СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оказание первой медицинской помощи в образовательном учреждении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Оказание первой медицинской помощи в образовательном учреждении»













ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ























ОГЛАВЛЕНИЕ




Введение


  1. Необходимость обучения педагогических работников навыкам оказания первой помощи

  2. Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним

  1. Оказание первой доврачебной помощи в связи с несчастными случаями в образовательных учреждениях

    1. Общие положения

    2. Признаки для определения состояния здоровья пострадавшего

    1. Комплекс реанимационных мероприятий

    2. Первая доврачебная помощь при различных видах 
      повреждения организма человека


Заключение

Список литературы
















ВВЕДЕНИЕ


В июле 2016 года в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» были внесены изменения, обязывающие педагогических работников пройти обучение навыкам оказания первой помощи.

В связи с этим тема оказания первой помощи детям в школьных и дошкольных учреждениях педагогическими работниками очень актуальна. Ребенок, находясь в стенах образовательного учреждения, ежедневно подвергается различным опасностям: он может подавиться пищей в столовой, получить ожог в кабинете химии или травму на уроке технологии. Помимо этого, вследствие различных причин у ребенка может остановиться сердце и отсутствовать дыхание, то есть наступить критическая ситуация, при которой ему будет необходимо немедленно оказать помощь. В связи с этим встает целый ряд вопросов: что должен делать учитель в экстренной ситуации, когда ребенок, к примеру, перестал дышать или у него кровотечение, а медицинский работник отсутствует или находится далеко от места происшествия? Как руководству образовательной организации подготовить своих сотрудников к чрезвычайным ситуациям с детьми? Может ли педагогический работник оказывать ребенку первую помощь без согласия его родителей? И, наконец, существует ли универсальный алгоритм оказания первой помощи и что он из себя представляет? На эти вопросы мы ответим в данном реферате.









  1. Необходимость обучения педагогических работников навыкам оказания первой помощи


Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 313-ФЗ в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения, которые устанавливают, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи (ч. 11 ст. 41  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Порядок такого обучения законом или подзаконными актами, разъяснениями или письма Министерства образования и науки Российской Федерации не установлен. В связи с этим возникает множество вопросов о том, каким образом должно быть организовано такое обучение, какими документами должно быть подтверждено обучение педагогических работников и за счет каких средств такое обучение финансируется.

В настоящее время, пока порядок обучения не утвержден, работодатель может действовать по аналогии с положениями Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 1/29 (далее – Порядок обучения).

Данный Порядок устанавливает обязательства работодателя по обучению сотрудников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве (пункты 2.2.4 и 2.3.1 Порядка). В соответствии Порядком обучения руководители и специалисты организаций проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве в рамках специального обучения по охране труда 1 раз в три года (работники рабочих профессий – 1 раз в год).

Письмо Министерства труда Российской Федерации от 9 декабря 2015 г. № 15-2/ООГ-6230 разъясняет, что порядок, форма и оформление результатов обучения по оказанию первой помощи пострадавшим определяются работодателем. Департамент условий и охраны труда Министерства труда Российской Федерации рекомендует проводить обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим лицами, прошедшими специальную подготовку, позволяющую проводить данное обучение.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014 г. № АК-1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО» разъясняет, что обучение по охране труда и проверке знаний требований охраны труда не является реализацией дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) в связи с тем, что проверка знаний не заканчивается итоговой аттестацией.

Тем не менее, работодатель по своему желанию вправе проводить обучение по охране труда по дополнительным профессиональным программам в организациях, имеющих лицензию на реализацию данных программ. В этом случае, лицам, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверения о повышении квалификации.

Таким образом, можно заключить, что:

Во-первых, по общему правилу обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи не является реализацией дополнительных профессиональных программ.

Во-вторых, в соответствии с законодательством Российской Федерации обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи не должно подтверждаться не нуждается в документальном подтверждении. Тем не менее, по решению образовательной организации педагогическим работникам могут быть выданы документы, подтверждающие прохождение обучения. Документами об образовании в смысле ст. 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» такие документы не являются.

В-третьих, обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи осуществляется за счет средств образовательных организаций.


  1. Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним


Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним1, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях устанавливает правила оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.

Несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в виде:

первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной;

специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной;

скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной;

паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях.

Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации, осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»2 органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают условия оказания медицинской помощи несовершеннолетним, включая определение медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях.

Первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы (далее - обучающиеся), в целях оказания им первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний, оказывается в отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (далее - отделения медицинской помощи обучающимся).

При отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся первичная медико-санитарная помощь согласно настоящему Порядку может оказываться в кабинетах, здравпунктах медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность.

В структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации.

Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета.

Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности.

В случае непредоставления образовательной организацией помещений с соответствующими условиями для работы медицинских работников или отсутствия у медицинской организации лицензии на определенные работы (услуги) по месту нахождения помещений образовательной организации допускается оказание медицинской помощи несовершеннолетним, в период их обучения и воспитания, в помещениях медицинской организации.

Помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения.

