СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2024 по русскому языку. Пробный вариант № 1. (100ballnik.com)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2024 по русскому языку. Пробный вариант № 1. (100ballnik.com)»

Пробный вариант № 1 ОГЭ 2024

  1. Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Каждый день уровень океанских вод поднимается и снижается, причем в устьях некоторых рек и в отдельных заливах - на несколько метров. (2)Эти явления носят названия «приливы » и «отливы». (З)Дважды в сутки вода приливает на берег и дважды в сутки отступает: там, где берег полог, вода подходит, а при отливе отходит на несколько километров от берега. (4)Приливы и отливы относятся к числу возобновляемых экологически чистых источников энергии. (5)В 1967 г. во Франции была пущена первая приливная электростанция, а затем подобную опытную электростанцию создали и в России, вблизи Мурманска.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 1)  Вторая часть предложения 1  — неполное предложение.

  1.   Предложение 2 простое, неосложнённое.

  2.   В предложении 3 первая часть содержит однородные сказуемые. 4)  Предложение 4 простое, осложнённое однородными подлежащими. 5)  Вторая часть предложения 5  — односоставное безличное предложение.


  1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из

предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1)  уровень поднимается (предложение 1)

2)  эти явления носят (предложение 2) 3)  берег полог (предложение 3) 4)  приливы относятся (предложение 4) 5)  создали (предложение 5)


  1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые

могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)  После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. Б)  Обращение выделяется запятыми.

В)  Вводная конструкция отделяется запятой. ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1.   Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель.

  2.   Повсюду можно было слышать шумные разговоры: в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах.

  3.   По словам А.А. Блока, «Родина  — древнее, бесконечно древнее существо».

  4.   Д.С. Лихачёв писал: «Я убеждён, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего в своей семье, в отношениях со своими родными».

  5.   Это было поразительное зрелище: ровное ледяное поле медленно и беззвучно выгибалось, силясь в точности повторить очертания пришедшей с моря волны.


  1. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

За 75 лет(1) прошедших после гибели парохода «Челюскин»(2) и спасения всех (3)оказавшихся на льду людей(4) в печати появились десятки статей(5) легенд(6) фантастических и псевдонаучных публикаций(7) посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного (8)по тем временам рейса.


  1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

Запишите номера этих ответов.

1)  ПРИВЕТСТВОВАТЬ  — написание приставки определяется её значением  — приближение. 2)  НЕПРАВДА  — НЕ пишется слитно с именем существительным, которое не употребляется без НЕ.

  1.   К ПРИСТАНИ  — в форме дательного падежа единственного числа имени существительного 3- го склонения пишется окончание -И.

  2.   НАВЗНИЧЬ  — в кратком имени прилагательном с основой на шипящий пишется буква Ь. 5)  БЕСКОНЕЧНЫЙ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.


  1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

Поздним ненастным вечер(1)..м геол(2)..ги ост(3)..новились на ночлег в горн(4)..й д(5)..лине. Внизу, в узком ущелье, бил(6)..сь о скалы река. Р(7)..скошная р(8).. стительность окружал(9).. людей.

-

  1. Замените словосочетание «заводская стена», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


  1. Раскройте скобки и запишите слово «договор» в соответствующей форме, соблюдая нормы

современного русского литературного языка.

С поставщиками услуг заключают типовые (договор) на длительный период.

-

  1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1)  В тексте описываются события, происходившие в конце войны.

2)  Коля должен был отнести испечённые бабушкой пирожки на пасеку, где жил его дед. 3)  Дед спрятал корж, потому что не захотел делиться с внуком.

  1.   По дороге домой Коля мечтал о времени, когда кончится война и можно будет вдоволь есть хлеб.

  2.   На дно корзинки с бельём дедушка положил ароматный гречишный мёд.

(1)Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. (2)Черноволосый, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка, и его ввалившиеся глаза постоянно искали добычу.

(3)Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. (4)Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. (5)Коржи были пахучие, румяные. (6)Они светились, как два маленьких посоленных солнца.

(7)Мальчик сидел перед столом, ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя тёплый дух испечённого хлеба. (8)Наконец бабушка подошла к нему и сказала:

  • (9)Отведай, внучок, моего коржа.

(10)Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха. (11)Корж таял

с неудержимой силой, и вскоре его не стало...

(12)Коля тяжело вздохнул. (13)А второй корж, румяный, целёхонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

  • (14)Отнеси этот корж деду, – сказала бабушка.

(15)Дед был очень старым и жил на пасеке. (16)Домой он приходил в те редкие дни, когда на огороде топили прокопчённую, покосившуюся баньку.

(17)Дед сидел перед пчелиным водопоем – перед желобком, по которому текла вода. (18)Пчёлы облепили желобок и пили, опуская хоботки в прохладную воду. (19)Дед подставлял руку, и вода стекала ему в ладонь. (20)Он пил эту сладковатую пчелиную воду.

(21)Дед не стал есть гостинец, а отнёс его в шалаш. (22)До чего же он жадный, этот дед! (23)Совсем, видно, одичал со своими пчёлами. (24)Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мёд.

(25)Коля собрался уходить. (26)В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельём, Коля чуть не попросил у деда кусочек коржа, но сумел побороть минутную слабость. (27)Он шёл не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером.

(28)Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:

  • (29)Дед велел простирнуть!

(30)Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко. (31)На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом, в которой лежал корж. (32)Она ничего не сказала и положила нежданный гостинец перед внуком.

(33)Радостный огонёк вспыхнул в его глазах. (34)Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. (35)Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. (36)Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба.

(37)Коля сполз со скамейки и пошёл прочь... (38)Но через некоторое время он вернулся, взял со стола остывший корж, аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, мешок с самосадом и штык, привезённый с прошлой войны.

(По Ю.Я. Яковлеву) * * Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.

  1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1)  Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным.

  1.   Черноволосый, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка, и его ввалившиеся глаза постоянно искали добычу.

  2.   Коржи были пахучие, румяные. Они светились, как два маленьких посоленных солнца. 4)  А второй корж, румяный, целёхонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

5)  Но через некоторое время он вернулся, взял со стола остывший корж, аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, мешок с самосадом и штык, привезённый с прошлой войны.


  1. Лексический анализ. В предложениях 3–9 найдите устаревшее слово. Выпишите это слово.


Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий (1, 2

или 3). Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания (1, 2 или 3).


  1.   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Людмилы Алексеевны Введенской: «В лексическое значение многих слов, помимо предметного содержания, входит и эмоциональная окраска».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


  1.   Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


  1.   Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть добрым?». Дайте определение выражению ДОБРОТА и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.













































Ответы:

1. 134

2. 35

3. 413

4. 14567

5. 35

6. 3689

  1. стена завода

  2. договоры 9. 14

10. 23

11. отведай 12.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!