и проверка ее усвоения, беседа, собеседование, дискуссия, семинар, диспут, самостоятельная работа (наблюдение, выполнение практических работ, написание сообщений, рефератов), викторина, экскурсия, ролевая игра, работа в группах и защита проектов, работа со справочной литературой, энциклопедиями, ресурсами интернет.
Оценивание осуществляется в пятибалльной системе.
Оценка 5 Балл «5» ставится в том случае, когда учащийся исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется литературно правильным языком и не допускает ошибок.
Оценка 4 Балл «4» ставится в том случае, когда учащийся знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.
Оценка 3 Балл «3» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знание основного программного учебного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.
Оценка 2 Балл «2» ставится в том случае, когда ученик обнаруживает незнание большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы учителя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.
Оценка 1 Балл «1» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала.
В качестве контроля используются такие формы и средства: устный опрос, фронтальный опрос, диктант, самостоятельная работа, практическая работа, тест, взаимоконтроль, защита творческих работ, рефератов, проектов, контрольный зачет.
Учебно-тематический план 8 класс
№ Раз-дела | Название раздела | Количество часов | Формы |
Всего | Теоре-тичес-ких | Прак- тичес- ких | Экс- кур- сии | контроля |
I | Введение. Охрана окружающей среды , ее содержание и задачи | 1 | 1 | | | Текущий |
II | Биосфера как среда обитания человека | 2 | 2 | | | Текущий |
III | Проблемы охраны природы | 2 | 2 | | | Текущий |
IV | Охрана недр | 2 | 2 | | | Текущий |
V | Охрана почв | 3 | 3 | | | Текущий |
VI | Охрана атмосферного воздуха | 3 | 3 | | | Текущий |
VII | Охрана вод | 4 | 2 | 1 | 1 | Текущий Практическая работа–1 Отчет об экскурсии |
| Обобщение | 1 | 1 | | | Контрольный зачет |
| Всего | 18 | 16 | 1 | 1 | Практические работы –1 Отчет об экскурсии -1 Контрольный зачет - 1 |
Учебно-тематический план 9 класс
№ раздела | Название раздела | Количество часов | Формы |
Всего | Теоре-тиче-ских | Прак тичес ких | Экс- кур- сии | контроля |
VIII | Охрана и рациональное использование растительного мира | 4 | 3 | 2 | | Текущий Практические работы - 2 |
IX | Охрана животного мира | 4 | 3 | 2 | | Текущий Практические работы - 2 |
X | Охрана ландшафтов. Природа городов | 3 | 3 | | | Текущий |
XІ | Сельскохозяйственное загрязнение среды и борьба с ним | 3 | 3 | | | Текущий |
XII | Основные источники загрязнения | 1 | 1 | | | Текущий |
XIII | Организация охраны окружающей среды на Донбассе | 2 | 1 | | 1 | Текущий Отчет об экскурсии |
| Обобщение | 1 | 1 | | | Контрольный зачет |
| Всего | 18 | 15 | 4 | | Практические работы –4 Отчет об экскурсии -1 Контрольный зачет - 1 |
Программа «Охрана окружающей среды»
8 класс
№ | Название раздела, темы | Содержание учебного материала | Коли-чествочасов | Планируемые результаты (требования к учебным достижениям учащихся) |
I | Введение. Охрана окружающей среды , ее содержание и задачи | Введение. Охрана природы, ее значение и задачи Понятие охраны природы. Природные ресурсы. Значение природы для человека. Связь охраны природы с экологией и другими науками. Тема рефератов: 1.Понятие охрана природы. 2.Природные ресурсы. 3.Значение природы для человека | 1 | Учащийся характеризирует: - понятие охраны природы; Обосновывает: - природные ресурсы; Объясняет: - значение природы для человека; - связь охраны природы с экологией. |
II | Биосфера как среда обитания человека | Биосфера – как среда жизни человека. Атмосфера, гидросфера, литосфера. Состав биосферы. Значение растений и животных в круговороте веществ. Понятие о биогеоценозе. Продуктивность и смена биогеоценозов. Техносфера и ноосфера. Темы для рефератов: 1.Значение живых организмов в круговороте веществ. 2.Состав биосферы. | 2 | Учащийся называет: - атмосфера, гидросфера, литосфера. Характеризует: - биосферу, биогеоценоз. Объясняет: - значение растений и животных. |
III | Проблемы охраны природы | Современные проблемы охраны природы. Основные проблемы охраны природы. Проблемы сырьевых ресурсов, энергетики, продовольственных товаров. Социально-экономические проблемы природоохранной деятельности. Охрана окружающей среды от загрязнения. Темы для рефератов: 1.Основные проблемы охраны природы. 2.Охрана окружающей среды от загрязнения. | 2 | Учащийся называет: - основные проблемы охраны природы. Приводит примеры: - проблемы охраны сырьевых ресурсов, энергетики, продовольствен-ных товаров. Объясняет примеры: - охраны окружающей среды от загрязнения. |
