КОЛЛЕКТОРЫ
коллектор – это
Коллектор – это человек, который в рамках закона занимается взысканием долгов или проводит переговоры между банком и должником с целью погашения кредитов и прочих задолженностей.
Слово «коллектор» в переводе с английского языка – «собирающий». В данном случае, человек, собирающий долги с тех, кто по разным причинам не возвращает взятые взаймы деньги.
Закон о деятельности коллекторов
- Первые коллекторы в России появились в начале 2000-х, и они занимались запугиванием и физическим выбиванием долгов.
Законодательное регулирование осуществляется с 2014 года.
2016 год – закон о коллекторской деятельности.
2017 год – закон, ограничивающий права коллекторов.
Какие бывают коллекторы
Взыскивать долги на профессиональной основе может
Один человек
Организация
(коллекторское агентство)
Банки неохотно работают с коллекторами-одиночками
Большая часть работы по взысканию долгов – это сбор и анализ информации о должнике, психологические технологии.
Коллекторское агентство – организация, занимающаяся всем комплексом действий по взысканию денег.
Виды коллекторских агентств
Сотрудничают с банком по договору.
Выкупают целые пакеты проблемных долгов у банков, взыскивает долги всеми возможными способами.
Существуют в качестве подразделений банков.
состав коллекторского агентства
По закону численность коллекторского агентства не должна быть менее трёх человек . Максимальный размер штата не ограничен.
В состав могут входить
Юрист
Офис-менеджер
Бухгалтер
Психолог
Финансовый аналитик
В качестве основного персонала на работу принимаются обычно бывшие сотрудники силовых органов – МВД, ОБЭП и т.п. Они не стесняются жестко общаться с клиентами.
права коллекторов
Согласно закону, для установления связи с человеком, просрочившим выплату долга коллекторы могут воспользоваться любой информацией о задолжавшем гражданине, используя
- номера телефонов (в том числе родственников и знакомых),
- адреса,
- аккаунты в соцсетях,
- места работы и так далее.
права коллекторов
Коллекторы вправе :
- отправлять должнику СМС-сообщения о наличии долга и необходимости его вернуть (оскорбления недопустимы).
- отсылать должнику письма по обычной и электронной почте с информацией о задолженности и предложением вернуть деньги (текст должен быть в рамках, обозначенных законами РФ, приличий).
- звонить должнику по имеющимся телефонам не чаще двух раз в неделю , одного раза в сутки или восьми раз в месяц и сообщать о наличии долга, а также настаивать на его возвращении (нельзя звонить раньше 8 утра по будням и 9.00 – по выходным ; вечером - до 21.00 и 22.00 соответственно).
- звонить родственникам должника в тех случаях, когда они – поручители по кредиту.
- встречаться с должником лично не чаще одного раза в неделю в те же промежутки времени
( физическое взаимодействие недопустимо).
- подать на должника в суд для взыскания с него денег или имущества.
коллекторам запрещено
- Вторгаться в жилище к должнику без разрешения.
- Угрожать должнику, его семье, знакомым, сослуживцам и так далее.
- Наносить вред имуществу должника, а также третьих лиц (например, расписывать стены в подъездах угрозами в адрес задолжавшего жильца).
- Обращаться любым способом (в том числе разрешенным по закону) к несовершеннолетним или недееспособным (в том числе инвалидам) должникам или родственникам должника.
- Звонить коллегам должника. Коллекторы часто игнорируют этот пункт, однако закон запрещает разглашать персональные данные, к которым относятся и сведения о финансовом состоянии граждан.
- Описывать имущество. Это вправе делать только судебные приставы в рамках вынесенного решения суда.
Алгоритм работы коллекторов
Этап 1. Взыскание задолженности на ранней стадии
(от 30 до 90 дней).
Напоминание должнику о долге через СМС, выяснение по телефону причин появления задолженности и возможности ее погашения.
Этап 2. Взыскание на поздней стадии (свыше 90 дней).
Приглашение должника в офис «на разговор». Посещение на дому, на работе. Требование немедленно продать имеющееся имущество и вернуть долг.
Этап 3. Взыскание в судебном порядке.
Подготовка документов на должника для передачи в суд. До суда доходит редко: должник продаёт имущество и возвращают долг.
«чёрные» и «серые» коллекторы
разновидность мошенничества или вымогательства.
«Серые коллекторы» не связаны с криминалом напрямую, но используют незаконные методы, пытаясь выбить долги. Они запугивают детей должников, заливают монтажной пеной квартирные замки, расписывают подъезды нецензурными фразами о задолжавших жильцах, избивают должников.
«Черные коллекторы» связаны с полулегальными скупками и конторами по выдаче микрозаймов. Там заведомо неплатежеспособных граждан, имеющих ценное имущество, убеждают взять в долг денег, накручивают на них сумасшедшие проценты, а затем «выбивают» долги.
недобросовестные коллекторы
- Не соблюдают требования закона (по числу звонков, содержанию бесед и т.д.).
- Отказываются показать документы и назвать себя.
- Приписывают себе чужие функции (пытаются описывать имущество, применять насилие).
- Не пытаются договориться, сразу переходят к угрозам.
Как общаться с коллектором
Трубку лучше брать.
2. Есть причины для неуплаты долга, о них лучше рассказать.
3. Не нужно обманывать коллектора.
4. Не надо обещать быстрый платёж, если заплатить не сможете.
антиколлекторы
Антиколлектор – это юрист, помогающий должнику защитить свои права, по возможности уменьшив выплаты.
Интерес такого юриста – заработать на проценте от суммы списанного долга: заплатить антиколлектору 100 000 лучше, чем коллектору – 300 000.
.
Кто может стать коллектором
1. Образование.
Юридическое, экономическое, военное, педагогическое, психологическое.
Предпочтение отдается окончившим вузы правоохранительных органов или курсы коллекторов.
2. Опыт работы.
Лучший вариант – это сотрудник подразделения по взысканию задолженности в любом банке. Охотно берут стрессоустойчивых обзвонщиков из любых сфер (с юридическим или экономическим образованием).
3. Навыки:
- крайне важен навык общения;
- должен быть низкий уровень эмпатии (сопереживания);
- наличие навыков жесткого общения с антисоциальными элементами или с нелояльно настроенными клиентами;
- пользования компьютерными программами и интернет-сайтами, справочно-правовыми системами, базами данных, сервисами государственных органов;
- знание общих принципов бухгалтерского учета;
- знание иностранных языков;
- мобильность: работа коллектора связана с разъездами.
Выводы
- Коллектор - это обычный человек, профессиональные обязанности которого заключаются в разъяснении заемщикам отрицательных сторон их поведения.
- Не стоит испытывать страх перед этими людьми и избегать общения с ними.
- В случае превышения коллекторами полномочий и проявления агрессии, заемщики вправе обратиться за помощью в полицию.