СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оформление интерьера комнатными растениями. Выбор комнатных растений. Уход за растениями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оформление интерьера комнатными растениями. Выбор комнатных растений. Уход за растениями. 

Просмотр содержимого документа
«Оформление интерьера комнатными растениями. Выбор комнатных растений. Уход за растениями.»

Оформление интерьера комнатными растениями. Выбор комнатных растений. Уход за растениями.


Технологическая карта урока технологии в 7 классе.

1

Тип урока

Комбинированный.


2

Тема

Оформление интерьера комнатными растениями. Выбор комнатных растений. Уход за растениями.


3

Цель

Организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых понятий, познакомить со способами размещения комнатных растений в интерьере; научить выполнять пересадку и перевалку комнатных растений, научить ухаживать за растениями.


4

Задачи

Образовательная - познакомить обучающихся с ролью комнатных растений в жизни человека, со способами их размещения в интерьере; с разновидностями комнатных растений; научить выполнять пересадку и перевалку комнатных растений, научить ухаживать за комнатными растениями.

Развивающая - развивать пространственное воображение и внимательность.

Воспитательная -  воспитывать эстетический вкус,  трудолюбие, аккуратность.


5

Планируемые результаты

Личностные:

  • Интеллектуальная активность - интеллектуальные навыки, позволяющие обучающемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.

  • Коммуникативные навыки – владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения.

Предметные:

  • Знакомство обучающихся с новыми понятиями, с ролью комнатных растений в жизни человека, со способами их размещения в интерьере; с разновидностями комнатных растений; научить выполнять пересадку и перевалку комнатных растений.

  • Развитие познавательных интеллектов и интеллектуальных способностей.

  • Закрепление умения работать с различными источниками информации, организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты.

Метапредметные:

  • Познавательные действия – включают действия исследования и отбора необходимой информации, её структурирования.

  • Коммуникативные действия – обеспечивают возможность сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве своего товарища и самого себя.

  • Закрепление умения работать с информацией – находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию.


6

Основные понятия

Фитодизайнер, виды и группы комнатных растений, фитонциды, полив, опрыскивание, подкормка, пересадка, перевалка, горшок, кашпо, контейнер, почвенная смесь, дренаж. Фитодизайн, одиночное растение, композиция из горшечных растений, комнатный садик, террариум, жардиньерка.


7

Межпредметные связи

Биология, фитодизайн, география, ИЗО.


8

Ресурсы

Основные: учебник, рабочая тетрадь, горшок, совок, керамзит, почвенная смесь, комнатное растение, перчатки, фартук.

Дополнительные: компьютер, линейка, дополнительная литература.


9

Формы работы

Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г - групповая



Дидактическая структура урока.

Деятельность обучающихся. Деятельность учителя.

Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.

Планируемые результаты. Предметные. УУД


Организационный момент


- Обучающихся организуют рабочее место.

- Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку.


Актуализация опорных знаний


Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, устраняют в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

Учитель выясняет степень усвоения изученного материала; определяет типичные недостатки в знаниях обучающихся и их причины; создаёт условия по ликвидации обнаруженных недочётов.

Определение основного понятия урока «фитодизайн», основываясь на определениях из разных областей.

Интеллектуальные навыки, позволяющие обучающемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.

Обучающиеся выполняют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.


Целеполагание


Обучающиеся устанавливают соответствие, определяют границы знания и незнания изученного материала; формулируют тему урока; определяют цель учебной деятельности.

Учитель предлагает обучающимся выявить, какую роль играют комнатные растения в жизни человека и в интерьере жилища, уточняет, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН (знаниями, умениями, навыками) должны овладеть.

Обучающиеся знакомятся с разновидностями комнатных растений, подготовив сообщения о них.

Обучающиеся умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.


Изучение нового материала


Обучающиеся слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, делают записи в тетради, работают с учебником.