Медицинская организация обеспечивает отделение медицинской помощи обучающимся лекарственными препаратами для медицинского применения.

Первичная медико-санитарная помощь обучающимся оказывается врачами-педиатрами, врачами по гигиене детей и подростков, фельдшерами и медицинскими сестрами отделения медицинской помощи обучающимся.

Первичная медико-санитарной помощь обучающимся, нуждающимся в лечении, реабилитации и оздоровительных мероприятиях оказывается врачами-педиатрами, врачами по гигиене детей и подростков, врачами-специалистами, фельдшерами и медицинскими сестрами отделения организации медицинской помощи обучающимся.

Дополнительные виды и объемы медицинской помощи обучающимся, оказание медицинской помощи на иных условиях, чем предусмотрено настоящим Порядком, организуются и осуществляются образовательной организацией с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

В образовательных организациях могут быть предусмотрены должности медицинских работников.

При наличии показаний врачи-педиатры, врачи-специалисты, фельдшеры отделения медицинской помощи обучающимся направляют несовершеннолетнего в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой находится несовершеннолетний.

Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия несовершеннолетнего или иного законного представителя на медицинское вмешательство с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

При организации медицинских осмотров (скринингов) несовершеннолетних, в период обучения и воспитания в образовательных организациях, и оказании им первичной медико-санитарной помощи в плановой форме, образовательная организация оказывает содействие в информировании несовершеннолетних или их родителей (законных представителей) в оформлении информированных добровольных согласий на медицинское вмешательство или их отказов от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинского вмешательства.

При оказании медицинской помощи несовершеннолетнему по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни без согласия родителей (законных представителей), согласно пункту 1 части 9 статьи 20 Федерального закона N 323-ФЗ, медицинский работник информирует его родителей (законных представителей) об оказанной медицинской помощи.

Отделение медицинской помощи обучающимся осуществляет свою деятельность в соответствии установленным порядком.


  1. Оказание первой доврачебной помощи в связи с несчастными случаями в образовательных учреждениях

    1. Общие положения

Первая доврачебная помощь — это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего. Ее должен оказывать тот, кто находится рядом с пострадавшим (взаимопомощь), или сам пострадавший (самопомощь) до прибытия медицинского работника.

Для того, чтобы первая доврачебная помощь была эффективной, в учреждении должны быть: 

а) аптечки с набором необходимых медикаментов и медицинских средств для оказания первой помощи.

б) плакаты, изображающие приемы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях и проведении искусственного дыхания и наружного массажа сердца, вывешиваются в кабинете или уголке охраны труда на видных местах.

Каждый работник и обучающийся должны знать местонахождение аптечки для оказания первой доврачебной помощи.

Оказывающий помощь должен знать основные признаки нарушения жизненно важных функций организма человека, а также уметь освободить пострадавшего от действия опасных и вредных факторов, оценить состояние пострадавшего, определить последовательность применяемых приемов первой доврачебной помощи, при необходимости использовать подручные средства при оказании помощи и транспортировке пострадавшего.

Последовательность действий при оказании первой помощи пострадавшему:

1)  устранение воздействия на организм пострадавшего опасных и вредных факторов (освобождение его от действия электрического тока, гашение горящей одежды, извлечение из воды и т. д.);

2)  оценка состояния пострадавшего;

3)  определение характера травмы, создающей наибольшую угрозу для жизни пострадавшего, и последовательности действий по его спасению;

4)  выполнение необходимых мероприятий по спасению пострадавшего в порядке срочности (восстановление проходимости дыхательных путей; проведение искусственного дыхания, наружного массажа сердца; остановка кровотечения; иммобилизация места перелома; наложение повязки и т.п.);

5) поддержание основных жизненных функций пострадавшего до прибытия медицинского персонала;

6)  вызов скорой медицинской помощи или врача либо принятие мер для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

В случае невозможности вызова медицинского персонала на место происшествия необходимо обеспечить транспортировку пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. Перевозить пострадавшего можно только при устойчивом дыхании и пульсе.

В том случае, когда состояние пострадавшего не позволяет его транспортировать, необходимо поддерживать его основные жизненные функции до прибытия медицинского работника.


    1. Признаки для определения состояния здоровья пострадавшего


Признаки, по которым можно быстро определить состояние здоровья пострадавшего, следующие:

  1. сознание: ясное, отсутствует, нарушено (пострадавший заторможен или возбужден); 

Отсутствие сознания у пострадавшего определяют визуально. Чтобы окончательно убедиться в этом, следует обратиться к пострадавшему с вопросом о самочувствии.

2) цвет кожных покровов и видимых слизистых оболочек (губ, глаз): розовые, синюшные, бледные.

3) дыхание: нормальное, отсутствует, нарушено (неправильное, поверхностное, хрипящее).

Цвет кожных покровов и наличие дыхания (по подъему и опусканию грудной клетки) оценивают также визуально. Нельзя тратить драгоценное время на прикладывание ко рту и носу зеркала и блестящих металлических предметов;

4) пульс на сонных артериях: хорошо определяется (ритм правильный или неправильный), плохо определяется, отсутствует.