IV | Охрана недр | Охрана недр. Минеральные ресурсы континентов. Минеральные ресурсы океана. Добыча минерального сырья и основные принципы охраны недр. Темы для рефератов: 1.Минеральные ресурсы Донбасса. | 2 | Учащийся характеризует: - минеральные ресурсы. Приводит примеры минеральных ресурсов. Объясняет: - основные принципы охраны недр. |
V | Охрана почв | Охрана и рациональное использование почв. Охрана почв от истощения и загрязнения. Охрана почв от эрозии. Мелиорация. Рациональное использование земельных ресурсов. Рекультивация земель. Темы для рефератов: 1.Охрана почв Донбасса. | 3 | Учащийся характеризует: - охрану почв. Объясняет : - рациональное использование земельных ресурсов. Использует знания: - при определении загрязнения почв. |
VI | Охрана атмосферного воздуха | Охрана атмосферного воздуха. Источники и состав загрязнения атмосферного воздуха. Глобальные изменения в составе атмосферного воздуха, вызванные деятельностью человека. Вредное действие загрязненного воздуха на человека, животных и растения. Мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения. Темы для рефератов: 1.Источники загрязнения атмосферного воздуха. 2.Вредное влияние загрязненного воздуха на людей, животных и растения. 3.Мероприятия по охране атмосферного воздуха. | 3 | Учащийся характеризует: - источники и состав загрязнений атмосферного воздуха; - глобальные изменения в составе атмосферного воздуха; - мероприятия по охране атмосферного воздуха. Приводит примеры: - вредное влияние загрязненного воздуха. |
VII | Охрана вод | Охрана вод. Круговорот и запас воды в природе. Водные ресурсы Донбасса. Причины увеличения потребностей в воде. Загрязнение внутренних водоемов. Рациональное использование подземных вод. Загрязнение Мирового океана. ПР 1. Проведение мероприятий по охране водоемов. Очистка родников. Экскурсия 1. Выявление источников загрязнения водоемов. Темы для рефератов: 1.Водные ресурсы Донецкой республики. 2. Загрязнение внутренних вод Донецкой республики. | 4 | Учащийся характеризует: - круговорот и запас воды в природе; - причины увеличения потребностей в воде. Приводит примеры: - загрязнения внутренних водоемов; - загрязнения Мирового океана; - международные мероприятия по охране вод. Применяют знания: - при проведении мероприятий по охране вод; - при расчистке родников. |
| Обобщение | Контрольный зачет | 1 | |
| Всего | | 18 | |
Программа «Охрана окружающей среды»
9 класс
VIII | Охрана и рациональное использование растительного мира | Охрана и рациональное использование растительного мира. Растительные ресурсы. Дикорастущие растения в жизни человека. Охрана редких видов растений. Охрана природных кормовых угодий. Правовая охрана растительных ресурсов. ПР 2. Изучение редких видов растений. ПР 3. Посадка саженцев деревьев и кустарников по берегам водоемов. Темы для рефератов: 1.Охрана редких видов растений. 2.Дикорастущие растения в хозяйстве человека. | 4 | Учащийся называет: - дикорастущие растения. Характеризует: - растительные ресурсы. Объясняет: - причины охраны редких видов растений. Применяет знания: - при проведении мероприятий по охране растительного мира. - выполнение ПР 3 |
IX | Охрана животного мира | Охрана животного мира. Значение животных в природе и в хозяйственной деятельности человека. Влияние человека на численность животных. Охрана животных. Охотничьи хозяйства и охрана фауны. Рыбные ресурсы , их использование и охрана. Прудовое хозяйство. Правовая охрана животных. ПР 4. Определение редких видов животных. ПР 5. Организация подкормки зимующих птиц. Темы для рефератов: 1.Значене животных в природе и хозяйственной деятельности человека. 2.Редкие животные Донбасса. 3.Охрана диких животных. | 4 | Учащийся называет: - диких животных Характеризует: - ресурсы животного мира. Объясняет: - причины охраны редких видов животных. Применяет знания: При проведении мероприятий по охране диких животных. - выполнение ПР 5. |
X | Охрана ландшафтов. Природа городов | Природные и культурные ландшафты. Индустриальные пустыри. Абразия. Влияние урбанизации на природу и человека. Туризм и охрана природы. Охрана природы курортов. Темы для рефератов: 1.Природные и культурные ландшафты. 2.Влияние урбанизации на природу. | 3 | Учащийся объясняет: - природные и культурные ландшафты. Характеризует: - туризм; - охрана природы курортов. Обосновывает: - влияние урбанизации на природу. |