Учитель объясняет роль комнатных растений в жизни человека, задаёт вопросы, приводящие к раскрытию новой темы, рассказывает об основных приёмах размещения комнатных растений, как нужно ухаживать за комнатными растениями, обеспечивает первичное закрепление новых знаний.

Обучающиеся - учатся находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию; показывают умение работать с учебником и дополнительной литературой.

Обучающиеся умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.

Практическая работа


Обучающиеся работая в парах, выполняют пересадку и перевалку комнатных растений; повторяют правила по техники безопасности, правила работы в парах.

Направляющая деятельность – инструктаж по выполнении; проверка понимания обучающимися содержания работы и способе её выполнения, инструктаж по технике безопасности.

Практическая работа в парах пересадка и перевалка комнатных растений.

Развитие потребности в творческой деятельности, в самовыражении через правильное выполнения практической работы.

Формируют навыки самостоятельной работы и работы в парах при выполнении практической работы. Структурируют знания. Выражают смысл ситуации различными средствами.


Рефлексия


Обучающиеся производят взаимопроверку, рефлексию, представляют конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Осуществляется выявление ценностного отношения обучающихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.


Домашнее задание


Составить кроссворд по теме «Комнатные растения в интерьере квартиры».

Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Составить паспорт растения, в котором указываются следующие данные: название растения, семейство, родина растения, степень освещенности, температурный режим в летний и зимний период, полив, пересадка.

Овладение умениями работать с различными источниками информации, организовывать собственную информацию деятельности и планировать её результаты.

Развивают личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей.



Конспект урока технологии в 7 классе.


Тема: Оформление интерьера комнатными растениями. Выбор комнатных растений. Уход за растениями.


Рефлексия: Какое у вас настроение?


Вступительное слово:

Цветы чисты, красивы и невинны,

И дарят сил прилив и красоту.

И ощущаю я особое волнение,

Когда я вижу эту ценность наяву!

Цветы нам дарят настроенье,

И пробуждают вдохновенье,

Как символ чистой красоты,

Ведь очень трудно без мечты!

И остаётся прочно с нами,

Всё то, что связано с цветами,

В них растворились краски звёзд,

И мир любви без мук и слёз!


  • Ребята, вы послушали стихотворение, как вы думаете, о чем мы сегодня будем беседовать?

Правильно о комнатных растениях.


  • Скажите, пожалуйста, можно ли представить жилище современного человека без единого комнатного растения?

Нет.


  • Чем объяснить этот факт?

Вы правы: ухудшается экологическая обстановка, недостаток общения человека с природой заставляет людей создавать зеленые уголки у себя дома и на работе, что говорит об актуальности данного вопроса.


  • Что нам нужно узнать о комнатных растениях?

Уютно устроившись в стенах дома, мы чувствуем себя защищенными от капризов природы. Но очень скоро интерьер начинает казаться нам скучным и однообразным, лишенным самобытности. Необходимо украсить   наш дом, заставить его жить, дать ему душу. И тогда мы обращаемся к природе.


  • Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.

Оформление интерьера комнатными растениями. Выбор комнатных растений. Уход за растениями.


Невозможно представить жизнь людей без комнатных растений. Они постоянно сопровождают нас и радуют глаз зелеными листочками, прекрасными цветами и приятным ароматом.


  • А теперь давайте попробуем определить цель урока. Чему мы должны научиться на уроке?

Познакомиться с ролью комнатных растений в жизни человека, со способами их размещения в интерьере, научиться выполнять пересадку растений и научиться ухаживать за растениями.


Роль комнатных растений в жизни человека


Обычай украшать жилище растениями, возможно, возник в стране с резко выраженной сменой времен года, чтобы задержать дома зеленый островок живой природы.

История применения комнатных растений насчитывает более 3000 лет. Сначала в качестве комнатных растений применялись лишь те, которые произрастали лишь в этой стране. С развитием мореплавания стали завозиться растения из других стран (экзотические).