Для определения пульса на сонной артерии пальцы руки накладывают на адамово яблоко (трахею) пострадавшего и, продвигая их немного в сторону, ощупывают шею сбоку.

5) зрачки: расширенные, суженные.

Ширину зрачков при закрытых глазах определяют следующим образом: подушечки указательных пальцев кладут на верхние веки обоих глаз и, слегка придавливая их к глазному яблоку, поднимают вверх. При этом глазная щель открывается и на белом фоне видна округлая радужка, а в центре ее — округлой формы черные зрачки, состояние которых (суженные или расширенные) оценивают по площади радужки, которую они занимают.

При определенных навыках, владея собой, оказывающий помощь за минуту должен оценить состояние пострадавшего и решить, в каком объеме и порядке следует оказывать ему помощь.

Степень нарушения сознания, цвет кожных покровов и состояние дыхания можно оценивать одновременно с прощупыванием пульса, что отнимает не более минуты. Осмотр зрачков удается провести за несколько секунд.


    1. Комплекс реанимационных мероприятий

Если у пострадавшего отсутствуют сознание, дыхание, пульс, кожный покров синюшный, а зрачки расширенные, следует немедленно приступить к восстановлению жизненно важных функций организма путем проведения искусственного дыхания и наружного массажа сердца.

Требуется заметить время остановки дыхания и кровообращения у пострадавшего, время начала проведения искусственного дыхания и наружного массажа сердца, а также продолжительность реанимационных мероприятий и сообщить эти сведения прибывшему медицинскому персоналу.

Искусственное дыхание. Оно проводится в тех случаях, когда пострадавший не дышит или дышит очень плохо (редко, судорожно, как бы со всхлипыванием), а также если его дыхание постоянно ухудшается независимо от того, чем это вызвано: поражением электрическим током, отравлением, утоплением и т.д.

Наиболее эффективным способом искусственного дыхания является способ «изо рта в рот» или «изо рта в нос», так как при этом обеспечивается поступление достаточного объема воздуха в легкие пострадавшего. Способ «изо рта в рот» или «изо рта в нос» основан на применении выдыхаемого оказывающим помощь воздуха, который насильно подается в дыхательные пути пострадавшего и физиологически пригоден для дыхания пострадавшего. Воздух можно вдувать через марлю, платок и т. п. Этот способ искусственного дыхания позволяет легко контролировать поступление воздуха в легкие пострадавшего по расширению грудной клетки после вдувания и последующему спаданию ее в результате пассивного выдоха.

Для проведения искусственного дыхания пострадавшего следует уложить на спину, расстегнуть стесняющую дыхание одежду и обеспечить проходимость верхних дыхательных путей, которые в положении на спине при бессознательном состоянии закрыты запавшим языком. Кроме того, в полости рта может находиться инородное содержимое (рвотные массы, песок, ил, трава, и т.п.), которое необходимо удалить указательным пальцем, обернутым платком (тканью) или бинтом, повернув голову пострадавшего набок.

После этого оказывающий помощь располагается сбоку от головы пострадавшего, одну руку подсовывает под его шею, а ладонью другой руки надавливает на лоб, максимально запрокидывая голову (рис.3). При этом корень языка поднимается и освобождает вход в гортань, а рот пострадавшего открывается. Оказывающий помощь наклоняется к лицу пострадавшего, делает глубокий вдох открытым ртом, затем полностью плотно охватывает губами открытый рот пострадавшего и делает энергичный выдох, с некоторым усилием вдувая воздух в его рот; одновременно он закрывает нос пострадавшего щекой или пальцами руки, находящейся на лбу. При этом обязательно следует наблюдать за грудной клеткой пострадавшего, которая должна подниматься. Как только грудная клетка поднялась, нагнетание воздуха приостанавливают, оказывающий помощь приподнимает свою голову, происходит пассивный выдох у пострадавшего. Для того чтобы выдох был более глубоким, можно несильным нажатием руки на грудную клетку помочь воздуху выйти из легких пострадавшего.

Если у пострадавшего хорошо определяется пульс и необходимо проводить только искусственное дыхание, то интервал между искусственными вдохами должен составлять 5 с, что соответствует частоте дыхания 12 раз в минуту.

Кроме расширения грудной клетки хорошим показателем эффективности искусственного дыхания может служить порозовение кожных покровов и слизистых оболочек, а также выхода пострадавшего из бессознательного состояния и появление у него самостоятельного дыхания. 

При проведении искусственного дыхания оказывающий помощь должен следить за тем, чтобы вдуваемый воздух попадал в легкие, а не в желудок пострадавшего. При попадании воздуха в желудок, о чем свидетельствует вздутие живота «под ложечкой», осторожно надавливают ладонью на живот между грудиной и пупком. При этом может возникнуть рвота, поэтому необходимо повернуть голову и плечи пострадавшего набок (лучше налево), чтобы очистить его рот и глотку.

Если челюсти пострадавшего плотно стиснуты и открыть рот не удается, следует проводить искусственное дыхание по способу «изо рта в нос».

