СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Однозначные и многозначные слова 22

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Однозначные и многозначные слова 22

Просмотр содержимого документа
«Однозначные и многозначные слова 22»

Предмет Русский язык

Класс 5

Дата

Урок №

Тема урока. Однозначные и многозначные слова.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся умений точно определять лексическое значение однозначных и многозначных слов.

Задачи урока:

1)Образовательные:

- повторить изученный материал по теме «Лексическое значение слова»;

- усвоить материал об однозначных и многозначных словах;

- усвоить понятие «словарная статья».

2) Развивающие:

- закрепить умение определять лексическое значение слова и слово по его лексического значению;

- сформировать умение пользоваться словарём;

- сформировать умение определять лексическое значение многозначного слова;

- сформировать умение определять лексическое значение однозначность и многозначность слова по толковому словарю.

3) Воспитательные:

- способствовать воспитанию внимательности, усидчивости, любви к русскому языку.

Планируемые результаты:

Личностные:

Планировать и выполнять поставленные задачи; стремиться к взаимопониманию на основе общего интереса и уважения.

Метапредметные:

Регулятивные: определять цели учебной деятельности, искать средства ее осуществления; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Познавательные:  уметь отличать новое от уже известного, делать выводы.

Коммуникативные:  оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, работать в группе.

Предметные:

Знать определение понятий «однозначные и многозначные слова», уметь находить однозначные и многозначные слова в тексте.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Сценарий урока

1.Организация учебной деятельности. Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята! Я желаю вам успехов в изучении нового материала. Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу успеха.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работать будет старательно,

Слушать будем внимательно.

Метод «Фруктовый сад»

- У вас на парте есть яблочки разного цвета (зеленые - легко справлюсь со всеми заданиями; желтые- возможно возникнут трудности; красные - понадобится помощь товарищей, учителя)

- Подумайте, что вы ожидаете от сегодняшнего урока. Выберите то яблочко, которое отражает ваши ожидания.

2. Мотивационный этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка темы. Послушайте стихотворение А. Шибаева (название стихотворения не читает)

Лисичка

Доброй летней порой

Бродили по лесу с сестрой.

Хоть устали от ходьбы –

В кузовах у нас грибы.

Вдруг мне крикнула сестричка:

– Глянь, под елкою лисичка!

Я от елки – без оглядки,

Заблестели только пятки.

Я от страха онемел,

В стороне за пень присел.

Громко сердце бьется,

А сестра смеется:

– Нас не съест она, поверь,

То грибок такой, не зверь.


- О чем  говорится в стихотворении?

 - А сколько лексических значений имеет здесь слово лисичка?

 - Какие еще значения этого слова вы знаете? ( При ответе на вопрос можно воспользоваться  толковым словарем).

 - Предположите, какой будет тема урока. (Слова, которые имеют несколько значений.  Вариант: многозначные слова).

-  Чему мы должны сегодня научиться?
3.Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках?

- Что такое лексика?( словарный состав языка)

- Что такое лексикология? (раздел науки о языке, который изучает лексику)

- Что выражает лексическое значение слова?(содержание)

- Что выражает грамматическое значение слова? (форма)

Молодцы.

Вопросы:

- Какой кнопкой нельзя приколоть бумагу к стене?

- Какую грушу нельзя съесть?

- Одно или несколько значений имеют выделенные слова?

- Запишем словосочетания с данными словами, показав их многозначность.

(Например, канцелярская прикалывает бумагу к столу или стене. Кнопка звонка служит для того, чтобы на неё нажимать. Тогда раздастся мелодия или гудок. Кнопка на платье или другой одежде служит застёжкой; сладкая груша (фрукт), боксерская груша)).

- При затруднении можно обратиться к толковому словарю.

4.Первичное закрепление.(Умение отличать новое от уже известного)

Игра « Узнай слова» 

1. Подземная часть растения; часть зуба (Корень);

2. Они обычно для шитья;

И у ежа их видел я;

Бывают на сосне, на елке,

А называются (Иголки)

3.Часть предмета за которую берутся; письменная принадлежность (Ручка)

4. Право, я прическа – чудо

Заплети меня не худо.

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом (Коса)

5.Испорченная продукция; союз между мужчиной и женщиной (брак)

-Какие слова мы записали? Почему?

Рассмотрим рисунки (иллюстрации в учебнике стр.153).

1.Назвать изображённые на рисунке предметы. Устно составить словосочетания к рисункам.

2.Сравнить предметы: общее (названы одним словом), отличие (разные предметы).