Одними из первых заморских диковинок были лимонные и  апельсиновые деревья. Для них создавали специальные помещения – теплицы (позднее они будут называться оранжереями), зимние сады. В России первыми владельцами оранжерей и зимних садов были князь Голицын и граф Шереметев.

Олеандр, плющ – из Европы.

Бегония, кактусы, традесканция – из Америки.

Алоэ, бальзамин, пеларгония – из Африки.

Примула, цитрусовые, фикус – из Азии.

(На Глобус или карту прикрепляются названия растений).


Ребята, мы наглядно видим, что комнатные растения завезены к нам со всех континентов.

В настоящее время в качестве комнатных применяются те растения, которые наиболее устойчивы к микроклимату жилища.

Комнатные растения – пожалуй, самое естественное и самое необходимое украшение любого интерьера, будь это комната в городской квартире, рабочий кабинет, школьный класс или загородный дом. Они не только облагораживают помещение, зрительно изменяя его размеры и форму, но и очищают воздух, радуют глаз пышной листвой, красивыми цветами. Но не только по этой причине они желательны в интерьере. Жилище становится ещё более комфортным. Они психологически успокаивают.

Растения очищают воздух помещений, выделяют фитонциды, оказывающие губительное воздействие на болезнетворные микробы. Зеленый цвет действует успокаивающе на нервную систему, а это благотворно влияет на настроение и работоспособность человека.


Вопросы учителя:

  • Какую роль играют комнатные растения в жизни человека?

(Ответ: комнатные растения улучшают микроклимат помещения, так как они поглощают пыль, очищают воздух от углекислоты, способствуют его увлажнению, уничтожают вредоносные микробы).


  • Какова роль комнатных растений в интерьере жилища?

(Ответ: комнатные растения создают иллюзию контактов с природой, служат украшением жилища).


  • Как влияют комнатные растения на организм человека?

(Ответ: своей красотой, окраской, благоуханием комнатные растения благоприятно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, снимают напряжение и гасят нервозность).


«Если хочешь быть счастливым – выращивай цветы»

(Восточная мудрость).


Цветы – элемент убранства квартиры, поддающийся правилам фитодизайна.


Основные приемы размещения комнатных растений.

Композиции из горшечных растений.


  • Где можно размещать комнатные цветы?

При размещении растений следует учитывать их декоративную ценность и своеобразие.

Существует несколько правил расположения растений. Они должны соответствовать окружающей обстановке – крупные растения следует помещать в просторные комнаты, маленькие горшочки – на подоконниках или жардиньерках.


  • Что такое «жардиньерка»? (определение записать в тетрадь).

Жардиньерека – это подставка, ящик или корзинка для комнатных цветов.


Итак, как называется искусство оформления интерьера, создания

композиций с использованием растений?

(Ответ: фитодизайн (от др. греч. - растение и англ.- проектировать, конструировать) - целенаправленное научно-обоснованное введение растений в дизайн интерьера офиса и оформление других помещений с учётом их биологической совместимости, экологических особенностей, способности к улучшению качества воздуха в помещении.

Фитодизайном также называют практику создания растительных композиций для оформления интерьеров, практику озеленения помещений, и создание зимних садов).


Как называется специалист, занимающийся составлением цветочных

композиций?

(Фитодизайнер).


Растения в больших помещениях.


Чем просторнее помещение, тем крупнее должны быть цветы и тем больше их количество. Один единственный декоративный зеленый цветок затеряется в широком пространстве. И, напротив, много мелких, но цветущих растений в корзинке или на подносе придадут ему необходимый красочный акцент. Исключительными декоративными качествами обладают древовидные растения, особенно такие крупнолистные их виды как драцена, фикус, бокарнея, которые прекрасно смотрятся в помещениях, где мало мебели, в холлах и прихожих.


Растения в малых помещениях.


Крупные растения подавляют пространство маленьких комнат, поэтому для таковых лучше подбирать средние или совсем небольшие экземпляры – с листьями пошире или понежнее. Но слишком много их быть не должно, иначе впечатление от каждого отдельного цветка потеряется.