Маленьким детям вдувают воздух одновременно в рот и нос, охватывая своим ртом и нос ребенка. Чем меньше ребенок, тем меньше воздуха нужно ему для вдоха и тем чаще следует производить вдувание по сравнению со взрослым человеком (до 15-18 раз в минуту). 

При появлении первых слабых вдохов у пострадавшего следует приурочить проведение искусственного вдоха к моменту начала у него самостоятельного вдоха.

Прекращают искусственное дыхание после восстановления у пострадавшего достаточно глубокого и ритмичного самостоятельного дыхания.

Нельзя отказываться от оказания помощи пострадавшему и считать его умершим при отсутствии таких признаков жизни, как дыхание или пульс. Делать вывод о смерти пострадавшего имеет право только медицинский персонал.

Наружный массаж сердца. Показанием к проведению наружного массажа сердца является остановка сердечной деятельности, для которой характерно сочетание следующих признаков: бледность или синюшность кожных покровов, потеря сознания, отсутствие пульса на сонных артериях, прекращение дыхания или судорожные, неправильные вдохи. При остановке сердца, не теряя ни секунды, пострадавшего надо уложить на ровное жесткое основание: скамью, пол, в крайнем случае подложить под спину доску. 

Если помощь оказывает один человек, он располагается сбоку от пострадавшего и, наклонившись, делает два быстрых энергичных вдувания (по способу «изо рта в рот» или «изо рта в нос»), затем разгибается, оставаясь на этой же стороне от пострадавшего, ладонь одной руки кладет на нижнюю половину грудины (отступив на два пальца выше от ее нижнего края, а пальцы приподнимает. Ладонь второй руки он кладет поверх первой поперек или вдоль и надавливает, помогая наклоном своего корпуса. Руки при надавливании должны быть выпрямлены в локтевых суставах. 

Надавливать следует быстрыми толчками так, чтобы смещать грудину на 4-5 см, продолжительность надавливания не более 0,5 с, интервал между отдельными надавливаниями не более 0,5 с.

В паузах руки с грудины не снимают (если помощь оказывают два человека), пальцы остаются приподнятыми, руки полностью выпрямленными в локтевых суставах.

Если оживление производит один человек, то на каждые два глубоких вдувания (вдоха) он производит 15 надавливаний на грудину, затем снова делает два вдувания и опять повторяет 15 надавливаний и т. д. За минуту необходимо сделать не менее 60 надавливаний и 12 вдуваний, т. е. выполнить 72 манипуляции, поэтому темп реанимационных мероприятий должен быть высоким. Опыт показывает, что больше всего времени затрачивается на искусственное дыхание. Нельзя затягивать вдувание, как только грудная клетка пострадавшего расширилась, его надо прекращать.

При правильном выполнении наружного массажа сердца каждое надавливание на грудину вызывает появление пульса в артериях.

Оказывающие помощь должны периодически контролировать правильность и эффективность наружного массажа сердца по появлению пульса на сонных или бедренных артериях. При проведении реанимации одним человеком ему следует через каждые 2 мин прерывать массаж сердца на 2 - 3 с для определения пульса на сонной артерии. Если в реанимации участвуют два человека, то пульс на сонной артерии контролирует тот, кто проводит искусственное дыхание. Появление пульса во время перерыва массажа свидетельствует о восстановлении деятельности сердца (наличии кровообращения). При этом следует немедленно прекратить массаж сердца, но продолжать проведение искусственного дыхания до появления устойчивого самостоятельного дыхания. При отсутствии пульса необходимо продолжать делать массаж сердца.

Искусственное дыхание и наружный массаж сердца необходимо проводить до восстановления устойчивого самостоятельного дыхания и деятельности сердца у пострадавшего или до его передачи медицинскому персоналу.

Длительное отсутствие пульса при появлении других признаков оживления организма (самостоятельное дыхание, сужение зрачков, попытки пострадавшего двигать руками и ногами и др.) служит признаком фибрилляции сердца. В этих случаях необходимо продолжать делать искусственное дыхание и массаж сердца пострадавшему до передачи его медицинскому персоналу.


    1. Первая доврачебная помощь при различных видах 
      повреждения организма человека


Ранение. Оказывая первую доврачебную помощь при ранении, необходимо строго соблюдать следующие правила:

-      нельзя промывать рану водой или даже каким-либо лекарственным веществом, засыпать порошком и смазывать мазями, так как это препятствует заживлению раны, вызывает нагноение и способствует занесению в нее грязи с поверхности кожи;

-      нельзя удалять из раны песок, землю и т. п., так как убрать самим таким способом все, что загрязняет рану, невозможно;

-      нельзя удалять из раны сгустки крови, остатки одежды и т. п., так как это может вызвать сильное кровотечение;

-      нельзя заматывать раны изоляционной лентой или накладывать на них паутину во избежание заражения столбняком.