XЇ | Сельскохозяйственное загрязнение среды и борьба с ним | Сельскохозяйственное загрязнение среды и борьба с ним. Экологические особенности агроценозов. Методы защиты растений. Правовые вопросы регулирования использования пестицидов. Международные договора по охране окружающей среды от сельскохозяйственных загрязнений. Темы для рефератов: 1.Сельскохозяйственное загрязнение. 2.Методы защиты растений. | 3 | Учащийся характеризует: - сельскохозяй-ственное загрязнение среды; - экологические особенности агроценозов. Объясняет: - методы защиты растений; - правовые вопросы регулирования использования пестицидов; - международные договора по охране окружающей среды от сельскохозяйственного загрязнения. |
XII | Основные источники загрязнения | Основные источники загрязнения. Радиактивное загрязнение. Шумовое загрязнение. Электромагнитное загрязнение. Темы для рефератов: 1.Радиактивное загрязнение. 2.Шумовое загрязнение. 3.Электромагнитное загрязнение. | 1 | Учащийся характеризует: - радиактивное загрязнение; - шумовое загрязнение; - электромагнит-ное загрязнение. |
XIII | Организация охраны окружающей среды на Донбассе | Организация охраны окружающей среды в Донецкой республике. Государственные акты по охране окружающей среды. Органы управления, общественные организации по охране окружающей среды. Заповедники и другие природоохранные территории. Экскурсия 1. Знакомство с ландшафтами, почвами, растительным и животным миром заповедника Хомутовская степь. Темы для рефератов: 1.Государственные акты по охране окружающей среды. 2.Природоохранные территории. | 2 | Учащийся знает: - государственные акты по охране окружающей среды; - органы управления, общественные организации по охране окружающей среды. Характеризует: - заповедники |
| Обобщение | Контрольный зачет | 1 | |
| Всего | | 18 | |
Литература, использованная при подготовке программы:
1. Л.П. Астанин, К.Н. Благосклонов. Охранаприроды.-М:Колос,1984.-225с.
2. Вахненко Д.В., Гарнизоненко Т.С., Колесников С.И. (под ред. Думбая В.Н.) Биология с основами экологии. Учебник для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс» 2003.
3.под ред.: О.П. Мелеховой, Е.И. Сарапульцевой ;рец.: Н.А. Черных и др.: Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование. - М.: Академия, 2010
4.под ред.: С.А. Гераськина, Е.И. Сарапульцевой ;рец.: С.Б. Криворотов, А.В. Рубанович: Биологический контроль окружающей среды. - М.: Академия, 2010
5. Тупикин Е.Н. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. – изд-во: Академия. 2004.
6.https://ru.wikipedia.org/wiki/Охрана_окружающей_среды
Литература, рекомендованная для учителя:
1.Емельянов А. Г. : Основы природопользования. - М.: Академия, 2011
2. Голицын А. Н.: Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды. - М.: ОНИКС, 2010
3.Бродский А.К.: Общая экология. - М.: Академия, 2010
4.отв. ред.: А.В. Смуров и др. ; рец.: А.П. Капица и др.: Наука о Земле: геоэкология. - М.: КДУ, 2010
5.Лосев К.С.: Мифы и заблуждения в экологии. - М.: Научный мир, 2010
6.Коробкин В.И.: Экология. - Ростов на/Д: Феникс, 2009
7.Паавола Й.: Основы экономики окружающей среды. - М.: [Б.И.], 2009
8.Наталья Федотова, Владимир Дмитренко, Дмитрий Кривошеин:Системы защиты среды обитания. Учебное пособие. В 2 томах.–М. : Академия, 2014
Литература, рекомендованная для учащихся:
1.Демина Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей
среды: Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных
учреждений. – М.:Аспект Пресс, 1998. – 143 с.
Электронные ресурсы:
1. Охрана природы — Википедия ru.wikipedia.org› Охрана природы
2. Охрана природы ukrmap.su›10-11 класс›119.html
3. Охрана природы - это... Что такое Охрана природы? dic.academic.ru›Охрана
природы
4. Охрана природы - значение слова, определение слова...
vseslova.com.ua›word/Охрана_природы-76930
5. Охрана окружающей природной среды
uran.donetsk.ua›~masters/2009/fgtu/ivanova/…
6.Экологическая ситуация в Донецкой области. Охрана природы...
zadachi.org.ru›?n=169844
1.100pudov.com.ua›subject/97/41097?page=2
2.festival.1september.ru›articles/649192/
3.ecology.donbass.com›Publications/RegPol/regpol.htm
4.uran.donetsk.ua›~masters/2009/fgtu/ivanova…
5.2dip.ru›Список литературы›охрана_окружающей_среды
6.ecology.donbass.com›Publications/RegPol/regpol.htm