Разновидности комнатных растений.


Требования растений к окружающим условиям неодинакова. Одним необходимо много тепла (большинство тропических растений), другим – меньше (субтропические); некоторым достаточно малого количества света (теневыносливые), а многие требовательны к нему (светолюбивые растения).


Требования растений к окружающим условиям.

 

Теневыносливые

Плющ, кливия, цикламен, папоротники, камнеломка.


Светолюбивые

Алоэ, олеандр, бальзамин, лимон, большинство видов кактусов.


Растения умеренного освещения

Бегония, драцена, традесканция, фуксия, глоксиния.


В зависимости от декоративных свойств растений, их морфологических особенностей и возможностей использования в интерьере все многообразие комнатных растений можно условно подразделить на несколько групп.

Давайте назовём их.

  • Декоративно-цветущие растения.

Это небольшая группа растений, которые выращивают исключительно ради красивого эффектного цветения. В остальное время эти растения мало привлекательны. К этой группе относятся азалии, цикламены, пеларгония.

  • Декоративно-лиственные растения.

К этой группе относится большинство комнатных растений. Они привлекают либо красивой формой листьев (пальмы, папоротники), либо необычной яркой или пестрой их окраской (бегонии, кодиеумы).

  • Лианы.

Эти растения для успешного роста нуждаются в постоянной опоре. Они имеют длинные травянистые или одревесневающие стебли. К этой группе относятся аспарагусы, пассифлора, плющи.

  • Ампельные растения.

Это растения с длинными свисающими побегами, культивируемые в подвесных горшках и корзинах. В качестве ампельных растений используют гибискус, традесканцию.

  • Суккуленты.

Это обширная группа растений с сочными, мясистыми стеблями или листьями часто причудливой формы. К ней принадлежат кактусы, агавы, алоэ.

  • Эпифиты.

Они поселяются на стволах и ветвях деревьев. К ним относятся орхидеи, бромелии.


По внешним данным практически все комнатные растения можно разделить на 6 групп:


  • злаковидные,

  • кустистые,

  • растения с прямостоячими стеблями,

  • лианы и ампельные растения,

  • розеточные

  • шаровидные.

(записать в тетрадь)


Я просила вас подготовить мини сообщения о растениях каждой группы (слушаем сообщения детей).


Молодцы (вывешивают на доску).


  • Чтобы комнатным растениям было комфортно в наших квартирах необходимо правильно выращивать комнатные растения, и правильно за ними ухаживать.



Технология выращивания комнатных растений.


  1. Подбор растения

  2. Приобретение и транспортировка

  3. Подбор и подготовка почвы

  4. Подбор и подготовка ёмкости

  5. Посадка

  6. Полив и опрыскивание

  7. Очистка

  8. Подкормка

(сделать запись в тетради).


Посуда для цветов.

1. Контейнер.

2. Кашпо.

3. Горшок.


Пластиковые цветочные горшки.

Преимущества:

Легкие

Сохраняют влагу и тепло

Оригинальная конфигурация

Прочные


Керамические цветочные горшки.

Оптимальный вариант для выращивания большинства видов цветочных культур. Материал пропускает воздух и влагу, регулирует поступление тепла. Так в жарком микроклимате корневая система не высохнет, а в прохладном не замерзнет.

Преимущества:

Натуральный материал

Пропускает воздух и удерживает влагу

Подходит для всех культур

Эстетичный внешний вид

Минус материала – хрупкость.


Стеклянные цветочные горшки.

Стеклянные сосуды используют сугубо для эпифитных видов – орхидей. Большой плюс – в таких контейнерах видно, что происходит с корневой системой. Оригинальное и полезное решение, если светового дня недостаточно для нормального роста. Контейнеры смотрятся эффектно и вписываются в любой дизайн.


Деревянные цветочные горшки.