Надо:

-      оказывающему помощь вымыть руки или смазать пальцы йодом;

-      осторожно снять грязь с кожи вокруг раны, очищенный участок кожи нужно смазать йодом;

-      вскрыть имеющийся в аптечке перевязочный пакет в соответствии с указанием, напечатанным на его обертке. При наложении перевязочного материала не следует касаться руками той его части, которая должна быть наложена непосредственно на рану. Если перевязочного пакета почему-либо не оказалось, для перевязки можно использовать чистый платок, ткань и т. п.). Накладывать вату непосредственно на рану нельзя. На то место ткани, которое накладывается непосредственно на рану, накапать йод, чтобы получить пятно размером больше раны, а затем положить ткань на рану;

-      по возможности быстрее обратиться в лечебное учреждение, особенно, если рана загрязнена землей.

Кровотечение.

  1. Внутреннее кровотечение. Распознается по внешнему виду пострадавшего (он бледнеет; на коже выступает липкий пот; дыхание частое, прерывистое, пульс частый слабого наполнения). Внутреннее кровотечение опасно для жизни.

Надо:

-      уложить пострадавшего или придать ему полусидящее положение;

-      обеспечить полный покой;

-      приложить к предполагаемому месту кровотечения «холод»;

-      срочно вызвать врача.

Нельзя:

-      давать пострадавшему пить, если есть подозрение на повреждение органов брюшной полости.

2.    Наружное кровотечение.

Надо:

а) при несильном кровотечении

-      кожу вокруг раны смазать йодом;

-      на рану наложить перевязочный материал, вату и плотно прибинтовать;

-      не снимая наложенного перевязочного материала, поверх него наложить дополнительно слои марли, вату и туго забинтовать, если кровотечение продолжается. 

б) при сильном кровотечении

-      в зависимости от места ранения для быстрой остановки прижать артерии к подлежащей кости выше раны по току крови в наиболее эффективных местах:

1 - височная артерия; 

2 - затылочная артерия;

3 и 4 - сонная артерия;

5 - подключичная артерия;

6 - подмышечная артерия;

7 - плечевая артерия;

8 - лучевая артерия;

9 - локтевая артерия;

10 - бедренная артерия;

11 - бедренная артерия в середине бедра;

12 - подколенная артерия;

13 - тыльная артерия стопы;

14 задняя большеберцовая артерия.

-      при сильном кровотечении из раненой конечности согнуть её в суставе выше места ранения, если нет перелома этой конечности. В ямку, образующуюся при сгибании, вложить комок ваты, марли и т.п., согнуть сустав до отказа и зафиксировать сгиб сустава ремнем, косынкой и др. материалами; 

-      при сильном кровотечении из раненой конечности наложить жгут выше раны (ближе к туловищу), обернув конечность в месте наложения жгута мягкой прокладкой (марля, платок и т.п.). Предварительно кровоточащий сосуд должен быть прижат пальцами к подлежащей кости. Жгут наложен правильно, если пульсация сосуда ниже места его наложения не определяется, конечность бледнеет. Жгут может быть наложен растяжением (эластичный специальный жгут) и закруткой (галстук, скрученный платок, полотенце);

-      пострадавшего с наложенным жгутом как можно быстрее доставить в лечебное учреждение.

Нельзя:

-      чрезмерно сильно затягивать жгут, т.к. можно повредить мышцы, пережать нервные волокна и вызвать паралич конечности;

-      накладывать жгут в теплое время больше чем на 2 часа, а в холодное - больше чем на 1 час. Есть опасность омертвления тканей. Если есть необходимость оставить жгут дольше, то можно на 10-15 мин жгут снять, предварительно прижать сосуд пальцем выше места кровотечения. Повторно жгут накладывается на новые участки кожи.

Поражение электрическим током.

Надо:

-      как можно быстрее освободить пострадавшего от действия электрического тока (с помощью рубильника, выключателя и др. способов);

-      принять меры к отделению пострадавшего от токоведущих частей, если отсутствует возможность быстрого отключения электроустановки для чего можно: воспользоваться любым сухим не проводящим электроток предметом (палкой, доской, канатом и др.); оттянуть пострадавшего от токоведущих частей за его личную одежду, если она сухая и отстает от тела; перерубить провод топором с сухой деревянной рукояткой; использовать предмет, проводящий электроток, обернув его в месте контакта с руками спасателя сухой материей, войлоком и т.п.

-      вынести пострадавшего из опасной зоны на расстояние не менее 8 м от токоведущей части (провода);

-      в соответствии с состоянием пострадавшего оказать первую доврачебную помощь, в том числе и реанимационную (искусственное дыхание и непрямой массаж сердца). Вне зависимости от субъективного самочувствия пострадавшего, он во всех без исключения случаях доставляется в лечебное учреждение.

Нельзя забывать о мерах личной безопасности при оказании помощи пострадавшему от электротока.

С особой осторожностью нужно перемещаться в зоне, если токоведущая часть (провод и т.п.) лежит на земле. Перемещаться в зоне растекания тока замыкания на землю с использованием средств защиты для изоляции от земли (диэлектрические средства защиты, сухие доски и др.) или без применения средств защиты, передвигая ступни ног по земле и не отрывая их одну от другой. 