3.Сколько ЛЗ имеет слово кисть в следующих сл/сч: кисть руки, кисть малярная, кисть винограда. Значит, это слово многозначное.

Вывод: многозначное – слово, имеющие несколько ЛЗ, однозначное – одно.

Осознание и осмысление материала

Форма организации деятельности обучающихся: по группам (РМ)

Игра «Найди пару» 

  • Назови каждый предмет.

  • Соедини линиями предметы, которые назвал одинаковым словом.

  • Вывод: многозначное слово называет разные предметы, в чём-то сходные между собой

Найди пару









5.Физкульминутка

- Давайте немного отдохнем.

Буратино потянулся,

Встал на ножки, повернулся.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Видно ключ  он не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

- Случайно ли мы выбрали такую физминутку?

-Подумайте. Какое отношение она имеет к уроку? (Предположения детей).      -Что искал Буратино?  (Ключ).

- Это слово однозначное или многозначное? Докажите.

6.Самостоятельная работа и проверка по эталону.

1)Определите и разбейте на 2 группы слова с однозначным лексическим значением и многозначным лексическим значением. Для выполнения используйте Толковый словарь учебника стр.175-184.

Айсберг, число, кабинет, озимь, маяк, поземка, шарада, окончание, проталина, аршин.

Распределите слова в тетрадях. (проверка с таблицей на доске или слайдом презентации)

Айсберг

Маяк

Поземка

шарада

Число

Кабинет

Озимь

Окончание

Проталина

Аршин


2.Предлагаю вам тесты  двух уровней: 1-ый тест для тех, кто сомневается; 2-ой тест для тех, кто уверен в себе.

-   В тесте №1 уже имеются вопросы и  есть часть ответа,  вам надо подобрать недостающее слово и найти правильный ответ.

-   В тесте №2 нет ответов, их надо подобрать и записать.

-   Определитесь, с каким тестом вы хотели бы поработать. Удачи!

( Работа в парах, тестовые задания на отдельных карточках).

Тест №1

  1. Подчеркни однозначное слово.

 Пурга, корень, лисичка   ………….

  1. Подчеркни многозначное слово.

Снеговик, земля, буква     ……….

  1. Отметь +,  многозначные слова:

 - имеют одно значение;

 - имеют много значений;

 - имеют одинаковые корни.

 4)  Как называются слова типа «КЛЮЧ». Отметь  + .

- однокоренные;

- однозначные;

- многозначные.

Тест №2

-  Закончите  предложения: 

1.Раздел  науки  о  языке,   в  котором  изучаются  значения  слов, называется…………. (лексика);

2.Любое слово имеет……значение

3.Смысл,  который  подразумевает  говорящий  при произнесении слова,   называется……….. (лексическим  значением);

4.Слова,  которые  имеют  одно  лексическое  значение, называются……….. (однозначными);

5.Слова,  которые  имеют  два  или  более  лексических  значений, называются………… (многозначными).

(Правильные ответы на доске или слайде)

7. Итог урока

Учитель читает загадку и задает вопрос

Не боится бегемота,
Но боится он лису.
На него идет охота
И в трамвае, и в лесу.
(заяц)

- Какое это слово по значению? Докажите. ( зверек отряда грызунов, безбилетный пассажир, а также зритель, морской заяц- млекопитающее семейства тюленей)

8.Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

- Обратимся к цели урока, которую мы поставили. (Научиться различать слова однозначные и многозначные).

- Выполнили ли мы её?

- Наш урок подошёл к концу. Опираясь на слайд, подведите итоги урока.

Каждому учащемуся предоставляется возможность поделиться своими впечатлениями об уроке, рассказать о своих «открытиях» и достижениях. Для построения своих высказываний учащиеся используют начало предложений из слайда.

  • Теперь я знаю…

  • Теперь я умею…

  • Теперь я буду употреблять в своей речи…

  • Мне было интересно…

  • Мне понравилось…

  • Мне было трудно…

В начале урока вы выбирали яблочко, которое отражает ваши ожидания, оправдались ли ваши ожидания. Как вы думаете почему? Какое яблочко вы бы выбрали сейчас?

Учитель комментирует и оценивает деятельность учащихся на уроке, благодарит за активную работу.

9.Домашнее задание

Средний уровень: определить значение слова «иголка»,

Достаточный уровень: составить словосочетания со словом «иголка» во всех его значениях.

Высокий уровень: составить предложения со словом «иголка» во всех его значениях.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!