Предмет Русский язык
Класс 5
Дата
Урок №
Тема урока. Однозначные и многозначные слова.
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся умений точно определять лексическое значение однозначных и многозначных слов.
Задачи урока:
1)Образовательные:
- повторить изученный материал по теме «Лексическое значение слова»;
- усвоить материал об однозначных и многозначных словах;
- усвоить понятие «словарная статья».
2) Развивающие:
- закрепить умение определять лексическое значение слова и слово по его лексического значению;
- сформировать умение пользоваться словарём;
- сформировать умение определять лексическое значение многозначного слова;
- сформировать умение определять лексическое значение однозначность и многозначность слова по толковому словарю.
3) Воспитательные:
- способствовать воспитанию внимательности, усидчивости, любви к русскому языку.
Планируемые результаты:
Личностные:
Планировать и выполнять поставленные задачи; стремиться к взаимопониманию на основе общего интереса и уважения.
Метапредметные:
Регулятивные: определять цели учебной деятельности, искать средства ее осуществления; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Познавательные: уметь отличать новое от уже известного, делать выводы.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, работать в группе.
Предметные:
Знать определение понятий «однозначные и многозначные слова», уметь находить однозначные и многозначные слова в тексте.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Сценарий урока
1.Организация учебной деятельности. Психологический настрой.
Здравствуйте, ребята! Я желаю вам успехов в изучении нового материала. Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу успеха.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будет старательно,
Слушать будем внимательно.
Метод «Фруктовый сад»
- У вас на парте есть яблочки разного цвета (зеленые - легко справлюсь со всеми заданиями; желтые- возможно возникнут трудности; красные - понадобится помощь товарищей, учителя)
- Подумайте, что вы ожидаете от сегодняшнего урока. Выберите то яблочко, которое отражает ваши ожидания.
2. Мотивационный этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка темы. Послушайте стихотворение А. Шибаева (название стихотворения не читает)
Лисичка
Доброй летней порой
Бродили по лесу с сестрой.
Хоть устали от ходьбы –
В кузовах у нас грибы.
Вдруг мне крикнула сестричка:
– Глянь, под елкою лисичка!
Я от елки – без оглядки,
Заблестели только пятки.
Я от страха онемел,
В стороне за пень присел.
Громко сердце бьется,
А сестра смеется:
– Нас не съест она, поверь,
То грибок такой, не зверь.
- О чем говорится в стихотворении?
- А сколько лексических значений имеет здесь слово лисичка?
- Какие еще значения этого слова вы знаете? ( При ответе на вопрос можно воспользоваться толковым словарем).
- Предположите, какой будет тема урока. (Слова, которые имеют несколько значений. Вариант: многозначные слова).
- Чему мы должны сегодня научиться?
3.Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках?
- Что такое лексика?( словарный состав языка)
- Что такое лексикология? (раздел науки о языке, который изучает лексику)
- Что выражает лексическое значение слова?(содержание)
- Что выражает грамматическое значение слова? (форма)
Молодцы.
Вопросы:
- Какой кнопкой нельзя приколоть бумагу к стене?
- Какую грушу нельзя съесть?
- Одно или несколько значений имеют выделенные слова?
- Запишем словосочетания с данными словами, показав их многозначность.
(Например, канцелярская прикалывает бумагу к столу или стене. Кнопка звонка служит для того, чтобы на неё нажимать. Тогда раздастся мелодия или гудок. Кнопка на платье или другой одежде служит застёжкой; сладкая груша (фрукт), боксерская груша)).
- При затруднении можно обратиться к толковому словарю.
4.Первичное закрепление.(Умение отличать новое от уже известного)
Игра « Узнай слова»
1. Подземная часть растения; часть зуба (Корень);
2. Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на елке,
А называются (Иголки)
3.Часть предмета за которую берутся; письменная принадлежность (Ручка)
4. Право, я прическа – чудо
Заплети меня не худо.
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом (Коса)
5.Испорченная продукция; союз между мужчиной и женщиной (брак)
-Какие слова мы записали? Почему?
Рассмотрим рисунки (иллюстрации в учебнике стр.153).
1.Назвать изображённые на рисунке предметы. Устно составить словосочетания к рисункам.