Переломы, вывихи, ушибы, растяжение связок

При переломах надо:

-      обеспечить пострадавшему иммобилизацию (создание покоя) сломанной кости;

-      при открытых переломах остановить кровотечение, наложить стерильную повязку;

-      наложить шину (стандартную или изготовленную из подручного материала - фанеры, доски, палки и т.п.). Если нет никаких предметов, при помощи которых можно было бы иммобилизировать место перелома, прибинтовывают место перелома к здоровой части тела (поврежденную руку к грудной клетке, поврежденную ногу - к здоровой и т.п.);

-      при закрытом переломе в месте наложения шины оставить тонкий слой одежды. Остальные слои одежды или обувь снять, не усугубляя положения пострадавшего (например, разрезать);

-      к месту перелома прикладывать холод для уменьшения боли;

-      доставить пострадавшего в лечебное учреждение, создав спокойное положение поврежденной части тела во время транспортировки и передачи медицинскому персоналу.

Нельзя:

-      снимать с пострадавшего одежду и обувь естественным способом, если это ведет к дополнительному физическому воздействию (сдавливанию, нажатию) на место перелома.

При вывихе надо:

-      обеспечить полную неподвижность поврежденной части с помощью шины (стандартной или изготовленной из подручного материала);

-      приложить «холод» к месту травмы;

-      доставить пострадавшего в лечебное учреждение с обеспечением иммобилизации.

Нельзя:

-      пытаться самим вправлять вывих. Сделать это должен только медицинский работник.

При ушибах надо:

-      ушибленному месту создать покой;

-      прикладывать «холод» к месту ушиба;

-      наложить тугую повязку.

Нельзя:

-      смазывать ушибленное место йодом, растирать и накладывать согревающий компресс.

При растяжении связок надо:

-      травмированную конечность туго забинтовать и обеспечить ей покой;

-      приложить «холод» к месту травмы;

-      создать условия для обеспечения кровообращения (приподнять травмированную ногу, поврежденную руку подвесить на косынке к шее).

Нельзя:

-      проводить процедуры, которые могут привести к нагреву травмированного места.

При переломе черепа (признаки: кровотечение из ушей и рта, бессознательное состояние) и при сотрясении мозга (признаки: головная боль, тошнота, рвота, потеря сознания) надо:

-      устранить вредное влияние обстановки (мороз, жара, нахождение на проезжей части дороги и т.п.);

-      перенести пострадавшего с соблюдением правил безопасной транспортировки в комфортное место;

-      пострадавшего уложить на спину. В случае появления рвоты повернуть голову набок;

-      зафиксировать голову с двух сторон валиками из одежды;

-      при появлении удушья вследствие западания языка выдвинуть нижнюю челюсть вперед и поддерживать её в таком положении;

-      при наличии раны наложить тугую стерильную повязку;

-      положить «холод»;

-      обеспечить полный покой до прибытия врача;

-      по возможности быстрее оказать квалифицированную медицинскую помощь (вызвать медицинских работников, обеспечить соответствующую транспортировку).

Нельзя:

-      самостоятельно давать пострадавшему какие-либо лекарства;

-      разговаривать с пострадавшим;

-      допускать, чтобы пострадавший вставал и передвигался.

При повреждении позвоночника (признаки: резкая боль в позвоночнике, невозможность согнуть спину и повернуться) надо:

-      осторожно, не поднимая пострадавшего, подсунуть под его спину широкую доску и др. аналогичный по функциям предмет или повернуть пострадавшего лицом вниз и строго следить, чтобы его туловище при этом не прогибалось ни в каком положении (во избежание повреждения спинного мозга);

-      исключить любую нагрузку на мускулатуру позвоночника;

-      обеспечить полный покой.

Нельзя:

-      поворачивать пострадавшего на бок, сажать, ставить на ноги;

-      укладывать на мягкую, эластичную подстилку.

При ожогах надо:

-      при ожогах 1-ой степени (покраснение и болезненность кожи) одежду и обувь с обожженного места разрезать и осторожно снять, смочить обожженное место спиртом, слабым раствором марганцовокислого калия и др. охлаждающими и дезинфицирующими примочками. После чего обратиться в лечебное учреждение;

-      при ожогах 2-ой, 3-ей и 4-ой степени (пузыри, омертвление кожи и глубоколежащих тканей) наложить сухую стерильную повязку, завернуть пораженный участок кожи в чистую ткань, простыню и т.п., обратиться за врачебной помощью. Если обгоревшие куски одежды прилипли к обожженной коже, стерильную повязку наложить поверх них;

-      при признаках шока у пострадавшего срочно дать ему выпить 20 капель настойки валерианы или другого аналогичного средства;

-      при ожоге глаз делать холодные примочки из раствора борной кислоты (половина чайной ложки кислоты на стакан воды);

-      при химическом ожоге промыть пораженное место водой, обработать его нейтрализующими растворами: при ожоге кислотой - раствор питьевой соды (1 чайная ложка на стакан воды); при ожоге щелочью - раствор борной кислоты (1 чайная ложка на стакан воды) или раствор уксусной кислоты (столовый уксус, наполовину разбавленный водой).