Изделия из дерева используют в помещении и на улице. Материал обрабатывается антисептиками и покрывается лаком или краской. Циркуляция воздуха, влаги и тепла соответствует требованиям по выращиванию цветочных культур. Цветовая гамма скудная, поверхность украшается росписью или орнаментом, который вырезается по дереву.

Преимущества:

Натуральный материал

Пропускает воздух, удерживает влагу

Прочный

Применяется для внутренних и наружных помещений

По эстетическим качествам конкурентов у дерева нет. Материал подходит для выращивания всех видов цветочных культур.


Железные цветочные горшки.

Контейнеры из железа применяются в дизайнерских целях. Они служат вместилищем для основного вазона из пластика или керамики. Из железа выковывают нестандартные формы, соответствующие дизайнерскому проекту. Выращивать цветы в железном вазоне не рекомендуется, поскольку емкости такого типа не пропускают влагу и воздух.


Уход за растениями.


Любое комнатное растение нуждается в уходе, который включает в себя выбор почвы, полив, подкормку, пересадку и чистку.

Частота и обильность полива и подкормок зависят от многих факторов: особенностей растений, температуры воздуха, времени года и фазы роста (в период роста растение нуждается в поливе больше, чем в период покоя). Полив может быть частый раз в 1-3 дня, умеренный раз в 3-7 дней, редкий раз в неделю или даже в месяц. Вода для полива должна берут отстоявщуюся (не менее суток). Растения поливают под корень, не попадая на листья. Иногда растения моют под душем или протирают листья влажной тряпкой.


Практическая работа.


По мере роста растения увеличивается его корневая система, растению становится тесно в горшке. В таком случае необходима пересадка.

В случаях когда растения плохо переносят пересадку (пальмы), применяют перевалку.


Технология перевалки растения:


1 - Осторожно вынуть растение из старого горшка, сохраняя земляной ком.

2 - Поместить в посуду с водой, осмотреть корни.

3 - Подготовить новый горшок с дренажом.

4 - Насыпать в горшок небольшой слой новой почвы. Сделать углубление.

5 - Поставить растение в горшок в сделанное углубление, сохраняя земельный ком.

6 - Расправить корни.

7 - Заполнить пустые места почвой, уплотняя её.

8 - Полить растение (кроме кактусов) и опрыскать его.

9 - Поставить в тень.


Сейчас на улице весна – самое время для этого действия. Я предлагаю выполнить практическую работу.


Практическая работа «Перевалка и пересадка комнатных растений»

(работа в парах).


Принадлежности и материалы: цветок (растение), новый горшок, совок, керамзит, почвенная смесь, клеёнка, лейка с водой, фартук, перчатки.


Ход работы.


  1. Извлеките растение из горшка (выполняйте работу над специально расстеленной для этого клеёнкой).

  2. Поместите в посуду с водой и осмотрите корни.

  3. В новый цветочный горшок добавьте дренаж.

  4. Выберите почвенную смесь соответствующую растению.

  5. Немного насыпьте почвы на дренаж и сделайте углубление.

  6. Выполните перевалку (пересадку) растения.

  7. Расправьте корни и заполните пустые места почвой уплотняя её.

  8. Произведите полив.

  9. Поместите растение в слабоосвещенное место класса.

  10. Уберите за собой рабочее место.


Подведение итогов урока.


  • Скажите, чем отличается перевалка от пересадки растения?

  • Как правильно поливать растение?

  • Почему после пересадки растение не следует помещать на освещенное место?

  • Люди каких профессий занимаются выращиванием цветов, созданием цветочных композиций, декорированием цветочных горшков?


Рефлексия:

- Какое у вас настроение?

- Понравился ли вам урок?

- Что нового узнали вы?

- Пригодятся вам эти знания в жизни?


Домашнее задание (на выбор).

  1. Составить кроссворд по теме «Комнатные растения в интерьере квартиры».

  2. Составить паспорт растения, в котором указываются следующие данные: название растения, семейство, родина растения, степень освещенности, температурный режим в летний и зимний период, полив, пересадка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!