2.Сравнить предметы: общее (названы одним словом), отличие (разные предметы).
3.Сколько ЛЗ имеет слово кисть в следующих сл/сч: кисть руки, кисть малярная, кисть винограда. Значит, это слово многозначное.
Вывод: многозначное – слово, имеющие несколько ЛЗ, однозначное – одно.
Осознание и осмысление материала
Форма организации деятельности обучающихся: по группам (РМ)
Игра «Найди пару»
Назови каждый предмет.
Соедини линиями предметы, которые назвал одинаковым словом.
Вывод: многозначное слово называет разные предметы, в чём-то сходные между собой
Найди пару
5.Физкульминутка
- Давайте немного отдохнем.
Буратино потянулся,
Встал на ножки, повернулся.
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно ключ он не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
- Случайно ли мы выбрали такую физминутку?
-Подумайте. Какое отношение она имеет к уроку? (Предположения детей). -Что искал Буратино? (Ключ).
- Это слово однозначное или многозначное? Докажите.
6.Самостоятельная работа и проверка по эталону.
1)Определите и разбейте на 2 группы слова с однозначным лексическим значением и многозначным лексическим значением. Для выполнения используйте Толковый словарь учебника стр.175-184.
Айсберг, число, кабинет, озимь, маяк, поземка, шарада, окончание, проталина, аршин.
Распределите слова в тетрадях. (проверка с таблицей на доске или слайдом презентации)
Айсберг
Маяк
Поземка
шарада
Число
Кабинет
Озимь
Окончание
Проталина
Аршин
2.Предлагаю вам тесты двух уровней: 1-ый тест для тех, кто сомневается; 2-ой тест для тех, кто уверен в себе.
- В тесте №1 уже имеются вопросы и есть часть ответа, вам надо подобрать недостающее слово и найти правильный ответ.
- В тесте №2 нет ответов, их надо подобрать и записать.
- Определитесь, с каким тестом вы хотели бы поработать. Удачи!
( Работа в парах, тестовые задания на отдельных карточках).
Тест №1
Подчеркни однозначное слово.
Пурга, корень, лисичка ………….
Подчеркни многозначное слово.
Снеговик, земля, буква ……….
Отметь +, многозначные слова:
- имеют одно значение;
- имеют много значений;
- имеют одинаковые корни.
4) Как называются слова типа «КЛЮЧ». Отметь + .
- однокоренные;
- однозначные;
- многозначные.
Тест №2
- Закончите предложения:
1.Раздел науки о языке, в котором изучаются значения слов, называется…………. (лексика);
2.Любое слово имеет……значение
3.Смысл, который подразумевает говорящий при произнесении слова, называется……….. (лексическим значением);
4.Слова, которые имеют одно лексическое значение, называются……….. (однозначными);
5.Слова, которые имеют два или более лексических значений, называются………… (многозначными).
(Правильные ответы на доске или слайде)
7. Итог урока
Учитель читает загадку и задает вопрос
Не боится бегемота,
Но боится он лису.
На него идет охота
И в трамвае, и в лесу.
(заяц)
- Какое это слово по значению? Докажите. ( зверек отряда грызунов, безбилетный пассажир, а также зритель, морской заяц- млекопитающее семейства тюленей)
8.Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
- Обратимся к цели урока, которую мы поставили. (Научиться различать слова однозначные и многозначные).
- Выполнили ли мы её?
- Наш урок подошёл к концу. Опираясь на слайд, подведите итоги урока.
Каждому учащемуся предоставляется возможность поделиться своими впечатлениями об уроке, рассказать о своих «открытиях» и достижениях. Для построения своих высказываний учащиеся используют начало предложений из слайда.
В начале урока вы выбирали яблочко, которое отражает ваши ожидания, оправдались ли ваши ожидания. Как вы думаете почему? Какое яблочко вы бы выбрали сейчас?
Учитель комментирует и оценивает деятельность учащихся на уроке, благодарит за активную работу.
9.Домашнее задание
Средний уровень: определить значение слова «иголка»,
Достаточный уровень: составить словосочетания со словом «иголка» во всех его значениях.
Высокий уровень: составить предложения со словом «иголка» во всех его значениях.