Нельзя:

-      касаться руками обожженных участков кожи или смазывать их мазями, жирами и др. средствами;

-      вскрывать пузыри;

-      удалять приставшие к обожженному месту вещества, материалы, грязь, мастику, одежду и прочее.

При тепловом и солнечном ударе надо:

-      побыстрее перенести пострадавшего в прохладное место;

-      уложить на спину, подложив под голову сверток (можно из одежды);

-      расстегнуть или снять стесняющую дыхание одежду;

-      смочить голову и грудь холодной водой;

-      прикладывать холодные примочки на поверхность кожи, где сосредоточено много сосудов (лоб, теменная область и др.);

-      если человек находится в сознании, дать выпить холодный чай, холодную подсоленную воду;

-      если нарушено дыхание и отсутствует пульс, провести искусственное дыхание и наружный массаж сердца;

-      обеспечить покой для пострадавшего;

-      вызвать скорую помощь или доставить пострадавшего в лечебное учреждение (в зависимости от состояния здоровья).

Нельзя:

-      оставлять пострадавшего без внимания до прибытия скорой помощи и доставки его в лечебное учреждение.

При пищевых отравлениях надо:

-      дать пострадавшему выпить не менее 3 - 4 стаканов воды и розового раствора марганцовки с последующим вызовом рвоты;

-      повторить промывание желудка несколько раз;

-      дать пострадавшему активированный уголь;

-      напоить теплым чаем, уложить в постель, укрыть потеплее (до прибытия медицинского персонала);

-      при нарушении дыхания и кровообращения приступить к проведению искусственного дыхания и наружного массажа сердца.

Нельзя:

-      оставлять пострадавшего без внимания до прибытия скорой помощи и доставки его в лечебное учреждение.

При обморожениях надо:

-      при незначительном замерзании немедленное растирание и обогрев охлажденной области для устранения спазма сосудов (исключив вероятность повреждения кожного покрова, его ранения);

-      при потере чувствительности, побелении кожного покрова не допускать быстрого согревания переохлажденных участков тела при нахождении пострадавшего в помещении, использовать теплоизолирующие повязки (ватно-марлевые, шерстяные и др.) на пораженные покровы;

-      обеспечить неподвижность переохлажденных рук, ног, корпуса тела. Для этого можно прибегнуть к шинированию;

-      теплоизолирующую повязку оставить до тех пор, пока не появится чувство жара и не восстановится чувствительность переохлажденного кожного покрова, после чего давать пить горячий сладкий чай;

-      при общем переохлаждении пострадавшего срочно доставить в ближайшее лечебное учреждение, не снимая теплоизолирующих повязок и средств (даже оледеневшую обувь снимать не следует, лишь укутать ноги ватником и т.п.).

Нельзя:

-      ни в коем случае срывать или прокалывать образовавшиеся пузыри - это грозит нагноением.

При попадании инородных тел в органы и ткани надо при малейшем затруднении обратиться к медицинскому работнику или в лечебное учреждение.

Самим удалять инородное тело можно лишь в том случае, если есть достаточная уверенность, что это можно сделать легко, полностью, без тяжелых последствий.

При утоплении человека надо (например, в бассейне):

-      действовать обдуманно, спокойно и осторожно;

-      оказывающий помощь должен сам не только хорошо плавать и нырять, но и знать приемы транспортировки пострадавшего, уметь освобождаться от его захватов;

-      срочно вызвать скорую помощь или врача;

-      по возможности быстро очистить рот и глотку (открыть рот, удалить попавший песок, осторожно вытянуть язык и зафиксировать его к подбородку бинтом или платком, концы которого завязать на затылке);

-      удалить воду из дыхательных путей (пострадавшего положить животом на колено, голова и ноги свешиваются вниз; поколачивать по спине);

-      если после удаления воды пострадавший находится в бессознательном состоянии, отсутствует пульс на сонных артериях, не дышит, приступить к искусственному дыханию и наружному массажу сердца. Проводить до полного восстановления дыхания или прекратить при появлении явных признаков смерти, которые должен констатировать врач;

-      при восстановлении дыхания и сознания укутать, согреть, напоить горячим крепким кофе, чаем (взрослому человеку дать 1 - 2 ст. л. водки);

-      обеспечить полный покой до прибытия врача.

Нельзя:

-      до прибытия врача оставлять пострадавшего одного (без внимания) даже при явном видимом улучшении самочувствия.

При укусах:

При укусах змей и ядовитых насекомых надо:

-      как можно скорее отсосать яд из ранки (для оказывающего помощь эта процедура не опасна);

-      ограничить подвижность пострадавшего для замедления распространения яда;

-      обеспечить обильное питье (лучше горячего чая);

-      доставить пострадавшего в лечебное учреждение. Транспортировать только в положении лежа.

Нельзя:

-      накладывать жгут на укушенную конечность;

-      прижигать место укуса;

-      делать разрезы для лучшего отхождения яда;

-      давать пострадавшему алкоголь.

При укусах животных надо:

-      кожу вокруг места укуса (царапины) смазать йодом;

-      наложить стерильную повязку;

-      пострадавшего направить в лечебное учреждение для проведения прививок против бешенства.

Примечание: К врачу нужно направлять и лиц, которым слюна бешенного животного попала на кожу или слизистые (нос, рот, глаза).

При укусе или ужалении насекомыми (пчелы, осы и др.) надо:

-      удалить жало;

-      положить на место отека «холод»;

-      дать пострадавшему большое количество питья;

-      при аллергических реакциях на яд насекомых дать пострадавшему 1-2 таблетки димедрола и 20-25 капель кордиамина, обложить пострадавшего теплыми грелками и срочно доставить в лечебное учреждение;

-      при нарушении дыхания и остановке сердца делать искусственное дыхание и наружный массаж сердца.

Нельзя:

-      пострадавшему принимать алкоголь, т.к. он способствует проницаемости сосудов, яд задерживается в клетках, отеки усиливаются.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В настоящее время первая медицинская помощь стала неотъемлемой частью лечения различных, внезапно возникших острых или неотложных состояний организма человека. Эти состояния нередко возникают относительно быстро иногда на фоне имеющихся хронических или острых заболеваний, а также могут являться следствием травм, отравлений и других воздействий, которые способны вызвать выраженные и одновременно прогрессирующие расстройства жизненно важных функций. В этом случае неотложные состояния требуют незамедлительного и в то же время грамотного медицинского вмешательства. Практический опыт показывает, что зачастую относительно простые медицинские вмешательства являются наиболее необходимыми и ценными для спасения жизни в ранние сроки развития неотложных состояний. В этой связи первая медицинская помощь хотя и предусматривает применение простейших медицинских мероприятий по лечению, а также использованию приемов транспортировки, эвакуации пострадавших и больных, вместе с тем является неизмеримо важной, а порой и определяющей дальнейший успех всех проводимых лечебно-эвакуационных и реабилитационных мер.

В последние годы первой медицинской помощи уделяется все большее внимание. Однако иногда некоторые считают, что вполне знакомы с основными ее приемами оказания, но при практическом их применении недостаточно усвоенными оказываются элементарные навыки, иногда допускаются грубые ошибки и в конечном итоге не достигается желаемого результата. О первой медицинской помощи часто забывают, необходимость ее нередко недооценивается, порой отсутствуют единые меры, часто применяются устаревшие методы, которые могут принести пострадавшим и больным больше вреда, чем пользы. Своевременность и правильность оказания первой медицинской помощи особенно актуальны для настоящего этапа развития общества. Значительное число несчастных случаев, острых заболеваний, отравлений и травм совпадает у молодежи с периодом обучения в образовательных учреждениях.

Весь персонал образовательного учреждения, а также обучающиеся всех возрастных групп, должны периодически проходить повторное обучение с обязательными практическими занятиями по приёмам оказания первой доврачебной помощи. Цикл заканчивается проверкой знаний и росписью работника (обучающегося) в специальном журнале. График и периодичность занятий устанавливает руководитель образовательного учреждения. Занятия должны проводить компетентные медицинские работники совместно с администрацией образовательного учреждения.





















ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ


  1. Вправе ли педагогический работник, не имеющий соответствующей подготовки, оказывать первую помощь?

  2. Каким законом устанавливается, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи?

  3. Какой документ устанавливает правила оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях?

  4. Где может оказываться обучающимся первая медицинская помощь при отсутствии отделения медицинской помощи?

  5. Что такое первая доврачебная помощь?

  6. Что должно быть в учреждении для того, чтобы первая доврачебная помощь была эффективной?

  7. Какова последовательность действий при оказании первой помощи пострадавшему?

  8. Назовите признаки, по которым можно быстро определить состояние здоровья пострадавшего?

  9. Что входит в комплекс реанимационных мероприятий?

  10. Что нужно сделать при поражении электрическим током?











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ.

  2. Инструкция по оказанию первой доврачебной помощи в связи с несчастными случаями в образовательных учреждениях. – Режим доступа : http://okt-prof.ru/instrukczii-po-oxrane-truda/116-pervoj-dovrachebnaya-pomoshh

  3. Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях (с изменениями на 3 сентября 2015 года) [Электронный ресурс]: приложение к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 ноября 2013 года № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» (с изменениями на 3 сентября 2015 года) // ТехЭксперт. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499056472

  4. Княгинина Н.В. В июле 2016 года в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» были внесены изменения, обязывающие педагогических работников пройти обучение навыкам оказания первой помощи. Каким образом должно быть организовано такое обучение? [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://273-фз.рф/voprosy_i_otvety/v-iyule-2016-goda-v-federalnyy-zakon-ob-obrazovanii-v-rossiyskoy-federacii-byli

  5. Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи: курс лекций [Электронный ресурс] / Авторы Неудахин Г. В., Закурдаева А.Ю., Графова А. В., Феклин С. И. – М.: Издательство Форум Медиа, 2017. - Режим доступа: https://forum-seminar.ru/docs/lecture/lecture_1_7483.pdf


1 Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях (с изменениями на 3 сентября 2015 года) [Электронный ресурс]: приложение к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 ноября 2013 года № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» (с изменениями на 3 сентября 2015 года) // ТехЭксперт. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499056472


2 Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!